СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52 города Тюмени»

(МАОУ СОШ №52 города Тюмени)



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Начальных классов

МАОУ ООШ №52

______________

О.И. Кадырова

Протокол № 5

От 31.05.2021 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

УВР МАОУ ООШ №52

______________________

С.Ч. Мустакимова

26.08.2021 г

«Утверждено»

Директор МАОУ ООШ №52

города Тюмени

_________________

А.З. Манкаева

26.08.2021 г



Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни»

для ученицы 5 класса (8 вид, домашнее обучение)

на 2021-2022 учебный год









Составитель программы:

Учитель начальных классов

высшей категории

Ниязова Асия Сафиулловна

2021 г. Тюмень

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в действующей редакции.

2.Приказа Министерства образования и науки РФ:

- от 18.12.2019 № 695«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);

- от 30 августа 2014 г. №2562 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».

- от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №52 города Тюмени, утвержденный 17.04.2015 г. (с изменениями в редакции от 02.09. 2016 г. №94)

3. Учебного плана МАОУ СОШ №52 г. Тюмени на 2021-2022 учебный год.

4. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений школы VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова).


Цели образовательно-коррекционной работы

Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с

различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Программа преподавания ОСЖ предусматривает повторяемость материала в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися с интеллектуальной недостаточностью элементарных знаний по основам социальной жизни.

  1. Общая характеристика учебного предмета«Основы социальной жизни»

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.

Задачи:

овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;

развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду;

развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;

формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;

формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;

коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи.

При проведении занятий по основам социальной жизни осуществляется деление классов на подгруппы согласно списку класса.

Каждый из разделов, основываясь на академической и жизненной компетенции, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

В процессе обучения необходимо дать обучающимся представление о предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правила поведения в кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье.

После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена», «Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» - является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на эстетическую сторону.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к продуктам, оборудованию;

Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.

Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы несложные для изучения, однако определенную трудность представляет выполнение практического задания.

Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни.

Большое внимание на занятиях по основам социальной жизни отводится эстетическому воспитанию обучающихся, развитию их фантазии, художественного вкуса.

Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развития речи, чтения, русского языка, природоведения, математики.

. Место курса в учебном плане

Предмет «Основы социальной жизни» домашнее обучение изучается в 5 классе в объеме 34часов. 1час в неделю.

Программа ориентирована на учебники: Основы социальной жизни: 5 класс: для общеобразовательных организации, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор-составитель В.И. Романина, Н.П. Павлова Москва. : «Просвещение», 2020.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Введение (2 часа)

  1. Основные вопросы

Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике безопасноости при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Работа в тетради.

  1. Тематика практических работ

Беседа.

Личная гигиена (3 часа)

  1. Основные вопросы

Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам.

  1. Тематика практических работ

Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Одежда и обувь (6 часов)

  1. Основные вопросы

Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Питание (12 часов)

  1. Основные вопросы

Посуда и столовые приборы, их назначение. Значение питания в жизни и деятельности людей; правила составления рациона питания. Правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование. Правила сервировки стола с учетом различных меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов, для сил и времени при приготовлении пищи.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Работа с рецептами. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Сервировка стола к завтраку. Практическая работа по завариванию чая. Приготовление бутербродов. Приготовление вторых блюд.

Жилище (2 часа)

  1. Основные вопросы

Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Сухая и влажная уборка помещений.

Культура поведения (4 часа)

  1. Основные вопросы

Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях. Правила поведения за столом; правила этикета.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Правила поведения за столом.

Торговля (2 часа)

  1. Основные вопросы

Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции. Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в продовольственном магазине.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Правила поведения в магазине. Оплата покупки.

Транспорт (3 часа)

  1. Основные вопросы

Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице.

  1. Самостоятельная (лабораторная) работа

Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по перфокартам. Тестирование.

  1. Тематика практических работ

Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.



Тематическое планирование

Содержание

Количество часов

Практическая часть

Вводное занятие

1

-

Личная гигиена и здоровье

5

2

Одежда и обувь

5

1

Питание

9

4

Семья

1

-

Культура поведения

6

3

Жилище

3

1

Транспорт

2

1

Торговля

2

1

ИТОГО

34

13





Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема урока



Кол-во часов

БУД(базовые учебные действия)

Область развития жизненных компетенций

Вид контроля

Дата

план

факт

I четверть:

Общее количество часов: 9 часов

Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 1 час

Работа по развитию речи (количество часов): -

Практическая работа (количество часов): 3 часа

Введение – 2 часа

1

Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда.

