СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ" 8 класс»

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 8 класса разработана на основе:

  примерной АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. – Донецк, 2022;

Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС, от 24.12.2021 № 332-IIHC)

Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОН ДНР от 30.03.2022 №2022 № 22-НП или Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом МОН ДНР от 07.08.2020 №123-НП с изменениями от 15.10.2021 № 146-НП

Примерных адаптированных основных образовательных программ, утвержденных приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09.08.2022г. № 659;

в соответствии с Учебным планом, утвержденным приказом по МОУ «СШ № 1 ГОРОДА КИРОВСКОЕ» от «01» сентября 2022 года № 154 од; календарным учебным планом-графиком, утвержденным приказом по МОУ «СШ № 1 ГОРОДА КИРОВСКОЕ» от «01» сентября 2022 года № 197од.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:, в 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2014.- Сб.1. - 224 с.с учетом:

 

Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» - практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью   к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

  Основные задачи состоят в следующем:  расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с  различными сторонами повседневной жизни;  формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых  навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;  ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений  социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;  усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков  общения (в том числе с использованием деловых бумаг);  развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и  свойств личности.

Учебный предмет "Основы социальной жизни" предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах, такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется последующих классах.

Выполнение программы обеспечивается за счет интенсивности и самостоятельной работы учащегося.         На уроках "Основы социальной жизни" используются следующие методы:

- словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

- наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;

- практические: карточки, тесты.

На изучение. курса основ социальной жизни по индивидуальному учебному плану в 8 классе отведено 24 часов (0,75 часов в неделю), следовательно, уменьшено количество часов в темах.

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Личная гигиена

Называть виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими.

Выбирать косметические средства в зависимости цели.

Пользоваться косметическими средствами.

Выбирать косметические средства в зависимости цели, состояния кожи, времени года.

Правильно пользоваться косметическими средствами.

 

Одежда

Рассказывать о правилах стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей.

Рассказывать о правилах пользования прачечной, виды оказываемых ими услуг.

 

Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей.

Утюжить блузки, рубашки, платья.

Рассказывать о правилах пользования прачечной, виды оказываемых ими услуг. Объяснять правила подготовки вещей к сдаче в стирку, правила пришивания меток, правила пользования прачечной самообслуживания.

Заполнять бланки для сдачи белья в прачечную.

Питание

Называть изделия из теста. способы приготовления.

Перечислять способы заготовки продуктов в впрок.

Составлять меню завтрака, обеда и ужина под руководством педагога.

Готовить изделия из различных видов теста, оформлять эти изделия.

Солить овощи, варить варенье.

Самостоятельно составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания.

Семья

Называть правила и периодичность ухода за грудным ребенком.

Владеть навыками ухода за грудным ребенком.

Культура поведения

Рассказывать правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома.

Подбирать одежду, прическу, косметические средства, украшения,  учитывая свой возраст, индивидуальные способности. а так же характер предстоящего мероприятия под руководством педагога.

Объяснять правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома.

Подбирать одежду, прическу, учитывая свой возраст, индивидуальные способности. а так же характер предстоящего мероприятия.

Выбирать косметические средства, украшения.

Жилище

Совершать уборку санузла, кухни  под руководствам взрослого.

Называть моющие  средства, используемые при уборке кухни. санузла.

Мыть кафельные стены, чистить раковины.

Читать печатные инструкции  к моющим средствам. используемым при уборке.

Соблюдать правила и периодичность уборки кухни и санузла.

Подбирать и применять моющие средства, используемые при уборке кухни. санузла.

Соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.

Мыть кафельные стены, чистить раковины.

Пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. используемым при уборке.

Транспорт

Называть основные автобусные маршруты и маршруты водного транспорта.

Пользоваться расписанием под руководством взрослого.

Покупать билет.

 

Определять основные междугородние автобусные маршруты и маршруты водного транспорта.

Пользоваться расписанием.

Определять стоимость проезда, покупать билет, обращаться за справкой.

Торговля

Называть специализированные магазины.

