СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа предмета "Основы религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы православной культуры")"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы православной культуры")" для учащихся 4 классов. Разработана на основе ФГОС НОО и авторского УМК Кураева.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа предмета "Основы религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы православной культуры")"»


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта; Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной программы по Основам религиозных культур и светской этики и на основе авторской учебной программы по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль «Основы православной культуры») А.В.Кураева

Данный курс изучается в 4 классе в объеме 34 часа, один час в неделю.

Учебно- методическое обеспечение:

Методические пособия для учащихся:

учебное пособие для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4-5 класс, автор Кураев А.В. – М: Просвещение, 2014;

электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры», 4-5 класс. М: Просвещение, 2014.

Учебно-методические пособия для учителя

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.А. Обернихина.- М.: Просвещение, 2014.-192 с.

Авторская программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко и др./.- М: Просвещение, 2014.-153 с.



  1. Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные)

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики

(Основы православной культуры)»


Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования :

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  1. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  2. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  3. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  4. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  5. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  6. осознание ценности человеческой жизни.



  1. Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики

(Основы православной культуры)»

Цели курса:

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

-   воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса:

  • знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;

  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • диалогическое взаимодействие;

  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

  • актуальность;

  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;

  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.



Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Введение. Россия – многонациональное государство. Духовные традиции народов.

Россия – наша Родина. Святая Русь. Традиции семьи.

Раздел 2. Основы православной культуры. Часть 1.

Культура и религия. Культура и религия.

Творческие работы учащихся. Выполнение творческого задания. Введение в православную духовную традицию.

Добро и зло в православии. Добро и зло в православной духовной традиции.

Человек и Бог в православии. Бог – Творец мира. Сотворение мира. Свойства Божии.

Православное учение о человеке. Человек как образ Божий. Сотворение человека.

Православная молитва. Особенности восточного христианства.

Библия и Евангелие. Священное Предание и Священное Писание христиан. Священные книги православных христиан.

Заповеди. История Пророка Моисея. 10 Заповедей.

Проповедь Христа. Во что верят православные христиане. Духовно-нравственные ценности христиан. Нагорная проповедь.

Золотое правило этики. Золотое правило нравственности. Кто такой ближний для христиан?

Милосердие и сострадание.

Христос и Его крест. Во что верят православные христиане. Духовно-нравственные основы православного христианства.

Совесть и раскаяние. Совесть – голос Божий. Предательство Петра. Раскаяние Петра. Добро и зло в православной традиции.

Зачем творить добро? Любовь к ближнему.

Подведение итогов. Творческие работы учащихся. Выполнение творческого задания. Нравственные основы христианства.

Раздел 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

Как христианство пришло на Русь. Святой равноапостольный князь Владимир и княгиня Ольга. Первые христиане на Руси. Выбор веры. Крещение Руси. Православие в России.

Храм. Православный храм и другие святыни. Значение православного храма. Внутреннее и внешнее убранство православного храма. Правила поведения в храме.

Икона. Символический язык православной культуры, христианское искусство. Икона. Отличия иконы от картины.

Подвиг. Долг и ответственность. Жертвенность.

Заповеди блаженств. Счастье для православных христиан. Девять заповедей блаженств. Любовь к ближнему.

Чудо в жизни христианина. Чудеса Христовы. Отношение к чуду в православном христианстве. Преображение человека.

Православие о Божием суде. Притчи Христа о Царстве небесном. Притча о Божием суде. Суд и справедливость. Смысл жизни православного христианина.

Таинство причастия. Православные Таинства. Тайная вечеря. Заповедь любви. Жертва Христа. Евхаристия.

Монастырь. Инок. Монах. Возникновение монашества. Монастырь.

Пасха. Воскресение Христово – светлый праздников праздник. Православные праздники.

Отношение христианина к природе. Милосердие и сострадание.

Христианская семья и её ценности. Христианская семья. Таинство венчания. Семейные ценности и традиции.

Христианин в труде. Отношение христианина к труду. Заповедь о возделывании рая. Труд как путь к спасению человека после падения и изгнания из рая. Трудолюбие. Православные святые и труд.

Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России

Защита Отечества. Православные святые – защитники Земли Русской.

Любовь и уважение к Отечеству. Православные святые.

Презентация творческих проектов.

Разделы 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих разделов можно проводить для всего класса.

На уроке 1 раздела учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

Первый урок второго раздела – вводный. На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.


Тематическое планирование

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики

(Основы православной культуры)»

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

Формы контроля


1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

2

Собеседование, практическое задание


2.

