Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Профильный труд. Технология» (профиль «Швейное дело») составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью, обучающихся в МБОУ СОШ № 144.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд. Технология» «Швейное дело» 8 класс для обучающихся с ОВЗ разработана на основе следующих нормативно – правовых и методических документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Постановление от 10.07.2015. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная от 22.12.15 № 4/15.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования с умственной отсталостью.
5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год АООП по «Технологии» «Швейное дело» рассчитана на 272 часов в год (8 часов в неделю).
Программа ориентирована на использование учебника: Г.В.Картушина, Г.Г. Мозговая. Технология. Швейное дело. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (учреждений VIII вида.) / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2018...
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; ― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе; ― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебнных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Цель рабочей образовательной программы по технологии:
формирование социально адаптированной личности, формирование учебно-познавательных, социально-трудовых, социально-бытовых компетенций, которые будут способствовать развитию учебно-практической самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при выполнении трудовых заданий на базе школьных мастерских.
Реализация программы решает задачи:
Создание условий для усвоения доступных технических и технологических знаний.
Формирование познавательной мотивации.
Исправление недостатков познавательной деятельности, пространственной ориентировки, речи, мелкой моторики рук.
Воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, терпения), устойчивого положительного отношения к труду.
Развитие самоорганизации в труде.
Коррекция развития у обучающихся обще-трудовых умений (ориентировки, планирования, контроля).
Обучение профессиональным приёмам швейного дела, привитие трудовых навыков.
Формирование способности к коммуникации и организации взаимодействия.
Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Уроки технологии тесно связаны с уроками литературного чтения, математики, изобразительного искусства. Для снижения психофизической нагрузки на уроках организуется здоровье сохраняющая среда: в структуру урока включены валеопаузы, разминки, игровые моменты, упражнения на релаксацию и развитие мелкой моторики.
Программа предусматривает личностный подход с учётом индивидуальных способностей и особенностей ребёнка при определении заданий и объёма учебного материала.
В современных условиях выполнение большого объёма и разнообразие видов трудовой практической деятельности в мастерской ориентирует учащихся на пробу сил и возможностей в выбранной сфере. Это поможет перенести полученные знания и навыки в реальные жизненные условия и позволит успешно конкурировать со здоровыми сверстниками.
Рабочая программа по предмету технология (профиль «швейное дело») направлена на повышение уровня мотивации к учению и трудовой деятельности, познавательной активности обучающихся детей с ОВЗ.
Она способствует также коррекции аномалий развития детей, «включению» компенсаторных функций организма, воспитанию у них культуры труда, усвоению ими необходимого объема знаний, формированию профессиональных умений по швейному делу, развитию способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Трудовое обучение решает важнейшие задачи социальной реабилитации обучающихся с ОВЗ и занимает одно из центральных мест в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений, что позволяет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Индивидуально-дифференцированный подход направляет процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Форма организации образовательного процесса – поурочная; уроки индивидуальные, коллективные, групповые. Трудовое обучение в школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, а также факультативные занятия. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 1- 4 учебных часа. Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Традиционные технологии:- объяснительно-иллюстративные. Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса: педагогика сотрудничества, проблемное обучение, гуманно-личностная, здоровьесберегающие технологии, коллективный способ обучения (работа в парах, группах). Использование в учебном процессе информационных технологий, формирование навыков работы в группе( коллективные работы), ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках проводится индивидуальная работа с учащимися.
Основными видами и формами контроля являются:
- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;
- фронтальный опрос;
- ответы на поставленные вопросы;
- проверка знаний при помощи тестов;
- обобщающая беседа;
- выполнение практической, самостоятельной работы;
- поурочный контроль знаний..
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- допрофессиональная подготовка обучающихся с ОВЗ;
- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с ОВЗ, подготовка к работе по одной из массовых рабочих профессий, интеграция в обществе.
2. Планируемые результаты
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
8) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
9) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
12) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты АООП
Минимальный уровень:
знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: швейной машины, ткацкого станка и др;
знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;
владение основами современного промышленного производства, строительства, сферы обслуживания;
чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
составление стандартного плана работы;
определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
понимание и оценка красоты труда и его результатов;
использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;
эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;
посильное участие в благоустройстве.
Достаточный уровень:
осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;
осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;
отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов; создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла; прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения;
владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, и т.п.);
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.
3. Содержание программы
8 класс
1 триместр
Вводное занятие 2 ч.
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
Сведения о работе швейных машин 10 ч.
Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Уход за швейной машиной.
Практические работы. Установка лапки. Чистка и смазка швейной машины. Разборка и сборка челночного комплекта.
Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта
Волокна и ткани 15 ч
Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к: воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.
Умение. Распознавание шелковой и синтетической ткани.
Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.
Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).
Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.
Дополнительные сведения о ткани 15 ч.
Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Подготовка ткани к раскрою. Декатирование ткани и обмеловка выкройки. Практическая работа. Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком.
Сведения об одежде 11 ч.
Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом).
Практическая работа. Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий.
Умение. Распознавание фасонов рукавов и воротников.
Изготовление блузок 22 ч .
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).
Теоретические сведения. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.
Умение. Приглаживание копировальных оттисков.
Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков но контуру выкройки, по линии талии.
Соединение основных деталей плечевого изделия (20 ч)
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).
Теоретические сведения. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).
Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.
Самостоятельная работа
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)
Вводное занятие
Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой (37 ч)
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1 : 4).
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.
Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке). Обработанныхподкройной обтачкой горловины.
Самостоятельная работа
Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
Вводное занятие
План работы па триместр Добросовестное отношение к труду.
Построение чертежа основы платья
Изделие. Выкройка основы платья.
Теоретические сведения. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.
Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.
Отделка легкой одежды
Изделия. Отделка на изделии 22 ч
Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.
Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.
Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).
Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.
Умение. Выполнение мережки.
Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке
Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.
Теоретические сведения. Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого) рукава. Обработка воротника.
Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).
Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.
Обработка деталей с кокетками
Изделие. Кокетка.
Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего) среза. Отделка.
Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.
Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда. Выполнение заказов школы.
Самостоятельная работа
Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою).
Вводное занятие
План работы на трмместр
Изготовление выкройки по основе платьяи раскрой блузки с застежкой доверху
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.
Практические работы. Установка линеек и ланок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата (8 ч)
Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.
Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.
Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.
Обработка бортов подбортами в легком женском платье
Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.
Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Умение. Регулировка швейной машины.
Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.
Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка полборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу - по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.
Ремонт одежды (4 ч)
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.
Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и нетельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Контрольная работа и анализ ее качества (4ч)
Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.
