СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 9 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 9 класс»

Приложение к ООП СОО (ФГОС СОО)

Приказ № ____от «___» _______ 2019г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

9 б, в классы











г. Сосновый Бор

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. №38, от 26 января 2017г №15, от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

  • Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на 2019-2020 учебный год.


Данный модуль предполагает изучение духовно-нравственной культуры. На уроках светской этики учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности, раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь, и многие другие.

Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» и в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», одна из основных задач образования обозначена как формирование духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Воспитание духовно-нравственной личности, как цели образовательного процесса, рассматривается сегодня как путь к духовному возрождению, к нравственному выздоровлению общества. Религиозное и культурное многообразие сегодня составляет факт действительности. Наша страна в этом смысле не является исключением: она, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри страны и извне. Это влечёт за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре – необходимый ответ на такие вызовы современности как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни. Это является актуальнейшей задачей ОДНКНР. Мы живём сегодня в условиях отсутствия единомыслия, в условиях радикального плюрализма мнений. Такие условия существенно затрудняют и без того нелёгкий в детском возрасте процесс самоидентификации личности. Программа ОДНКНР может стать своеобразным путеводителем в процессе самоидентификации личности ребёнка, помочь осмыслить главные нравственные ценности, выделить принципы культурной самобытности.


Основными целями данного курса являются:

• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

• освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Обществознание» и «Право». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.

Личностные результаты

• Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

• формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• готовность к служению Отечеству, его защите;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а так-

же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты

• Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции

других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты

 умения датировать события и процессы в истории, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране.


Место учебного предмета в учебном плане

На изучение ОДНКНР отводится в 9 классе 34 часа (в неделю 1 час).

Основное содержание курса

Раздел 1. Введение (1 час)

Общее понятие о культуре. Виды культуры.

Раздел 2. Устное народное творчество (5 часов)

Виды устного народного творчества. Легенды и предания как часть УНТ, их значение в культуре народа. Виды легенд и преданий: о происхождении родов и племен, о небесных светилах и явлениях природы, топонимические легенды и предания. Легенды и предания о родном городе.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство (3 часа)

ДПИ как часть культуры народа. Виды ДПИ: вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву, ювелирная обработка металла и т.д. Символическое значение орнамента. Элементы узора - геометрические, растительные, зооморфные. Цветовая гамма. Расположение элементов узора: бордюр, отделка розеткой, сплошная сетка. ДПИ в организации жилья.

Раздел 4. Живопись (5 часов)

Понятие об изобразительных искусствах: живопись, скульптура, графика, художественная фотография. Живопись как вид искусства. Развитие живописи в России. Национальные особенности в живописи народов России. Формирование профессионального изобразительного искусства в России.

Жизнь и творчество М.В. Нестерова (1862-1942). Человек и природа в картинах художника: «Портрет жены», «Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Зимой в скиту». Основание Художественного музея (ныне имени М.В. Нестерова) в Уфе.

Творческая деятельность писателей и художников Подмосковья. Развитие изобразительного искусства в Подмосковье. Художники нашего края. Детская школа искусств.

Раздел 5. Здоровье человека как национальная ценность (4 часа)

Народная медицина. Использование в народной медицине средств растительного (можжевельник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос). Здоровый образ жизни в народных традициях. Национальные виды спорта. Спорт в РФ. Достижения российских спортсменов. Возможности спортивной жизни для людей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомство со спортивными учреждениями родного города.

Раздел 5. Россия – наша Родина. (5 часов)

Формирование территории РФ. Знакомство с биографией путешественников-первооткрывателей и исследователей территории нашей родины, а также основными историческими событиями, в результате которых менялась площадь нашего государства. Административно-территориальное устройство РФ. Памятники культуры на территории России. Языковые семьи и группы в РФ. Язык – основа народа. Литературные произведения о родном языке.

Раздел 6. Культура, рожденная религией. (6 часов)

Религиозный состав населения РФ, его территориальное размещение. Традиционные религии России. Духовные традиции православия, ислама и буддизма. Нравственные основы светского общества.

Раздел 7. Жизнь замечательных людей. (4 часа)

Знакомство с биографией известных людей, внесших большой вклад в развитие культуры Росси, Подмосковья, нашего города. Защита проектов детей по теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».

Раздел 8. Заключение (2 часа)

Защита проектных и творческих работ детей по темам: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Календарно-тематическое планирование по ОДНК 9 б, в классы


Тема


Основные понятия

Дата план.


Дата

Факт.


1

Красота в окружающем мире

Красота

9 б

9 в


2

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная.

Творение, Отечество, Русь, православная

9 б

9 в


3

Народы России. Обзор по карте народов России.

рукотворная и нерукотворная.

9 б

9 в


4

Из истории расселения славян. Легенды из «Повести временных лет»

Бог, любовь, доброта, красота

9 б

9 в


5

Православные народы России. Народы России, исповедующие ислам.

Образ, подобие Божие

9 б

9 в


6

Правила жизни, данные людьми. Заповеди, поучения, проповеди

Отче наш, молитва, послушание

9 б

9 в


7

Как изобразить доброе и красивое? Иконопись. Русские иконописцы.

Доброе и злое

9 б

9 в


8

Повторение.

Повторение.

9 б

9 в


9

Храм. Церковь.

Храм. Церковь.

9 б

9 в


10

Как люди покинули Рай

Непослушание, наказание

9 б

9 в


11

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Грусть,

9 б

9 в


12

Добрые и злые люди.

Благочестие, печаль, смерть, покаяние

9 б

9 в


13

За что были наказаны люди.

Грех, злоба, гордость

9 б

9 в


14

Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

Прощение, благовещение

9 б

9 в


15

Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

Богородица. Архангел Гавриил

9 б

9 в


16

Повторение.

Повторение.

9 б

9 в


17

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова.

Иисус Христос, Рождество

9 б

9 в


18

Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова.

Иисус Христос, Рождество

9 б

9 в


19

Зимние радости. Святки.

Мир, благоволение, лень.

9 б

9 в


20

Праздник Крещения.

Крестных ход, святая вода.

9 б

9 в


21

Праздник в нашем доме: День Ангела, День рождения

Ангел

9 б

9 в


22

Праздник дня защитника Отечества.

Православие, Отечество, защитник, герой

9 б

9 в


23

Радости масленицы. Прощеное воскресенье.

Прощение.

9 б

9 в


24

Как люди предали Христа.

Иуда, Тайная Вечерня, Распятие.

9 б

9 в



25

Повторение.

Повторение.

9 б

9 в


26

Весенние радости

Благовещенье

9 б

9 в


27

В ожидании праздника

Крест, плащаница, Евангелие

9 б

9 в


28

Какого цвета праздник Пасхи?

Воскресение Христово

9 б

9 в


29

Праздник Дня Победы

Память, герои

9 б

9 в


30

Родословие моей семьи.

Семья, предки

9 б

9 в


31

Родословие моей семьи.

Родословное дерево

9 б

9 в


32

Мои обязанности

Обязанность, ответственность

9 б

9 в


33

Повторение.

Повторение.

9 б

9 в


34

Обобщение.

Обобщение.

9 б

9 в































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!