СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для 3 класса вариант 2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для 3 класса вариант 2 СИПР»









  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 3А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 69 часов.


Цель уроков окружающего природного мира – формирование и совершенствование имеющихся представлений о свойствах живой и неживой природы, о зависимостях природных явлений от сезонных изменений, о роли и деятельности человека в природе, совершенствование практической ориентировки в ближнем предметном окружении повседневной жизни.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный и животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы», «Труд людей в природе».


2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета для обучающихся 3 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в процессе обучения.


Личностные результаты

Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии:

  • проявляют интерес к объектам живой и неживой природы, к изменениям в природе;

  • положительно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы;

  • знают и называют знакомые объекты неживой природы;

  • знают их основное назначение в жизни и деятельности человека, некоторые изменения свойств объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;

  • учитывают свойства объектов неживой природы в повседневной жизни, различают «живое/неживое»;

  • устанавливают наиболее легко воспринимаемые причинно-следственные зависимости в мире природы.

  • проявляют устойчивый интерес к изменению свойств объектов живой и неживой природы;

  • активно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы, (в том числе по поручению учителя или другого взрослого).

Предметные результаты:

  • понимают и называют знакомые объекты неживой природы, соотносят их с деятельностью человека;

  • могут объяснить словом или показать предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы;

  • имеют элементарные представления о свойствах объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;

  • учитывают свойства объектов неживой природы в повседневной жизни;

  • определяют текущее состояние погоды или природного явления (холодно, тепло, жарко, дождливо, ветрено, сухо);

  • выделяют основные признаки смены времен года (на иллюстрациях).

Базовые учебные действия:

  • проявляют устойчивый интерес и активность в практических действиях с объектами неживой природы;

  • совершают выбор предметно-преобразующего действия с объектами неживой природы, учитывая особенность бытовой ситуации;

  • учитывают свойства некоторых объектов неживой природы с учетом ситуации.

Программа «Окружающий природный мир» направлена на совершенствование и расширение системных знаний об окружающей природе, о предметно-преобразующих действиях в ней; ориентирует обучающихся на уважительное отношение к предметно-преобразующей деятельности человека и к ее экологической составляющей.


3.Основное содержание предмета

Учебный предмет включает 4 раздела:

«Растительный и животный мир»,

«Временные представления»,

«Объекты неживой природы»,

«Труд людей в природе».

Каждый из этих разделов имеет свою специфику, реализуется в 4 направлениях:

«Осень»,

«Зима»,

«Весна»,

«Лето».

Содержание программы направлено на формирование системных представлений обучающихся об окружающем природном мире, а также на расширение практических умений в процессе социально-значимых действий с объектами живой и неживой природы.

Обучение может быть реализовано в разных формах: во время урока, в процессе индивидуальных занятий, во внеурочных мероприятиях (во ходе экскурсий, на прогулках).


п/п

Раздел

Количество часов

1

Объекты неживой природы

9

2

Растительный и животный мир

40

3

Временные представления

11

4

Труд людей в природе

9


Итого

69



Раздел

Задачи

1. Растительный и животный мир



- формировать представления об объектах растительного мира, их узнавание в реалии и на иллюстрациях (цветы, деревья, кусты, фрукты, овощи),

- совершенствовать интерес к восприятию и узнаванию объектов животного мира в реалии и в иллюстрациях (животные, птицы, насекомые, рыбы);

- формировать представления о фруктах и ягодах (уточнять вкус и признаки: вишни, винограда, арбуза, дыни,

- формировать наблюдательность и представления об образе жизни животных и птиц, о среде обитания зверей,

- учить узнавать знакомых животных по их голосам, по описанию внешних свойств и образа жизни (петух, гусь; ворона, ласточка; еж, лось; лошадь, свинья)

- учить обобщать словом "овощи" (картофель, томаты, огурец, морковь, свекла и др.);

- учить классифицировать овощи-фрукты;

