СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Профильный труд. Технология». «Швейное дело»8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Профильный труд. Технология». «Швейное дело»8 класс»



  1. Пояснительная записка



Рабочая программа по предмету «Профильный труд. Технология» (профиль «Швейное дело») составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью, обучающихся в МБОУ СОШ № 144.

Рабочая программа по предмету «Профильный труд. Технология» «Швейное дело» 8 класс для обучающихся с ОВЗ разработана на основе следующих нормативно – правовых и методических документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Постановление от 10.07.2015. № 26 Об утверждение СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная от 22.12.15 № 4/15.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования с умственной отсталостью.

5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой.

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год АООП по «Технологии» «Швейное дело» рассчитана на 272 часов в год (8 часов в неделю).

Программа ориентирована на использование учебника: Г.В.Картушина, Г.Г. Мозговая. Технология. Швейное дело. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (учреждений VIII вида.) / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. – М.: Просвещение, 2018...

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:

― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; ― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе; ― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебнных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;

― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;

― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Цель рабочей образовательной программы по технологии:

формирование социально адаптированной личности, формирование учебно-познавательных, социально-трудовых, социально-бытовых компетенций, которые будут способствовать развитию учебно-практической самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при выполнении трудовых заданий на базе школьных мастерских.

Реализация программы решает задачи:

  • Создание условий для усвоения доступных технических и технологических знаний.

  • Формирование познавательной мотивации.

  • Исправление недостатков познавательной деятельности, пространственной ориентировки, речи, мелкой моторики рук.

  • Воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, терпения), устойчивого положительного отношения к труду.

  • Развитие самоорганизации в труде.

  • Коррекция развития у обучающихся обще-трудовых умений (ориентировки, планирования, контроля).

  • Обучение профессиональным приёмам швейного дела, привитие трудовых навыков.

  • Формирование способности к коммуникации и организации взаимодействия.

Коррекционная работа включает следующие направления. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Уроки технологии тесно связаны с уроками литературного чтения, математики, изобразительного искусства. Для снижения психофизической нагрузки на уроках организуется здоровье сохраняющая среда: в структуру урока включены валеопаузы, разминки, игровые моменты, упражнения на релаксацию и развитие мелкой моторики.

Программа предусматривает личностный подход с учётом индивидуальных способностей и особенностей ребёнка при определении заданий и объёма учебного материала.

В современных условиях выполнение большого объёма и разнообразие видов трудовой практической деятельности в мастерской ориентирует учащихся на пробу сил и возможностей в выбранной сфере. Это поможет перенести полученные знания и навыки в реальные жизненные условия и позволит успешно конкурировать со здоровыми сверстниками.

Рабочая программа по предмету технология (профиль «швейное дело») направлена на повышение уровня мотивации к учению и трудовой деятельности, познавательной активности обучающихся детей с ОВЗ.

Она способствует также коррекции аномалий развития детей, «включению» компенсаторных функций организма, воспитанию у них культуры труда, усвоению ими необходимого объема знаний, формированию профессиональных умений по швейному делу, развитию способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Трудовое обучение решает важнейшие задачи социальной реабилитации обучающихся с ОВЗ и занимает одно из центральных мест в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений, что позволяет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Индивидуально-дифференцированный подход направляет процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Форма организации образовательного процесса – поурочная; уроки индивидуальные, коллективные, групповые. Трудовое обучение в школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, а также факультативные занятия. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 1- 4 учебных часа. Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Традиционные технологии:- объяснительно-иллюстративные. Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса: педагогика сотрудничества, проблемное обучение, гуманно-личностная, здоровьесберегающие технологии, коллективный способ обучения (работа в парах, группах). Использование в учебном процессе информационных технологий, формирование навыков работы в группе( коллективные работы), ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках проводится индивидуальная работа с учащимися.

Основными видами и формами контроля являются:

- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;

- фронтальный опрос;

- ответы на поставленные вопросы;

- проверка знаний при помощи тестов;

- обобщающая беседа;

- выполнение практической, самостоятельной работы;

- поурочный контроль знаний..

