Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»
учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор
Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./
Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от
« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.
Рабочая программа
по предмету «Психомоторное и сенсорное развитие» во 2 А классе (Вариант 1)
с легкой умственной отсталостью
учителя-дефектолога первой квалификационной категории
Насыровой Альфиры Ульфатовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
от______________2019 г.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599
Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в РФ»
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2019-2020 учебный год.
Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);
Программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой для 1-4 классов, Москва «Просвещение»,2011. (2013)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Психомоторное и сенсорное развитие находится в предметной области «Коррекционный курс »
На предмет отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью). Расположение материала имеет концентрическую форму. Процесс обучения игре учащихся с умственной отсталостью направлен на решение наиболее важной коррекционной задачи – социально – бытовой адаптацией детей. Занятия проводятся в групповой форме. Содержание программы делится на разделы:
-Коррекция познавательной деятельности: восприятия отношений о форме, по величине, коррекция цветового восприятия и др. проводится в форме дидактической игры.
-Формирование навыков социального поведения проводится в форме сюжетно-ролевой игры.
-Коррекция общей моторики происходит в процессе подвижной игры.
Межпредметные связи.
Курс предмета «Психомоторное и сенсорное развитие» имеет тесную межпредметную связь с уроками русского языка и чтения, математики, рисования, ручного труда, речевой практики и других, и предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
При переходе из класса в класс задания усложняются по объёму и по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
П. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета обучения
По результатам прохождения программы курса «Психомоторное и сенсорное развитие» учащиеся должны иметь следующие личностные и предметные результаты освоения знаний:
Личностные результаты:
способность обращаться за помощью к взрослому
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками и взрослыми;
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;
способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации;
воспитание уважительного отношения к иному мнению;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Предметные результаты:
определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
конструировать предметы из геометрических фигур;
узнавать предмет по части;
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
различать «наложенные» изображения предметов;
различать основные цвета и их оттенки;
различать характер мелодии;
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
различать вкусовые качества;
сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
определять на ощупь разные свойства предметов;
соотносить времена года с названиями месяцев.
Программа курса предмета «Психомоторное и сенсорное развитие» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
Достаточный уровень:
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Кацапина | Григорьева |
Кабанова | Якупова |
Сафарализода | Бикбаева |
Пиганов | Таубекова |
Алексанин | Осипов |
| Хасанов |
| Кривова |
| Хайруллин |
| |
| |
III. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы курса предмета «Психомоторное и сенсорное развитие» призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся.
IV. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | 1 |
2 | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 13 |
3 | Тактильно-двигательное восприятие. | 4 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14 |
6 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 5 |
7 | Восприятие особых свойств предметов. | 6 |
8 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 5 |
9 | Восприятие пространства. | 7 |
10 | Восприятие времени. | 8 |
11 | Проверка ЗУН | 2 |
Итого: | 68 |
V. Информационная справка к календарно – тематическому планированию.
Класс: 2 класс
Название предмета: Развитие психомоторики и сенсорного развития
Количество часов в неделю: 2 часа
Название программы: Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1)
Дополнительная литература:
- Метиева Л. А. , Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.«Просвещение».
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение».
- Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
- Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
- Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
- Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
- Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
- Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
- Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
- Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.
- Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
- Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
1 | Проверка умений и навыков учащихся. Выполнение простых инструкций. Выполнение упражнений в различных темпах. | 1 | | Учиться слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах. | Выполнение простых инструкций. Выполнение упражнений в различных темпах. | Комплекс упражнений. |
2 | Игры: «Тропинка», «Маятник», «Гимнаст». | 1 | | Учиться слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах. Развивать мелкую моторику кисти рук. | Выполнение игры в различных темпах. | Комплекс упражнений. |
3 | Работа с пластилином. Изображение геометрических фигур. | 1 | | Развивать внимание, умение смотреть и видеть. Развивать мелкую моторику кисти рук при помощи раскатывания, лепки из пластилина. | Лепка геометрических фигур Игры с комочком ваты – «Ветер» . | Пластилин, геометрические фигуры |
4 | Работа с мозаикой, с ластиком – «Стрелки»,–«Рыбак» | 1 | | Развивать внимание, умение смотреть и видеть. Развивать мелкую моторику кисти рук при помощи сбора мозаики. | Работа с мозаикой, игра с воображаемым предметом | Мозаика |
5 6 | Нетрадиционные задания, упражнения для развития логического мышления | 2 | | Развитие мышления при помощи нетрадиционных игр. Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть продолжать развивать мелкую моторику кисти рук. | Упражнения для развития логического мышления. Игры: «Цирк», «Пингвины», «Перевертыши» | Игры |
7 8 | Подвижные игры с проговариванием | 2 | | Учиться слушать и слышать инструкции педагога. Развивать умение соблюдать правила игры, выполнять упражнения в различных темпах. Развивать коллективизм. | Подвижная игра «Ручеек», «Дерево на ветру» | Игры |
9 10 | Путешествие по сказкам | 2 | | Учиться вживаться в роль, менять тембр голоса, развивать речь. Формировать дружеские отношения в коллективе. | Чтение любимых сказок. Драматизация сказки «Репка» | Сказка «Репка» |
11 12 | Скороговорки. | 2 | | Разучивание скороговорок. Развивать речь, память, умение рассказывать в быстром темпе. | Чтение, заучивание скороговорок (в различном темпе). | Скороговорки |
13 14 | Упражнения с движениями рук. | 2 | | Учиться слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах. | Выполнение простых инструкций. Выполнение упражнений в различных темпах. | Мячи, обручи, скакалки. |
15 16 | Игры с предметами. | 2 | | Учить слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах. | Соблюдение правил игры. | Мячи, обручи, скакалки. |
17 18 | Игры с мячом среднего и малого размеров | 2 | | Учить слушать и слышать педагога. Развивать умение выполнять простые инструкции, выполнять упражнения в различных темпах. Развивать мелкую моторику кисти рук. | Выполнение игры в различных темпах. | Мячи |
19 20 | Игры с мелкими предметами. | 2 | | Учить описывать предмет не говоря названия. Развивать умение слушать и слышать, правильно описывать предмет, фигуру. | Выполнение игры «Волшебный мешочек» | «Волшебный мешочек» |
21 22 | Игры с воображаемыми предметами. | 2 | | Учить описывать предмет не говоря названия. Развивать тактильное восприятие умение слушать и слышать, правильно описывать предмет, фигуру. | Выполнение игры «Волшебный мешочек» | «Волшебный мешочек» |
23 24 | Загадывание и отгадывание загадок. | 2 | | Учить описывать предмет не говоря названия, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать | Загадывание и отгадывание загадок. | Загадки |
25 26 | Проверка знаний умений навыков. | 2 | | Закрепление ЗУН, при описывании предметов, не называя предмет, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать | Обыгрывание игр. Загадывание и отгадывание загадок. | Загадки |
27 28 | Выполнение фигурок из палочек. | 2 | | Учить слушать и слышать педагога, выполнять задание по образцу. Формировать умение выполнять простые инструкции, выполнять не сложное перестроение палочек. | Выполнение фигурок из палочек – звездочка и рыбка. | Палочки |
29 | Гимнастика для мелких мышц кисти руки. | 1 | | Учить слушать и слышать педагога, выполнять задание по образцу. Формировать умение выполнять простые инструкции, выполнять не сложное упражнения пальцами рук. | Выполнение гимнастических упражнений в сопровождении стихотворения | Комплекс упражнений. |
30 31 | Театр зверей. | 2 | | Учить вживаться в роль, имитировать повадки, внешние признаки и вид. развивать речь, пластику, внимание, артистические качества . Формировать дружеские отношения в коллективе. | Изображение диких и домашних животных. | Дикие и домашние животные |
