СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Озеленение и благоустройство территории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адаптирована для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организация-разработчик – Областное казенное общеобразовательное учреждение «Новопоселёновская  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья».

Разработчик: Лохова Елена Валерьевна, учитель ОКОУ «Новопоселёновская школа- интернат».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Озеленение и благоустройство территории"»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа предмета разработана на основе:

- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;

- Приказа Минтруда России от 02.09.2020г. № 559 н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области декоративного садоводства» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2020г. № 60009);

- Приказа Минобрнауки России от 02.07.2013г. N 513 (ред. от 27.06.2014) «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013г. N 29322);

- Приказа Минпросвещения РФ от 26 августа 2020 г. № 438 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020г. № 59784);

- Приказа Минтруда России от 04.08.2014г. N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;

- Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».



Программа адаптирована для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организация-разработчик – Областное казенное общеобразовательное учреждение «Новопоселёновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

Разработчик: Лохова Елена Валерьевна, учитель ОКОУ «Новопоселёновская школа- интернат».



























1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ предмета

1.1. Область применения программы

Рабочая программа предмета является частью основной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 17531 «Рабочий зеленого хозяйства».


1.2. Место предмета в структуре программы профессионального обучения: Предмет входит в специальный цикл теоретического обучения.


1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:

Цель предмета: познакомить с типами и созданием цветников, технологией высадки растений в цветники, ассортиментом цветочно-декоративных растений, используемых для озеленения городских объектов.

Задачи предмета:

1. Изучить создание цветников различных типов и видов газонов, используемых для озеленения городских объектов.

2. Социальная адаптация обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:

  • специализированную технику и инструменты;

  • правила техники безопасности и охраны труда;

  • типы и виды цветников;

  • способы оформления цветников;

  • виды газонных трав и их смеси;

  • сроки и нормы посева газонных трав;

  • способы посева газонных трав;

  • особенности полива газона;

  • степень и причины повреждения газона;

  • способы устранения повреждения газона;

  • способы стрижки деревьев и кустарников;

  • правила обработки почвы и выполнения подготовительных работ для посадки растений.


В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:

  • использовать специальное оборудование и инструменты;

  • создавать цветники на озеленяемых объектах;

  • составлять эскизы для цветников;

  • работать с различными видами рассадных и горшечных культур;

  • рассчитывать потребность в посадочном материале;

  • подготавливать почву под посев трав;

  • проводить равномерный посев трав согласно норме высева;

  • ухаживать за всходами газона;

  • производить ремонт газона.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 138 часов, в том числе:

практической работы обучающегося – 24 часа.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«Озеленение и благоустройство территории»

    1. Объем предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

в том числе:


1 год обучения

70

2 год обучения

68



2.2. Календарно-тематическое планирование предмета

«Озеленение и благоустройство территории»

1 год обучения


№ 

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие. Общее знакомство с предметом. Техника безопасности.

2

2

Зеленые насаждения общего и ограниченного пользования (парк, лесопарк, сквер, сад, озелененная территория предприятий, дворы, питомники).

2

3

Влияние зеленых насаждений на состав и чистоту воздуха.

2

4

Значение растений в борьбе с городским шумом и в благоустройстве города

2

5

Породы деревьев и кустарников

2

6

Виды посадок: массив, группа, аллея, рядовая посадка, живая изгородь, одиночная посадка.

2

7

Календарь работ по уходу за зелеными насаждениями.

2

8

Экскурсия в сквер, на территорию учреждения для ознакомления с видами посадок и их составом.

2

9

Рациональное размещение дорожек, площадок, цветников, посадок деревьев и кустарников на территории школьного двора.

2

10

Зависимость подбора древесно-кустарниковых пород для озеленения двора от его размеров и особенностей.

2

11

Уход за зелеными насаждениями во дворе: санитарная и формирующая стрижка кустарников, обработка приствольных кругов молодых посадок деревьев.

2

12

Лабораторная работа: раскрашивание готового плана школьного участка

2

13

Формы и размеры садовых дорожек и площадок. Основания и покрытия садовых дорожек и площадок.

2

14

Требования. Глубина выемки грунта и стройматериалы при устройстве дорожки на различных основаниях.

2

15

Демонстрации: презентация «Виды садовых дорожек и площадок».

2

16

Строение парка: составные части, устройство, оформление.

2

17

Характеристика пейзажного, регулярного и смешанного стилей садово-паркового строительства.

2

18

Лабораторная работа: «Определение паркового стиля по изображению».