Практическое повторение (10 ч)
Изготовление швейного изделия по выбору Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда
4. Тематическое планирование
Швейное дело 8 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I триместр (83 ч.) Вводное занятие. (2ч.) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | |
2 | Правила поведения и работы в мастерской. | 1 | |
Сведения о работе швейных машин (10 ч.) |
3 | Машинные стеки и строчки. | 1 | |
4 | Рабочие механизмы швейной машины | 1 | |
5 | Установка механизмов швейной машины | 1 | |
6 | Приспособления к швейным машинам | 1 | |
7 | Установка приспособлений малой механизации (установка лапок) | 1 | |
8 | Образование челночного машинного стежка | 1 | |
9 | Неполадки в работе швейной машины | 1 | |
10 | Уход за швейной машиной | 1 | |
11 | Чистка и смазка швейной машины | 1 | |
Волокна и ткани 15ч |
12 | Разборка и сборка челночного комплекта | 1 | |
13 | Волокно шелка. Пряжа из волокон шелка. | 1 | |
14 | Получение пряжи из волокон шелка | 1 | |
15 | Свойства шелковых тканей | 1 | |
16 | Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по техническим свойствам. | 1 | |
17 | Технологические свойства тканей из натуральных волокон | 1 | |
18 | Волокна искусственного шелка | 1 | |
19 | Вискозное и ацетатное волокна | 1 | |
20 | Свойства тканей из искусственного шелка | 1 | |
21 | Определение тканей из натурального и искусственного шелка | 1 | |
22 | Синтетические волокна | 1 | |
23 | Свойства волокон лавсана, капрона, нитрона | 1 | |
24 | Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон | 1 | |
25 | Составить коллекцию образцов синтетических тканей | 1 | |
26 | Оформить коллекцию в альбом | 1 | |
Дополнительные сведения о ткани (10ч.) |
27 | Отделка ткани | 1 | |
28 | Основные операции отделки ткани | 1 | |
29 | Возможные дефекты ткани в процессе её производства | 1 | |
30 | Составление коллекции образцов ткани с дефектами ткачества | 1 | |
31 | Выбор ткани для пошива верхней одежды | 1 | |
32 | Изучение раскладки деталей выкройки на ткани с рисунком | 1 | |
33 | Подготовка ткани к раскрою и раскрой | 1 | |
34 | Составление последовательности работы при раскрое. | 1 | |
35 | Знакомство с манекеном | 1 | |
36 | Приемы использования манекена | 1 | |
Сведения об одежде (11ч.) |
37 | Стиль в одежде и мода | 1 | |
38 | Определение стилей в одежде | 1 | |
39 | Комплекты женской одежды | 1 | |
40 | Составление комплектов одежды для разных случаев | 1 | |
41 | Силуэт в одежде | 1 | |
42 | Фасоны плечевых изделий | 1 | |
43 | Моделирование фасонов плечевых изделий | 1 | |
44 | Учет особенностей фигуры при выборе фасона изделия | 1 | |
45 | Описание фасона изделия | 1 | |
46 | Составление плана описания фасона | 1 | |
47 | Описание фасонов моделей по фотографиям | 1 | |
Изготовление блузок. Прямая блузка без рукавов и воротника (22 ч.) |
48 | Знакомство с изделием. Блузка. | 1 | |
49 | Сведения о блузках | 1 | |
50 | Прямая блузка без рукавов и воротника | 1 | |
51 | Снятие мерок и построение чертежа основы прямой блузки | 1 | |
52 | Снятие мерок. | 1 | |
53 | Подготовка к построению чертежа основы прямой блузки | 1 | |
54 | Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4 | 1 | |
55 | Построение чертежа основы прямой блузки в натуральную величину | 1 | |
56 | Подготовка деталей выкройки к раскрою | 1 | |
57 | Моделирование блузок на основе выкройки прямой блузки | 1 | |
58 | Составление плана работы по выполнению моделирования блузки с помощью перемещения нагрудной вытачки. | 1 | |
59 | Изменение выкройки основы прямой блузки с помощью перемещения нагрудной вытачки | 1 | |
60 | Выполнение в альбом работы по перемещению нагрудной вытачки в боковой срез в масштабе 1:4 | 1 | |
61 | Выполнение в альбом работы по перемещению нагрудной вытачки в срез горловины в масштабе 1:4 | 1 | |
62 | Раскрой и пошив прямой блузки без рукавов и воротника | 1 | |
63 | Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки блузки на ткани | 1 | |
64 | Раскрой деталей блузки | 1 | |
65 | Подготовка деталей блузки к обработке | 1 | |
Контрольная работа (1 ч.) |
66 | Контрольная работа | 1 | |
Самостоятельная работа (1 ч.) |
67 | Подготовка блузки к примерке | 1 | |
68 | Проведение примерки блузки | 1 | |
Изготовление блузок. Прямая блузка без рукавов и воротника (12 ч.) |
69 | Составление плана работы по пошиву блузки без рукавов и воротника | 1 | |
70 | Изучение технологической карты по пошиву прямой блузки без рукавов и воротника | 1 | |
