Приложение к ООП СОО (ФГОС СОО)
Приказ № ____от «___» _______ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
9 б, в классы
г. Сосновый Бор
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. №38, от 26 января 2017г №15, от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на 2019-2020 учебный год.
Данный модуль предполагает изучение духовно-нравственной культуры. На уроках светской этики учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности, раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь, и многие другие.
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Воспитание духовно-нравственной личности, как цели образовательного процесса, рассматривается сегодня как путь к духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества. Религиозное и культурное многообразие сегодня составляет факт действительности. Наша страна в этом смысле не является исключением: она, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре – необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни. Это является актуальнейшей задачей ОДНКНР. Мы живём сегодня в условиях отсутствия единомыслия, в условиях радикального плюрализма мнений. Такие условия существенно затрудняют и без того нелёгкий в детском возрасте процесс самоидентификации личности. Программа ОДНКНР может стать своеобразным путеводителем в процессе самоидентификации личности ребёнка, помочь осмыслить главные нравственные ценности, выделить принципы культурной самобытности.
Основными целями данного курса являются:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Обществознание» и «Право». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.
Личностные результаты
• Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
• формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а так-
же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
• Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
умения датировать события и процессы в истории, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение ОДНКНР отводится в 9 классе 34 часа (в неделю 1 час).
Основное содержание курса
Раздел 1. Введение (1 час)
Общее понятие о культуре. Виды культуры.
Раздел 2. Устное народное творчество (5 часов)
Виды устного народного творчества. Легенды и предания как часть УНТ, их значение в культуре народа. Виды легенд и преданий: о происхождении родов и племен, о небесных светилах и явлениях природы, топонимические легенды и предания. Легенды и предания о родном городе.
Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство (3 часа)
ДПИ как часть культуры народа. Виды ДПИ: вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву, ювелирная обработка металла и т.д. Символическое значение орнамента. Элементы узора - геометрические, растительные, зооморфные. Цветовая гамма. Расположение элементов узора: бордюр, отделка розеткой, сплошная сетка. ДПИ в организации жилья.
Раздел 4. Живопись (5 часов)
Понятие об изобразительных искусствах: живопись, скульптура, графика, художественная фотография. Живопись как вид искусства. Развитие живописи в России. Национальные особенности в живописи народов России. Формирование профессионального изобразительного искусства в России.
Жизнь и творчество М.В. Нестерова (1862-1942). Человек и природа в картинах художника: «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Зимой в скиту». Основание Художественного музея (ныне имени М.В. Нестерова) в Уфе.
Творческая деятельность писателей и художников Подмосковья. Развитие изобразительного искусства в Подмосковье. Художники нашего края. Детская школа искусств.
Раздел 5. Здоровье человека как национальная ценность (4 часа)
Народная медицина. Использование в народной медицине средств растительного (можжевельник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос). Здоровый образ жизни в народных традициях. Национальные виды спорта. Спорт в РФ. Достижения российских спортсменов. Возможности спортивной жизни для людей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомство со спортивными учреждениями родного города.
Раздел 5. Россия – наша Родина. (5 часов)
Формирование территории РФ. Знакомство с биографией путешественников-первооткрывателей и исследователей территории нашей родины, а также основными историческими событиями, в результате которых менялась площадь нашего государства. Административно-территориальное устройство РФ. Памятники культуры на территории России. Языковые семьи и группы в РФ. Язык – основа народа. Литературные произведения о родном языке.
Раздел 6. Культура, рожденная религией. (6 часов)
Религиозный состав населения РФ, его территориальное размещение. Традиционные религии России. Духовные традиции православия, ислама и буддизма. Нравственные основы светского общества.
Раздел 7. Жизнь замечательных людей. (4 часа)
Знакомство с биографией известных людей, внесших большой вклад в развитие культуры Росси, Подмосковья, нашего города. Защита проектов детей по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».
Раздел 8. Заключение (2 часа)
Защита проектных и творческих работ детей по темам: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.
Календарно-тематическое планирование по ОДНК 9 б, в классы
№ | Тема | Основные понятия | Дата план. | Дата Факт. |
1 | Красота в окружающем мире | Красота | 9 б 9 в | |
2 | Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. | Творение, Отечество, Русь, православная | 9 б 9 в | |
3 | Народы России. Обзор по карте народов России. | рукотворная и нерукотворная. | 9 б 9 в | |
4 | Из истории расселения славян. Легенды из «Повести временных лет» | Бог, любовь, доброта, красота | 9 б 9 в | |
5 | Православные народы России. Народы России, исповедующие ислам. | Образ, подобие Божие | 9 б 9 в | |
6 | Правила жизни, данные людьми. Заповеди, поучения, проповеди | Отче наш, молитва, послушание | 9 б 9 в | |
7 | Как изобразить доброе и красивое? Иконопись. Русские иконописцы. | Доброе и злое | 9 б 9 в | |
8 | Повторение. | Повторение. | 9 б 9 в | |
9 | Храм. Церковь. | Храм. Церковь. | 9 б 9 в | |
10 | Как люди покинули Рай | Непослушание, наказание | 9 б 9 в | |
11 | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | Грусть, | 9 б 9 в | |
12 | Добрые и злые люди. | Благочестие, печаль, смерть, покаяние | 9 б 9 в | |
13 | За что были наказаны люди. | Грех, злоба, гордость | 9 б 9 в | |
14 | Как Бог простил людей. В ожидании праздника. | Прощение, благовещение | 9 б 9 в | |
15 | Как Бог простил людей. В ожидании праздника. | Богородица. Архангел Гавриил | 9 б 9 в | |
16 | Повторение. | Повторение. | 9 б 9 в | |
17 | Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. | Иисус Христос, Рождество | 9 б 9 в | |
18 | Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова. | Иисус Христос, Рождество | 9 б 9 в | |
19 | Зимние радости. Святки. | Мир, благоволение, лень. | 9 б 9 в | |
20 | Праздник Крещения. | Крестных ход, святая вода. | 9 б 9 в | |
21 | Праздник в нашем доме: День Ангела, День рождения | Ангел | 9 б 9 в | |
22 | Праздник дня защитника Отечества. | Православие, Отечество, защитник, герой | 9 б 9 в | |
23 | Радости масленицы. Прощеное воскресенье. | Прощение. | 9 б 9 в | |
24 | Как люди предали Христа. | Иуда, Тайная Вечерня, Распятие. | 9 б 9 в | |
25 | Повторение. | Повторение. | 9 б 9 в | |
26 | Весенние радости | Благовещенье | 9 б 9 в | |
27 | В ожидании праздника | Крест, плащаница, Евангелие | 9 б 9 в | |
28 | Какого цвета праздник Пасхи? | Воскресение Христово | 9 б 9 в | |
29 | Праздник Дня Победы | Память, герои | 9 б 9 в | |
30 | Родословие моей семьи. | Семья, предки | 9 б 9 в | |
31 | Родословие моей семьи. | Родословное дерево | 9 б 9 в | |
32 | Мои обязанности | Обязанность, ответственность | 9 б 9 в | |
33 | Повторение. | Повторение. | 9 б 9 в | |
34 | Обобщение. | Обобщение. | 9 б 9 в | |
14