2

19

Демонстрации: элементы цветочно-декоративного оформления парка в различных стилях

2

20

Экскурсия в парк культуры и отдыха, знакомство со стилем его устройства.

2

21

Общая характеристика цветника.

2

22

Цель создания цветников, принципы проектировки (подчинение цветочного оформления целям объекта, создание зоны отдыха).

2

23

Виды цветочных насаждений (клумбы, рабатки, бордюры).

2

24

Виды цветочных насаждений (альпинарии, миксбордеры).

2

25

Составные части цветника (клумбы, дорожки, газоны), соотношение элементов.

2

26

Создание цветника. Правила построения. Планирование

2

27

Ассортимент цветочно-декоративных растений для цветников из летников.

2

28

Правила подбора цветочно- декоративных растений для клумбы, партера, миксбордера, рабатки (подбор растений по высоте, окраске цветов и листьев, по времени цветения)

2

29

Практическая работа: «Подбор растений для клумбы в регулярном стиле»

2

30

Практическая работа: «Эскиз клумбы в регулярном стиле»

2

31

Практическая работа: «Подбор растений для партерной клумбы»

2

32

Практическая работа: «Эскиз партерной клумбы»

2

33

Разметка цветников. Перенесение проекта на территорию. Подготовка почвы, нанесение рисунка, технология высадки растений в открытый грунт.

2

34

Содержание (уход) цветников из летников.

2

35

Агротехнические приемы ухода за клумбой из летников в течение вегетационного периода.

2

Всего – 70 часов


2 год обучения

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Значение и виды зеленых насаждений.

2

2

Элементы цветочно-декоративного оформления парка, сквера, их назначение.

2

3

Породы деревьев и кустарников, виды посадок: массив, группа, аллея, рядовая посадка, живая изгородь, одиночная посадка.

2

4

Практические работы: составление плана сквера, характеристика сквера по элементам оформления, стилю организации, составу древесно-кустарниковых пород, видам посадок.

2

5

Экскурсия в сквер

2

6

Устройство и содержание цветников.

2

7

Типы цветников из летников. Клумбы с заменой цветочных растений в течение сезона.

2

8

Типы цветников из многолетников: миксбордеры, альпинарии.

2

9

Ассортимент цветочно-декоративных растений для цветников из многолетников.

2

10

Цветочно - декоративные растения для групповой и одиночной посадки. Правила подбора цветочно-декоративных растений для клумбы, партера, миксбордера, рабатки

2

11

Разметка цветников. Перенесение проекта на территорию.

2

12

Подготовка почвы, нанесение рисунка, технология высадки растений в открытый грунт.

2

13

Содержание (уход) цветников из многолетников. Агротехнические приемы ухода за клумбой из многолетников в течение вегетационного периода.

2

14

Практическая работа: оценка состояния цветников на школьной территории (размеры, форма, расположение, условия, состав цветковых растений)

2

15

Практическая работа: «Подбор растений для миксбордера»

2

16

Практическая работа: «Эскиз миксбордера»

2

17

Вертикальное озеленение в зеленом строительстве.

2

18

Значение и задачи вертикального озеленения. Озеленение стен зданий, беседок, арок, балконов, окон.

2

19

Типы вертикального озеленения. Многолетние и однолетние цветочные культуры, используемые для вертикального озеленения.

2

20

Декоративные качества, особенности строения (плетистые розы, девичий виноград, ипомея, душистый горошек).

2

21

Закрепление на опоре лиан и вьющихся растений. Формирующая, санитарная, омолаживающая обрезка, деревьев и кустарников. Обрезка роз, стрижка живых изгородей.

2

22

Назначение и классификация газонов. Особенности партерного, спортивного лугового, цветочного и мавританского газонов.

2

23

Назначение и классификация газонов. Особенности партерного, спортивного лугового, цветочного и мавританского газонов.

2

24

Состав травосмеси для газонов. Посев газона. Посев семян вразброс по ориентирам.

2

25

Подсев газонных трав на горизонтальных поверхностях, притенение посевов. Прикатывание.

2

26

Уход за газоном. Текущий и капитальный ремонт газона, омолаживание газона

2

27

Агротехнические приемы ухода за газоном в разные периоды года.

2

28

Инструменты по уходу за газоном: газонокосилка, садовые грабли. ТБ

2

29

Инструменты по уходу за газоном: бордюрные ножницы, каток, аэратор, мотокультиватор. ТБ

2

30

Практическая работа: Подбор травосмесей для спортивного газона.

