СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету природоведения для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

gjcfb jkxdmvl;bdfmkbn jxdfb xcjkgerou8erug9oiksdpgvksdl;kgjiowegutierhoigjeropgkedjfgvruiehtguierytgujopsdvjklkfjhgisdjkaksl;dsjhgfdfghjklllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdffffdffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету природоведения для обучающихся с легкой умственной отсталостью»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР и ВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО

Естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Я. Ю. Никитина

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.



Адаптированная основная общеобразовательная программа

учебного предмета «Природоведение»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

5 класс

срок реализации программы 1 год







Автор-составитель программы:

Я. Ю. Никитина, учитель биологии,

1 квалификационной категории




2018/2019 учебный год

г. Белебей

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

  2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………3

  3. Описание места предмета в учебном плане ………………………………………...4

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса…………………………………………………………………………4

  5. Учебно-тематический план……………………………………………………………5

  6. Содержание учебного предмета ……………………………………………………...5

  7. Календарно-тематическое планирование …………………………………………..8

  8. Система оценки планируемых результатов……………………………………….17

  9. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………………………………………………………………………...17

  10. Список литературы…………………………………………………………………...18























  1. Пояснительная записка

Данная программа учебного предмета составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и Науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., допущена Министерством образования Российской Федерации, примерной программы по природоведению 5 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017.- 176 с.

Данная программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и составлена с учетом индивидуальных и психофизических особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, уровня их прежних знаний.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.

Д.И. Писарев отмечал, что знания о природе полностью отвечают природным потребностям детского ума, удовлетворяют первые проблески их пытливости, что изучение природы развивает логичность в мышлении, речь детей, содействует наглядному и практическому усвоению логических понятий.

Цель: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Природоведение – это новый предмет, который изучают в 5 классе. На основе изучения данного предмета, обучающиеся должны научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся и их познавательных возможностей и интересов.

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности. Но в тоже время учебный предмет является подготовительным способствующим лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у обучающихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем – естествознания.


  1. Описание места предмета в учебном плане

Природоведение в основной школе изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения — 68, по 2 часа в неделю.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, предметных результатов:

Личностные:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающиеся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития эстетических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • установка на безопасный образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.

Предметные:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


  1. Учебно-тематический план

Природоведение 5 класс

п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

1

1

-

2

Вселенная

3

2

1

3

Наш дом-Земля

14

8

6

4

Растительный мир Земли

13

8

5

5

Животный мир Земли

15

10

5

6

Человек

9

7

2

7

Есть на Земле страна Россия

13

8

5

8

Итого

68

44

24


  1. Содержание учебного предмета

Природоведение. 5 класс

Тема № 1. Введение. (1 ч).

Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу.(1 ч).

Тема № 2. Вселенная (3 ч).

Небесные тела: планеты, звезды. (1 ч). Солнце. Солнечная система.(1 ч). Исследование космоса. (1 ч).

Тема № 3. Наш дом-Земля (14 ч).

Планета Земля. (1 ч). Воздух. (1 ч). Значение воздуха для жизни на Земле. (1 ч). Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. (1 ч). Поверхность суши. Горы. (1 ч). Почва. (1 ч). Полезные ископаемые. (1 ч).

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. (1 ч). Свойства воды. (1 ч).

Вода в природе. (1 ч). Воды суши: ручьи, реки. (1 ч). Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения. (1 ч). Моря и океаны. Использование и охрана воды. (1 ч). Повторение раздела: «Наш дом - Земля». (1 ч).

Тема № 4. Растительный мир Земли (13ч).

Разнообразие растительного мира. (1 ч). Среда обитания растений. (1 ч). Части растений. (1 ч). Деревья, кустарники, травы. (1 ч). Лиственные деревья. (1 ч). Хвойные деревья. (1 ч).

Дикорастущие и культурные кустарники. (1 ч). Травы. (1 ч). Декоративные растения. (1 ч).