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

- допрофессиональная подготовка обучающихся с ОВЗ;

- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с ОВЗ, подготовка к работе по одной из массовых рабочих профессий, интеграция в обществе.


2. Планируемые результаты


К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

8) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

9) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

10) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

12) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты АООП

Минимальный уровень:

знание названий материалов; процесса их изготовления; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

знание свойств материалов и правил хранения; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

знание принципов действия, общего устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: швейной машины, ткацкого станка и др;

знание и применение правил безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении работы;

владение основами современного промышленного производства, строительства, сферы обслуживания;

чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

составление стандартного плана работы;

определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;

понимание и оценка красоты труда и его результатов;

использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;

эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;

распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;

учет мнений товарищей и педагога при организации собственной деятельности и совместной работы;

комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений товарищей;

посильное участие в благоустройстве.

Достаточный уровень:

осознанное определение возможностей различных материалов, осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих действий с поставленной целью;

осуществление настройки и текущего ремонта инструмента;

отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов; создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;

самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной последовательности действий для реализации замысла; прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и способов работы для его получения;

владение некоторыми видам общественно-организационного труда (вы­по­лнение обязанностей бригадира рабочей группы, и т.п.);

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;

понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы.


3. Содержание программы
8 класс


1 триместр
Вводное занятие 2
ч.
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

Сведения о работе швейных машин 10 ч.

Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Уход за швейной машиной.
Практические работы.  Установка лапки. Чистка и смазка швейной машины. Разборка и сборка челночного комплекта.

Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта

Волокна и ткани 15 ч

Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к: воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей.

Умение. Распознавание шелковой и синтетической ткани.
 Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.
Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способ­ности смачиваться водой, стойкость при нагревании).
Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.

Дополнительные сведения о ткани 15 ч.

Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Подготовка ткани к раскрою. Декатирование ткани и обмеловка выкройки. Практическая работа. Составление коллекции образцов тканей с дефектами ткачества, с крупным тематическим и растительным рисунком.

Сведения об одежде 11 ч.

Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом).

Практическая работа. Определение по журналу мод стиля, силуэта и фасона изделий.

Умение. Распознавание фасонов рукавов и воротников.

Изготовление блузок 22 ч .

Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).
 Теоретические сведения.  Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.
Умение. Приглаживание копировальных оттисков.
Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков но контуру выкройки, по линии талии.
 Соединение основных деталей плечевого изделия (20 ч)
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окантовочным швом или косой обтачкой).
 Теоретические сведения.  Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).
Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего срезаУтюжка и складывание блузки по стандарту.
  Практическое повторение
Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.
Самостоятельная работа
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)
Вводное занятие
Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой (37 ч)
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1 : 4).
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
  Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
 Теоретические сведения.  Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
 Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.
Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке). Обработанныхподкройной обтачкой горловины.
Самостоятельная работа
 Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
Вводное занятие
План работы па триместр Добросовестное отношение к труду.
Построение чертежа основы платья
Изделие. Выкройка основы платья.
Теоретические сведения.  Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.
 Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.
  Отделка легкой одежды
Изделия. 
Отделка на изделии 22 ч
Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.
Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.
Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).
Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.
Умение. Выполнение мережки.
Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке
Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.
Теоретические сведения.  Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого) рукава. Обработка воротника.
Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).
Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.
  Обработка деталей с кокетками
Изделие. Кокетка.
Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего) среза. Отделка.
Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.
Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.
Практическое повторение
Виды работы. 
Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда. Выполнение заказов школы.
Самостоятельная работа
Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою).
Вводное занятие
План работы на трмместр
Изготовление выкройки по основе платьяи раскрой блузки с застежкой доверху
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.

Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
 Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.
Практические работы. Установка линеек и ланок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.

Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата (8 ч)
Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.
 Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.
 Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.
 Обработка бортов подбортами в легком женском платье
Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.
 Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Умение. Регулировка швейной машины.
Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.
 Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка полборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу - по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.

Ремонт одежды (4 ч)
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.
 Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и нетельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Контрольная работа и анализ ее качества (4ч)

Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.

Практическое повторение (10 ч)

Изготовление швейного изделия по выбору Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда



4. Тематическое планирование


Швейное дело 8 класс

урока

Тема

Кол-во часов

Примечание

I триместр (83 ч.)

