СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произношения» (для глухих учащихся 9 вспомогательного класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произношения» для глухих обучающихся 9 вспомогательного класса (далее – рабочая программа) составлена на основе программы специального коррекционного образовательного учреждения I вида по развитию слухового восприятия и обучению произношению И. Г. Багровой, – М.: Просвещение, 2003. – 558с. Рабочая программа рассчитана на контингент учащихся, имеющих, кроме снижения слуха, снижение интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произношения» (для глухих учащихся 9 вспомогательного класса)»

Государственное общеобразовательное коррекционное учреждение Иркутской области специальная(коррекционная) «школа интернат» для обучающихся с нарушением слуха г. Черемхово.



Утверждаю

Директор

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

________________Н.В. Морозова

приказ №___ от _________2018г.









Рабочая программа

по предмету

«Развитие речевого слуха и

формирование произношения»

(для глухих учащихся

9 вспомогательного класса)







разработала учитель слуховой работы:

Помигалова Наталья Владимировна









2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произношения» для глухих обучающихся 9 вспомогательного класса (далее – рабочая программа) составлена на основе программы специального коррекционного образовательного учреждения I вида по развитию слухового восприятия и обучению произношению И. Г. Багровой, – М.: Просвещение, 2003. – 558с. Рабочая программа рассчитана на контингент учащихся, имеющих, кроме снижения слуха, снижение интеллекта.

Цель программы обучения:

- формирование у детей с нарушениями слуха и снижением интеллекта устной речи, доступной пониманию окружающих;

- построение системы коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Задачи:

  • Интенсивное развитие речевого слуха слабослышащих школьников;

  • Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;

  • Закрепления правильного произношения звуков, совершенствование навыка речевого общения;

  • Обучение учащихся восприятию речи на слух с индивидуальным слуховым аппаратом;

  • Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования развития слухового восприятия и обучение произношению.

  • Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся;

  • Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью.

Содержание рабочей программы направлено на обучение учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее; воспроизводить его; действовать адекватно воспринятому; на формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию.

Усвоение учебного материала у учеников снижением интеллекта вызывает большие трудности. Это связано с отсутствием самостоятельной речи, быстрой утомляемостью, преобладанием игровых интересов, задержкой развития эмоционально-волевой сферы, тяжелыми формами расстройства речевого развития, нарушениями речевого дыхания, голоса. Учитывая психологические особенности и возможности учеников, увеличено время на изучение речевого материала и его повторения.

Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, снижения интеллекта, уровня речевого развития учащихся, года их обучения. Подобранный для занятий речевой материал отвечает задачам устного общения и мотивирован ситуацией. В программе содержится речевой материал и тексты.

Речевой материал условно разбит на разделы: речевой материал обиходно-разговорного характера; речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся; тексты; диалоги.

Речевой (пёстрый) материал обиходно – разговорного характера и речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся подбирается из разных тематических групп. Он содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты, диалоги. При подборе пёстрого материала учитывается необходимость его повторяемости, трансформации, комбинирования, перефразирования, что способствует развитию у учащихся навыков вариативного его использования в различных коммуникативных ситуациях. Используются различные виды деятельности (выполнение поручений, составление аппликаций, работа с фигурками, рассыпным текстом, слуховые диктанты и т.д.), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержания у учащихся интереса к занятиям.

В процессе работы слабослышащие умственно отсталые дети учатся выполнять поручения, воспринятые на слух, отвечать на вопросы, воспринимать на слух тексты. Реакция учащегося при восприятии речевого материала на слух должна быть естественной: получив поручение, он выполняет его и сообщает, что сделал, выслушав вопрос – отвечает, не повторяя его.

Работа по обучению восприятию на слух текстов ведется в течение всего учебного года. При обучении восприятию на слух текста последовательно осуществляются все этапы работы:

- 1 занятие - восприятие текста на слух целиком и рассказывание того, что воспринято; опознавание на слух текста по фразам;

- 2 занятие - опознавание на слух фраз, словосочетаний и слов в разных комбинациях. При работе с текстом широко используются таблички, рассыпной текст;

- 3 занятие - после того как проведена работа по технике чтения текста, выясняется понимание учащимися содержания текста с помощью вопросов и заданий. При этом ученик не только отвечает на вопросы педагога, но и сам задает их, воспринимая ответы на слух;

- 4 занятие - итогом работы является целостное восприятие текста на слух и его самостоятельный пересказ.

Работа над диалогом происходит после того как ученик познакомился с текстом.