2

31

Закрепление изученного материала. Виды зеленых насаждений, озеленение двора.

2

32

Закрепление изученного материала. Устройство садовых дорожек и площадок, стили садово- паркового искусства.

2

33

Закрепление изученного материала. Устройство и содержание цветников.

2

34

Итоговая контрольная работа

2

Всего – 68 часов











2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА

«Озеленение и благоустройство территории»

1 год обучения


ВИДЫ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.

Зеленые насаждения общего и ограниченного пользования (парк, лесопарк, сквер, сад, озелененная территория предприятий, дворы, питомники). Влияние зеленых насаждений на состав и чистоту воздуха. Значение растений в борьбе с городским шумом и в благоустройстве города. Породы деревьев и кустарников, виды посадок: массив, группа, аллея, рядовая посадка, живая изгородь, одиночная посадка.

Календарь работ по уходу за зелеными насаждениями.

Экскурсия в сквер, на территорию учреждения для ознакомления с видами посадок и их составом.


ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДВОРА.

Рациональное размещение дорожек, площадок, цветников, посадок деревьев и кустарников на территории школьного двора. Зависимость подбора древесно-кустарниковых пород для озеленения двора от его размеров и особенностей. Уход за зелеными насаждениями во дворе: санитарная и формирующая стрижка кустарников, обработка приствольных кругов молодых посадок деревьев.

Лабораторные работы: раскрашивание готового плана школьного участка.


УСТРОЙСТВО САДОВЫХ ДОРОЖЕК И ПЛОЩАДОК.

Формы и размеры садовых дорожек и площадок. Основания и покрытия садовых дорожек и площадок. Требования. Глубина выемки грунта и стройматериалы при устройстве дорожки на различных основаниях.

Демонстрации: презентация «виды садовых дорожек и площадок».


СТИЛИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА.

Строение парка: составные части, устройство, оформление. Характеристика пейзажного, регулярного и смешанного стилей садово-паркового строительства.

Демонстрации: элементы цветочно-декоративного оформления парка в различных стилях; Лабораторные работы: Определение паркового стиля по изображению;

Экскурсия в парк культуры и отдыха, знакомство со стилем его устройства.


УСТРОЙСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТНИКОВ.

Общая характеристика цветника. Цель создания цветников, принципы проектировки (подчинение цветочного оформления целям объекта, создание зоны отдыха.

Виды цветочных насаждений (клумбы, рабатки, бордюры, альпинарии, миксбордеры). Составные части цветника (клумбы, дорожки, газоны), соотношение элементов.

Создание цветника. Правила построения. Планирование. Ассортимент цветочно-декоративных растений для цветников из летников. Правила подбора цветочно-декоративных растений для клумбы, партера, миксбордера, рабатки (подбор растений по высоте, окраске цветов и листьев, по времени цветения)

Практические работы:

- Подбор растений для клумбы в регулярном стиле;

- Эскиз клумбы в регулярном стиле;

- Подбор растений для партерной клумбы;

- Эскиз партерной клумбы.

Разметка цветников. Перенесение проекта на территорию. Подготовка почвы, нанесение рисунка, технология высадки растений в открытый грунт.

Содержание (уход) цветников из летников. Агротехнические приемы ухода за клумбой из летников в течение вегетационного периода.


2 год обучения


ВИДЫ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ.

Значение и виды зеленых насаждений. Элементы цветочно-декоративного оформления парка, сквера, их назначение. Породы деревьев и кустарников, виды посадок: массив, группа, аллея, рядовая посадка, живая изгородь, одиночная посадка.

Практические работы: составление плана сквера, характеристика сквера по элементам оформления, стилю организации, составу древесно-кустарниковых пород , видам посадок.

Экскурсия в сквер

Устройство и содержание цветников.

Типы цветников из летников. Клумбы с заменой цветочных растений в течение сезона.

Типы цветников из многолетников: миксбордеры, альпинарии. Ассортимент цветочно-декоративных растений для цветников из многолетников. Цветочно-декоративные растения для групповой и одиночной посадки. Правила подбора цветочно-декоративных растений для клумбы, партера, миксбордера, рабатки

Разметка цветников. Перенесение проекта на территорию. Подготовка почвы, нанесение рисунка, технология высадки растений в открытый грунт.

Содержание (уход) цветников из многолетников. Агротехнические приемы ухода за клумбой из многолетников в течение вегетационного периода.

