СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "окружающий природный мир" 5 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), СИПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "окружающий природный мир" 5 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , ТМНР (вариант 2), СИПР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "окружающий природный мир" 5 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), СИПР.»

3. Окружающий мир

    1. Окружающий природный мир:

5 класс

(2ч. в неделю, 68 часов в год.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели учебного предмета:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.


Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:

  • интерес к объектам и явлениям неживой природы;

  • расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);

  • представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

  • умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

  • интерес к объектам живой природы;

  • расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);

  • опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

  • умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).

3) элементарные представления о течении времени:

  • умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года;

  • представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.


Личностные учебные действия

- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.

- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

- использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения.

- владение способами социального взаимодействия (диалог, подражание, высказывание, совместное обсуждение проблемы и результата), речевых коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности (ориентация на общие цели, правила, взаимодействия), эмоциональная саморегуляция в ситуациях (сопереживание, сдерживание негативных эмоциональных проявлений).

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей


Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.


Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения


Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

устанавливать видо-родовые отношения предметов


Базовые учебные действия.

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные компетенции.

Названия растений (дерево, куст, трава), частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавать (различать) деревья (ель, сосна), овощи (редис), ягоды (клубника, малина) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.

Знание/различение садовых растений (астра, календула), комнатные растения; знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения растений со временем года. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.

Знать строения домашнего (кролик) и дикого животного и птицы (сорока, синица) (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). Знать питания домашних животных и птиц. Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних и диких животных и птиц.

Знать (различать) насекомых (жуки). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.

Знать (различать) времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Знать изменения, происходящие в жизни человека, животных, растений в разное время года. Знать (различать) явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Называть предметы, характеризовать их по цвету, размеру, вкусу, запаху.

Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.

Классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.

Участвовать в беседе: слушать собеседника, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая.

Правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи при ответе на вопросы: кто это? что это? что делает? что делают? какой? какая? где? чем? когда? как? и др. с использованием предлогов: в, на, из, под, с и некоторых простейших наречий: сегодня, вчера, завтра, хорошо, плохо, близко, далеко и т. д.

Составлять простые нераспространенные предложения из 2-3 слов на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке, и добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам: чем? кто? куда? где?

Заучивать со слов учителя потешки, скороговорки, считалки, стихи, песенки.


  1. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

1


2

3


4

5

6


7


8

9

10



11


12


13


14

15


16

17


18

19

20

21

22

23


24

25

26


27


28


29


30


31


32

33

34

35


36

37


1.Сезонные изменения в природе летом: солнце сильно греет, жарко, летний дождь, гром ливень, гроза, молния; называние летних месяцев.

2. Летние работы в деревне.

3.Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, на деревьях опадают листья. Осенние месяцы.

4.Жизнь птиц, зверей.

5.Экскурсия в парк для наблюдения за погодой.

6. Ягоды: малина, клубника. Сравнение по окраске, форме, запаху, цвету и вкусу. Употребление в пищу. Хранение. Обобщающее слово «ягоды».

7. Овощи: редис. Название. Распознавание. Вкус, форма, величина, цвет, употребление в пищу, хранение.

8. Растения огорода.

9. Овощи, фрукты, ягоды. Различение, сравнение, определение.

1. Птицы (сорока, синица). Внешний вид: туловище, на голове глаза, клюв; птицы кладут яйца, высиживают птенцов. Сравнение. Различие. Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц.

2.Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за птицами. Различение, определение, сравнение.

3.Дикое животное: ёж. Основные части тела, способ передвижения, повадки. Работа по картине «Ёж».

4.Дикое животное: медведь. Основные части тела, способ передвижения, пища, повадки.

5.Сравнение ежа и медведя. Как зимуют.

6.Домашние животные: кролик. Особенности внешнего вида, пища, уход, польза, приносимая людям, содержание.

7.Сравнение диких и домашних животных.

8.Признаки зимы: снегопад, мороз, метель, короткие дни, длинные ночи, реки и пруды замёрзли, лёд скользкий.

1.Труд людей зимой.

2. Зимние забавы детей.

3. Название зимних месяцев.

4. Подготовка диких животных к зиме.

5. Экскурсия в зимний парк.

6.Мебель: столовая, кухонная, школьная, для гостиной, спальни. Название, распознавание.

7.Посуда: чайная, столовая, кухонная. Название, различение, применение.

8.Мебель и посуда. Различение.

9.Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита одежда. Уход за одеждой.

10.Обувь. Из чего делают обувь: кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Знакомство с видами обуви. Различение. Уход за обувью.

1.Деревья: ель, сосна – хвойные деревья. Распознавание части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Распознавание.

2. Экскурсия в парк: наблюдение за внешними изменениями знакомых деревьев.

3.Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли, поливка).

4.Цветы: астра, календула. Различие по внешнему виду. Название, распознавание.

5. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

6. Практическая работа: посев семян фасоли в ящик.

7.Растения: деревья, кустарники, травы. Узнавание, различение.

8. Экскурсия в весенний парк. Наблюдение за сезонными изменениями внешнего вида деревьев.

9.Насекомые: жуки. Называние, внешний вид. Где живут.

10. Экскурсия в парк для наблюдения за изученными растениями и за поведением птиц и насекомых.

2


2

2


2

1

2


2


2

3

3



1


2


2


1

2


2

3


2

2

1

3

1

2


2

1

3


3


2


1


2


2


2

1

2

1


2

1

Итого


68