Структура рабочей программы
Пояснительная записка
- общая характеристика учебного предмета
- место предмета в учебном плане
- формы текущего и промежуточного (итогового) контроля
Содержание программы учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
Календарно - тематическое планирование
Литература и средства обучения
1. Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, учебного плана МКОУ «Школа-интернат № 162» на 2018 - 2019 учебный год.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предназначена для обучающихся 8 класса (2 вариант) и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – обучающиеся), уровня их знаний и умений. Данная рабочая программа позволяет обучающимся достичь максимальных возможностей самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в доступных для них пределах.
При составлении рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»» использовался материал учебников:
1. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение». 2007.
2. Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева-Лунева - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.
Интеллектуальное развитие обучающихся 8а класса позволяет им овладевать основами письма, чтения на элементарном уровне.
В классе 5 человек, 2 обучающихся на индивидуальном обучении. Вика Г. и Ильяс М. владеют чтением. Чтение у них слоговое с переходом на целые слова, односложные словами читают целым словом. У Вики Г. чтение слогов с течением согласных вызывает затруднения. Вика может выделить главную мысль прочитанного, понимает содержание, сопоставляет прочитанное с иллюстрацией, с помощью направляющих вопросов передает содержание. Ильясу не всегда доступен смысл прочитанного текста, затрудняется отвечать на поставленные вопросы, необходима опора на иллюстрации к тексту. Допускает ошибки при произношении трудных слов, может слоги менять местами. Вика Г. и Иляьс М. могут учить небольшие стихи, но долго в памяти не удерживаются. По письму усвоили написание письменных букв, владеют списыванием с письменного и печатного текста. Вика может писать под диктовку простые предложения, Ильяс писать под диктовку затрудняется. При выполнении грамматических заданий необходима направляющая помощь со стороны педагога. Владеют орфографическим режимом в тетрадях. Алена Л. чтение не освоила, буквы угадывает, смысл рассказа при самостоятельном чтении не доступен пониманию девочки, но после прочтения небольшого текста педагогом, может сопоставить с иллюстрациями. По картинкам может показать главных героев рассказа, сюжетную линию не понимает, но может назвать только отдельные слова из текста. Стихи не учит. Пишет по обводке или рука в руку, проводит линии по линейке, задания копирует с доски, не понимая смысла. Ориентировка на листе бумаге не сформирована.
На уроках продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения. Ведь рекомендуемые произведения разно жанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Практическая и коррекционная направленность обучения письму обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Общая характеристика учебного предмета
Цель: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст, осмысленно воспринимать его содержание и овладеть навыками аккуратного и грамотного письма.
Задачи:
- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
- научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух;
- научить обучающихся писать доступный их пониманию текст, списывать с печатного и письменного текста;
- осмысленно воспринимать прочитанное вслух;
- активизировать словарь обучающихся;
- учить правильно строить и употреблять в речи и при написании простое предложение;
- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма.
Коррекционная работа на данном учебном предмете предусматривает:
- развитие слухового восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- развитие речемыслительной деятельности;
- развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной);
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении «обходных путей», использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, «пошаговом» обучении.
Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» адаптирована для данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, разработана на основе рекомендаций АООП, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (вариант 2).
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» предусмотрено в учебное (урочное) время.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса данного предмета в 8 классе отводится 2 часа в неделю (всего – 68 часов).
I четверть - 16 ч.
II четверть - 15 ч.
III четверть - 20 ч.
IV четверть - 16 ч.
Продолжительность урока составляет 40 минут. На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого обучающегося.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи обучающихся.
Формы текущего и промежуточного (итогового) контроля уровня достижений, обучающихся по предмету
Итоговые достижения обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Все контрольные (проверочные, самостоятельные) задания подобраны на доступном для данной категории детей уровне.