71 | Повторение швов по обработке срезов | 1 | |
72 | Повторение обработки косой обтачкой | 1 | |
73 | Обработка нагрудных вытачек на детали кроя переда | 1 | |
74 | Стачать плечевые срезы | 1 | |
75 | Обработка плечевых срезов | 1 | |
76 | Раскроить косую обтачку | 1 | |
77 | Обработка среза горловины косой обтачкой | 1 | |
78 | Стачать боковые срезы | 1 | |
79 | Обработать боковые срезы | 1 | |
80 | Раскроить косую обтачку | 1 | |
81 | Обработать срезы пройм косой обтачкой | 1 | |
82 | Обработка нижнего среза | 1 | |
83 | Окончательная отделка блузки | 1 | |
II триместр( 84/) Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника. (20 ч) |
84 | . Вводное занятие. Инструктаж по охране труда | 1 | |
85 | Знакомство с изделием. Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника | | |
86 | Изменение выкройки основы прямой блузки в масштабе 1:4 | 1 | |
87 | Построение выкройки блузки с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4 | 1 | |
88 | Снятие мерок | 1 | |
89 | Изготовить выкройку блузки с коротким цельнокроеным рукавом по своим меркам в натуральную величину | 1 | |
90 | Подготовить выкройку к раскрою | 1 | |
91 | Рассчитать расход ткани на блузку с коротким цельнокроеным рукавом | 1 | |
92 | Выполнение работы по раскрою деталей блузки | 1 | |
93 | Подготовить детали кроя к обработке | 1 | |
94 | Подготовить блузку к примерке | 1 | |
95 | Примерка блузки | 1 | |
96 | Изучение технологической карты по пошиву блузки с коротким цельнокроеным рукавом | 1 | |
97 | Стачать плечевые срезы | 1 | |
98 | Обработка плечевых срезов | 1 | |
99 | Обработка среза горловины косой обтачкой | 1 | |
100 | Стачать боковые срезы | 1 | |
101 | Обработать боковые срезы | 1 | |
102 | Обработать срезы пройм косой обтачкой | 1 | |
103 | Обработка нижнего среза | 1 | |
104 | Окончательная отделка блузки | 1 | |
Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки (21ч.) |
105 | Сведение о платьях. Знакомство с изделием. Платье цельнокроеное | 1 | |
106 | Знакомство с изделием. Платье цельнокроеное | 1 | |
107 | Оформление в альбоме «Цельнокроеное платье» | 1 | |
108 | Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого, прилегающего и свободного силуэтов без рукавов и воротника на основе выкройки блузки. | 1 | |
109 | Снятие мерок | 1 | |
110 | Изготовление выкройки цельнокроеного платья прямого силуэта в масштабе 1:4 | 1 | |
111 | Изготовление выкройки цельнокроеного платья прилегающего силуэта в масштабе 1:4 | 1 | |
112 | Изучение инструкционной карты по расчёту раствора вытачек | 1 | |
113 | Построение талевых вытачек в масштабе 1:4 | 1 | |
114 | Изготовление выкройки цельнокроеного платья свободного силуэта в масштабе 1:4 | 1 | |
115 | Изготовление выкройки цельнокроеного платья свободного силуэта на основе выкройки прямой блузки в натуральную величину | 1 | |
116 | Моделирование выреза горловины в платье без воротника | 1 | |
117 | Составление плана работы по выполнению моделирования выреза горловины | 1 | |
118 | Обработка среза горловины подкройной обтачкой | 1 | |
119 | Изготовление выкройки подкройной обтачки в масштабе 1:4 | 1 | |
120 | Изготовление выкройки подкройной обтачки из цветной бумаги к различным формам горловины в масштабе 1:4 | 1 | |
121 | Изготовление выкройки подкройной обтачки в натуральную величину | 1 | |
122 | Раскроить детали подкройной обтачки | 1 | |
123 | Обработать отлётный срез обтачки | 1 | |
124 | Обработка среза горловины подкройной обтачкой на образце | 1 | |
125 | Окончательная обработка среза горловины подкройной обтачкой на образце | 1 | |
Контрольная работа (1 ч.) |
126 | Контрольная работа | 1 | |
Самостоятельная работа (2 ч.) |
127 | Выполнить обработку среза горловины подкройной обтачкой на образце | 1 | |
128 | Оформление в альбом образцы подкройной обтачки | 1 | |
129 | Обработка застёжки, не доходящей до низа изделия | 1 | |
130 | Обработка разреза для застёжки обтачкой на образце | 1 | |
Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки (22ч.) |
131 | Оформить образец в альбом. | 1 | |
132 | Моделирование цельнокроеного платья | 1 | |
133 | Разработка фасонов цельнокроеного платья. Модель 1 | 1 | |
134 | Разработка фасонов цельнокроеного платья. Модель 2 | 1 | |
135 | Разработка фасонов цельнокроеного платья. Модель 3 | 1 | |
136 | Раскрой и пошив цельнокроеного платья | 1 | |
137 | Подготовка платья к примерке | 1 | |
138 | Проведение первой примерки платья | 1 | |
139 | Проведение второй примерки платья | 1 | |
