Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0 от
27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 3 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса:
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
что человек часть природы и общества;
Понятия: тела, вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
Компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.
Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки. Съедобные и несъедобные грибы
Взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.
Некоторые взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное и положительное влияние людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе.
Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
Потребности людей, товары и услуги;
Роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;
Некоторые города России, их главные достопримечательности; страны граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту)
Учащиеся должны уметь:
Распознавать природные объекты с помощью атласа определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
Проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результат;
Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
Выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
Выполнять правила личной гигиены и безопасности; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром по очистке воды.
Владеть элементарными приемами чтения карты;
Приводить примеры городов Росси, стран-соседей Росси, стран зарубежной Европы и их столиц.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета, курса.
.
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
-В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий ,справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и т. д. )
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
-Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в жизни России в изучаемый период, оформлять результаты исследовательской работы, составлять план текста и небольшое письменное высказывание, формулировать выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критичного отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией, полученной из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-Донести свою точку зрения до других: высказать своё мнение и пытаться его обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи.
-Учиться уважительно относиться к позиции другого ,пытаться договариваться.
Предметные:
-Учиться понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия ,победы.
-Учиться уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
-Учиться осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
-Учиться осваивать доступные способы изучения природы и общества.
-Учиться устанавливать причинно- следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассников продолжится формирование ИКТ- компетентности:
-оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения, критически относится к информации и к выбору источника информации;
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации ,выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы к презентации.
Содержание тем учебного курса.
Распределение учебных часов по разделам
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | Количество проверочных работ | Количество тестов | Количество проектов | Диагностическая работа |
Как устроен мир | 6 | - | | - | - | 1 | - |
Эта удивительная природа | 18 | - | 7 | 1 | 1 | 1 | - |
Мы и наше здоровье | 10 | - | 2 | - | - | 1 | 1 |
Наша безопасность | 7 | - | 1 | 1 | 2 | 1 | - |
Чему учит экономика | 12 | - | 3 | - | 1 | 1 | - |
Путешествие по городам и странам | 15 | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
Содержание тем учебного курса.
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий».
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков. | Количест во часов | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения |
| Как устроен мир | 6 | | |
1 | Природа. | 1 | | |
2 | Человек. | 1 | | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | | |
4 | Общество. | 1 | | |
5 | Что такое экология. | 1 | | |
6 | Природа в опасности! | 1 | | |
| Эта удивительная природа | 18 | | |
7 | Тела, вещества, частицы.Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | 1 | | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа№2 « Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | | |
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха» | 1 | | |
10 | Вода Практическая работа № 4 «Свойства воды» | 1 | | |
11 | Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | 1 | | |
12 | Берегите воду! | 1 | | |
13 | Как разрушаются камни. | 1 | | |
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» | 1 | | |
15 | Разнообразие растений. | 1 | | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | | |
17 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | | |
18 | Охрана растений. Проверочная работа. | 1 | | |
19 | Разнообразие животных. | 1 | | |
20 | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | | |
22 | Охрана животных. | 1 | | |
23 | В царстве грибов. | 1 | | |
24 | Великий круговорот жизни. Тест №1 | 1 | | |
25 | Мы и наше здоровье. Организм человека. | 10 1 | | |
26 | Органы чувств. | 1 | | |
27 | Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 | | |
28 | Опора тела и движение. | 1 | | |
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1 | | |
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчёт ударов пульса» | 1 | | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа. | 1 | | |
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края». | 1 | | |
33 | Умей предупреждать болезни. | 1 | | |
34 | Здоровый образ жизни | 1 | | |
| Наша безопасность. | 7 | | |
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | | |
36 | Чтобы путь был счастливым. Тест №2 | 1 | | |
37 | Дорожные знаки. Тест № 3 | 1 | | |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | | |
39 | Опасные места | 1 | | |
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа. | 1 | | |
41 | Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» | 1 | | |
| Чему учит экономика. | 12 | | |
42 | Для чего нужна экономика. | 1 | | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | |
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые» | 1 | | |
45 | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | | |
46 | Животноводство. | 1 | | |
47 | Какая бывает промышленность. | 1 | | |
48 | Проект «Экономика родного края». | 1 | | |
49 | Что такое деньги. Практическая работа №12 «Знакомство с различными монетами» | 1 | | |
50 | Государственный бюджет. | 1 | | |
51 | Семейный бюджет. | 1 | | |
52 | Экономика и экология. Тест №4 | 1 | | |
53 | Экономика и экология. | 1 | | |
| Путешествие по городам и странам | 15 | | |
54 | Золотое кольцо России. | 1 | | |
55 | Золотое кольцо России | 1 | | |
56 | Золотое кольцо России | 1 | | |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | | |
58 | Наши ближайшие соседи. | 1 | | |
59 | На севере Европы. | 1 | | |
60 | Что такое Бенилюкс. | 1 | | |
61 | В центре Европы. | 1 | | |
62 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | | |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | | |
64 | На юге Европы. | 1 | | |
65 | По знаменитым местам мира. Тест №5 | 1 | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа. | 1 | | |
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» ИКТ | 1 | | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» ИКТ | 1 | | |