32 33 | Составление картин из пазлов. | 2 | | Учить правильно, подбирать цвета развивая, зрительное восприятие. Вырабатывать навык усидчивости, воли. Начатое дело доводить до конца. | Упражнения для развития восприятия | Пазлы |
34 35 | Найди предметы | 2 | | Учить внимательно, всматриваться в рисунок, находить очертание предмета. Вырабатывать навык усидчивости, воли. | Упражнения на развитие памяти и восприятия (спрятанные в рисунке животные, овощи, фрукты). | Животные, овощи, фрукты |
36 37 | Разучивание скороговорок, пословиц | 2 | | Разучивание пословиц, скороговорок. Развивать речь, память, умение рассказывать скороговорки в быстром темпе. Знать смысл пословиц. | Чтение, заучивание пословиц, скороговорок (в различном темпе). | Пословицы, скороговорки |
38 39 | «Старая сказка на новый лад» | 2 | | Учить вживаться в роль, менять тембр голоса, развивать речь. Формировать дружеские отношения в коллективе. Прививать чувство взаимопомощи. | Чтение любимых сказок. Драматизация сказки на выбор педагога. | Сказки |
40 41 | Игра: «Опиши предмет» | 2 | | Учить описывать предмет при помощи тактильного восприятия, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать речь, память, воображение умение слушать и слышать. | Описывание предмета на ощупь, определяя его признаки (тонкий, гладкий, шершавый, холодный, теплый и др.) | Предметы |
42 43 | «Настроение человечков» | 2 | | Учить определять эмоциональное состояние человека по его мимике. Развивать речь, пластику, внимание, артистические качества . Формировать дружеские отношения в коллективе | Определение настроения человечков (испуг, сожаление, радость, грусть). Игра: «Пантомима». | Комплекс упражнений. |
44 45 | Игры имитации. | 2 | | Развивать умение имитировать движения. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции. | Упражнения для развития воображения. Выполнение имитационных движений | Комплекс упражнений. |
46 47 | Проверка ЗУН | 2 | | Закрепление ЗУН, при описывании предметов, не называя предмет, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать | Обыгрывание игр. Загадывание и отгадывание загадок. | Загадки. |
48 49 | Составление предметов из шнуров. | 2 | | Формировать умение видеть недостающие детали в рисунке. Учить располагать деталь в соответствии с размером предмета. | Упражнения для развития памяти и восприятия. Дополни рисунок | Комплекс упражнений. |
50 51 | Игры на развитие внимания. | 2 | | Формировать умение находить предметы в зоне ближайшего окружения. Развивать умение выполнять простые инструкции. | Упражнения для развития внимания. Игра «Найди одинаковый предмет» , составление фигурок из палочек – очки, заборы. | Палочки |
52 53 | Игры на развитие памяти. Небылицы. | 2 | | Формировать умение слушать текст, слышать и находить в тексте небылицы. Развивать умение выполнять простые инструкции. | Чтение, заучивание стихотворения «Обезьянки». Игра: «Кто больше заметит небылиц?» | Книги |
54 55 | Игры на развитие сенсорных процессов | 2 | | Формировать умение, в описывании предмета по памяти, с использованием тактильного, зрительного анализатора, развивать речь, сенсорные процессы. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции. | Упражнения для развития внимания, восприятия цвета формы. Игра «волшебный мешочек», игра с карандашом «Воображение» | Волшебный мешочек |
56 57 | Игры на развитие речи и движений. | 2 | | Развивать умение слушать текст и воспроизводить услышанные слова в движения. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции. | Упражнения для развития речи и движений. Выполнение движений по тексту | Комплекс упражнений. |
58 59 60 | Игры имитации. | 3 | | Развивать умение имитировать движения. Продолжать развивать умение выполнять простые инструкции. | Упражнения для развития воображения. Выполнение имитационных движений | Комплекс упражнений. |
61 62 63 | Игры на развитие мышления. | 3 | | Учить разгадывать и составлять ребусы, составление геометрического лото. Развивать память, воображение умение слушать и слышать. | Упражнения для развития мышления, игры со словами, разгадывание ребусов. | Ребусы |
64 65 | Проверка ЗУН | 2 | | Закрепление ЗУН, при описывании предметов, не называя предмет, находить схожесть с другими предметами, явлениями окружающего мира. Развивать память, воображение умение слушать и слышать. | Упражнения на закрепление психолого – сенсорных процессов. | Комплекс упражнений. |
66 67 68 | Игры на развитие мышления. | 3 | | Развивать память, воображение умение слушать и слышать. | Упражнения для развития мышления, игры со словами, разгадывание ребусов. | Комплекс упражнений. |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п урока | Тема урока | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |