Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0
от 27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ОРКСЭ. Модуль ОПК»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 4 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Содержание тем учебного предмета, курса.
Распределение учебных часов по разделам.
Тема | Количество часов | Количество тестов | Количество проектов |
Введение в православную духовную традицию. | 17 | 2 | 1 |
Православие в России. | 17 | 2 | 1 |
Итого | 34 | 4 | 2 |
Содержание тем учебного курса.
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Календарно - тематическое планирование учебного предмета, курса.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количест- во часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
| 1 четверть Введение в православную духовную традицию. | 17 | | |
1 | Россия - наша Родина. | 1 | | |
2 | Культура и религия. | 1 | | |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | | |
4 | Православная молитва. | 1 | | |
5 | Библия и Евангелие. | 1 | | |
6 | Проповедь Христа. | 1 | | |
7 | Христос и Его Крест. | 1 | | |
8 | Пасха. Тест №1 2 четверть | 1 | | |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | | |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | | |
11 | Заповеди. | 1 | | |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | | |
13 | Золотое правило этики. | 1 | | |
14 | Храм. | 1 | | |
15 | Проект «Храмы России» Тест №2 | 1 | | |
16 | Икона. 3 четверть | 1 | | |
17 | Творческие работы учащихся | 1 | | |
| Православие в России. | 17 | | |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | | |
19 | Подвиг. | 1 | | |
20 | Заповеди блаженства. | 1 | | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | | |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | | |
23 | Православие в Божием суде. | 1 | | |
24 | Таинство Причастия. | 1 | | |
25 | Монастырь. | 1 | | |
26 | Отношение христианина к природе. Тест №3 4 четверть | 1 | | |
27 | Христианская семья. | 1 | | |
28 | Защита Отечества. Проект «Защитники Отечества» | 1 | | |
29 | Христианин в труде. | 1 | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Тест №4 | 1 | | |
31 | Творческие работы учащихся. | 1 | | |
32 | Творческие работы учащихся. | 1 | | |
33 | Творческие работы учащихся. | 1 | | |
34 | Творческие работы учащихся. | 1 | | |
15