Называть ассортимент товаров в различных специализированных магазинах, стоимость основных продовольственных и промышленных товаров.

Выбирать покупку.

Подсчитывать стоимость покупок.

Культурно вести себя в магазине.

Охарактеризовать назначение специализированных магазинов.

Дифференцировать ассортимент товаров в специализированных магазинах, стоимость основных продовольственных и промышленных товаров.

Выбирать покупку с учетом различных условий.

Подсчитывать стоимость покупок.

Культурно вести себя в магазине.

Средства связи

Пользоваться номерами срочного вызова (полиция, пожарная охрана, аварийная служба).

Культурно разговаривать по телефону.

Пользоваться сотовой связью, стационарным городским телефоном.

Вызывать экстренные службы (полиция, пожарная охрана, аварийная служба).

Объяснять причину звонка по телефону срочного вызова.

Пользоваться телефонным справочником.

Получать по телефону справки, уточнять время.

Культурно разговаривать по телефону.

Медицинская помощь

Применять элементарные правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Рассказывать о правилах оказания первой помощи утопающему.


Применять правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.

Классифицировать виды глистных заболеваний и меры их предупреждения.

Учреждения, организации и предприятия

Называть организации управления города.

Называть и понимать функции организаций управления города. знать адреса.

Экономика домашнего хозяйства

Называть основные статьи расходов в семье.

Планировать расходы на день, на две недели с учетом бюджета семьи под руководством педагога.


Называть основные статьи расходов в семье.

Учитывать расходы: размер квартплаты, тарифы на электричество, порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг.

Подсчитывать расходы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


тема

Кол-во часов

Личная гигиена

2

Питание

4

Одежда

2

Жилище

3

Охрана здоровья

2

Семья. Экономика домашнего хозяйства

4

Культура поведения

2

Транспорт

4

Средства связи

2





Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание


1 Личная гигиена (2 часа)




Уход за кожей лица. Косметические средства по уходу за лицом.

02.09



Применение косметических средств в зависимости от времени года.

09.09




2 Питание (4 часа)




Культура питания.

16.09



Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование.

30.09



Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов Правила первой помощи при отравлении.

07.10



Варенье из ягод и фруктов. Сервировка стола

14.10




3 Уход за одеждой. (2 часа)




Материалы для изготовления одежды

28.10



Стирка одежды из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила глажения белья

11.11




4Уход за жильем. (3часа)




Моющие средства по уходу за кухней и туалетом. Санитарно – гигиенические требования к использованию моющих средств.

25.11



Уборка кухни, санузла, унитазом, раковиной.

02.12



Чтение инструкций к применению моющих средств.

09.12




5 Охрана здоровья (2 часа)




Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»).

23.12



Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе

20.01




6 Семья. Экономика домашнего хозяйства. (4час)




Бюджет семьи. (Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.

27.01



Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.

03.02




Семейный досуг. Виды досуга. Досуг как источник получения новых знаний, как средство укрепления здоровья. Досуг как хобби

17.02



Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых

24.02




Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха.





7 Культура поведения.(2часа)




Культура общения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах.

03.03



Внешний вид молодых людей.

17.03




8 Транспорт Городской транспорт (4 час)




Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.

31.03



Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале.

14.04



Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

21.04



Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.

28.04




9 Средства связи (2час)




Основные средства связи ( почта, телефон, телевидение, радио, компьютер.) Номера телефонов экстренной службы.

12.05




Назначение, особенности использования. Культура разговора по телефону.




Предприятия, организации, учреждения(2час)

19.05











Учебно-методическое обеспечение

  1. А.Г. Галле, Л.Л. Кочеткова «Тетрадь по обслуживающему труду (для обучающихся коррекционных школ VIII вида).» 6-9 классы - М.: Аркти, 2009г.

  2. А.М. Щербакова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., ВЛАДОС, 2001г.

  3. В.В. Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

  4. Методическое пособие. – М. Изд-во НЦ ЭНАС, 2003г.

  5. С.А. Львова, «Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя» - ВЛАДОС, 2013г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!