-учить классифицировать звери- птицы;

- уточнять конкретные факты развивающейся живой природы, близкие детям по ежедневному опыту,

- расширять представления о сезонных изменениях в растительном и животном мире,

- знакомить детей с трудом взрослых в разное время года,

- организовывать наблюдение за трудом взрослых по уходу за животными, учить выполнять доступные действия: кормить животных (рыбок в аквариуме),

- продолжать воспитывать положительное отношение к растениям и животным, к трудовым действиям в природе: поливать растения, рыхлить землю, выполнять посадку цветов (лука),

- закреплять в речевых высказываниях и в рисунках свои наблюдения за растениями и животным миром.


Осень наступила!


Уточнение представлений о строении растений. Различение деревьев и кустарников. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Изменения, происходящие в жизни растений в разное время года.

Закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты», названия различных овощей и фруктов, знание характерных свойств овощей и фруктов.

Уточнение представлений о грибах (строении, месте произрастания).

Расширять представления детей об овощах и фруктах.

Знакомить детей с деревьями и кустарниками. Научить различать деревья и кустарники.

Дать представление о том, как выращивают хлеб.

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении.

Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Дать представление о 2-3 видах лесных ягод, грибов.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет).

Животные. Расширение представлений о диких животных. Расширение представлений детей о многообразии птиц. Дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь, белка. Знакомство с ежом. Внешний вид диких животных, соотнесение изменений, происходящих в жизни животных с временем года. Птицы (утка, курица, голубь, воробей).

Голоса животных и птиц.

Представления: о рыбах, Обучение ухаживать за рыбками в аквариуме, наблюдать за ними, рассматривать их строение.


Зима пришла.

Характерные признаки растительного мира в зимний период.

Дать элементарное понятие о пользе для здоровья человека природных витаминов. Способы переработки фруктов. Расширение представлений о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить Различение комнатных растения по внешнему виду, фиалка- герань, приобщение к ухаживанию за растениями.

Поведение диких животных в зимний период: медведь спит в берлоге, лиса охотится на зайцев, белка грызет орешки, заяц меняет шубку и т.д. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц). Где они живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.

Домашние животные: кошка, собака, корова. Питание домашних животных. Группа - «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными.

Домашние птицы (курица (петух) гусь). Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц.

Группа - «домашние птицы». Зимующие птицы (ворона, воробей).

Познакомить детей с обитателями аквариума.

Весенние деньки.

Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, подснежник); Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).

Расширение и уточнение представлений детей о цветах (луговых, полевых, лесных, садовых), строением, пользой, условиях роста цветов. Умение выявлять причины происходящих изменений растения.

Детеныши диких и домашних животных. Расширять представления о еже.

Обучение составлять описательный рассказ о животном по картинному плану. Дать представление об экологической цепочке в природе. Перелетные птицы (скворец, грач). Питание птиц. Группа «перелетные птицы». Значение птиц в жизни человека, в природе.

Насекомые (жук, бабочка муха). Способы передвижения насекомых. Насекомые в жизни человека, в природе.

Скоро лето.

Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, роза). Уход за растениями на клумбе (полив и рыхление, прополка растений на клумбе).

Животные и насекомые. Названия, способы передвижения.

2. Временные представления


- воспитывать интерес к наблюдению за изменениями объектов и явлений в природе и погоде (солнечная или дождливая, ветреная погода, снегопад),

- расширить представления о цикличности в природе: сезонных изменениях (осень, зима, весна, лето), о суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь),

- закрепить и расширить представления о взаимосвязи жизни и деятельности людей с сезонными и суточными изменениями,

- воспитывать основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе,

- формировать умения фиксировать в речевых высказываниях свой жизненный опыт с сезонными и суточными изменениями.

«Осень наступила!»


Явление природы –«Осень», характерные признаки; элементарные взаимосвязи «идет дождь – на земле появились лужи», «дует ветер – качаются ветки деревьев», «стало холодно –наденем шапочку, куртку».