Вводное занятие. (2ч.)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

1


2

Правила поведения и работы в мастерской.

1


Сведения о работе швейных машин (10 ч.)

3

Машинные стеки и строчки.

1


4

Рабочие механизмы швейной машины

1


5

Установка механизмов швейной машины

1


6

Приспособления к швейным машинам

1


7

Установка приспособлений малой механизации (установка лапок)

1


8

Образование челночного машинного стежка

1


9

Неполадки в работе швейной машины

1


10

Уход за швейной машиной

1


11

Чистка и смазка швейной машины

1


Волокна и ткани 15ч

12

Разборка и сборка челночного комплекта

1


13

Волокно шелка. Пряжа из волокон шелка.

1


14

Получение пряжи из волокон шелка

1


15

Свойства шелковых тканей

1


16

Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по техническим свойствам.

1


17

Технологические свойства тканей из натуральных волокон

1


18

Волокна искусственного шелка

1


19

Вискозное и ацетатное волокна

1


20

Свойства тканей из искусственного шелка

1


21

Определение тканей из натурального и искусственного шелка

1


22

Синтетические волокна

1


23

Свойства волокон лавсана, капрона, нитрона

1


24

Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон

1


25

Составить коллекцию образцов синтетических тканей

1


26

Оформить коллекцию в альбом

1


Дополнительные сведения о ткани (10ч.)

27

Отделка ткани

1


28

Основные операции отделки ткани

1


29

Возможные дефекты ткани в процессе её производства

1


30

Составление коллекции образцов ткани с дефектами ткачества

1


31

Выбор ткани для пошива верхней одежды

1


32

Изучение раскладки деталей выкройки на ткани с рисунком

1


33

Подготовка ткани к раскрою и раскрой

1


34

Составление последовательности работы при раскрое.

1


35

Знакомство с манекеном

1


36

Приемы использования манекена

1


Сведения об одежде (11ч.)

37

Стиль в одежде и мода

1


38

Определение стилей в одежде

1


39

Комплекты женской одежды

1


40

Составление комплектов одежды для разных случаев

1


41

Силуэт в одежде

1


42

Фасоны плечевых изделий

1


43

Моделирование фасонов плечевых изделий

1


44

Учет особенностей фигуры при выборе фасона изделия

1


45

Описание фасона изделия

1


46

Составление плана описания фасона

1


47

Описание фасонов моделей по фотографиям

1


Изготовление блузок.

Прямая блузка без рукавов и воротника (22 ч.)

48

Знакомство с изделием. Блузка.

1


49

Сведения о блузках

1


50

Прямая блузка без рукавов и воротника

1


51

Снятие мерок и построение чертежа основы прямой блузки

1


52

Снятие мерок.

1


53

Подготовка к построению чертежа основы прямой блузки

1


54

Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

1


55

Построение чертежа основы прямой блузки в натуральную величину

1


56

Подготовка деталей выкройки к раскрою

1


57

Моделирование блузок на основе выкройки прямой блузки

1


58

Составление плана работы по выполнению моделирования блузки с помощью перемещения нагрудной вытачки.

1


59

Изменение выкройки основы прямой блузки с помощью перемещения нагрудной вытачки

1


60

Выполнение в альбом работы по перемещению нагрудной вытачки в боковой срез в масштабе 1:4

1


61

Выполнение в альбом работы по перемещению нагрудной вытачки в срез горловины в масштабе 1:4

1


62

Раскрой и пошив прямой блузки без рукавов и воротника

1


63

Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки блузки на ткани

1


64

Раскрой деталей блузки

1


65

Подготовка деталей блузки к обработке

1


Контрольная работа (1 ч.)

66

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа (1 ч.)

67

Подготовка блузки к примерке

1


68

Проведение примерки блузки

1


Изготовление блузок. Прямая блузка без рукавов и воротника (12 ч.)

