СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

утвержденной приказом по школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль

«Основы православной культуры»


4 класс



Учитель: Н.М. Бондаренко





г. Нижневартовск

2022-2023 год



Содержание:

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  2. Содержание учебного предмета.

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном госу- дарственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), а также Примерной программы воспитания.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план в МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса:

• знакомство учащихся с основами православной культуры;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

       Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

     Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

      Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

•единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

       При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

·формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;

·воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

·понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

·владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

·овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

·овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

·освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

·осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

·использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

·расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

  1. Содержание курса

Общая часть курса

Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что

относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие

нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в

реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.


Модульная (вариативная) часть курса

Основы православной культуры

Православное христианство. Православие — традиционная религия России. Три главные ветви христианства. Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь.

Вклад православия в развитие русской культуры. Крещение Руси — приобщение к европейской культуре. Монастыри — центры культуры. Церковно-приходские школы.

Бог — создатель мира. Десять заповедей, данных Богом Моисею, — древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм.

Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.

Апостолы — ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.

Священная книга христиан. Состав Библии — Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.

Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.

Богослужение в православной церкви. Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм — дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.

Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесённость праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников.

Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм.



Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающегося, оборудование


план

факт


1

01.09

01.09

Россия – наша Родина.

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне. Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

2

08.09

08.09

Культура и религия.

Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте. Составляет таблицу, делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья.

3

15.09

15.09

Человек и бог в православии.

Ведёт учебный диалог: продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа.

4

22.09

22.09

Православная молитва.

Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири.

5

29.09

29.09

Библия и Евангелие.

Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе.

6

06.10

06.10

Проповедь Христа.

Получает понятие об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России.

7

13.10

13.10

Христос и его Крест.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа с источниками информации,

подготовка творческой беседы.

8

20.10

20.10

Пасха.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа источниками информации, подготовка к беседе

9

27.10

27.10

Православное учение о человеке.

Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

10

10.11

10.11

Совесть и раскаяние.

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

11

17.11

17.11

Заповеди.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

12

24.11

24.11

Милосердие и сострадание.

Беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

13

01.12

01.12

Золотое правило этики.

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

14

08.12

08.12

Храм.

Вести учебный диалог: обсуждение проблемы.

15

15.12

15.12

Икона.

Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

16

22.12

22.12

Творческие работы учащихся.

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление.

17

12.01.23

12.01.23

Творческие работы учащихся.

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление.

18

19.01.23

19.01.23

Подведение итогов.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

19

26.01.23

26.01.23

Как христианство пришло на Русь.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

20

02.02.23

02.02.23

Подвиг.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

21

09.02.23

09.02.23

Заповеди блаженств.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

22

16.02.23

16.02.23

Зачем творить добро?

Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе.

23

02.03.23

02.03.23

Чудо в жизни христианина.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе, участие в учебном диалоге.

24

09.03.23

09.03.23

Православие о Божием суде.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы участие в учебном диалоге.

25

16.03.23

16.03.23

Таинство причастия.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы участие в учебном диалоге.

26

23.03.23

23.03.23

Монастырь.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к творческой беседе, участие в учебном диалоге.

27

06.04.23

06.04.23

Отношение христианина к природе.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы, участие в учебном диалоге.

28

13.04.23

13.04.23

Христианская семья.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе, участие в учебном диалоге.

29

20.04.23

20.04.23

Защита Отечества.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

30

27.04.23

27.04.23

Христианин в труде.

Беседа, комментированное чтение, размышление на тему.


31

04.05.23

04.05.23

Любовь и уважение к Отечеству.

Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации, сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов. Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест.

32

11.05.23

11.05.23

Творческие работы учащихся.

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление.

33

18.05.23

18.05.23

Творческие работы учащихся.

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление.

34

25.05.23

25.05.23

Подведение итогов.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!