- 1 занятие – сначала диалог рассказывает и обыгрывает с фигурками учитель. Ученик воспринимает диалог на слух дважды, каждый раз повторяя то, что понял. Затем ученик воспринимает на слух диалог по фразам и воспроизводит их, упражняясь в выразительном и правильном произнесении фраз. Ученик читает диалог, одновременно обыгрывая его с фигурками.

-2 занятие – Ученик сам составляет диалог из разрезного текста. Он проверяет, как составил диалог, воспринимая речь учителя на слух. Диалог разыгрывается по ролям, одну исполняет учитель, другую – ученик, затем учитель и ученик при разыгрывании диалога меняются ролями. Как итог ученик разыгрывая диалог, говорит за обе фигурки.

Содержание специального обучения произношению включает ряд разделов работы. Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учащихся навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы. Работа над голосом предполагает формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи. Работа над словом направлена на формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой предусматривает формирование и развитие у учащихся навыков её произнесения в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы).

Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий в себя:

  • Пфафенродт А.Н. Произношение для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. М. «Просвещение», 2007.

  • Слезина Н.Ф. Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих. М. «Просвещение», 1986.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в том числе на обследование слуха и произношения 4 часов и 2 часа на проведение контрольной работы по развитию слухового восприятия, 1 час на проверку внятности, 1 час на контрольно-обобщающий урок.

Основной формой организации учебного процесса является урок – индивидуальное занятие с учащимся.

Формы контроля:

- проверка уровня состояния речи на контрольно-обобщающем уроке

- проверка внятности произношения по спискам слов Э.И. Леонгард;

- контрольные работы по проверке восприятия речи на слух и слухозрительно.


Требования к уровню подготовки учащихся:


  • говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы, тембра.

  • в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп.

  • произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить слова слитно, выделяя логическое ударение,

  • воспринимать на слух и слухо-зрительно речевой материал и произносить его, реализуя сформированные речевые навыки с помощью индивидуального слухового аппарата.







Учебно-тематический план.


Разделы по темам

Общее кол-во часов

Теоретические и практические занятия

Контрольные занятия

1.

Обследование произносительных навыков, уровня речевого развития, соблюдения норм орфоэпии, воспроизведения интонационной стороны речи. Обследование состояния слуха с индивидуальным слуховым аппаратом и без него по группам слов (по Нейман Л.В.).

2 ч


2

Тема «Родная природа».

6 ч

6 ч


2.1


Пёстрый материал 1 недели.

Текст «Осень».(1-2занятие)

2


2



2.2

Пёстрый материал 2 недели.

Текст «Осень». (3-4 занятие)

2

2



2.3

Пёстрый материал 3 недели.

Диалог «Осень». (1-2 занятие)

2

2


3

Тема «Народные игрушки».


3.1


Пёстрый материал 4 недели.

Текст «Наша матрёшка» (1-2 занятие)

2

2


3.2


Пёстрый материал 5 недели.

Текст «Наша матрёшка» (3-4 занятие)

2

2


3.3


Пестрый материал 6 неделя

Диалог «Наша Матрешка» (1 занятие)

2

2


3.4

Пестрый материал 7 неделя

Диалог «Наша Матрешка» (2 занятие)

2

2


4

Тема «Хорошие поступки».


4.1


Пёстрый материал 8недели.

Текст «Настоящие герои» (1-2 занятие).

2

2


4.2


Пёстрый материал 9 недели.

Текст «Настоящие герои» (3-4 занятие)

2

2


4.3


Пестрый материал 10 недели

Диалог «Настоящие герои» (1-2 занятие)

2

2


5.

Тема «Наша Родина - Россия»


5.1


Пёстрый материал 11 недели.

Текст «Санкт - Петербург».(1-2занятие)

2

2


5.2


Пёстрый материал 12 недели.

Текст «Санкт-Петербург». (3-4 занятие).

2

2


5.3


Пёстрый материал 13 недели.

Диалог «Санкт-Петербург». (1занятие)

2


2



5.3

Пестрый материал 14 недели

Диалог «Санкт- Петербург» (2занятие)

2

2


6

Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа за I полугодие

2

1

1

7

Тема «Животные»


7.1

Пёстрый материал 15 недели.

Текст «Как зимуют рыбы» (1-2 занятие).

2

2


7.2

Пёстрый материал 16 недели.

Текст «Как зимуют рыбы» (3-4 занятие).

2

2


7.3

Пёстрый материал 17 недели.

Диалог «Как зимуют рыбы». (1-2 занятие).

2

2


8.

Тема «Хорошие поступки».


8.1


Пёстрый материал 18 недели.

Текст «Полезное дело» (1-2 занятие)

2

2


8.2


Пёстрый материал 19 недели.

Текст «Полезное дело» (3-4 занятие).

2

2


8.3


Пёстрый материал 20 недели.

Диалог «Полезное дело». (1-2 занятие)

2

2


9.

Тема «Животные»


9.1


Пёстрый материал 21 недели.

Текст «Белый медведь». (1-2 занятие)

2


2



9.2


Пёстрый материал 22 недели.

Текст «Белый медведь» (3-4 занятие)

2

2


10

Тема «Наша Родина – Россия»


10.1


Пёстрый материал 23 недели.

Текст «Берёза» (1-2 занятие)

2


2



10.2


Пёстрый материал 24 недели.

Текст «Берёза» (3-4 занятие).

2

2


10.4


Пёстрый материал 25 недели.

Текст «Эрмитаж» (1-2 занятие)

2

2


10.5


Пёстрый материал 26 недели.

Текст «Эрмитаж» (3-4 занятие)

2

2


11.

Тема «Космос».


11.1


Пёстрый материал 27 недели.

Текст «Белка и Стрелка» (1-2 занятие).

2

2


11.2


Пёстрый материал 28 недели.

Текст «Белка и Стрелка» (3-4 занятие).

2

2


11.3


Пёстрый материал 29 недели.

Диалог «Белка и Стрелка». (1-2 занятие)

2

2


12

Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа за II полугодие

2

1

1

14

Обследование произносительных навыков, уровня речевого развития, соблюдения норм орфоэпии, воспроизведения интонационной стороны речи.

Обследование состояния слуха с индивидуальным слуховым аппаратом и без него по группам слов (по Нейман Л.В.).

2

2


15

Проверка внятности.

1


1

16

Контрольно-обобщающий урок

1


1


Всего

68

64

4



Содержание рабочей программы

Тема № 1

Обследование произносительных навыков.

Проверка слуха, проверка произношения, проверка норм орфоэпии


Тема № 2 «Родная природа».

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Здравствуй, осень», «Погода осенью», «Осенний урожай».

Работа над текстом: «Осень» - 4 занятия, над диалогом к тексту «Осень» – 2 занятия.

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).


Тема № 3 «Народные игрушки».

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Русские игрушки», «Игрушка – матрёшка», «Русские традиции», «Прикладное искусство»

Работа над текстом: «Матрёшка» - 4 занятия, над диалогом к тексту «Русская - матрешка» – 2 занятия.

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).

Тема № 4 «Хорошие поступки».

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Что такое хорошо. Что такое плохо», «Настоящие герои», «Хорошие поступки»

Работа над текстом «Настоящие герои» 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).


Тема№ 5 «Наша Родина - Россия»

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Города России», «Санкт-Петербург», «Эрмитаж», «Памятники в Санкт-Петербурге», «Готовимся к Новому Году»

Работа над текстом «Санкт-Петербург» 4 занятия, над диалогом к тексту – 2 занятия.

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика)

Тема № 6

Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа за I полугодие


Тема№ 7«Животные»

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Вода в природе», «Рыбы», «Обитатели рек».

Работа над текстом «Как зимуют рыбы» 4 занятия, над диалогом по тексту «Как зимуют рыбы» -2 занятия

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).


Тема № 8 «Хорошие поступки».

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Добрые поступки», «Добро и зло», «На катке».

Работа над текстом «Полезное дело» 4 занятия, над диалогом по тексту «Полезное дело».

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).


Тема № 9 «Животные».

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Арктика», «Медведь – охотник».

Работа над текстом «Белый медведь» 4 занятия.

Работа над произношением (по индивидуальному план для каждого ученика).


Тема 10 «Наша Родина – Россия».

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Какую пользу приносит берёза», «Береги природу», «Музеи», «Эрмитаж».

Работа над текстами: «Берёза» 4 занятия, «Эрмитаж» 4 занятия

Работа над произношением (по индивидуальному плану для каждого ученика).



Тема 11 «Космос».

Различение и опознавание слухозрительно и на слух фраз, словосочетаний и слов обиходно – разговорного характера и связанного с учебной деятельностью учащихся и внеклассных занятий по темам: «Космонавты», «Животные в космосе», «Космические корабли».

Работа над текстом «Белка и Стрелка» 4 занятия, над диалогом по тексту «Белка и Стрелка».



Тема 12.

Подготовка к контрольной работе

Контрольная работа за II полугодие


Тема 13

Обследование произносительных навыков, уровня речевого развития, соблюдения норм орфоэпии, воспроизведения интонационной стороны речи.