Представление о годе и последовательности сезонов. Изменения, происходящие в жизни человека, в природе в разное время года (установление простейших причинно-следственных связей).

Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц. Значение домашних птиц в жизни человека.

Зима пришла.

Явление природы – «Зима», характерные признаки, элементарные взаимосвязи: падает снег – холодно, мороз, наденем шапку, шубу и рукавички. Формировать умение правильно вести себя на природе, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Представление о годе как о последовательности сезонов. Изменения, происходящие в жизни человека (занятия) зимой.

Жизнь зверей и птиц в зимний период.

Весенние деньки

Явление природы –«Весна», характерные признаки, элементарные взаимосвязи: пригревает солнце – тает снег, грачи прилетели.

Изменения, происходящие в жизни человека в разное время года (труд весной, приобщение к труду: посев семян, посадка цветов и др.). Явление природы (капель). Соотнесение явлений природы с временем года.

Скоро лето!

Признаки лета. Летние развлечения и отдых. Яркие объекты и явления природы. Сезонные изменения в природе. Дары лета (теплота, красота природы. Фрукты, овощи, грибы).

Объекты неживой природы

- расширить знакомство с внешними признаками и свойствами объектов неживой природы (вода-льется, песок-сыплется, камни-твердые и жесткие, земля – мнется),

- закрепить представлений об использовании объектов неживой природы в жизни и деятельности человека - формировать способы восприятия и умения наблюдать за изменениями свойств объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями,

- формировать умения использовать объекты неживой природы в своей практической деятельности и фиксировать эти действия в своих речевых высказываниях,

- учить различать понятия «живые/неживые»,

- создавать условия для воспитания положительного взаимодействия со сверстниками в процессе выполнения предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы (поливать растения, сажать лук, рыхлить землю и др.);

- формировать динамичные представления о неживой природе, закрепленных в слове (вода в виде дождя, снега и льда; вода может быть в ручье, озере, пруду, море, океане, кране, в колодце; она важна для здоровья, питания, работы техники, для растений и др.),

- формировать умения устанавливать наиболее легко воспринимаемые причинно-следственные зависимости в мире природы (мороз - вода замерзла, получился лед; тепло- лед растаял, получилась вода и др.),

- формировать умения устанавливать зависимостей между миром живо и неживой природы, простейших взаимосвязей в природных явлениях (дождь прошел – мокрые и чистые крыши домов и улиц; полил цветок- он расцвел; помыли водой посуду- она стал чистая и т.п.).

Осень наступила

Воздух. Солнце. Понимание значения воздух и солнца в жизни человека и природы.

Вода - жидкость Вода в природе: дождь, пар. Значение воды в природе и для человека.

Основные состояния погоды: холодно, тепло, пасмурно.

Зима пришла.

Вода. Вода в природе, снег и лед. Свойства воды. Значение воды в природе и для человека.

Почва. Почва в цветочных горшках (ознакомление с внешним видом, определение твердости на ощупь). Значение почвы для роста растений.

Весенние деньки.

Вода. Вода в природе, сосульки, капель, ручьи. Свойства воды.

Песок.

Скоро лето.

Представления о солнце, его влияние на живую и неживую природу (польза и вред); продолжительность дня и ночи; особенности осадков в разное время года.

Труд людей в природе

- познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью),

- учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы.

- включение в общественно полезную деятельность: работа на пришкольном участке, благоустройство на территории школы;

- воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Осень наступила

Привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зима пришла.

Сгребание снега к стволам деревьев и кустарникам, со скамеек; посыпание дорожек песком; выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды.

Весенние деньки.

Привлечение к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.

Скоро лето.

Рыхление почвы, прополка и окучивание, полив грядок и клумб из лейки.



4. Календарно-тематическое планирование



№ 

п/п

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

Фактически

Неживая природа. Золотая осень

01.09


Знакомство с характерными признаками времени года, погодными изменениями, их влиянием на жизнь человека.

