СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Психомоторное и сенсорное развитие» во 2 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Психомоторное и сенсорное развитие» во 2 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"



Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»

учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор

Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./

Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от

« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.


Рабочая программа

по предмету «Психомоторное и сенсорное развитие» во 2 А классе (Вариант 1)

с легкой умственной отсталостью

учителя-дефектолога первой квалификационной категории

Насыровой Альфиры Ульфатовны





Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1

от______________2019 г.

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599

  2. Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в РФ»

  3. Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2019-2020 учебный год.

  4. Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);

  5. Программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой для 1-4 классов, Москва «Просвещение»,2011. (2013)

  6. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год.


Место предмета в учебном плане.


В учебном плане Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Психомоторное и сенсорное развитие находится в предметной области «Коррекционный курс »

На предмет отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью). Расположение материала имеет концентрическую форму. Процесс обучения игре учащихся с умственной отсталостью направлен на решение наиболее важной коррекционной задачи – социально – бытовой адаптацией детей. Занятия проводятся в групповой форме. Содержание программы делится на разделы:

-Коррекция познавательной деятельности: восприятия отношений о форме, по величине, коррекция цветового восприятия и др. проводится в форме дидактической игры.

-Формирование навыков социального поведения проводится в форме сюжетно-ролевой игры.

-Коррекция общей моторики происходит в процессе подвижной игры.


Межпредметные связи.


Курс предмета «Психомоторное и сенсорное развитие» имеет тесную межпредметную связь с уроками русского языка и чтения, математики, рисования, ручного труда, речевой практики и других, и предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются по объёму и по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.



П. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета обучения

По результатам прохождения программы курса «Психомоторное и сенсорное развитие» учащиеся должны иметь следующие личностные и предметные результаты освоения знаний:

Личностные результаты:

  • способность обращаться за помощью к взрослому

  • способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию со сверстниками и взрослыми;

  • способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях;

  • способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Предметные результаты:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

  • конструировать предметы из геометрических фигур;

  • узнавать предмет по части;

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

  • различать «наложенные» изображения предметов;

  • различать основные цвета и их оттенки;

  • различать характер мелодии;

  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

  • различать вкусовые качества;

  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

  • определять на ощупь разные свойства предметов;

  • соотносить времена года с названиями месяцев.

Программа курса предмета «Психомоторное и сенсорное развитие» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

Достаточный уровень:

  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках.



Достаточный уровень

Минимальный уровень

Кацапина

Григорьева

Кабанова

Якупова

Сафарализода

Бикбаева

Пиганов

Таубекова

Алексанин

Осипов


Хасанов


Кривова


Хайруллин







III. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.



Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы курса предмета «Психомоторное и сенсорное развитие» призвана решить следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

  • предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся.


IV. Содержание учебного предмета.

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

1

2

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

13

3

Тактильно-двигательное восприятие.

4

4

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

14

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

5

7

Восприятие особых свойств предметов.

6

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

5

9

Восприятие пространства.

7

10

Восприятие времени.

8

11

Проверка ЗУН

2

Итого:

68



V. Информационная справка к календарно – тематическому планированию.

  1. Класс: 2 класс

  2. Название предмета: Развитие психомоторики и сенсорного развития

  3. Количество часов в неделю: 2 часа

  4. Название программы: Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1)

  5. Дополнительная литература:

- Метиева Л. А. , Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.«Просвещение».

- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение».

- Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.

- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.

- Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..

- Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.

- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.

- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.

- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.

- Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.

- Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.

- Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.

- Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».

- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.

- Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.

- Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».

- Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.



Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты


Характеристика деятельности учащихся

Оборудование

1



Проверка умений и навыков учащихся.

Выполнение простых инструкций.

Выполнение упражнений в различных темпах.

1


Учиться слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах.

Выполнение простых инструкций.

Выполнение упражнений в различных темпах.

Комплекс упражнений.

2

Игры: «Тропинка», «Маятник», «Гимнаст».

1



Учиться слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах. Развивать мелкую моторику кисти рук.

Выполнение игры в различных темпах.

Комплекс упражнений.

3

Работа с пластилином.

Изображение геометрических фигур.


1


Развивать внимание, умение смотреть и видеть. Развивать мелкую моторику кисти рук при помощи раскатывания, лепки из пластилина.

Лепка геометрических фигур Игры с комочком ваты – «Ветер»

.

Пластилин, геометрические фигуры


4

Работа с мозаикой, с ластиком – «Стрелки»,–«Рыбак»

1


Развивать внимание, умение смотреть и видеть. Развивать мелкую моторику кисти рук при помощи сбора мозаики.

Работа с мозаикой, игра с воображаемым предметом

Мозаика

5

6

Нетрадиционные задания, упражнения для развития логического мышления

2


Развитие мышления при помощи нетрадиционных игр. Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть продолжать развивать мелкую моторику кисти рук.

Упражнения для развития логического мышления. Игры: «Цирк», «Пингвины», «Перевертыши»

Игры

7

8

Подвижные игры с проговариванием

2


Учиться слушать и слышать инструкции педагога. Развивать умение соблюдать правила игры, выполнять упражнения в различных темпах. Развивать коллективизм.

Подвижная игра «Ручеек», «Дерево на ветру»

Игры

9

10

Путешествие по сказкам

2


Учиться вживаться в роль, менять тембр голоса, развивать речь. Формировать дружеские отношения в коллективе.

Чтение любимых сказок. Драматизация сказки «Репка»

Сказка «Репка»

11

12

Скороговорки.

2


Разучивание скороговорок. Развивать речь, память, умение рассказывать в быстром темпе.

Чтение, заучивание скороговорок (в различном темпе).

Скороговорки

13

14

Упражнения с движениями рук.

2


Учиться слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах.

Выполнение простых инструкций.

Выполнение упражнений в различных темпах.

Мячи, обручи, скакалки.

15

16

Игры с предметами.

2


Учить слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах.

Соблюдение правил игры.


Мячи, обручи, скакалки.

17

18

Игры с мячом среднего и малого размеров

2


Учить слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах. Развивать мелкую моторику кисти рук.

Выполнение игры в различных темпах.

Мячи

19

20

Игры с мелкими предметами.

2


Учить описывать предмет не говоря названия. Развивать умение слушать и слышать, правильно описывать предмет, фигуру.

Выполнение игры «Волшебный мешочек»

«Волшебный мешочек»

21

22

Игры с воображаемыми предметами.

2


Учить описывать предмет не говоря названия. Развивать тактильное восприятие умение слушать и слышать, правильно описывать предмет, фигуру.

Выполнение игры «Волшебный мешочек»

«Волшебный мешочек»

23

24

Загадывание и отгадывание загадок.

2


Учить описывать предмет не говоря названия, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать

Загадывание и отгадывание загадок.

Загадки

25

26

Проверка знаний умений навыков.

2


Закрепление ЗУН, при описывании предметов, не называя предмет, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать

Обыгрывание игр. Загадывание и отгадывание загадок.

Загадки

27

28

Выполнение фигурок из палочек.

2


Учить слушать и слышать педагога, выполнять задание по образцу. Формировать умение выполнять простые инструкции, выполнять не сложное перестроение палочек.

Выполнение фигурок из палочек – звездочка и рыбка.

Палочки

29

Гимнастика для мелких мышц кисти руки.

1


Учить слушать и слышать педагога, выполнять задание по образцу. Формировать умение выполнять простые инструкции, выполнять не сложное упражнения пальцами рук.

Выполнение гимнастических упражнений в сопровождении стихотворения

Комплекс упражнений.

30 31


Театр зверей.

2


Учить вживаться в роль, имитировать повадки, внешние признаки и вид. развивать речь, пластику, внимание, артистические качества . Формировать дружеские отношения в коллективе.

Изображение диких и домашних животных.

Дикие и домашние животные

32

33

Составление картин из пазлов.

2


Учить правильно, подбирать цвета развивая, зрительное восприятие. Вырабатывать навык усидчивости, воли. Начатое дело доводить до конца.

Упражнения для развития восприятия

Пазлы

34

35

Найди предметы

2


Учить внимательно, всматриваться в рисунок, находить очертание предмета. Вырабатывать навык усидчивости, воли.

