Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 3А класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 69 часов.
Цель уроков окружающего природного мира – формирование и совершенствование имеющихся представлений о свойствах живой и неживой природы, о зависимостях природных явлений от сезонных изменений, о роли и деятельности человека в природе, совершенствование практической ориентировки в ближнем предметном окружении повседневной жизни.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный и животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы», «Труд людей в природе».
2. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета для обучающихся 3 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в процессе обучения.
Личностные результаты
Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии:
проявляют интерес к объектам живой и неживой природы, к изменениям в природе;
положительно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы;
знают и называют знакомые объекты неживой природы;
знают их основное назначение в жизни и деятельности человека, некоторые изменения свойств объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;
учитывают свойства объектов неживой природы в повседневной жизни, различают «живое/неживое»;
устанавливают наиболее легко воспринимаемые причинно-следственные зависимости в мире природы.
проявляют устойчивый интерес к изменению свойств объектов живой и неживой природы;
активно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы, (в том числе по поручению учителя или другого взрослого).
Предметные результаты:
понимают и называют знакомые объекты неживой природы, соотносят их с деятельностью человека;
могут объяснить словом или показать предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы;
имеют элементарные представления о свойствах объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;
учитывают свойства объектов неживой природы в повседневной жизни;
определяют текущее состояние погоды или природного явления (холодно, тепло, жарко, дождливо, ветрено, сухо);
выделяют основные признаки смены времен года (на иллюстрациях).
Базовые учебные действия:
проявляют устойчивый интерес и активность в практических действиях с объектами неживой природы;
совершают выбор предметно-преобразующего действия с объектами неживой природы, учитывая особенность бытовой ситуации;
учитывают свойства некоторых объектов неживой природы с учетом ситуации.
Программа «Окружающий природный мир» направлена на совершенствование и расширение системных знаний об окружающей природе, о предметно-преобразующих действиях в ней; ориентирует обучающихся на уважительное отношение к предметно-преобразующей деятельности человека и к ее экологической составляющей.
3.Основное содержание предмета
Учебный предмет включает 4 раздела:
«Растительный и животный мир»,
«Временные представления»,
«Объекты неживой природы»,
«Труд людей в природе».
Каждый из этих разделов имеет свою специфику, реализуется в 4 направлениях:
«Осень»,
«Зима»,
«Весна»,
«Лето».
Содержание программы направлено на формирование системных представлений обучающихся об окружающем природном мире, а также на расширение практических умений в процессе социально-значимых действий с объектами живой и неживой природы.
Обучение может быть реализовано в разных формах: во время урока, в процессе индивидуальных занятий, во внеурочных мероприятиях (во ходе экскурсий, на прогулках).
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Объекты неживой природы | 9 |
2 | Растительный и животный мир | 40 |
3 | Временные представления | 11 |
4 | Труд людей в природе | 9 |
| Итого | 69 |
Раздел | Задачи |
1. Растительный и животный мир | - формировать представления об объектах растительного мира, их узнавание в реалии и на иллюстрациях (цветы, деревья, кусты, фрукты, овощи), - совершенствовать интерес к восприятию и узнаванию объектов животного мира в реалии и в иллюстрациях (животные, птицы, насекомые, рыбы); - формировать представления о фруктах и ягодах (уточнять вкус и признаки: вишни, винограда, арбуза, дыни, - формировать наблюдательность и представления об образе жизни животных и птиц, о среде обитания зверей, - учить узнавать знакомых животных по их голосам, по описанию внешних свойств и образа жизни (петух, гусь; ворона, ласточка; еж, лось; лошадь, свинья) - учить обобщать словом "овощи" (картофель, томаты, огурец, морковь, свекла