140 | Пошив платья модели 1. Обработка подкройных обтачек | 1 | |
141 | Обработка нагрудных вытачек на детали кроя переда | 1 | |
142 | Обработка плечевых срезов | 1 | |
143 | Изготовление подкройной обтачки для горловины | 1 | |
144 | Обработка среза горловины | 1 | |
145 | Обработка боковых срезов | 1 | |
146 | Обработка срезов пройм | 1 | |
147 | Обработка пояса | 1 | |
148 | Обработка нижнего среза | 1 | |
149 | Окончательная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия | 1 | |
Отделка швейных изделий (22ч) |
150 | Виды отделки. Определение постоянной и съемной отделки | 1 | |
151 | Вышивка гладью. Знакомство с вышивкой | 1 | |
152 | Приёмы вышивки гладью односторонней | 1 | |
153 | Приёмы вышивки гладью двухсторонней | 1 | |
154 | Использование цветных ниток в вышивках гладью | 1 | |
155 | Вышивка многоцветной глади. | 1 | |
156 | Мережка | 1 | |
157 | Выполнение мережки «кисточка» на образце. | 1 | |
158 | Выполнение мережки «кисточка» на образце. | 1 | |
159 | Выполнение мережки «столбик» на образце. | 1 | |
160 | Выполнение мережки «столбик» на образце. | 1 | |
161 | Выполнение мережки «снопик» на образце. | 1 | |
162 | Выполнение мережки «снопик» на образце. | 1 | |
163 | Выполнение мережки «раскол» на образце с обработкой среза швом вподгибку | 1 | |
164 | Выполнение мережки «раскол» на образце с обработкой среза швом вподгибку | 1 | |
165 | Рюши | 1 | |
166 | Соединение рюша с основной деталью на образце. Оформление образца в альбом | 1 | |
III триместр (105 ч. ) |
167 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | |
168 | Воланы. Построение чертежа и изготовление волана к круговому вырезу горловины | 1 | |
169 | Построение чертежа и изготовление выкройки волана к вырезу горловины углом | 1 | |
170 | Построение чертежа и изготовление выкройки волана в виде оборки | 1 | |
171 | Мелкие складочки и защипы. | 1 | |
172 | Изготовление мелких складочек и защипов. | 1 | |
Построение чертежа основы цельнокроеного платья (6 ч.) |
173 | Снятие мерок для построение чертежа основы цельнокроеного платья | 1 | |
174 | Построение чертежа основы цельнокроеного платья в масштабе 1:4 | 1 | |
175 | Подготовка деталей выкройки основы цельнокроеного платья в масштабе 1:4 | 1 | |
176 | Построение чертежа основы цельнокроеного платья в натуральную величину | 1 | |
177 | Подготовка деталей выкройки основы цельнокроеного платья в натуральную величину | 1 | |
178 | Выполнение моделирования платья. Перемещение нагрудной вытачки в боковой срез. | 1 | |
Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий (27 ч.) |
179 | Рукава. Снятие мерок для рукава | 1 | |
180 | Построение чертежа и деталей выкройки длинного прямого рукава и манжеты в масштабе 1:4 | 1 | |
181 | Построение чертежа и деталей выкройки длинного прямого рукава и манжеты в натуральную величину | 1 | |
182 | Выполнение расчетов рукава по своим меркам | 1 | |
183 | Виды обработки нижнего среза длинного прямого рукава | 1 | |
184 | Обработка прямой манжеты на образце | 1 | |
185 | Обработка прямой манжеты с застёжкой, состоящей из одной детали | 1 | |
186 | Обработка прямой манжеты с застёжкой, состоящей из двух деталей | 1 | |
187 | Обработка прямой замкнутой манжеты | 1 | |
188 | Обработка нижнего среза рукава замкнутой манжетой на образце (первый способ и второй способ) | 1 | |
189 | Обработка нижнего среза рукава манжетой на застёжке на образце | 1 | |
190 | Обработка нижнего среза рукава манжетой | 1 | |
191 | Обработка нижнего среза рукава резиновой тесьмой на образце | 1 | |
192 | Виды обработки нижнего среза короткого прямого рукава | 1 | |
193 | Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце | 1 | |
194 | Соединение рукавов с проймами | 1 | |
195 | Подборта. Изготовление выкройки подборта, цельнокроеного с бортом, для изделия с застёжкой до верха. | 1 | |
196 | Изготовление выкройки отрезного подборта для изделий с отворотами | 1 | |
197 | Обработка подбортов | 1 | |
198 | Обработка внутреннего среза подборта швом вподгибку с открытым срезом | 1 | |
199 | Соединение борта с отрезным подбортом | 1 | |
200 | Обработка нижнего среза подборта, цельнокроеного с бортом, в изделиях с застежкой. | 1 | |
201 | Воротники. Снятие мерок. Построение чертежей и подготовка выкроек к раскрою | 1 | |
202 | Построение чертежа воротника-стойки в масштабе 1:4 | 1 | |
203 | Построение чертежа и подготовка выкройки воротника на стойке в масштабе 1:4 | 1 | |
204 | Построение чертежа и подготовка выкройки отложного воротника для изделий с застёжкой до верха в масштабе 1:4 | 1 | |