Обследование состояния слуха с индивидуальным слуховым аппаратом и без него по группам слов (по Нейман Л.В.).


Тема 15

Проверка внятности.

Тема 16

Контрольно -обобщающий урок.


















Учебно-методические средства обучения.

Методическая литература.

1 Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. /сост. О. В. Епифанова.- Волгоград: Изд-во Учитель, 2010.- 179с.

2 Белущенко В. А.Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха./В. А.Белущенко, А. Е. Наумова, М. Ю.- Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2006.-108с.

3 Власова Т. М. Фонетическая ритмика./ Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт А. Н.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 1996.-236с.

4 Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей. / А. А. Гуськова.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.

5 8 Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.

/ И. Ю. Кондратенко.-М.: Изд-во АЙРИС ПРЕСС, 2012.- 64с.

6 Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия./ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.-154с.

7 Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса./ Т. К. Королевская, В. Я. Стаценко.–М.; Изд-во Экзамен, 2005.- 192с.

8 Кузьмичева Е. П. Развитие устной речи у глухих школьников. / Е.П.Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-136с.

9 Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. / Е. П. Кузьмичева.- М.: Изд-во Просвещение, 1991.- 160с.

10 Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах./ Р. И. Лалаева.-М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.- 223с.

11 Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха./ под. ред. В. И. Селиверстова.- М.:Изд-во ВЛАДОС, 2001.-288с.

12 Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов./ Е. А. Пожиленко.- М.:Изд-во ВЛАДОС, 2002.- 216с.

13 Сурдопедагогика. / под. ред. Е. Г. Речицкой.- М.: Изд-во ВЛАДОС, 2004.- 655с.

14 Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения./ М. Ф. Фомичева.-М. –Воронеж: Изд-во ИПП, 1997.-304с.

Дидактическая литература.

1 Волкова К. А. Произношение. 5-6 классы школ глухих. / К. А. Волкова.- М.; Изд-во Просвещение, 1972.-200с.

2 Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. / Н. С. Жукова. –М.: -Изд-во ЗКСМО, 2013.-120с.

3 Журавлева А. Е. Домашняя логопедия. / А. Е. Журавлева, В. В. Федиенко.-М.:- Изд-во ЭКСМО, 2013.-112с.

4 Пфафенродт. А. Н. Произношение. [ Учебное пособие для 1 класса школ слабослышащих] / А. Н. Пфафенродт, М. Е. Кочанова, И. Б. Маргалина.- М.; Изд-во Просвещение, 1993.-256с.

5 Пфафенродт. А. Н. Произношение. [ Учебное пособие для 2 класса школ слабослышащих] / А. Н. Пфафенродт, М. Е. Кочанова.- М.; Изд-во Просвещение, 1994.-240с.

6 Пфафенродт. А. Н. Произношение. [ Учебное пособие для 2 класса II вида] / А. Н. Пфафенродт.- М.; Изд-во Просвещение, 2000.-256с.

7 Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих.

[ Учебное пособие для учителя] / сост. Н. Ф. Слезина.- М.; Изд-во Просвещение, 1983.-248с.

8 Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих.

[ Учебное пособие для учителя] / сост. Н. Ф. Слезина.- М.; Изд-во Просвещение, 1986.-240с.

9 Новоторцева Н. В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки. [ Логопедические тетради] / Н. В. Новоторцева.- Ярославль; Изд-во Академия развития, 1999.-64с. (9 тетрадей)

10 Щербакова Е. К. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения слабослышащих детей. / Е. К. Щербакова.- Ярославль; Изд-во Академия развития, 2001.-80с. ( 4 тетради )




Дидактические материалы.

1 Предметные картинки по темам: учебные вещи, игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, транспорт, домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, предметы личной гигиены, овощи, фрукты, продукты питания.

2 Иллюстрации по декоративно-прикладному искусству по темам: «Полох-Майдан», «Гжель», «Жостово», «Городец», «Хохлома», «Урало-Сибирская роспись», «Мезенская роспись», «Северодвинская роспись».

3 Репродукции картин.

4 Речевой материал по формированию произносительных навыков на звуки «Б», «Д», «Г-К», «Х», «Л», «Р», «Ц», «Ш-Щ», «Ч»,

5 Голосовые, дыхательные и артикуляционные упражнения.

6 Пальчиковая гимнастика.

7 Нормы орфоэпии, интонация.

8 Составление рассказов по опорным вопросам.

9 Фильмотека к текстам и диалогам по темам: “Озеро Байкал”, “Жизнь млекопитающих”, “Русские народные сказки” , “Мультфильмы”, “Голоса птиц и зверей”, “Великие географические открытия”, “Явления природы”, “ Страны мира”, “Солнечная система”, “Кошки и собаки”, “Животные Африки”, “Первый космонавт”? “Древний Египет”, “Древняя Греция”.

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса.

Сайты интернет-ресурсов.

http://www.logoped.ru/

http://defectolog.ru/

http://www.logopunkt.ru/

http://www.defectus.ru/

http://www.logopedmaster.ru/

Оборудование и приборы.

1 Тренажер речевой комплексный «Интон-М»;

2 Телевизор «AKIRA»;

3 DVD –плеер «LG»;

4 Компьютер;

5 Доска;

6 Зеркало;

7 Профили звуков.


Средства контроля.


В качестве форм промежуточного и итогового контроля используются:

I Контрольная работа по выполнению программного материала по развитию речевого слуха.

Методика проведения контрольных работ:

Контрольные работы по развитию речевого слуха проводятся 2 раза в год в конце полугодий. Контрольные работы составляются учителями, ведущими индивидуальную работу по развитию речевого слуха и формированию произношения. Обследуется восприятие фраз разными сенсорными способами (на слух или слухозрительно, применяется звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты). Фразы предъявляются последовательно, каждая не более 2 раз. Ученик повторяет то, что воспринял и отвечает на вопрос, выполняет поручение. Учитель записывает ответы ученика в протокол, отмечая особенности воспроизведения речевого материала: если фраза полностью воспринята, ставится количество слов во фразе; если фраза воспринята с ошибками, то фиксируется количество воспринятых слов.

При обработке ответов учащихся можно использовать формулу:

Р= уровень восприятия фраз.

F = общее количество фраз, принятых по смыслу;

g- количество слов, воспринятых во фразе;

a – количество слов во фразе;

- сумма.

В результате получается уровень (процент) восприятия фраз учеником. Из года в год объём речевого материала, опознаваемого слухо-зрительно и на слух увеличивается. В конце учитель анализирует контрольную работу (соотношение общего количества слов к точно воспринятым словам).


II Контрольно-обобщающий урок по развитию речевого слуха и формированию произношения по определению состояния уровня речи учащихся.

Методика проведения контрольно-обобщающих уроков:

Контрольно-обобщающий урок проводится в конце учебного года. Подготовка и проведение контрольно-обобщающего урока проходит в несколько этапов.

  • На первом этапе определяется тема – за четыре недели до контрольно

обобщающего урока.

  • На втором этапе учитель слуховой работы подбирает речевой материал. Обя-

зательным условием является участие в контрольно-обобщающем уроке всех учеников класса. Речевой материал подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ученика (наличие звуков в речи ребенка, которыми насыщается выступление; увеличивается объем текста для хорошо успевающего ученика и сокращается для слабоуспевающего). Содержание речевого материала должно быть направлено на реализацию возможностей определенного ученика.

  • На третьем этапе за три недели до контрольно-обобщающего урока начинает-

ся непосредственная подготовка: работа над произнесением текста каждого ученика, репетиции.

На уроке присутствуют 3 аудитора, которые оценивают речевую деятельность учащихся по следующим критериям.

1 Знание речевого материала (декламация)

5- без ошибок

4- с запинками

3- ребенок подглядывает в листочек

2- читает по бумажке

1- читает с запинками

2. Общая внятность речи.

5- речь внятная, смысл всего речевого материала понятен

4- речь недостаточно внятная. Смысл не понятен. Понятны отдельные слова и фразы.

3- речь маловнятная, понятны отдельные слова

2- речь невнятная, непонятны даже отдельные слова

0- речи нет

3. Выразительность.

5- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию. Артистичность.

4- соблюдает логическое ударение, паузы, интонацию, но выражено в меньшей степени

3- выражено в меньшей степени

2- не выражено

4. Нормы орфоэпии.

5- соблюдает все нормы

4- нормы знает, но может допускать ошибки

3-много ошибок

2- не соблюдает

5. Слитность.

5- речь слитная, плавная, без ошибок

4- тоже, но с незначительными ошибками

3- скандированная речь

2- послоговое чтение

1- побуквенное чтение

6. Ударение.

5- без ошибок

4- единичные ошибки

3- равноударное

7. Чтение материала (знакомого и незнакомого)

5- читает с соблюдением норм орфоэпии, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение

4- допускает незначительные ошибки (сам себя исправляет)

3- допускает ошибки (исправляет по подсказке учителя)

2- допускает ошибки (не исправляет даже после подсказки учителя)

Члены комиссии оценивают речь каждого ученика, оценки заносятся в протоколы. Результаты суммируются и выводятся средние баллы, которые заносятся в итоговый протокол. На основании оценок, полученных за участие в контрольно-обобщающем уроке, проводится диагностирование уровня состояния речи обучающихся, включая и внятность речи в динамике.