2

Знание названия учебного курса, цель нового учебного предмета, его назначение, правила обучающихся в кабинете. Слушать собеседника, вступать в контакт. Развитие связной речи через умение вести диалог. Осознанно действовать для решения конкретных задач.

формирование

представлений о кабинете для уроков, его оборудовании;

соблюдение правил по охране труда

текущий контроль



Личная гигиена – 3 часа

2

Правила личной гигиены в течение дня

1

Формирование и развитие умений и навыков по выполнению и соблюдению правил личной гигиены. Развитие гигиенических навыков. Развитие речи. Формирование и развитие эстетических качеств личности. Развитие самостоятельности.

последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета

устный опрос



3

Предметы и средства личной гигиены

1

Привитие умений и навыков ухода за предметами личной гигиены. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Воспитание аккуратности, опрятности.

знание и соблюдение правил личной гигиены

устный опрос



4

Гигиена зрения

1

Становление мотивационной сферы гигиенического поведения. Выработка навыков гигиены зрения. Расширение активного словарного запаса и кругозора. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности.

знание и соблюдение правил личной гигиены

текущий контроль



Одежда и обувь – 6 часов

5

Виды одежды

1

Развитие внимания, мышления, связной речи через умение вести диалог. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса.

умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения

устный опрос



6

Чистка одежды, сушка

1

Формирование и развитие умений и навыков по выполнению правил и приемов по уходу за одеждой. Умение работать в группах. Воспитание аккуратности, опрятности.

знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода

текущий контроль



7

Виды обуви

1

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Воспитание толерантности. Осознанно действовать для решения конкретных задач.

умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения

текущий контроль



8

Практическая работа «Одежда и обувь»

1

Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса. Воспитание чувства взаимопомощи и самостоятельности.

знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода

взаимо-помощь, взаимо-проверка



II четверть:

Общее количество часов: 7 часов

Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 2 часа

Работа по развитию речи (количество часов): -

Практическая работа (количество часов): 2 часа

1

Чистка, хранение обуви

1

Систематизация знаний. Расширение кругозора, словарного запаса. Воспитание аккуратности, опрятности.

знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода

текущий контроль



2

Виды головных уборов

1

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса.

умение подбирать головной убор по сезону, в зависимости от назначения

текущий контроль



Питание – 12 часов

3

Значение питания в жизни человека

1

Формирование представлений о значения питания в жизни и деятельности людей. Расширение активного словарного запаса и кругозора.

знание правил и умение составления рациона питания

фронталь-

ный опрос



4

Кухонные принадлежности

1

Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса.

соблюдение правил техники безопасности на кухне

устный опрос



5

Уход за посудой

1

Умение аргументировать свое мнение. Воспитание коммуникативных навыков. Развитие логического мышления, эстетического вкуса. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности.

умение выполнять правила и приемы ухода за посудой

текущий контроль



6

Чайная посуда

1

Осознанно действовать для решения конкретных задач. Воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Уметь оценивать себя.

умение применять чайную посуду




текущий контроль



7

Правила заваривания чая

1

Формирование умения приготовления чая. Развитие способностей к обобщению, классификации. Воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса.

умение заваривать чай

взаимо-помощь, взаимо-проверка



III четверть:

Общее количество часов: 10 часов

Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 3 часа

Работа по развитию речи (количество часов): -

Практическая работа (количество часов): 4 часа

1

Повторный инструктаж по охране труда.

Завтрак

1

Развивать умение планировать свою деятельность. Формирование навыков по приготовлению завтрака. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.

соблюдение правил по охране труда;

формирование навыка по приготовлению завтрака

фронталь-

ный опрос



2

Сервировка стола к завтраку

1

Развивать умение выполнять упражнения по аналогии, по готовым образцам. Формирование навыков по сервировке стола. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.

умение сервировать стол к завтраку

текущий контроль



3

Нарезка хлеба, овощей

1

Умение планировать свою работу. Ознакомление с правилами работы режущими предметами. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.

развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей

текущий контроль



4

Приготовление бутербродов

1

Умение планировать свою работу. Ознакомление с видами бутербродов, технологией их приготовления. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.

формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов

устный опрос



5

Приготовление бутербродов

1

Умение планировать свою работу. Ознакомление с видами бутербродов, технологией их приготовления. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.

формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов

текущий контроль



6

Приготовление салата

1

Формирование знаний о разнообразии блюд из овощей. Умение приготовления салатов. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.

развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов

устный опрос



7

Приготовление салата

1

Формирование знаний о разнообразии блюд из овощей. Умение приготовления салатов. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, эстетического вкуса.

развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов

текущий контроль



Транспорт – 3 часа

8

Виды транспортных средств

1

Развитие умения правильно ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитие способности к обобщению и классификации.

умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте

фронталь-

ный опрос



9

Поведение в транспорте

1

Воспитание культуры поведения. Развитие способности к обобщению и классификации.

умение правильно вести себя в общественном транспорте

текущий контроль



10

Правила дорожного движения

1

Развитие наблюдательности, мышления, внимания на дорогах. Формирование системы знаний и умений по правилам дорожного движения.

соблюдение правил дорожного движения

фронталь-

ный опрос



IV четверть:

Общее количество часов: 8 часов

Контрольные/самостоятельные работы (количество часов): 2 часа

Работа по развитию речи (количество часов): -

Практическая работа (количество часов): 3 часа

Жилище – 2 часа

1

Виды жилых помещений

1

Развитие представлений о видах жилых помещений. Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи, внимания. Воспитание чувства любви к дому.

знание видов жилых помещений; соблюдение порядка в жилом помещении

текущий контроль



2

Почтовый адрес дома, школы

1

Ознакомление с правилами написания почтового адреса. Развитие эстетического вкуса. Умение анализировать, обобщать, воображать. Воспитание чувства ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия.

умение заполнять почтовый конверт

текущий контроль



Культура поведения – 4 часа

3

Поведение в музее, библиотеке

1

Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям.

умение правильно вести себя в учреждениях культуры

текущий контроль



4

Поведение в кино, театре

1

Воспитание культуры поведения. Развитие коммуникативных навыков. Умение анализировать. Воспитание вежливости, доброты, внимательного отношения к окружающим людям.

умение правильно вести себя в учреждениях культуры

ролевая игра



5

Поведение за столом

1

Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма.

умение правильно вести себя за столом

ролевая игра



6

Правила приема пищи

1

Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований. Развитие мышления через решение проблемных ситуаций. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма.

умение правильно вести себя за столом

текущий контроль



Торговля – 2 часа

7

Основные виды магазинов. Отделы

1

Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Осмысление уже известных знаний. Умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы. Воспитание самостоятельности.

умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями торговли (магазин, рынок, киоск)

текущий контроль



8

Правила поведения в магазине. Порядок покупки товара

1

Развитие кругозора, логического мышления, культуры речи. Развитие аналитико-синтетических способностей. Воспитание самостоятельности, культуры поведения.

умение правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках


текущий контроль







Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с

различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Программа преподавания ОСЖ предусматривает повторяемость материала в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися с интеллектуальной недостаточностью элементарных знаний по основам социальной жизни.

Основной целью рабочей программы является создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении предмета основы социальной жизни.

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.

Личностными результатами изучения курса являются:

- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 4


- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию энергоресурсов, строгое соблюдение правил техники безопасности;

- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Метапредметными результатами изучения курса являются:

- В результате выполнения под руководством учителя индивидуальных и групповых работ, закладываются основы таких социально-ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

- Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

- Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;

- Научиться искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые.

Реализуя разделы курса ОСЖ в учебном процессе, решаются следующие

задачи:

 развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

 освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

 развитие умений, необходимых обучающимся с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

 повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;

 воспитание позитивных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры:организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду;

 развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.


На занятиях по ОСЖ уделяется большое внимание обогащению словарного запаса обучающихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков. 5


Основы социальной жизни обучающихся имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная работа учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Связь учителя и воспитателя осуществляется на проведении совместных отдельных экскурсий, некоторых итоговых практических занятий, которые могут входить во внеклассные мероприятия. Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике, проверить, что и как восприняли ученики на занятиях ОСЖ. Взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Результативность занятий по ОСЖ обеспечивается при условии – тесной связи учителя и воспитателя с родителями, которые должны оказывать помощь в проведении экскурсий, практических работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание

Количество часов

Практическая часть

Вводное занятие

1

-

Личная гигиена и здоровье

5

2

Одежда и обувь

5

1

Питание

9

4

Семья

1

-

Культура поведения

6

3

Жилище

3

1

Транспорт

2

1

Торговля

2

1

ИТОГО

34

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!