Основы православной культуры. Часть 1.

16

Собеседование, практическое задание, доклад, творческая работа, презентация, защита проекта


3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

13

Собеседование, практическое задание, доклад, творческая работа, презентация, защита проекта


4

Духовные традиции многонационального народа России

3

Собеседование, практическое задание, доклад, творческая работа, презентация, защита проекта



Итого

34

Зачет (портфолио индивидуальных достижений, защита проекта)


Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

Элемент содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Дата

план

Дата

факт

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества




1.

Введение

Россия – многонациональное государство. Духовные традиции народов.


Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника

- объяснять значение символики России

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- ознакомиться с разнообразием духовных традиций народов, проживающих в России

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

03-07.09.2018


2.

Россия – наша Родина.

Россия – наша Родина.

Святая Русь.

Традиции семьи.



Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

-сформулировать понятия: поколение, традиции и ценности.

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

10-14.09.2018


II

Основы православной культуры. Часть 1.




3.

Культура и религия.

Культура и религия.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать с учебником;

- сформулировать понятия культура и религия;

Предметные УУД:

- сравнивать и различать понятия культура и религия;

- составлять монологическое высказывание;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- работать в паре;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- вступать в учебный диалог;

17-21.09.2018


4.

Творческие работы учащихся.

Выполнение творческого задания. Введение в православную духовную традицию.


Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Предметные УУД:

- соотнести теоретические знания с практическими;

--составить план работы;

-подбирать текстовый и иллюстративный материал;

- подготовить работу;

- оформить работу;

- представить работу

Коммуникативные УУД

- уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

- оценить свое эмоциональное состояние.

24-28.09.2018


5.

Добро и зло в православии

Добро и зло в православной духовной традиции.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие «добро», «дружба», «порядочность», «честь», «достоинство», «самоотверженность»;

Предметные УУД:

- работать с текстом и иллюстрациями

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать со словарем

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


01-05.10.2018


6.

Человек и Бог в православии.

Введение в православную духовную традицию.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с учебником;

- рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию;

- работать с разными источниками информации;

Предметные УУД:

- работать в паре, высказывать свое мнение;

- проследить воплощение божества в человеке;

- осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь;

Коммуникативные УУД:

- рассуждать на заданную тему (монолог, диалог);

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

08-12.10.2018


7.

Православное учение о человеке.

Введение в православную духовную традицию.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сформулировать понятие о душе;

- понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе;

Предметные УУД:

- определять эмоциональное состояние души по художественному образу;

- работать с разными источниками информации;

- выразительно читать стихи;

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- задавать и отвечать на вопросы

15-19.10.2018


8.

Православная молитва.

Особенности восточного христианства.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с учебником и другими источниками информации;

- различать виды молитв;

- выполнять творческие задания по заданной теме;

Предметные УУД:

- проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых;

- понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

22-26.10.2018


9.

Библия и Евангелие.

Священное Предание и Священное Писание христиан. Священные книги православных христиан.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- работать с разными источниками информации (притчи);

- выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа;

- работать в парах (мини группах);

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

06-09.11.2018

















10.

Заповеди.

Добро и зло в православной традиции.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять значение заповедей;

- сравнивать понятия убийство и воровство;

Предметные УУД:

- работать в группах;

- проанализировать понятие «зависть» на примерах;

- задавать и отвечать на вопросы;

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои мысли;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

12-16.11.2018


11.

Проповедь Христа.

Во что верят православные христиане. Духовно-нравственные ценности христиан.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

Предметные УУД:

- работать с разными источниками информации (притчами, текстами);

- работать со словарем;

- различать материальные и духовные богатства;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению;

19-23.11.2018


12.

Золотое правило этики.

Золотое правило нравственности.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать главное правило человеческих отношений;

- сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение»;

Предметные УУД:

- работать с учебником;

- задавать и отвечать на вопросы;

- вступать в дискуссию;

- работать с дополнительной информацией;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и

оценивать свои достижения.

26-30.11.2018


13.

Милосердие и сострадание.

Милосердие и сострадание.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать понятия «милосердие» и «дружба»;

Предметные УУД:

- проанализировать различные виды текстов;

- работать в мини группах;

- работать с разными источниками информации (притчами);

- работать со словарем;

- вступать в диалог;

- высказывать свое мнение;

- составить синквейн к слову «ближний»;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

03-07.12.2018


14.

Христос и Его крест.