69

Составление плана работы по пошиву блузки без рукавов и воротника

1


70

Изучение технологической карты по пошиву прямой блузки без рукавов и воротника

1


71

Повторение швов по обработке срезов

1


72

Повторение обработки косой обтачкой

1


73

Обработка нагрудных вытачек на детали кроя переда

1


74

Стачать плечевые срезы

1


75

Обработка плечевых срезов

1


76

Раскроить косую обтачку

1


77

Обработка среза горловины косой обтачкой

1


78

Стачать боковые срезы

1


79

Обработать боковые срезы

1


80

Раскроить косую обтачку

1


81

Обработать срезы пройм косой обтачкой

1


82

Обработка нижнего среза

1


83

Окончательная отделка блузки

1


II триместр( 84/)

Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника. (20 ч)

84

. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

1


85

Знакомство с изделием. Блузка с коротким цельнокроеным рукавом, без воротника



86

Изменение выкройки основы прямой блузки в масштабе 1:4

1


87

Построение выкройки блузки с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4

1


88

Снятие мерок

1


89

Изготовить выкройку блузки с коротким цельнокроеным рукавом по своим меркам в натуральную величину

1


90

Подготовить выкройку к раскрою

1


91

Рассчитать расход ткани на блузку с коротким цельнокроеным рукавом

1


92

Выполнение работы по раскрою деталей блузки

1


93

Подготовить детали кроя к обработке

1


94

Подготовить блузку к примерке

1


95

Примерка блузки

1


96

Изучение технологической карты по пошиву блузки с коротким цельнокроеным рукавом

1


97

Стачать плечевые срезы

1


98

Обработка плечевых срезов

1


99

Обработка среза горловины косой обтачкой

1


100

Стачать боковые срезы

1


101

Обработать боковые срезы

1


102

Обработать срезы пройм косой обтачкой

1


103

Обработка нижнего среза

1


104

Окончательная отделка блузки

1


Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки (21ч.)

105

Сведение о платьях. Знакомство с изделием. Платье цельнокроеное

1


106

Знакомство с изделием. Платье цельнокроеное

1


107

Оформление в альбоме «Цельнокроеное платье»

1


108

Изготовление выкроек цельнокроеного платья прямого, прилегающего и свободного силуэтов без рукавов и воротника на основе выкройки блузки.

1


109

Снятие мерок

1


110

Изготовление выкройки цельнокроеного платья прямого силуэта в масштабе 1:4

1


111

Изготовление выкройки цельнокроеного платья прилегающего силуэта в масштабе 1:4

1


112

Изучение инструкционной карты по расчёту раствора вытачек

1


113

Построение талевых вытачек в масштабе 1:4

1


114

Изготовление выкройки цельнокроеного платья свободного силуэта в масштабе 1:4

1


115

Изготовление выкройки цельнокроеного платья свободного силуэта на основе выкройки прямой блузки в натуральную величину

1


116

Моделирование выреза горловины в платье без воротника

1


117

Составление плана работы по выполнению моделирования выреза горловины

1


118

Обработка среза горловины подкройной обтачкой

1


119

Изготовление выкройки подкройной обтачки в масштабе 1:4

1


120

Изготовление выкройки подкройной обтачки из цветной бумаги к различным формам горловины в масштабе 1:4

1


121

Изготовление выкройки подкройной обтачки в натуральную величину

1


122

Раскроить детали подкройной обтачки

1


123

Обработать отлётный срез обтачки

1


124

Обработка среза горловины подкройной обтачкой на образце

1


125

Окончательная обработка среза горловины подкройной обтачкой на образце

1


Контрольная работа (1 ч.)

126

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа (2 ч.)

127

Выполнить обработку среза горловины подкройной обтачкой на образце

1


128

Оформление в альбом образцы подкройной обтачки

1


129

Обработка застёжки, не доходящей до низа изделия

1


130

Обработка разреза для застёжки обтачкой на образце

1


Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки (22ч.)

131

Оформить образец в альбом.

