СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 67 часов в год, 2 часа в неделю.  Материал будет полезен педагогам и родителям. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с расстройством аутистического спектра»

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в связи с включением данного предмета.

Она составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А. Метиева – Коррекционная педагогика,

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  1. формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  2. коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  3. формирование пространственно-временных ориентировок;

  4. развитие слухоголосовых координаций;

  5. формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  6. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  7. обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  8. исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  9. формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  1. подготовить обучающегося к усвоению учебного материала;

  2. восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Развитие моторики, графомоторных навыков:

Развитие точности движений (метание в цель мяча)

Координация движений (игры с мячом и обручем)

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

Рисование по трафарету

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

Графический диктант (по показу)

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

Работа в технике объемной аппликации

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие)

Определение на ощупь формы предметов.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние)

Кинестетическое и кинетическое развитие

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар)

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (куб)

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине; длине и ширине

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога

Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)

Восприятие особых свойств предметов

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий), обозначение словом ощущений

Дидактическая игра «Три флакона»

Дидактическая игра «Вкусовые баночка»

Развитие обоняния (контрастные ароматы: пищевые запахи), обозначение словом ощущений

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.),

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

Развитие слухового восприятия

Определение направления звука в пространстве (справа — слева ). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

Определение направления звука в пространстве (спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Восприятие пространства

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

Восприятие времени

Порядок месяцев в году

Определение времени по часам.

Игры с моделью часов

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

Объемность времени (сутки, неделя)

Объемность времени (месяц, год)

Времена года, их закономерная смена.

Работа с календарем и моделью календарного года

Длительность временных интервалов.

Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы»

Дидактическая игра «Быстро-долго»

Последовательность основных жизненных событий

Возраст людей

Тематический план курса «Сенсорное развитие»

Наименование разделов и тем

Количество часов




1.

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.


2.

Развитие моторики, графомоторных навыков


3.

Тактильно-двигательное восприятие


4.

Кинестетическое и кинетическое развитие


5.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов


6.

Развитие зрительного восприятия


7.

Восприятие особых свойств предметов


8.

Развитие слухового восприятия


9.

Восприятие пространства


10.

Восприятие времени



Итого:


Календарно – тематическое планирование

1четверть

N п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата


1

Обследование сенсорных процессов




2

Обследование психомоторных процессов




3

Соотнесение цвета реального предмета с эталоном.




4

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)




5

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением




6

Рисование по трафарету




7

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур




8

Развитие координации движений рук и  глаз (по инструкции педагога)




9

Графический диктант (по показу)




10

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм




11

Работа в технике объемной аппликации




12

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие)




13

Определение на ощупь формы предметов.




14

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»




15

Работа с пластилином (твердое и  мягкое состояние)




16

Движения и  позы верхних и  нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)






2 четверть





1

Имитация движений и  поз (повадки зверей, природных явлений)




2

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар)




3

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (куб)




4

Группировка предметов по форме (объемные и  плоскостные)




5

Сравнение 2—3  предметов по высоте и  толщине; длине и ширине




6

Группировка предметов по форме и  величине по инструкции педагога




7

Группировка предметов по форме и  цвету по инструкции педагога




8

Составление сериационных рядов по величине из 3—4  предметов по заданному признаку




9

Различение цветов и  оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»




10

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»




11

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4  детали)




12

Выделение и  различение частей знакомых предметов (стул  — спинка, ножки, сиденье; шкаф  — дверцы, стенки и  т.  д.)




13

Составление целого из частей (3 детали) на разрезном наглядном материале




14

Формирование навыков зрительного анализа и  синтеза предметов, состоящих из 3—4  деталей (по инструкции педагога)




15

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)




16

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5  предметов)





3 четверть




1

Различие вкусовых качеств (сладкое  — горькое, сырое  — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»




2

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий  — мягкий), обозначение словом ощущений




3

Дидактическая игра «Три флакона»




4

Дидактическая игра «Вкусовые баночка»




5

Развитие обоняния (контрастные ароматы: пищевые запахи), обозначение словом ощущений




6

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и  т.  д.),




7

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и  т.  д.), словесное обозначение барических ощущений




8

Определение направления звука в пространстве (справа  — слева  ). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»




9

Определение направления звука в пространстве (спереди  — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»




10

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»




11

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы  — барабанщики»




12

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)




13

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)




14

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения




15

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений




16

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше  — ближе»




17

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и  найдешь»




18

Деление листа на глаз, на две и  четыре равные части




19

Расположение предметов в вертикальном и  горизонтальном полях листа




20

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)






4 четверть




1

Порядок месяцев в году




2

Определение времени по часам.




3

Игры с моделью часов




4

Длительность временных интервалов (1  с, 1  мин, 5  мин, 1  ч)




5

Объемность времени (сутки, неделя)




6

Объемность времени (месяц, год)




7

Времена года, их закономерная смена.




8

Работа с календарем и  моделью календарного года




9

Длительность временных интервалов.




10

Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы»




11

Дидактическая игра «Быстро-долго»




12

Последовательность основных жизненных событий




13

Возраст людей




14

вторичное обследование психомоторики




15

Вторичное обследование сенсорных процессов




Учащиеся должны уметь:

  1. целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  2. правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  3. анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

  4. различать основные цвета;

  5. классифицировать геометрические фигуры;

  6. составлять предмет из частей;

  7. определять на ощупь величину предмета;

  8. зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

  9. различать речевые и неречевые звуки;

  10. ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

  11. выделять части суток и определять порядок дней недели.


Источники информации

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. — М.: Национальный книжный центр