и др.); - учить классифицировать овощи-фрукты; -учить классифицировать звери- птицы; - уточнять конкретные факты развивающейся живой природы, близкие детям по ежедневному опыту, - расширять представления о сезонных изменениях в растительном и животном мире, - знакомить детей с трудом взрослых в разное время года, - организовывать наблюдение за трудом взрослых по уходу за животными, учить выполнять доступные действия: кормить животных (рыбок в аквариуме), - продолжать воспитывать положительное отношение к растениям и животным, к трудовым действиям в природе: поливать растения, рыхлить землю, выполнять посадку цветов (лука), - закреплять в речевых высказываниях и в рисунках свои наблюдения за растениями и животным миром. |
Осень наступила! | Уточнение представлений о строении растений. Различение деревьев и кустарников. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Изменения, происходящие в жизни растений в разное время года. Закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты», названия различных овощей и фруктов, знание характерных свойств овощей и фруктов. Уточнение представлений о грибах (строении, месте произрастания). Расширять представления детей об овощах и фруктах. Знакомить детей с деревьями и кустарниками. Научить различать деревья и кустарники. Дать представление о том, как выращивают хлеб. Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. Дать представление о 2-3 видах лесных ягод, грибов. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Животные. Расширение представлений о диких животных. Расширение представлений детей о многообразии птиц. Дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь, белка. Знакомство с ежом. Внешний вид диких животных, соотнесение изменений, происходящих в жизни животных с временем года. Птицы (утка, курица, голубь, воробей). Голоса животных и птиц. Представления: о рыбах, Обучение ухаживать за рыбками в аквариуме, наблюдать за ними, рассматривать их строение. |
Зима пришла. | Характерные признаки растительного мира в зимний период. Дать элементарное понятие о пользе для здоровья человека природных витаминов. Способы переработки фруктов. Расширение представлений о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить Различение комнатных растения по внешнему виду, фиалка- герань, приобщение к ухаживанию за растениями. Поведение диких животных в зимний период: медведь спит в берлоге, лиса охотится на зайцев, белка грызет орешки, заяц меняет шубку и т.д. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц). Где они живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Домашние животные: кошка, собака, корова. Питание домашних животных. Группа - «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Домашние птицы (курица (петух) гусь). Уточнять названия и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей. Учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. Группа - «домашние птицы». Зимующие птицы (ворона, воробей). Познакомить детей с обитателями аквариума. |
Весенние деньки. | Дикорастущие цветочно-декоративные растения (ромашка, подснежник); Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). Расширение и уточнение представлений детей о цветах (луговых, полевых, лесных, садовых), строением, пользой, условиях роста цветов. Умение выявлять причины происходящих изменений растения. Детеныши диких и домашних животных. Расширять представления о еже. Обучение составлять описательный рассказ о животном по картинному плану. Дать представление об экологической цепочке в природе. Перелетные птицы (скворец, грач). Питание птиц. Группа «перелетные птицы». Значение птиц в жизни человека, в природе. Насекомые (жук, бабочка муха). Способы передвижения насекомых. Насекомые в жизни человека, в природе. |
Скоро лето. | Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, роза). Уход за растениями на клумбе (полив и рыхление, прополка растений на клумбе). Животные и насекомые. Названия, способы передвижения. |
2. Временные представления | - воспитывать интерес к наблюдению за изменениями объектов и явлений в природе и погоде (солнечная или дождливая, ветреная погода, снегопад), - расширить представления о цикличности в природе: сезонных изменениях (осень, зима, весна, лето), о суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), - закрепить и расширить представления о взаимосвязи жизни и деятельности людей с сезонными и суточными изменениями, - воспитывать основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе, - формировать умения фиксировать в речевых высказываниях свой жизненный опыт с сезонными и суточными изменениями. |
«Осень наступила!» | Явление природы –«Осень», характерные признаки; элементарные взаимосвязи «идет дождь – на земле появились лужи», «дует ветер – качаются ветки деревьев», «стало холодно –наденем шапочку, куртку». Представление о годе и последовательности сезонов. Изменения, происходящие в жизни человека, в природе в разное время года (установление простейших причинно-следственных связей). Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц. Значение домашних птиц в жизни человека. |
Зима пришла. | Явление природы – «Зима», характерные признаки, элементарные взаимосвязи: падает снег – холодно, мороз, наденем шапку, шубу и рукавички. Формировать умение правильно вести себя на природе, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Представление о годе как о последовательности сезонов. Изменения, происходящие в жизни человека (занятия) зимой. Жизнь зверей и птиц в зимний период. |
Весенние деньки | Явление природы –«Весна», характерные признаки, элементарные взаимосвязи: пригревает солнце – тает снег, грачи прилетели. Изменения, происходящие в жизни человека в разное время года (труд весной, приобщение к труду: посев семян, посадка цветов и др.). Явление природы (капель). Соотнесение явлений природы с временем года. |
Скоро лето! | Признаки лета. Летние развлечения и отдых. Яркие объекты и явления природы. Сезонные изменения в природе. Дары лета (теплота, красота природы. Фрукты, овощи, грибы). |
Объекты неживой природы | - расширить знакомство с внешними признаками и свойствами объектов неживой природы (вода-льется, песок-сыплется, камни-твердые и жесткие, земля – мнется), - закрепить представлений об использовании объектов неживой природы в жизни и деятельности человека - формировать способы восприятия и умения наблюдать за изменениями свойств объектов неживой природы в соответствии с сезонными изменениями, - формировать умения использовать объекты неживой природы в своей практической деятельности и фиксировать эти действия в своих речевых высказываниях, - учить различать понятия «живые/неживые», - создавать условия для воспитания положительного взаимодействия со сверстниками в процессе выполнения предметно-преобразующих действий с объектами неживой и живой природы (поливать растения, сажать лук, рыхлить землю и др.); - формировать динамичные представления о неживой природе, закрепленных в слове (вода в виде дождя, снега и льда; вода может быть в ручье, озере, пруду, море, океане, кране, в колодце; она важна для здоровья, питания, работы техники, для растений и др.), - формировать умения устанавливать наиболее легко воспринимаемые причинно-следственные зависимости в мире природы (мороз - вода замерзла, получился лед; тепло- лед растаял, получилась вода и др.), - формировать умения устанавливать зависимостей между миром живо и неживой природы, простейших взаимосвязей в природных явлениях (дождь прошел – мокрые и чистые крыши домов и улиц; полил цветок- он расцвел; помыли водой посуду- она стал чистая и т.п.). |
Осень наступила | Воздух. Солнце. Понимание значения воздух и солнца в жизни человека и природы. Вода - жидкость Вода в природе: дождь, пар. Значение воды в природе и для человека. Основные состояния погоды: холодно, тепло, пасмурно. |
Зима пришла. | Вода. Вода в природе, снег и лед. Свойства воды. Значение воды в природе и для человека. Почва. Почва в цветочных горшках (ознакомление с внешним видом, определение твердости на ощупь). Значение почвы для роста растений. |
Весенние деньки. | Вода. Вода в природе, сосульки, капель, ручьи. Свойства воды. Песок. |
Скоро лето. | Представления о солнце, его влияние на живую и неживую природу (польза и вред); продолжительность дня и ночи; особенности осадков в разное время года. |
Труд людей в природе | - познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью), - учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. - включение в общественно полезную деятельность: работа на пришкольном участке, благоустройство на территории школы; - воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку. |
Осень наступила | Привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. |