Лекарственные растения. (1 ч). Комнатные растения. (1 ч). Охрана растений. (1 ч). Повторение раздела: «Растительный мир Земли». (1 ч).

Тема № 5. Животный мир Земли (15 ч).

Разнообразие животного мира. (1 ч). Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. (1 ч). Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. (1 ч). Насекомые. (1 ч). Рыбы. (1 ч). Птицы. (1 ч). Звери. (1 ч). Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. (1 ч). Уход за животными в живом уголке. (1 ч). Певчие птицы. Птицы живого уголка. (1 ч). Аквариумные рыбки. (1 ч).

Собаки. (1 ч). Домашние кошки. (1 ч). Охрана животных. Заповедники и заказники. (1 ч).

Повторение раздела: «Животный мир Земли». (1 ч).

Тема № 6. Человек (9 ч).

Как устроен наш организм. (1 ч). Как работает наш организм. (1 ч). Здоровье человека. (1 ч). Осанка. (1 ч). Органы чувств. (1 ч). Здоровое питание. (1 ч). Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. (1 ч). Оказание первой медицинской помощи. (1 ч). Повторение раздела «Человек»(1 ч).

Тема № 7. Есть на земле страна Россия (13 ч).

Россия - Родина моя. (1 ч). Население и народы России. (1 ч). Москва - столица России. (1 ч). Санкт-Петербург. (1 ч). Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. (1 ч). Города России. Новосибирск, Владивосток. (1 ч). Золотое кольцо России. Сергеев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. (1 ч). Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. (1 ч). Растительный мир России. (1 ч). Животный мир России. (1 ч). Охрана природы. Заповедники и заказники. (1 ч). Наш город (село, деревня). (1 ч). Повторение раздела «Есть на земле страна Россия». (1 ч).

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

что изучает природоведение, название нашей планеты и её форму, значение Солнца для жизни на Земле, основные свойства воды, воздуха и почвы, основные формы поверхности Земли, простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы)  и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), название типичных представителей растительного и животного мира России и своего края, основные санитарно-гигиенические требования,

название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию, названия важнейших географических объектов, правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

демонстрировать простейшие опыты, проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения, называть разнообразных представителей животного и растительного мира, ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

соблюдать правила элементарной гигиены, оказывать простейшую медицинскую помощь, измерять температуру тела, составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.

























  1. Календарно-тематическое планирование



























































































































































































































































































































  1. Система оценки планируемых результатов

Критерии оценки при опросе:

5»: ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания.

«4»: ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного природоведческого материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»: ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки.

«2»: ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

«4» - 82-67%;

«3» - 66 - 50%;

«2» - менее 50%.


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Кабинет биологии удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Кабинет биологии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

  2. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

  • моделями;

  • приборами;

  • коллекциями;

  • гербариями;

  • картинами;

  • таблицами;

  1. В кабинете биологии есть экспозиционные материалы: организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;

  2. В кабинете есть литература:

  • справочная;

  • научно-популярная;

  • учебники;

  • научно-методические пособия;

  • образцы практических и самостоятельных работ учащихся;

  • подборки олимпиадных заданий и т.д.

  1. В кабинете средства обучения систематизированы:

  • по видам (схемы, таблицы и т.п.);

  • по классам (6-10 классы).

  1. В кабинете находятся раздаточные материалы:

  • для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

  • для проверки знаний, умений (карточки-задания);

  • гербарии и т.п.

  1. В кабинете есть нетбуки, которые позволяют выполнять практические задания, лабораторные работы и тесовые работы в режиме онлайн.

  2. Кабинет биологии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.


  1. Список литературы

Основной список

  1. Программы специальной (коррекционной общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  2. Природоведение. 5 класс: учеб. для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017.- 176 с.

  3. Природоведение. Рабочая тетрадь.5 класс: учеб. Пособие для учащихся специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида, / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017

Дополнительный список

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.

  8. Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.


19