СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 8 класс (вариант 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для обучающихся по программе АООП 8 класс (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 8 класс (вариант 2)»

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка

- общая характеристика учебного предмета

- место предмета в учебном плане

- формы текущего и промежуточного (итогового) контроля

  1. Содержание программы учебного предмета

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся

  3. Календарно - тематическое планирование

  4. Литература и средства обучения


1. Пояснительная записка к рабочей программе

Рабочая программа составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебного плана МКОУ «Школа-интернат № 162» на 2018 - 2019 учебный год.

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предназначена для обучающихся 8 класса (2 вариант) и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – обучающиеся), уровня их знаний и умений. Данная рабочая программа позволяет обучающимся достичь максимальных возможностей самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в доступных для них пределах.

При составлении рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»» использовался материал учебников:

1. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение». 2007.

2. Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева-Лунева - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.

Интеллектуальное развитие обучающихся 8а класса позволяет им овладевать основами письма, чтения на элементарном уровне.

В классе 5 человек, 2 обучающихся на индивидуальном обучении. Вика Г. и Ильяс М. владеют чтением. Чтение у них слоговое с переходом на целые слова, односложные словами читают целым словом. У Вики Г. чтение слогов с течением согласных вызывает затруднения. Вика может выделить главную мысль прочитанного, понимает содержание, сопоставляет прочитанное с иллюстрацией, с помощью направляющих вопросов передает содержание. Ильясу не всегда доступен смысл прочитанного текста, затрудняется отвечать на поставленные вопросы, необходима опора на иллюстрации к тексту. Допускает ошибки при произношении трудных слов, может слоги менять местами. Вика Г. и Иляьс М. могут учить небольшие стихи, но долго в памяти не удерживаются. По письму усвоили написание письменных букв, владеют списыванием с письменного и печатного текста. Вика может писать под диктовку простые предложения, Ильяс писать под диктовку затрудняется. При выполнении грамматических заданий необходима направляющая помощь со стороны педагога. Владеют орфографическим режимом в тетрадях. Алена Л. чтение не освоила, буквы угадывает, смысл рассказа при самостоятельном чтении не доступен пониманию девочки, но после прочтения небольшого текста педагогом, может сопоставить с иллюстрациями. По картинкам может показать главных героев рассказа, сюжетную линию не понимает, но может назвать только отдельные слова из текста. Стихи не учит. Пишет по обводке или рука в руку, проводит линии по линейке, задания копирует с доски, не понимая смысла. Ориентировка на листе бумаге не сформирована.

На уроках продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения. Ведь рекомендуемые произведения разно жанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Практическая и коррекционная направленность обучения письму обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.


Общая характеристика учебного предмета

Цель: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст, осмысленно воспринимать его содержание и овладеть навыками аккуратного и грамотного письма.

Задачи:

- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;

- научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух;

- научить обучающихся писать доступный их пониманию текст, списывать с печатного и письменного текста;

- осмысленно воспринимать прочитанное вслух;

- активизировать словарь обучающихся;

- учить правильно строить и употреблять в речи и при написании простое предложение;

- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма.

Коррекционная работа на данном учебном предмете предусматривает:

- развитие слухового восприятия и узнавания;

- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- обогащение словаря;

- развитие речемыслительной деятельности;

- развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной);

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, «пошаговом» обучении.

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» адаптирована для данной категории обучающихся с учетом осо­бе­н­но­стей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обе­с­пе­чи­ва­ю­щая кор­рекцию нарушений развития и социальную адаптацию, разработана на основе рекомендаций АООП, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.


Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (вариант 2).

Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» предусмотрено в учебное (урочное) время.

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса данного предмета в 8 классе отводится 2 часа в неделю (всего – 68 часов).

I четверть - 16 ч.

II четверть - 15 ч.

III четверть - 20 ч.

IV четверть - 16 ч.

Продолжительность урока составляет 40 минут. На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого обучающегося.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи обучающихся.


Формы текущего и промежуточного (итогового) контроля уровня достижений, обучающихся по предмету

Итоговые достижения обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Все контрольные (проверочные, самостоятельные) задания подобраны на доступном для данной категории детей уровне.


Вид контроля

Краткая характеристика

Методы

Предварительный

Диагностика исходного или начального уровня знаний при начале обучения данного учебного курса

Устный опрос, беседа, наблюдение

Текущий

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков обучающимися на каждом уроке, на отдельных этапах урока

Проверочные работы, работа по карточкам, письменный опрос

Итоговый

Контроль знаний, умений и компетенций выполнения поставленных задач

Викторина, устный опрос


2. Содержание программы учебного предмета

Раздел «Чтение» содержит следующие этапы работы:

Разделы

Содержание

Техника чтения.

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Понимание прочитанного.

Ответы на вопросы, о ком или, о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Развитие устной речи.

Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение.

Подготовка обучающихся к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам.

Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.


Раздел «Письмо» содержит следующие этапы работы

Разделы

Содержание

Повторение пройденного в начале года

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквы


Звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Слово


Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что?
      Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Связная речь

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.


3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые личностные результаты:

В результате реализации специальной индивидуальной программы развития учащаяся получит возможность научиться:

- осознавать свое «Я»;

- адекватно принимать окружающий и социальный мир;

- овладеть элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;

- сотрудничать с взрослыми;

- доброжелательно относиться к окружающим;

- сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.


Планируемые предметные результаты:

- сформировать понятие «предложение»;

- составлять предложения по вопросам, выделять предложения из речи и текста;

- списывать текст целыми словами;

- анализировать слова по звуковому составу;

- различать гласные и согласные;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги;

- выучить правила написания предложений и применять на практике;

- составлять предложения из слов;

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- правильно писать имена собственные;

- писать предлоги раздельно с другими словами;

- осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов;

- соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;

- отвечать на вопросы, о ком или, о чем говорится в прочитанном тексте;

- установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.


4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

I четверть




1

В Суслов «Веселый звонок». Ответы на вопросы по содержанию

1

03.09


2

Употребление простого предложения. Большая буква. Точка.

1

05.09


3

С. Погореловский «Отчего краснеют буквы». Выразительное чтение

1

10.09


4

Выраженность в предложении законченной мысли.

1

13.09


5

И.Молчанов - Сибирский «Есть ли время для задачек?». Составление рассказа с опорой на свой опыт

1

17.09


6

Интонационное оформление предложения.

1

19.09


7

К.Бальмонт «Осень». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного

1

24.09


8

Выделение предложений из текста.

1

26.09


9

По А.Баркову «Золотая осень у тихих дорог». Выразительное чтение

1

01.10


10

Различение звуков и букв. Количество звуков и букв.

1

03.10


11

И.Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!». Выразительное чтение

1

08.10


12

Гласные звуки и буквы. Различение и выделение из слов.

1

10.10


13

Украинская сказка. «Овечка и волк». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного

1

15.10


14

Определение количества гласных звуков в словах.

1

17.10


15

Русская народная. «Песенка». Выразительное чтение

1

22.10


16

Согласные звуки и буквы. Различение и выделение из слов.

1

24.10


II четверть




17

В.Бианки «Кошкин питомец». Чтение рассказа, работа по содержанию.

1

07.11


18

Определение количества согласных букв в словах.

1

12.11


19

Н.Рубцов «Воробей». Выразительное чтение

1

14.11


20

Слогообразующая роль гласных.

1

19.11


21

Русская народная «Потешка». Выразительное чтение

1

21.11


22

Деление слов на слоги.

1

26.11


23

По Н.Коростелёву «Наша Галя». Работа над содержанием рассказа

1

28.11


24

Определение количества слогов в двух-, трёхсложных словах.

1

03.12


25

С.Черный «Что ты тискаешь утенка?» Ответы на вопросы по содержанию рассказа

1

05.12


26

Сочетание ЖИ – ШИ.

1

10.12


27

С.Махотин «Плохая привычка». Составление рассказа с опорой на свой опыт

1

12.12


28

Закрепление написания слов с ЖИ – ШИ в предложениях, тексте.

1

17.12


29

Русская народная «Песенка». Выучить наизусть

1

19.12


30

Сочетание ЧА – ЩА.

1

24.12


31

И.Бунин «Первый снег». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного

1

26.12


III четверть




32

Правописание слов с сочетанием ЧА – ЩА.

1

14.01


33

По В.Голявкину «Как я встречал Новый год». Ознакомительное чтение

1

16.01


34

По В.Голявкину «Как я встречал Новый год». Работа по содержанию рассказа

1

21.01


35

Сочетание слов ЧУ – ЩУ.

1

23.01


36

Правописание слов с сочетанием ЧУ – ЩУ

1

28.01


37

В.Орлов «Снежная баба». Выразительное чтение

1

30.01


38

Слова, которые обозначают предмет. Предмет и его название. Разделение слов по вопросам «что это?».

1

04.02


39

Английская сказка «Дочка пекаря». Отработка осознанного чтения

1

06.02


40

Слова, которые обозначают предмет. Предмет и его название. Разделение слов по вопросам «кто это?».

1

11.02


41

Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем». Ответы на вопросы по содержанию сказки

1

13.02


42

Различение слов по вопросам «кто?», «что?».

1

18.02


43

Венгерская песенка «Пирог». Выразительное чтение

1

20.02


44

Большая буква в именах людей.

1

25.02


45

С.Маршак «Сказка про двух лодырей» Часть 1. Выразительное чтение

1

27.02


46

Большая буква в кличках животных.

1

04.03


47

С.Маршак «Сказка про двух лодырей» Часть 2. Выразительное чтение

1

06.03


48

Название городов, деревень, улиц.

1

11.03


49

Заклички о весне. Выразительное чтение

1

13.03


50

Употребление имён собственных в предложениях.

1

18.03


51

Г.Скребицкий «Любимое время года». Работа по содержанию

1

20.03


IV четверть




52

Знакомство с предлогами. Правила правописания предлогов.

1

03.04


53

Г.Витез «Весна подарила». Работа по содержанию стихотворения

1

08.04


54

Употребление предлогов в предложениях.

1

10.04


55

М.Пришвин «Разговор деревьев» (отрывок). Работа по содержанию

1

15.04


56

Упражнение на правописание предлогов.

1

17.04


57

Н.Голь, Г.Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях». Выразительное чтение

1

22.04


58

Предложение. Большая буква в начале предложения и точка в конце простого предложения.

1

24.04


59

А.Матутис «Твоя родина». Выразительное чтение

1

29.04


60

Знаки препинания на конце предложения.

1

06.05


61

Т.Шорыгина «В лесу». Выразительное чтение

1

08.05


62

Выражение в предложении законченной мысли.

1

13.05


63

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве». Работа по содержанию рассказа

1

15.05


64

Текст. Смысловая последовательность предложений в тексте.

1

20.05


65

З.Александрова «Одуванчик». Выразительное чтение

1

22.05


66

Связь слов в предложении. Составление предложений.

1

27.05


67

Заклички. Выразительное чтение

1

29.05



5. Литература и средства обучения

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение». 2007.

3. Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева-Лунева - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.




9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!