ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль
«Основы православной культуры»
4 класс
Учитель: Н.М. Бондаренко
г. Нижневартовск
2022-2023 год
Содержание:
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном госу- дарственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), а также Примерной программы воспитания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план в МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
• знакомство учащихся с основами православной культуры;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
•единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
·формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
·воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
·понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
·владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
·овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
·овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
·освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
·умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
·осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
·использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
·расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса
Общая часть курса
Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава. Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.
Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что
относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие
нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в
реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Модульная (вариативная) часть курса
Основы православной культуры
Православное христианство. Православие — традиционная религия России. Три главные ветви христианства. Распространение христианства в Древней Руси. Русская Православная Церковь.
Вклад православия в развитие русской культуры. Крещение Руси — приобщение к европейской культуре. Монастыри — центры культуры. Церковно-приходские школы.
Бог — создатель мира. Десять заповедей, данных Богом Моисею, — древнейший слой библейских религиозно-теологических установлений и морально-правовых норм.
Сын Божий Иисус Христос. Важнейшие события земной жизни Иисуса Христа: рождение, крещение, проповедь, мученическая смерть, воскресение и вознесение. Нагорная проповедь.
Апостолы — ученики Иисуса Христа. Ученики и последователи Иисуса Христа. Двенадцать апостолов и их миссионерская деятельность.
Священная книга христиан. Состав Библии — Ветхий Завет и Новый Завет. Содержание священных книг; особое значение для христианства Нового Завета.
Христианская жизнь. Добро и зло. Что такое грех? Ценности православной семьи.
Богослужение в православной церкви. Крест — символ православной веры. Священнослужители. Таинства. Молитва. Храм — дом Божий. Традиции православного богослужения. Правила поведения в храме.
Православный календарь. Великие православные праздники. История православного церковного календаря и его особенности. Пост. Что это такое? Православные (христианские) праздники: Рождество, Крещение, Пасха. Значение праздников в сохранении истории и традиций православия. Соотнесённость праздника с конкретным событием в истории христианства. Обрядовая сторона праздников.
Проектная деятельность. Сообщения, доклады, выставки, презентации (темы по усмотрению учителя). Экскурсии. Православный храм.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающегося, оборудование |
| план | факт | |
1 | 01.09 | 01.09 | Россия – наша Родина. | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне. Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. |
2 | 08.09 | 08.09 | Культура и религия. | Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте. Составляет таблицу, делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья. |
3 | 15.09 | 15.09 | Человек и бог в православии. | Ведёт учебный диалог: продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа. |
4 | 22.09 | 22.09 | Православная молитва. | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири. |
5 | 29.09 | 29.09 | Библия и Евангелие. | Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе. |
6 | 06.10 | 06.10 | Проповедь Христа. | Получает понятие об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России. |
7 | 13.10 | 13.10 | Христос и его Крест. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы. |
8 | 20.10 | 20.10 | Пасха. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа источниками информации, подготовка к беседе |
9 | 27.10 | 27.10 | Православное учение о человеке. | Беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
10 | 10.11 | 10.11 | Совесть и раскаяние. | Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. |
11 | 17.11 | 17.11 | Заповеди. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
12 | 24.11 | 24.11 | Милосердие и сострадание. | Беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
13 | 01.12 | 01.12 | Золотое правило этики. | Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов. |
14 | 08.12 | 08.12 | Храм. | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы. |
15 | 15.12 | 15.12 | Икона. | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. |
16 | 22.12 | 22.12 | Творческие работы учащихся. | Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление. |
17 | 12.01.23 | 12.01.23 | Творческие работы учащихся. | Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление. |
18 | 19.01.23 | 19.01.23 | Подведение итогов. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
19 | 26.01.23 | 26.01.23 | Как христианство пришло на Русь. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
20 | 02.02.23 | 02.02.23 | Подвиг. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
21 | 09.02.23 | 09.02.23 | Заповеди блаженств. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
22 | 16.02.23 | 16.02.23 | Зачем творить добро? | Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе. |
23 | 02.03.23 | 02.03.23 | Чудо в жизни христианина. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе, участие в учебном диалоге. |
24 | 09.03.23 | 09.03.23 | Православие о Божием суде. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы участие в учебном диалоге. |
25 | 16.03.23 | 16.03.23 | Таинство причастия. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы участие в учебном диалоге. |
26 | 23.03.23 | 23.03.23 | Монастырь. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к творческой беседе, участие в учебном диалоге. |
27 | 06.04.23 | 06.04.23 | Отношение христианина к природе. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы, участие в учебном диалоге. |
28 | 13.04.23 | 13.04.23 | Христианская семья. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе, участие в учебном диалоге. |
29 | 20.04.23 | 20.04.23 | Защита Отечества. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |
30 | 27.04.23 | 27.04.23 | Христианин в труде. | Беседа, комментированное чтение, размышление на тему. |
31 | 04.05.23 | 04.05.23 | Любовь и уважение к Отечеству. | Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации, сравнение внешнего вида и интерьера разных храмов. Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест. |
32 | 11.05.23 | 11.05.23 | Творческие работы учащихся. | Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление. |
33 | 18.05.23 | 18.05.23 | Творческие работы учащихся. | Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление. |
34 | 25.05.23 | 25.05.23 | Подведение итогов. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге. |