Практические работы: оценка состояния цветников на школьной территории (размеры, форма, расположение, условия, состав цветковых растений)

- Подбор растений для миксбордера

- Эскиз миксбордера

Вертикальное озеленение в зеленом строительстве.

Значение и задачи вертикального озеленения. Озеленение стен зданий, беседок, арок, балконов, окон. Типы вертикального озеленения. Многолетние и однолетние цветочные культуры, используемые для вертикального озеленения. Декоративные качества, особенности строения (плетистые розы, девичий виноград, ипомея, душистый горошек). Закрепление на опоре лиан и вьющихся растений. Формирующая, санитарная, омолаживающая обрезка, деревьев и кустарников. Обрезка роз, стрижка живых изгородей.

Устройство и содержание газонов.

Назначение и классификация газонов. Особенности партерного, спортивного лугового, цветочного и мавританского газонов. Подготовка почвы под газон в связи с долголетним использованием. Глубина вспашки и нормы внесения удобрений. Состав травосмеси для газонов. Посев газона. Посев семян вразброс по ориентирам. Подсев газонных трав на горизонтальных поверхностях, притенение посевов. Прикатывание.

Уход за газоном. Текущий и капитальный ремонт газона, омолаживание газона. Агротехнические приемы ухода за газоном в разные периоды года. Инструменты по уходу за газоном: газонокосилка, садовые грабли, бордюрные ножницы, каток, аэратор, мотокультиватор.

Практические работы: Подбор травосмесей для спортивного газона.




3. условия реализации программы ПРЕДМЕТА


«Озеленение и благоустройство территории»


3.1. Материально-техническое обеспечение


Для реализации рабочей программы предмета имеется учебный кабинет.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Стол учительский-1шт.

Стол ученический -4 шт.

Стул учительский -1шт.

Стулья ученические - 4 шт.

Доска магнитная- 1шт.

Ноутбук -1шт.


Инструменты и инвентарь:

  • садовый инвентарь (секаторы, лопаты, грабли, тяпки, рыхлители, совки, мотыги);

  • емкости для посадки и перевалки растений (контейнеры, горшки, ящики);

  • инструменты и инвентарь для полива растений (шланг с пульверизатором, лейка, вёдра).

Материалы:

почвенные смеси, посадочный материал, удобрения для древесно-кустарниковых растений.

Наглядные пособия обучения:

  • плакаты;

  • фотоматериалы;

  • презентации;

  • видеофильмы;

  • таблицы.


Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство и хозяйство: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования (2-е изд., стер.) М. Академия, 2017 г.

Интернет-источники:

  1. http://www.dendrolog-build.ru/index.php

  2. http://flower.onego.ru/index.html

  3. http://flowerlib.ru/


  1. Контроль и оценка результатов освоения ПРЕДМЕТА «Озеленение и благоустройство территории»


Формы и методы контроля и оценки

Создавать и оформлять цветники различных типов

- соблюдение требований техники безопасности в соответствии с инструкцией;

- использование специализированной техники и инструментов по назначению;

- умение создавать цветники на первично озеленяемых и существующих объектах;

- умение принимать композиционные решения по оформлению цветников;

- работа с различными видами рассадных и горшечных культур;

- создание различных типов и видов цветников и знание способов их оформления.


Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- решение ситуационных задач.


Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей

- соблюдение требований техники безопасности в соответствии с инструкцией;

- точность и правильность выбора необходимых и достаточных инструментов;

- определение типа вертикального озеленения, произведение приемов высадки и закрепления на опоре лиан и вьющихся растений, создавая живую изгородь;

- выполнение качественного и своевременного ухода за растениями.


Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- решение ситуационных задач.

Устраивать и ремонтировать садовые дорожки

- соблюдать требований техники безопасности в соответствии с инструкцией;

- соблюдать точность и правильность выбора необходимых и достаточных инструментов для выполнения работ;

- подготавливать основание под дорожки различного типа;

- разбивать дорожки различного типа, ремонтировать существующие.


Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- решение ситуационных задач.


Выполнять работы по устройству и содержанию водоёмов, рокариев и альпинариев

- соблюдение требований техники безопасности в соответствии с инструкцией;

- точность и правильность выбора необходимых и достаточных инструментов;

-подготавливать основание под водоем, рокарий, альпинарий;

-устраивать и ремонтировать водоемы, рокарии, альпинарии;

-ухаживать за водоемами, рокариями, альпинариями;

- знать приёмы очистки водоёмов.


Текущий контроль в форме:

- тестирования;

- решение ситуационных задач.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!