1


132

Моделирование цельнокроеного платья

1


133

Разработка фасонов цельнокроеного платья. Модель 1

1


134

Разработка фасонов цельнокроеного платья. Модель 2

1


135

Разработка фасонов цельнокроеного платья. Модель 3

1


136

Раскрой и пошив цельнокроеного платья

1


137

Подготовка платья к примерке

1


138

Проведение первой примерки платья

1


139

Проведение второй примерки платья

1


140

Пошив платья модели 1. Обработка подкройных обтачек

1


141

Обработка нагрудных вытачек на детали кроя переда

1


142

Обработка плечевых срезов

1


143

Изготовление подкройной обтачки для горловины

1


144

Обработка среза горловины

1


145

Обработка боковых срезов

1


146

Обработка срезов пройм

1


147

Обработка пояса

1


148

Обработка нижнего среза

1


149

Окончательная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия

1


Отделка швейных изделий (22ч)

150

Виды отделки. Определение постоянной и съемной отделки

1


151

Вышивка гладью. Знакомство с вышивкой

1


152

Приёмы вышивки гладью односторонней

1


153

Приёмы вышивки гладью двухсторонней

1


154

Использование цветных ниток в вышивках гладью

1


155

Вышивка многоцветной глади.

1


156

Мережка

1


157

Выполнение мережки «кисточка» на образце.

1


158

Выполнение мережки «кисточка» на образце.

1


159

Выполнение мережки «столбик» на образце.

1


160

Выполнение мережки «столбик» на образце.

1


161

Выполнение мережки «снопик» на образце.

1


162

Выполнение мережки «снопик» на образце.

1


163

Выполнение мережки «раскол» на образце с обработкой среза швом вподгибку

1


164

Выполнение мережки «раскол» на образце с обработкой среза швом вподгибку

1


165

Рюши

1


166

Соединение рюша с основной деталью на образце. Оформление образца в альбом

1


III триместр (105 ч. )

167

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

1


168

Воланы. Построение чертежа и изготовление волана к круговому вырезу горловины

1


169

Построение чертежа и изготовление выкройки волана к вырезу горловины углом

1


170

Построение чертежа и изготовление выкройки волана в виде оборки

1


171

Мелкие складочки и защипы.

1


172

Изготовление мелких складочек и защипов.

1


Построение чертежа основы цельнокроеного платья (6 ч.)

173

Снятие мерок для построение чертежа основы цельнокроеного платья

1


174

Построение чертежа основы цельнокроеного платья в масштабе 1:4

1


175

Подготовка деталей выкройки основы цельнокроеного платья в масштабе 1:4

1


176

Построение чертежа основы цельнокроеного платья в натуральную величину

1


177

Подготовка деталей выкройки основы цельнокроеного платья в натуральную величину

1


178

Выполнение моделирования платья. Перемещение нагрудной вытачки в боковой срез.

1


Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий (27 ч.)

179

Рукава. Снятие мерок для рукава

1


180

Построение чертежа и деталей выкройки длинного прямого рукава и манжеты в масштабе 1:4

1


181

Построение чертежа и деталей выкройки длинного прямого рукава и манжеты в натуральную величину

1


182

Выполнение расчетов рукава по своим меркам

1


183

Виды обработки нижнего среза длинного прямого рукава

1


184

Обработка прямой манжеты на образце

1


185

Обработка прямой манжеты с застёжкой, состоящей из одной детали

1


186

Обработка прямой манжеты с застёжкой, состоящей из двух деталей

1


187

Обработка прямой замкнутой манжеты

1


188

Обработка нижнего среза рукава замкнутой манжетой на образце (первый способ и второй способ)

1


189

Обработка нижнего среза рукава манжетой на застёжке на образце

1


190

Обработка нижнего среза рукава манжетой

1


191

Обработка нижнего среза рукава резиновой тесьмой на образце

1


192

Виды обработки нижнего среза короткого прямого рукава

1


193

Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце

1


194

Соединение рукавов с проймами

1


195

Подборта. Изготовление выкройки подборта, цельнокроеного с бортом, для изделия с застёжкой до верха.

1


196

Изготовление выкройки отрезного подборта для изделий с отворотами

1


197

Обработка подбортов

1


198

Обработка внутреннего среза подборта швом вподгибку с открытым срезом

1


199

Соединение борта с отрезным подбортом

1


200

Обработка нижнего среза подборта, цельнокроеного с бортом, в изделиях с застежкой.