Уровень состояния речи определяется по средней оценке речевой деятельности обучающихся.

Уровни состояния речи:

I уровень – высокий, общение со слышащими вызывает незначительные трудности в понимании отдельных слов, но общий смысл высказывания понятен. Средний балл 4,50 – 5.

II уровень – выше среднего, общение со слышащими вызывает затруднения в понимании отдельных фраз. Общий смысл высказываний может быть в основном понятен. Средний балл 4,00 – 4,49.

III уровень – средний, состояние речи вызывает трудности в понимании смысла высказывания. Могут быть понятны отдельные слова или фразы. Средний балл 3,50 – 3,99.

IV уровень – ниже среднего, состояние речи практически не позволяет понять смысл высказывания. Понятны отдельные слова. Средний балл 3,00 – 3,49.

V уровень – низкий. Речь невнятная, непонятны даже отдельные слова. Средний балл 2,50 – 2,99.

VI уровень – нулевой. Речи нет, присутствуют отдельные недифференцированные звукокомплексы. Средний балл 2 – 2,49.



III. Проверка внятности речи по спискам Э. Леонгард.


Методика проверки внятности речи:

Проверка внятности речи проводится в конце учебного года в каждом классе по одному списку, где прослеживается динамика речевого развития ученика. При проведении проверки ученику предлагается прочитать весь список. Ассистенты, прослушав слова из данного списка, записывают ответы ребенка в протокол. При анализе результатов отмечают правильное количество воспринятых слов каждым ассистентом. Результаты подсчитываются по данной формуле:



P-внятность речи;

F – общее количество воспринятых слов 3 ассистентами.


Списки Э. И. Леонгард.

Список № 1.

Сын, мох, залп, борщ, план, пот, май, соль, банк, тень, масло, лампа, цапля, запах, аист, вилы, вафли, змей, сорт, ум, вечер, иней, бензин, борец, берет, весло, болтун, щётка, сетка, голос, шофёр, дятел, семья, гранит, дедушка, ласточка, комната, чайка, няня, яма, лопата, расчёска, подушка, монета, печенье, берлога, колодец, словарь, февраль, рука.

Список № 2.

Ёрш, лифт, сон, нос, март, путь, рост, бой, двор, дом, клетка, корень, дворец, петух, донор, люстра, знамя, касса, люди, ящик, ива, ландыш, карман, конверт, заслон, балет, закат, звонок, жажда, еда, крыльцо, лотос, енот, звезда, хлебница, трещина, зарево, чтение, ягода, черника, фанера, аптека, корова, какао, качели, железо, урожай, разговор, ученик.

Список № 3.

Свет, час, холм, щи, порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, номер, ужин, слово, ноготь, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, песня, туча, ведро, усы, метро, лопата, забор, змей, плакат, дыра, камыш, перо, изба, лентяй, лыжница, селезень, окорок, птенчик, занавес, пение, горошек, редиска, солонка, телятник, черешня, картина, колесо, человек, конура, аллея.

Список № 4

Дно, грамм, соль, банк, тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, пух, горн, змей, ум, сорт, снегирь, ладонь, компот, ходики, музей, дождик, тряпка, щётка, сетка, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, кофта, мясо, чайка, няня, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, яма, стая, почта, рука, словарь, февраль, сметана, продавец, генерал, океан, обои.

Список № 5.

День, снег, тур, мыс, жизнь, кит, шар, лай, сеть, стул, ваза, хала, фокус, шуба, лента, зерно, тепло, девушка, тайга, юла, студия, птичница, ножницы, трение, лето, лампа, пятница, ванна, память, язва, ласка, буква, щепа, бревно, фонарь, письмо, черта, судья, смена, пила, охота, декада, бегемот, товарищ, здоровье, ячейка, тычинка, скипидар, телефон, машина.

Список № 6.

Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, час, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, депо, июнь, изба, жена, пошлина, сессия, топанье, стадия, музыка, ненависть, езда, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, высота.

Список № 7.

Вьюн, яр, звон, быт, пол, мысль, фант, цикл, щит, мул, тумба, яхта, тина, деньги, пламя, яма, ширма, слёзы, ясень, почва, клоун, перец, очки, ручей, старьё, воробей, депутат, пещера, телёнок, суета, столица, берёза, художник, синица, ссадина, выводок, техника, саженец, платина, работа, девочка, сатин, сазан, шептун, паштет, дефект, загон, свеча, тайга, село.

