Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей начальных классов Протокол №_1__ от «___» _____22 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе Г.П. Песчасова/_________/ «___»______22 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Н.В. Архипова/__________/ «___»_____22 г. |
Рабочая программа
по предмету ОРКСЭ
модуль «Основы светской этики»
4 а класс
Учитель: Кнутикова Марина Юрьевна
Квалификационная категория: первая
2022 – 2023 учебный год.
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике, модуль «Основы светской этики» разработана для учащихся 4 класса в соответствии со следующими документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями);
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;
Учебным планом МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»;
Положением о рабочих программах по предметам учебного плана ФГОС уровня начального и основного общего образования;
Примерной программой начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». («Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам).
Автор уроков А.И.Шемшурина, Основы светской этики. 4 класс. Издательский центр Просвещение.
Цель: формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи:
- знакомить учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщить знания, представления о духовной культуре и морали;
- формировать у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Сроки реализации программы
Согласно учебному плану на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики» в 4 классе отводится 1 учебный час в неделю, 34 часа в год.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ОРКСЭ
На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины, произведениям словесного искусства, так как, только познавая национальные традиции, обряды, обычаи, школа способствует сохранению национальной самобытности народа.
В этом курсе решается задача формирования гуманных отношений, симпатий и уважения к людям иных национальностей, воспитание у школьников толерантности к традициям, укладу жизни других народов. Россия - многонациональное государство. Во многих школах учатся дети разных национальностей. Без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение других народов. Несомненно, что знание истории, культурных традиций и обычаев сможет обогатить и объединить многие народы. Чем один народ отличается от другого? Своими уникальными традициями и обычаями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Без этого невозможно создать гражданское общество обновленной России.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям должно начинаться с самого раннего детства. Одной из важных задач этнокультурного образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего.
Материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей.
Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением традиционной отечественной культуры с детьми – наследниками великой культуры своих предков.
Особенности организации работы в 4 а классе
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 а класса. В классе обучаются 19 человек, из которых мальчиков – 10, девочек - 9.
Приоритетными методами на уроках курса ОРКСЭ реализующих цели и задачи данной программы, являются: исследовательский, поисковый, частично - поисковый. Ведущими являются словесные и практические методы обучения.
Преимущество отдаётся таким формам работы, как: работа в парах, работа в группах, индивидуальная творческая работа. Дети часто выполняют мини-проекты и небольшие практические задания.
В соответствии с полученными данными в 4а классе необходимо направить работу на обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Содержание учебного предмета
Тема | Содержание | Количество часов |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Патриотические ценности и нравственный смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. | 1 |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики | Патриотические ценности и нравственный смысл межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Что такое этика и мораль. Добро и зло. Свобода и моральный выбор человека. Ответственность и долг. Справедливость и дружба. Альтруизм и эгоизм. Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и совесть. Образцы нравственности. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. | 30 |
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России | Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. | 2 |
резерв | | 1 |
Всего | | 34 |
В конце года будет проведена промежуточная аттестация в форме творческой работы.
Ученик научится:
Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
Ученик получит возможность научиться:
уметь выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных);
становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Календарно-тематическое планирование уроков обучения
«Основы светской этики» в 4 классe
№ | Темы по ОРК и СЭ | Дата | Примечание |
План | Факт |
1. | Этика-наука о нравственной жизни человека. | | | |
2. | Добрым жить на белом свете веселей. | | | |
3 | Правила общения для всех. | | | |
4 | От добрых правил-добрые слова и поступки. | | | |
5 | Каждый интересен. | | | |
6 | Премудрости этикета. | | | |
7 | Премудрости этикета. | | | |
8 | Красота этикета | | | |
9 | Простые школьные и домашние правила этикета. | | | |
10 | Чистый ручеёк нашей речи. | | | |
11 | В развитие добрых чувств – творение души. | | | |
12 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | | | |
13 | Чувство Родины. | | | |
14 | Жизнь протекает среди людей. | | | |
15 | Чтобы быть коллективом. | | | |
16 | Коллектив начинается с меня. | | | |
17 | Мой класс – мои друзья. | | | |
18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | | | |
19 | Жизнь священна. | | | |
20 | Человек рождён для добра. | | | |
21 | Милосердие – закон жизни. | | | |
22 | Жить во благо себе и другим. | | | |
23 | Следовать нравственной установке. | | | |
24 | Достойно жить среди людей. | | | |
25 | Уметь понять и простить. | | | |
26 | Простая этика поступков. | | | |
27 | Общение и источники преодоления обид. | | | |
28 | Ростки нравственного опыта поведения. | | | |
29 | Доброте сопутствует терпение. | | | |
30 | Действия с приставкой «СО». | | | |
31 | С чего начинается Родина. | | | |
32 | . Промежуточная аттестация .Творческая работа | | | |
33 | В тебе рождается патриот и гражданин | | | |
34 | Резерв | | | |