1


201

Воротники. Снятие мерок. Построение чертежей и подготовка выкроек к раскрою

1


202

Построение чертежа воротника-стойки в масштабе 1:4

1


203

Построение чертежа и подготовка выкройки воротника на стойке в масштабе 1:4

1


204

Построение чертежа и подготовка выкройки отложного воротника для изделий с застёжкой до верха в масштабе 1:4

1


205

Построение чертежа и подготовка выкройки отложного воротника для изделий с отворотами в масштабе 1:4

1


206

Выполнение в альбоме работ по построению чертежей воротников и изготовление из цветной бумаги

1


207

Обработка воротников и соединение их с горловиной. Проверка качества изделия

1


208

Обработка отложного воротника (без прокладки) на образце

1


209

Обработка воротника на стойке на образце

1


Контрольная работа (1 ч.)

210

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа (2 ч.)

211

Соединение воротника на стойке (с прокладкой) с горловиной изделия

1


212

Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застёжкой до верха

1


213

Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с отворотами

1


214

Разметка петель. Разметка петель в изделиях с застёжкой до верха

1


Построение чертежа основы цельнокроеного платья (20 ч.)

215

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

1


216

Разметка петель в изделиях с отворотами

1


217

Разметка мест пришивания пуговиц (выполняется после обработки петель)

1


218

Кокетки

1


219

Оформление в альбоме листа «Кокетки» (рисунки)

1


220

Моделирование кокеток

1


221

Выполнение в альбоме моделирование кокеток в масштабе 1:4

1


222

Изготовление моделирования из цветной бумаги в масштабе 1:4

1


223

Обработка кокеток

1


224

Соединение кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью стачным швом на образце

1


225

Соединение кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью настрочным швом на образце

1


226

Соединение кокетки с прямым нижним срезом с основной деталью накладным швом на образце

1


227

Соединение кокетки с фигурным или овальным нижним срезом с основной деталью накладным швом на образце

1


228

Обработка нижнего среза кокетки оборкой на образце. Проверка качества изделия

1


Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья (34ч)

229

Блузка с застёжкой до верха. Знакомство с изделием

1


230

Составление плана работы по изготовлению блузки с застежкой до верха.

1


231

Изготовление выкройки блузки с застежкой до верха.

1


232

Подготовка деталей выкройки к раскрою

1


233

Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки на ткани

1


234

Раскрой блузки с застежкой до верха

1


235

Подготовка деталей блузки к обработке

1


236

Подготовка блузки к примерке

1


237

Проведение примерки

1


238

Составление плана работы по пошиву блузки с застёжкой до верха

1


239

Обработка вытачек

1


240

Обработка подбортов

1


241

Стачивание плачевых срезов

1


242

Обработка плечевых срезов

1


243

Стачивание боковых срезов

1


244

Обработка боковых срезов

1


245

Обработка воротника

1


246

Соединение воротника с горловиной

1


247

Соединение срезов рукавов

1


248

Обработка рукавов

1


249

Соединение рукавов с проймами

1


250

Обработка нижнего среза

1


251

Разметка и обработка петель.

1


252

Пришивание пуговиц

1


253

Окончательная отделка изделия

1


254

Влажно-тепловая обработка изделия

1



Изготовление халата в масштабе 1:4

8


255

Сведения о халатах. Знакомство с халатом

1


256

Составление образцов тканей для халатов. Оформление образцов в альбом

1


257

Халат с отложным воротником

1


258

Изготовление выкройки халата в масштабе 1:4

1


259

Нанесение линий фасона на выкройке основы цельнокроеного платья

1


260

Изготовление выкройки

1


261

Оформить детали выкройки в альбом

1


262

Составление плана по пошиву халата с отложным воротником

1


Ремонт одежды (4ч)

263

Наложение заплаты стачным швом

1


264

Наложение заплаты стачным швом на образце

1


265

Штуковка

1


266

Оформление штуковки на образце

1


Контрольная работа (1 ч.)

267

Контрольная работа

1


Итоговая контрольная работа (1ч.)

268

Итоговая контрольная работа

1


Самостоятельная работа (4 ч.)

269

Повторение. Основные технические условия на выполнение ручных, машинных и влажно-тепловых работ.

1


270

Технические условия на выполнение машинных работ.

1


271

Технические условия на выполнение влажно-тепловых работ.

1


272

Повторение технических условий

1



Всего:

272