Список № 8.

Тень, плита, рецепт, часы, муфта, глаза, банк, соль, грамм, дно, сорт, снегирь, ладонь, компот, музей, ходики, змей, горн, пух, ум, голос, умница, тысяча, зрение, премия, хижина, сетка, щётка, дождик, тряпка, яма, ракета, болото, неряха, осина, фиалка, няня, чайка, кофта, мясо, февраль, обои, сметана, продавец, океан, словарь, рука, почта, генерал, стая.

Список № 9

Ель, свет, дочь, страх, шарф, дверь, рубль, винт, мир, чай, шапка, печенье, брюки, вилы, месяц, шило, самбо, мыло, чайник, хата, заяц, ужин, орёл, волна, земля, цветок, титан, бегун, постель, дело, июнь, изба, жена, езда, пошлина, сессия, топанье, стадия, ненависть, музыка, деревня, ребята, капуста, погода, монета, фуфайка, желудок, темнота, воротник, волна.

Список № 10.

Порт, шеф, ткань, блин, вдох, яйцо, щи, холм, свет, час, небо, сено, рыба, рама, рыжик, муха, ноготь, слово, ужин, номер, метро, лапта, забор, змея, дыра, плакат, ведро, туча, песня, усы, лыжница, селезень, пение, окорок, занавес, лентяй, камыш, изба, птенчик, перо, аллея, орешник, картина, колесо, человек, конура, телятник, солонка, редиска, горошек.




































Приложение.

Текст «Осень».

Вот и кончилось теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют. Начинают желтеть, краснеть, буреть листья на деревьях. Как только листьям не хватает солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет.

В сентябре часто идут холодные дожди, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней. Стрижи, ласточки и другие перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Диалог «Осень»

- Посмотри, как хмурится небо и дует ветер.

- Да, наступила осень.

- Почему на деревьях начинают желтеть и краснеть листья?

- Потому что, солнышка не хватает, они начинают вянуть и теряют цвет.

- А ты знаешь, какие птицы улетают в тёплые края?

- Да, стрижи , ласточки и другие перелётные птицы.

- Очень жаль, что лето кончилось.


Текст «Наша матрёшка»

Матрёшка – произведение народного искусства. Этой игрушке немногим более 100 лет. Первую матрёшку сделали в подмосковном городе Загорске. Выточил её опытный игрушечник Звёздочкин, а расписал знаток древнего русского искусства художник Малютин. Он изобразил деревянную девочку в русском крестьянском платье: в сарафане и в переднике с яркими цветами, с красной вышивкой на сорочке.

В 1900 году, когда русские кустарные изделия посылались в Париж на всемирную выставку, там была и матрёшка. После этого стали поступать заказы из Франции, Испании, Англии, США.

С тех пор милые, приятные, спокойные и весёлые девочки-матрёшки в яркой народной одежде завоевали весь мир.


Диалог.

- Недавно я прочитал статью в журнале «Мурзилка» о русской матрешке.

- Ой, как интересно! Расскажи.

- Матрешка – произведение народного искусства.

- А сколько ей лет?

- Этой игрушке более ста лет. Первую матрешку сделали в подмосковном городе Загорске.

- А кто автор этой удивительной игрушки?

- Выточил ее опытный игрушечник Звёздочкин, а расписал знаток древнего русского искусства художник Малютин.

- Интересно, а как была расписана первая матрешка?

- Малютин изобразил девочку в русском крестьянском платье: в сарафане и в переднике с яркими цветами, с красной вышивкой на сорочке.

- А как матрешка стала известной?

- После всемирной выставки в Париже в 1900 году матрешка завоевала весь мир.

- Какая интересная история!


Текст «Настоящие герои»

Это случилось в центре города Омска. Однажды днём десятиклассники Ярослав и Артём гуляли после уроков. Вдруг они увидели бегущего мужчину. В руках у него была женская сумка. Догнать преступника было нетрудно. Оба подростка спортсмены. Ярослав занимается лёгкой атлетикой, а Артём — боксом. Ребята догнали хулигана и вызвали полицию. Оказалось, что хулиган украл сумку у бабушки. Он ударил старушку по голове и выхватил у неё сумку. Полицейские вернули бабушке сумку и рассказали ей о ребятах. Старушка поблагодарила их за помощь и храбрость. Ребята настоящие герои.


Диалог «Настоящие герои»

- Ты смотрел сегодня новости?

- Нет, я был в школе.

- Сегодня по «Новостям» рассказали про мальчиков, которые помогли бабушке.

- А что случилось?