205 | Построение чертежа и подготовка выкройки отложного воротника для изделий с отворотами в масштабе 1:4 | 1 | |
206 | Выполнение в альбоме работ по построению чертежей воротников и изготовление из цветной бумаги | 1 | |
207 | Обработка воротников и соединение их с горловиной. Проверка качества изделия | 1 | |
208 | Обработка отложного воротника (без прокладки) на образце | 1 | |
209 | Обработка воротника на стойке на образце | 1 | |
Контрольная работа (1 ч.) |
210 | Контрольная работа | 1 | |
Самостоятельная работа (2 ч.) |
211 | Соединение воротника на стойке (с прокладкой) с горловиной изделия | 1 | |
212 | Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застёжкой до верха | 1 | |
213 | Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с отворотами | 1 | |
214 | Разметка петель. Разметка петель в изделиях с застёжкой до верха | 1 | |
Построение чертежа основы цельнокроеного платья (20 ч.) |
215 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | |
216 | Разметка петель в изделиях с отворотами | 1 | |
217 | Разметка мест пришивания пуговиц (выполняется после обработки петель) | 1 | |
218 | Кокетки | 1 | |
219 | Оформление в альбоме листа «Кокетки» (рисунки) | 1 | |
220 | Моделирование кокеток | 1 | |
221 | Выполнение в альбоме моделирование кокеток в масштабе 1:4 | 1 | |
222 | Изготовление моделирования из цветной бумаги в масштабе 1:4 | 1 | |
223 | Обработка кокеток | 1 | |
224 | Соединение кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью стачным швом на образце | 1 | |
225 | Соединение кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью настрочным швом на образце | 1 | |
226 | Соединение кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью накладным швом на образце | 1 | |
227 | Соединение кокетки с фигурным или овальным нижним срезом с основной деталью накладным швом на образце | 1 | |
228 | Обработка нижнего среза кокетки оборкой на образце. Проверка качества изделия | 1 | |
Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья (34ч) |
229 | Блузка с застёжкой до верха. Знакомство с изделием | 1 | |
230 | Составление плана работы по изготовлению блузки с застежкой до верха. | 1 | |
231 | Изготовление выкройки блузки с застежкой до верха. | 1 | |
232 | Подготовка деталей выкройки к раскрою | 1 | |
233 | Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки на ткани | 1 | |
234 | Раскрой блузки с застежкой до верха | 1 | |
235 | Подготовка деталей блузки к обработке | 1 | |
236 | Подготовка блузки к примерке | 1 | |
237 | Проведение примерки | 1 | |
238 | Составление плана работы по пошиву блузки с застёжкой до верха | 1 | |
239 | Обработка вытачек | 1 | |
240 | Обработка подбортов | 1 | |
241 | Стачивание плачевых срезов | 1 | |
242 | Обработка плечевых срезов | 1 | |
243 | Стачивание боковых срезов | 1 | |
244 | Обработка боковых срезов | 1 | |
245 | Обработка воротника | 1 | |
246 | Соединение воротника с горловиной | 1 | |
247 | Соединение срезов рукавов | 1 | |
248 | Обработка рукавов | 1 | |
249 | Соединение рукавов с проймами | 1 | |
250 | Обработка нижнего среза | 1 | |
251 | Разметка и обработка петель. | 1 | |
252 | Пришивание пуговиц | 1 | |
253 | Окончательная отделка изделия | 1 | |
254 | Влажно-тепловая обработка изделия | 1 | |
| Изготовление халата в масштабе 1:4 | 8 | |
255 | Сведения о халатах. Знакомство с халатом | 1 | |
256 | Составление образцов тканей для халатов. Оформление образцов в альбом | 1 | |
257 | Халат с отложным воротником | 1 | |
258 | Изготовление выкройки халата в масштабе 1:4 | 1 | |
259 | Нанесение линий фасона на выкройке основы цельнокроеного платья | 1 | |
260 | Изготовление выкройки | 1 | |
261 | Оформить детали выкройки в альбом | 1 | |
262 | Составление плана по пошиву халата с отложным воротником | 1 | |
Ремонт одежды (4ч) |
263 | Наложение заплаты стачным швом | 1 | |
264 | Наложение заплаты стачным швом на образце | 1 | |
265 | Штуковка | 1 | |
266 | Оформление штуковки на образце | 1 | |
Контрольная работа (1 ч.) |
267 | Контрольная работа | 1 | |
Итоговая контрольная работа (1ч.) |
268 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Самостоятельная работа (4 ч.) |
269 | Повторение. Основные технические условия на выполнение ручных, машинных и влажно-тепловых работ. | 1 | |
270 | Технические условия на выполнение машинных работ. | 1 | |
271 | Технические условия на выполнение влажно-тепловых работ. | 1 | |
272 | Повторение технических условий | 1 | |
| Всего: | 272 | |