Во что верят православные христиане. Духовно-нравственные основы православного христианства.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать символику креста;

- осознать причины Боговоплощения;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию;

- вступать в диалог со взрослыми;

- высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

10-14.12.2018


15.

Совесть и раскаяние.

Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Предметные УУД:

- оценивать поступки героев;

- работать в парах над проблемными ситуациями;

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- понять структуру и значение раскаяния;

- инсценировать проблемные ситуации;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

17-21.12.2018


16.

Зачем творить добро?

Любовь к ближнему.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать причины, по которым человек не стал эгоистом;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский;

- рассуждать и высказывать свое суждение;

- работать с различными видами информации;

- работать в парах;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

24-29.12.2018


17.

Подведение итогов. Творческие работы учащихся.

Выполнение творческого задания. Нравственные основы христианства.


Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Предметные УУД:

- соотнести теоретические знания с практическими;

--составить план работы;

-подбирать текстовый и иллюстративный материал;

- подготовить работу;

- оформить работу;

- представить работу

Коммуникативные УУД

- уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

- оценить свое эмоциональное состояние.

14-18.01.2019


III

Основы религиозных культур и светской этики. Часть II




18.

Как христианство пришло на Русь.

Православие в России.


Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- познакомиться с историей крещения Руси;

- понять значение новой веры;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- различать понятия «храм» и «церковь»;

- понять смысл крещения;

- работать с различными видами информации;

- устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения;

- задавать и отвечать на вопросы;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

21-25.01.2019


19.

Храм.

Православный храм и другие святыни.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, как устроен православный храм;

- раскрыть смысл посещения храма;

- объяснить значение выражений;

Предметные УУД:

- составить правила поведения в храме;

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать со словарем;

- высказывать свои суждения;

- находить противоречия в иллюстрациях;

- работать в парах, группах;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

28.01-01.02.2019


20.

Икона.

Символический язык православной культуры, христианское искусство.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие об иконе;

- понять значение элементов, изображенных на иконе;

Предметные УУД:

- сравнивать и различать иконы;

- различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»;

- высказывать свое мнение;

- работать с учебником, иллюстрациями;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

04-08.02.2019


21.

Заповеди блаженств.

Любовь к ближнему.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- понять смысл заповедей блаженств;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать и отвечать на вопросы;

- выразительно читать стихотворение;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

11-15.02.2019


22.

Подвиг.

Долг и ответственность.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсудить понятие «подвиг»;

- различать виды подвига;

- работать с понятием «подвижник»;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- высказывать свое мнение;

- работать с учебником, дополнительной литературой;

- работать в группах;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

18-22.02.2019


23.

Чудо в жизни христианина.

Символический язык православной культуры.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осмыслить понятие Св. Троицы;

- сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь»;

Предметные УУД:

- работать с текстом учебника, иллюстрациями;

- выполнить творческую работу и ее обсудить;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

25.02-01.03.2019


24.

Православие о Божием суде.

Во что верят православные христиане.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

- понимать ответственность за свои поступки;

- осознать, что любой человек посланник бога на земле;

Предметные УУД:

- работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды);

- работать в мини группах (парах);

- работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

04-08.03.2019


25.

Таинство причастия.

Православные Таинства.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь;

- понять смысл и значение Причастия;

- рассуждать на заданную тему, вступать в диалог;

- устанавливать связь между Причастием и Литургией;

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- работать со словарем;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

11-15.03.2019


26.

Монастырь.

Православный храм и другие святыни.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие «монах» и «монастырь»;

- сравнивать образ жизни мирянина и монаха;

- выяснить причины принятия пострига;

- выяснить призвание монаха;

- рассмотреть стадии становления монашества;

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать и отвечать на вопросы;

- работать со словарем;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

18-22.03.2019


27.

Пасха.

Во что верят православные христиане. Православные праздники.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Предметные УУД:

- рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи;

- раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца);

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения;

- отвечать и задавать вопросы;

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

01-05.04.2019


28.

Отношение христианина к природе.

Милосердие и сострадание.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, что природа – это дом для человека и Божий храм;

- осознать ответственность за сохранение природы и мира;

- сформулировать понятие «христианское милосердие»;

Предметные УУД:

- работать с разными видами текстов, дополнительной литературой;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

08-12.04.2019


29.

Христианская семья и её ценности.

Христианская семья и её ценности.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассмотреть основы создания христианской семьи;

- изучить атрибуты содержание венчания;

- понять смысл обручального кольца и венца;

- осознать роль традиций в семейной жизни;

Предметные УУД:


- задавать и отвечать на вопросы;

- работать с разными видами источниками информации;

- работать в парах, группах с иллюстрациями;

- работать со словарем;

- рассуждать, высказывать свое мнение;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

15-19.04.2019


30.