Упражнения на развитие памяти и восприятия (спрятанные в рисунке животные, овощи, фрукты).

Животные, овощи, фрукты

36

37

Разучивание скороговорок, пословиц

2


Разучивание пословиц, скороговорок. Развивать речь, память, умение рассказывать скороговорки в быстром темпе. Знать смысл пословиц.

Чтение, заучивание пословиц, скороговорок (в различном темпе).

Пословицы, скороговорки

38

39

«Старая сказка на новый лад»

2


Учить вживаться в роль, менять тембр голоса, развивать речь. Формировать дружеские отношения в коллективе. Прививать чувство взаимопомощи.

Чтение любимых сказок. Драматизация сказки на выбор педагога.

Сказки

40 41


Игра: «Опиши предмет»

2


Учить описывать предмет при помощи тактильного восприятия, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать речь, память, воображение умение слушать и слышать.

Описывание предмета на ощупь, определяя его признаки (тонкий, гладкий, шершавый, холодный, теплый и др.)

Предметы

42

43

«Настроение человечков»

2


Учить определять эмоциональное состояние человека по его мимике. Развивать речь, пластику, внимание, артистические качества . Формировать дружеские отношения в коллективе

Определение настроения человечков (испуг, сожаление, радость, грусть). Игра: «Пантомима».

Комплекс упражнений.

44

45

Игры имитации.

2


Развивать умение имитировать движения. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции.

Упражнения для развития воображения. Выполнение имитационных движений

Комплекс упражнений.

46

47

Проверка ЗУН

2


Закрепление ЗУН, при описывании предметов, не называя предмет, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать

Обыгрывание игр. Загадывание и отгадывание загадок.

Загадки.

48

49

Составление предметов из шнуров.

2


Формировать умение видеть недостающие детали в рисунке. Учить располагать деталь в соответствии с размером предмета.

Упражнения для развития памяти и восприятия. Дополни рисунок

Комплекс упражнений.

50

51

Игры на развитие внимания.

2


Формировать умение находить предметы в зоне ближайшего окружения. Развивать умение выполнять простые инструкции.

Упражнения для развития внимания. Игра «Найди одинаковый предмет»
, составление фигурок из палочек – очки, заборы.

Палочки

52

53

Игры на развитие памяти. Небылицы.

2


Формировать умение слушать текст, слышать и находить в тексте небылицы. Развивать умение выполнять простые инструкции.

Чтение, заучивание стихотворения «Обезьянки».

Игра: «Кто больше заметит небылиц?»

Книги

54

55

Игры на развитие сенсорных процессов

2


Формировать умение, в описывании предмета по памяти, с использованием тактильного, зрительного анализатора, развивать речь, сенсорные процессы. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции.

Упражнения для развития внимания, восприятия цвета формы. Игра «волшебный мешочек», игра с карандашом «Воображение»

Волшебный мешочек

56

57


Игры на развитие речи и движений.

2


Развивать умение слушать текст и воспроизводить услышанные слова в движения. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции.

Упражнения для развития речи и движений. Выполнение движений по тексту

Комплекс упражнений.

58

59

60

Игры имитации.

3


Развивать умение имитировать движения. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции.

Упражнения для развития воображения. Выполнение имитационных движений

Комплекс упражнений.

61

62

63

Игры на развитие мышления.

3


Учить разгадывать и составлять ребусы, составление геометрического лото. Развивать память, воображение умение слушать и слышать.

Упражнения для развития мышления, игры со словами, разгадывание ребусов.

Ребусы

64

65

Проверка ЗУН

2


Закрепление ЗУН, при описывании предметов, не называя предмет, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать.

Упражнения на закрепление психолого – сенсорных процессов.

Комплекс упражнений.

66

67

68

Игры на развитие мышления.

3


Развивать память, воображение умение слушать и слышать.

Упражнения для развития мышления, игры со словами, разгадывание ребусов.

Комплекс упражнений.
















Лист корректировки рабочей программы



п/п

урока

Тема урока

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту







































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!