- Бабушка шла по улице, в руках была сумка. Вдруг, сумку кто-то выхватил.

- Что было дальше?

- Десятиклассники догнали преступника и вызвали полицию.

- Какие мальчики смелые, не испугались хулигана



Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург – большой красивый город, северная столица нашей Родины. Его основал Петр Первый в 1703 году. Сначала город назывался Санкт-Петербург, потом Петроград, затем Ленинград. Сейчас он снова называется Санкт-Петербург. В городе много мостов, красивых зданий, памятников. Главная река в городе –Нева. На берегах Невы находится самый большой и богатый музей в нашей стране – Эрмитаж. Музей занимает 5 зданий: Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Все здания, занимаемые Эрмитажем, соединены между собою мостиками-переходами. В Эрмитаже хранится до двух с половиной миллионов произведений искусства. За свои 250 лет Эрмитаж вырос в огромный всемирно известный музей.


Как зимуют рыбы.

Толстой ледяной крышкой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В тишине речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону.

Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки. Летом сом ходит в глубоких местах, высматривает яму поглубже. Любит он лежать в таких ямках. Днём выспится, а ночью выходит на охоту. Но зимой он лежит в яме неподвижно.


Диалог.

- Что вы изучаете по биологии?

- Строение рыб.

- Расскажи.

- Ты знаешь, чем дышат рыбы?

- Нет.

- Рыбы дышат с помощью жабр.

- А как зимуют рыбы?

- В тишине речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону.

- Интересно.

- Мне понравилась рыба – сом.

- Почему?

- Летом сом ходит в глубоких местах, высматривает яму поглубже. Любит он лежать в таких ямках. Днём выспится, а ночью выходит на охоту.

- А зимой?

- Зимой он лежит в яме неподвижно.


Текст «Полезное дело».

Нам с Петькой хотелось что-нибудь хорошее сделать. Только не знали, что сделать. Стали мы думать, и придумали каток во дворе залить.

Мы начали убирать снег. Старшие ребята нам помогали. Очистили мы площадку от снега. Осталось её водой залить. Нам помог дворник Кузьма Иванович. Замечательный получился каток.

На другой день все ребята катались на коньках до самого вечера. Устали, но были довольны. Мы радовались, что полезное дело сделали.


ДИАЛОГ

- У нас во дворе есть каток.

- А кто сделал каток?

- Мы с Петькой, а ещё старшие ребята нам помогли.

- Как вы делали каток?

- Сначала мы очистили площадку от снега. Наш дворник Кузьма Иванович помог нам площадку водой залить. Замечательный получился каток!

- Вы уже катались на коньках?

- Да, на следующий день мы катались на коньках до самого вечера. Устали, но были очень довольны.

- Полезное дело вы сделали!


Текст «Белка и стрелка».

Белка и Стрелка – это самые знаменитые в мире пассажиры космического корабля. Эти две собаки-космонавты первыми из животных совершили путешествие на космическом корабле и вернулись живыми и невредимыми.

Полет Белки и Стрелки в космос был запланирован на 19 августа 1960 года на борту советского космического аппарата «Спутник-5». Длился он немногим больше суток, и за это время собаки успели семнадцать раз облететь земной шар по орбите.

Решение посадить собак на борт космического корабля было более чем серьезным и обоснованным. Запланированные на полет исследования были необходимы для подготовки полета человека в космос.


Текст «Эрмитаж»

Эрмитаж - самый большой музей в нашей стране. Он находится в Санкт-Петербурге на берегу реки Невы. Основала музей императрица Екатерина в 1764 году. Главное здание Эрмитажа - Зимний дворец. Музей занимает 6 зданий и более 350 залов. В Эрмитаже хранятся картины, вазы, скульптуры .Посмотреть эту красоту приезжают не только жители нашей страны. На экскурсиях в Эрмитаже бывает много людей из разных стран мира. Эрмитаж- это гордость русского народа!




Текст «Белый медведь».

В полярном море, среди плавучих льдин, живёт самый большой медведь на земле – белый. Белый медведь – настоящий хозяин Арктики, самый сильный в Арктике зверь. Он неутомимый ходок, пловец, и очень хитрый охотник. Часами он караулит тюленей у лунок, прикрыв чёрный нос белой лапой. Или ловко ползёт к тюленям на брюхе, высмотрев их на снегу.

Весь год бродят медведи-самцы по плавучим льдинам. А медведицы зимой прячутся в глубокие снежные норы-берлоги, где появляются крохотные медвежатки. До весны медвежата спят да сосут молоко. А весной вся отправляется бродить по ледяным полям. (По Н. Сладкову)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!