Христианин в труде.

Отношение к труду.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осознать первые грехи в истории человечества;

Предметные УУД:

- работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией);

- работать в парах;

- выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога;

- рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть»;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

22-26.04.2019












IV

Духовные традиции многонационального народа России




31.

Защита Отечества.

Защита Отечества.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина);

Предметные УУД:

- составить синквейн к слову «родина»;

- работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации );

- участвовать в викторине «Святые защитники Родины»;

- работать с учебником;

-приводить исторические примеры героизма при защите Отечества;

- понять нравственную позицию воина христианина;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

29.04-03.05.2019


32.

Любовь и уважение к Отечеству.

Любовь и уважение к Отечеству.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества;

- осознать, что любовь к Отечеству – это служение;

- понять из чего складывались духовные традиции России;

- составить портрет слова «Отечество» в группах;

Предметные УУД:

- работать с раздаточным материалом, различными источниками информации;

- высказывать свое мнение;

- сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

06-10.05.2019


33.

Презентация творческих проектов

Защита проекта.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- структурируют знания;

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

13-17.05.2019












34.

Презентация творческих проектов

Защита проекта.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- структурируют знания;

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

20-24.05.2019
















Приложение

к рабочей программе курса «Основы религиозных культур и светской этики

(Основы православной культуры)»»

4А, 4Б, 4В классы

на 2018-2019 учебный год

Банк измерителей уровня учебных достижений учащихся (оценочные материалы)

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Методика контроля оценки результатов

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми или коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме, а также развить навыки самостоятельной работы в ходе поиска и отбора нового материала. Подготовка и презентация проектов может проводиться по решению школы всеми классами вместе.

Основная цель проектов – через описание житийных событий святых показать, какими личностными качествами и деяниями эти люди заслужили обретение святости, а также сопоставить со своими качествами и делами и сделать для себя выводы о том, к чему нужно стремиться и что исправлять.

1. Примерные темы творческих работ:

«Традиции моей семьи».

«Семейные ценности и традиции».

«Встретим праздник вместе».

«Кодекс моей семьи».

«Дела добра».

«Добрый человек».

«Твори добро».

«Прекрасный мир».

«Святая Русь».

«Моя родина».

«Храмы и монастыри».

«Православные святыни».

«Православные и светские празлдники».

  1. Примерные темы исследовательских работ для итоговых презентаций проектов:

  1. История возникновения Николо-Угрешского монастыря.

  2. Мое святое имя.

  3. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

  4. Святые страстотерпцы Борис и Глеб.

  5. Святой преподобный Сергий Радонежский.

  6. Святой благоверный князь Димитрий Донской.

  7. Святой страстотерпец Николай с семейством.

  8. Святой апостол Андрей Первозванный

  9. Святитель Николай Чудотворец

  10. Святые Кирилл и Мефодий

  11. Святой преподобный Илия Муромец, Печерский

  12. Святой преподобный Серафим Саровский

  13. Святой преподобный Андрей Рублев

  14. Святые благоверные князь Петр и княгиня Февронья

  15. Святой благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский великий князь

  16. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

  17. Святой благоверный князь киевский Ярослав (Мудрый) (в крещении Георгий)

  18. Святые великомученики благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

  19. Святой благоверный князь Михаил Тверской

  20. Святой благоверный князь Даниил Московский

  21. Святой благоверный князь Александр Невский

  22. Святой праведный Иоанн Кронштадский

  23. Святая блаженная Матрона Московская

Школьники могут предложить свои инициативные темы творческих работ, предварительно согласовав их с учителем. При подготовке итоговых проектов необходимо опираться на описания жития святых православной христианской церкви, другие источники рассматривать с позиций благочестивого отношения к истории своей страны и жизни выдающихся людей, общепризнанных святыми православной церкви. Оценка результатов производится по итогам выполнения и представления школьниками творческих проектных работ в конце полугодия. Форма оценки - «зачет». Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями. Итоговые работы готовятся учащимися в виде написания сочинения, а также в форме реферата, который готовится учащимся заранее и затем защищается с представлением презентации. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным обсуждением в классе и опросом педагога по теме реферата.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

    • взаимные вопросы и задания групп,

    • взаимообъяснение,

    • беседа,

    • интервью,

    • драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,

  • составление галереи образов,

  • использование информационных технологий.

Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!