СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 3 классе педагога Вичевой Н. А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 3 классе педагога Вичевой Н. А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 3 классе педагога Вичевой Н. А.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»


Утверждено

приказом №255-0 от

27 августа 2021г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Окружающий мир»

педагога Вичевой Надежды Александровны

в 3 классе

на 2021 – 2022 учебный год



Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от 27. 08. 2021 года


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса:


К концу 3 класса учащиеся должны знать:

что человек часть природы и общества;

Понятия: тела, вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

Компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства.

Компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, и некоторые их отличительные признаки. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери их отличительные признаки. Съедобные и несъедобные грибы

Взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы.

Некоторые взаимосвязи между природой  и человеком: значение природы для человека, отрицательное и положительное  влияние людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе.

Строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

Потребности людей, товары и услуги;

Роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;

Некоторые города России, их главные достопримечательности; страны граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту)

Учащиеся должны уметь:

Распознавать природные объекты с помощью атласа определителя; различать наиболее распространенные в данной  местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

Проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результат;

Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

Выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

Выполнять правила личной гигиены и безопасности; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром по очистке воды.

Владеть элементарными приемами чтения карты;

Приводить примеры городов Росси, стран-соседей Росси, стран зарубежной Европы и их столиц.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета, курса.

.

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

-В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий ,справочников.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, таблица, схема, иллюстрация и т. д. )

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

-Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных  исторических событий в жизни России в изучаемый период, оформлять результаты исследовательской работы, составлять план текста и небольшое письменное высказывание, формулировать  выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критичного отношения к получаемой информации, сопоставление её  с информацией, полученной из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:


-Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

-Донести свою точку зрения до других: высказать своё мнение  и пытаться его обосновать, приводя аргументы.

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести  «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи.

-Учиться уважительно относиться к позиции другого ,пытаться договариваться.

  Предметные:


-Учиться понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия ,победы.

-Учиться уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

-Учиться осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

-Учиться осваивать доступные способы изучения природы и общества.

-Учиться устанавливать причинно- следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассников продолжится формирование ИКТ- компетентности:

-оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения, критически относится к информации и к выбору источника информации;

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации ,выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы к презентации.








Содержание тем учебного курса.



Распределение учебных часов по разделам

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ


Количество проверочных работ

Количество тестов

Количество проектов

Диагностическая работа

Как устроен мир


6

-


-

-

1

-

Эта удивительная природа


18

-

7

1

1

1

-

Мы и наше здоровье


10

-

2

-

-

1

1

Наша безопасность


7

-

1

1

2

1

-

Чему учит экономика


12

-

3

-

1

1

-

Путешествие по городам и странам


15

-

-

-

1

1

1



Содержание тем учебного курса.

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Проект: «Богатства, отданные людям»        

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Проект «Музей путешествий».















Календарно – тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем уроков.

Количест

во часов

Дата проведения по плану

Фактическая дата проведения


Как устроен мир

6



1

Природа.

1



2

Человек.

1



3

Проект «Богатства, отданные людям». 

1



4

Общество. 

1



5

Что такое экология. 

1



6

Природа в опасности!

1





Эта удивительная природа


18



7

Тела, вещества, частицы.Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

1



8

Разнообразие веществ. Практическая работа№2

« Обнаружение крахмала в продуктах питания» 

1



9

Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха»

1



10

Вода Практическая работа № 4 «Свойства воды»

1



11

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе»

1



12

Берегите воду! 

1



13

Как разрушаются камни. 

1



14

Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»

 

1



15

Разнообразие растений.

1



16

Солнце, растения и мы с вами.

1



17

Размножение и развитие растений. Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

1



18

Охрана растений.

Проверочная работа.

1



19

Разнообразие животных.

1



20

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

1



21

Размножение и развитие животных.

1



22

Охрана животных.

1



23

В царстве грибов.

1



24

Великий круговорот жизни. Тест №1

1




25

Мы и наше здоровье.


Организм человека.

10



1



26

Органы чувств.

1



27

Надёжная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи»

1



28

Опора тела и движение.

1



29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1



30

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчёт ударов пульса»

1



31

Проверим себя и оценим свои достижения. Промежуточная диагностическая работа.

1



32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края».

1



33

Умей предупреждать болезни.

1



34

Здоровый образ жизни

1




Наша безопасность.


7



35

Огонь, вода и газ.

1



36

Чтобы путь был счастливым. Тест №2

1



37

Дорожные знаки. Тест № 3

1



38

Проект «Кто нас защищает»

1



39

Опасные места

1



40

Природа и наша безопасность. Проверочная работа.

1



41

Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

1




Чему учит экономика.


12



42

Для чего нужна экономика.

1



43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1



44

Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Полезные ископаемые»

1



45

Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

1



46

Животноводство.

1



47

Какая бывает промышленность.

1



48

Проект «Экономика родного края».

1



49

Что такое деньги. Практическая работа №12 «Знакомство с различными монетами»

1



50

Государственный бюджет.

1



51

Семейный бюджет.

1



52

Экономика и экология. Тест №4

1



53

Экономика и экология.

1




Путешествие по городам и странам


15




54

Золотое кольцо России.

1



55

Золотое кольцо России

1



56

Золотое кольцо России

1



57

Проект «Музей путешествий»

1



58

Наши ближайшие соседи.

1



59

На севере Европы.

1



60

Что такое Бенилюкс.

1



61

В центре Европы.

1



62

По Франции и Великобритании (Франция).

1



63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1



64

На юге Европы.

1



65

По знаменитым местам мира. Тест №5

1



66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа.

1



67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» ИКТ

1



68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» ИКТ

1






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!