3. Окружающий мир
Окружающий природный мир:
5 класс
(2ч. в неделю, 68 часов в год.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели учебного предмета:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые предметные результаты учебного предмета
1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);
представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам живой природы;
расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и другое).
3) элементарные представления о течении времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года;
представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Личностные учебные действия
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- использование альтернативных средств коммуникации в процессе общения.
- владение способами социального взаимодействия (диалог, подражание, высказывание, совместное обсуждение проблемы и результата), речевых коммуникаций (возгласы, реакции), организация совместной деятельности (ориентация на общие цели, правила, взаимодействия), эмоциональная саморегуляция в ситуациях (сопереживание, сдерживание негативных эмоциональных проявлений).
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
устанавливать видо-родовые отношения предметов
Базовые учебные действия.
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные компетенции.
Названия растений (дерево, куст, трава), частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавать (различать) деревья (ель, сосна), овощи (редис), ягоды (клубника, малина) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Знание/различение садовых растений (астра, календула), комнатные растения; знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения растений со временем года. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.
Знать строения домашнего (кролик) и дикого животного и птицы (сорока, синица) (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши). Знать питания домашних животных и птиц. Знать значение домашних животных и птиц в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних и диких животных и птиц.
Знать (различать) насекомых (жуки). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Знать (различать) времена года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Знать изменения, происходящие в жизни человека, животных, растений в разное время года. Знать (различать) явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы со временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Называть предметы, характеризовать их по цвету, размеру, вкусу, запаху.
Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.
Классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.
Участвовать в беседе: слушать собеседника, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая.
Правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи при ответе на вопросы: кто это? что это? что делает? что делают? какой? какая? где? чем? когда? как? и др. с использованием предлогов: в, на, из, под, с и некоторых простейших наречий: сегодня, вчера, завтра, хорошо, плохо, близко, далеко и т. д.
Составлять простые нераспространенные предложения из 2-3 слов на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке, и добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам: чем? кто? куда? где?
Заучивать со слов учителя потешки, скороговорки, считалки, стихи, песенки.
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
№ | Наименование темы, разделы, блоки, модули | кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 | 1.Сезонные изменения в природе летом: солнце сильно греет, жарко, летний дождь, гром ливень, гроза, молния; называние летних месяцев. 2. Летние работы в деревне. 3.Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, на деревьях опадают листья. Осенние месяцы. 4.Жизнь птиц, зверей. 5.Экскурсия в парк для наблюдения за погодой. 6. Ягоды: малина, клубника. Сравнение по окраске, форме, запаху, цвету и вкусу. Употребление в пищу. Хранение. Обобщающее слово «ягоды». 7. Овощи: редис. Название. Распознавание. Вкус, форма, величина, цвет, употребление в пищу, хранение. 8. Растения огорода. 9. Овощи, фрукты, ягоды. Различение, сравнение, определение. 1. Птицы (сорока, синица). Внешний вид: туловище, на голове глаза, клюв; птицы кладут яйца, высиживают птенцов. Сравнение. Различие. Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц. 2.Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за птицами. Различение, определение, сравнение. 3.Дикое животное: ёж. Основные части тела, способ передвижения, повадки. Работа по картине «Ёж». 4.Дикое животное: медведь. Основные части тела, способ передвижения, пища, повадки. 5.Сравнение ежа и медведя. Как зимуют. 6.Домашние животные: кролик. Особенности внешнего вида, пища, уход, польза, приносимая людям, содержание. 7.Сравнение диких и домашних животных. 8.Признаки зимы: снегопад, мороз, метель, короткие дни, длинные ночи, реки и пруды замёрзли, лёд скользкий. 1.Труд людей зимой. 2. Зимние забавы детей. 3. Название зимних месяцев. 4. Подготовка диких животных к зиме. 5. Экскурсия в зимний парк. 6.Мебель: столовая, кухонная, школьная, для гостиной, спальни. Название, распознавание. 7.Посуда: чайная, столовая, кухонная. Название, различение, применение. 8.Мебель и посуда. Различение. 9.Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита одежда. Уход за одеждой. 10.Обувь. Из чего делают обувь: кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Знакомство с видами обуви. Различение. Уход за обувью. 1.Деревья: ель, сосна – хвойные деревья. Распознавание части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Распознавание. 2. Экскурсия в парк: наблюдение за внешними изменениями знакомых деревьев. 3.Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли, поливка). 4.Цветы: астра, календула. Различие по внешнему виду. Название, распознавание. 5. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. 6. Практическая работа: посев семян фасоли в ящик. 7.Растения: деревья, кустарники, травы. Узнавание, различение. 8. Экскурсия в весенний парк. Наблюдение за сезонными изменениями внешнего вида деревьев. 9.Насекомые: жуки. Называние, внешний вид. Где живут. 10. Экскурсия в парк для наблюдения за изученными растениями и за поведением птиц и насекомых. | 2 2 2 2 1 2 2 2 3 3 1 2 2 1 2 2 3 2 2 1 3 1 2 2 1 3 3 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 |
Итого | | 68 |