Зима пришла. | Сгребание снега к стволам деревьев и кустарникам, со скамеек; посыпание дорожек песком; выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды. |
Весенние деньки. | Привлечение к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. |
Скоро лето. | Рыхление почвы, прополка и окучивание, полив грядок и клумб из лейки. |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | Фактически |
| Неживая природа. Золотая осень | 01.09 | |
| Знакомство с характерными признаками времени года, погодными изменениями, их влиянием на жизнь человека. | 03.09 | |
| Прогулка "По следам осени". | 08.09 | |
| Урок - эксперимент "Откуда ветер дует?" (свойства воздуха) | 10.09 | |
| Живая природа. Деревья и кусты. | 15.09 | |
| Клен. | 17.09 | |
| Шиповник. | 22.09 | |
| Во саду ли, в огороде: Овощи. | 24.09 | |
| Различение овоща на иллюстрациях, пиктограммах. | 29.09 | |
| Во саду ли, в огороде: Фрукты | 01.10 | |
| Различение фрукта на иллюстрациях, пиктограммах. | 06.10 | |
| Царство грибов. Обзор представителей царства грибов. | 08.10 | |
| Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба тактильно. | 13.10 | |
| Как звери к зиме готовились. Беседа о диких животных | 15.10 | |
| Обобщение «дикие животные». Дидактическая игра «Чей хвост?» | 20.10 | |
| Знакомьтесь: ёж! Уточнение и обогащение представлений о еже. | 22.10 | |
| Составление описательного рассказа о животном. | 27.10 | |
| "Куда улетают птицы?" Общие представления о птицах: внешний вид, образ жизни, питание. | 29.10 | |
| Сравнение зверей и птиц. Группа - "перелетные птицы". | 10.11 | |
| Рыбы. Беседа о строении, образе жизни рыбы. | 12.11 | |
| Узнавание рыб на картинках. Отличие от птиц и зверей. | 17.11 | |
| Проказы Матушки – зимы. | 19.11 | |
| Зима в жизни человека. | 24.11 | |
| Вырезание снежинок. | 26.11 | |
| Зимние забавы. | 01.12 | |
| Ознакомление с зимними видами спорта. | 03.12 | |
| Урок - экспериментирование "Ледяные и цветные фигурки ". | 08.12 | |
| Елочка-колкая иголочка. | 10.12 | |
| Что растёт на подоконнике? | 15.12 | |
| Уход за комнатными растениями. | 17.12 | |
| Зимовье зверей. | 22.12 | |
| Сравнение с дикими животными. Д/и «Кто что ест? | 24.12 | |
| Домашние животные. Свинья. Подражание. | 12.01 | |
| Сравнение птиц с животными. | 14.01 | |
| Домашние птицы. Курица, петух. | 19.01 | |
| Домашние птицы. Гусь. | 21.01 | |
| Зимующие птицы. Различение зимующих птиц по голосам и внешнему виду. | 26.01 | |
| Зимующие птицы. Голубь. | 28.01 | |
| Почва. Отличие от песка. Беседа о значении. | 02.02 | |
| Посадка лука. | 04.02 | |
| Промежуточная аттестация. | 09.02 | |
| Весна идет! | 11.02 | |
| Изменения в жизни человека в весенний период. | 16.02 | |
| Куда исчез снеговик? | 18.02 | |
| Изменения в природе. | 25.02 | |
| Песок. Игры с песком. | 02.03 | |
| Камни. Игры с камешками. | 04.03 | |
| Вода в природе. | 09.03 | |
| Значение воды в жизни человека. Игры с водой. | 11.03 | |
| Весенний парк. | 16.03 | |
| Плодовые деревья. Яблоня. | 18.03 | |
| Птицы прилетели. Скворец. | 30.03 | |
| Птицы прилетели. Грач. | 01.04 | |
| Различение птиц по голосам. | 06.04 | |
| Животные и их детеныши. | 08.04 | |
| Сезонные изменения в жизни диких животных. | 13.04 | |
| Насекомые. Муха. | 15.04 | |
| Насекомые. Муравей. | 20.04 | |
| "Какое оно- ЛЕТО?" | 22.04 | |
| Систематизация представлений о временах года. | 27.04 | |
| Различение дня и ночи по наличию Солнца. | 29.04 | |
| «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | 04.05 | |
| Цветы на клумбе. | 06.05 | |
| Уход за растениями на клумбе. | 11.05 | |
| Узнавание, различение садовых цветочно-декоративных растений. | 13.05 | |
| Урок - обобщение (викторина) | 18.05 | |
| Группировка по названиям растений и животных. | 20.05 | |
| Праздник мыльных пузырей. | 25.05 | |
| Итоговая аттестация. | 27.05 | |
5. Методические материалы.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. МаллерА,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
аудиомагнитофон,
мультимедиапроектор; экран,
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);
видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;.
цифровые образовательные ресурсы:
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
учебно -практическое оборудование:
игровой материал для сюжетных дидактических игр;
оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).