03.09


Прогулка "По следам осени".

08.09


Урок - эксперимент "Откуда ветер дует?" (свойства воздуха)

10.09


Живая природа. Деревья и кусты.

15.09


Клен.

17.09


Шиповник.

22.09


Во саду ли, в огороде: Овощи.

24.09


Различение овоща на иллюстрациях, пиктограммах.

29.09


Во саду ли, в огороде: Фрукты

01.10


Различение фрукта на иллюстрациях, пиктограммах.

06.10


Царство грибов. Обзор представителей царства грибов.

08.10


Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно.

13.10


Как звери к зиме готовились. Беседа о диких животных

15.10


Обобщение «дикие животные». Дидактическая игра «Чей хвост?»

20.10


Знакомьтесь: ёж! Уточнение и обогащение представлений о еже.

22.10


Составление описательного рассказа о животном.

27.10


"Куда улетают птицы?" Общие представления о птицах: внешний вид, образ жизни, питание.

29.10


Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы".

10.11


Рыбы. Беседа о строении, образе жизни рыбы.

12.11


Узнавание рыб на картинках. Отличие от птиц и зверей.

17.11


Проказы Матушки – зимы.

19.11


Зима в жизни человека.

24.11


Вырезание снежинок.

26.11


Зимние забавы.

01.12


Ознакомление с зимними видами спорта.

03.12


Урок - экспериментирование "Ледяные и цветные фигурки ".

08.12


Елочка-колкая иголочка.

10.12


Что растёт на подоконнике?

15.12


Уход за комнатными растениями.

17.12


Зимовье зверей.

22.12


Сравнение с дикими животными. Д/и «Кто что ест?

24.12


Домашние животные. Свинья. Подражание.

12.01


Сравнение птиц с животными.

14.01


Домашние птицы. Курица, петух.

19.01


Домашние птицы. Гусь.

21.01


Зимующие птицы. Различение зимующих птиц по голосам и внешнему виду.

26.01


Зимующие птицы. Голубь.

28.01


Почва. Отличие от песка. Беседа о значении.

02.02


Посадка лука.

04.02


Промежуточная аттестация.

09.02


Весна идет!

11.02


Изменения в жизни человека в весенний период.

16.02


Куда исчез снеговик?

18.02


Изменения в природе.

25.02


Песок. Игры с песком.

02.03


Камни. Игры с камешками.

04.03


Вода в природе.

09.03


Значение воды в жизни человека. Игры с водой.

11.03


Весенний парк.

16.03


Плодовые деревья. Яблоня.

18.03


Птицы прилетели. Скворец.

30.03


Птицы прилетели. Грач.

01.04


Различение птиц по голосам.

06.04


Животные и их детеныши.

08.04


Сезонные изменения в жизни диких животных.

13.04


Насекомые. Муха.

15.04


Насекомые. Муравей.

20.04


"Какое оно- ЛЕТО?"

22.04


Систематизация представлений о временах года.

27.04


Различение дня и ночи по наличию Солнца.

29.04


«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

04.05


Цветы на клумбе.

06.05


Уход за растениями на клумбе.

11.05


Узнавание, различение садовых цветочно-декоративных растений.

13.05


Урок - обобщение (викторина)

18.05


Группировка по названиям растений и животных.

20.05


Праздник мыльных пузырей.

25.05


Итоговая аттестация.

27.05




5. Методические материалы.

  1. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.

  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.

  4. Обучение, воспитание и трудовая подготовка  детей   с глубокими нарушениями интеллекта. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

аудиомагнитофон,

мультимедиапроектор; экран,

экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);

видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;

классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  1. наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;

  2. пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

  3. объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

  4. модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;

  5. конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;

натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;

  1. учебно -практическое оборудование:

игровой материал для сюжетных дидактических игр;

оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;

оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!