Вид контроля | Краткая характеристика | Методы |
Предварительный | Диагностика исходного или начального уровня знаний при начале обучения данного учебного курса | Устный опрос, беседа, наблюдение |
Текущий | Контроль за усвоением знаний, умений и навыков обучающимися на каждом уроке, на отдельных этапах урока | Проверочные работы, работа по карточкам, письменный опрос |
Итоговый | Контроль знаний, умений и компетенций выполнения поставленных задач | Викторина, устный опрос |
2. Содержание программы учебного предмета
Раздел «Чтение» содержит следующие этапы работы:
Разделы | Содержание |
Техника чтения. | Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. |
Понимание прочитанного. | Ответы на вопросы, о ком или, о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. |
Развитие устной речи. | Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. |
Внеклассное чтение. | Подготовка обучающихся к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. |
Раздел «Письмо» содержит следующие этапы работы
Разделы | Содержание |
Повторение пройденного в начале года | Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов. Выделение предложений из речи и текста. |
Звуки и буквы | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. |
Слово | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). |
Предложение | Практическое знакомство с построением простого предложения. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. |
Связная речь | Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. |
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые личностные результаты:
В результате реализации специальной индивидуальной программы развития учащаяся получит возможность научиться:
- осознавать свое «Я»;
- адекватно принимать окружающий и социальный мир;
- овладеть элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
- сотрудничать с взрослыми;
- доброжелательно относиться к окружающим;
- сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.
Планируемые предметные результаты:
- сформировать понятие «предложение»;
- составлять предложения по вопросам, выделять предложения из речи и текста;
- списывать текст целыми словами;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги;
- выучить правила написания предложений и применять на практике;
- составлять предложения из слов;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- правильно писать имена собственные;
- писать предлоги раздельно с другими словами;
- осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов;
- соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
- отвечать на вопросы, о ком или, о чем говорится в прочитанном тексте;
- установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
I четверть | | | |
1 | В Суслов «Веселый звонок». Ответы на вопросы по содержанию | 1 | 03.09 | |
2 | Употребление простого предложения. Большая буква. Точка. | 1 | 05.09 | |
3 | С. Погореловский «Отчего краснеют буквы». Выразительное чтение | 1 | 10.09 | |
4 | Выраженность в предложении законченной мысли. | 1 | 13.09 | |
5 | И.Молчанов - Сибирский «Есть ли время для задачек?». Составление рассказа с опорой на свой опыт | 1 | 17.09 | |
6 | Интонационное оформление предложения. | 1 | 19.09 | |
7 | К.Бальмонт «Осень». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного | 1 | 24.09 | |
8 | Выделение предложений из текста. | 1 | 26.09 | |
9 | По А.Баркову «Золотая осень у тихих дорог». Выразительное чтение | 1 | 01.10 | |
10 | Различение звуков и букв. Количество звуков и букв. | 1 | 03.10 | |
11 | И.Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!». Выразительное чтение | 1 | 08.10 | |
12 | Гласные звуки и буквы. Различение и выделение из слов. | 1 | 10.10 | |
13 | Украинская сказка. «Овечка и волк». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного | 1 | 15.10 | |
14 | Определение количества гласных звуков в словах. | 1 | 17.10 | |
15 | Русская народная. «Песенка». Выразительное чтение | 1 | 22.10 | |
16 | Согласные звуки и буквы. Различение и выделение из слов. | 1 | 24.10 | |
II четверть | | | |
17 | В.Бианки «Кошкин питомец». Чтение рассказа, работа по содержанию. | 1 | 07.11 | |
18 | Определение количества согласных букв в словах. | 1 | 12.11 | |
19 | Н.Рубцов «Воробей». Выразительное чтение | 1 | 14.11 | |
20 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | 19.11 | |
21 | Русская народная «Потешка». Выразительное чтение | 1 | 21.11 | |
22 | Деление слов на слоги. | 1 | 26.11 | |
23 | По Н.Коростелёву «Наша Галя». Работа над содержанием рассказа | 1 | 28.11 | |
24 | Определение количества слогов в двух-, трёхсложных словах. | 1 | 03.12 | |
25 | С.Черный «Что ты тискаешь утенка?» Ответы на вопросы по содержанию рассказа | 1 | 05.12 | |
26 | Сочетание ЖИ – ШИ. | 1 | 10.12 | |
27 | С.Махотин «Плохая привычка». Составление рассказа с опорой на свой опыт | 1 | 12.12 | |
28 | Закрепление написания слов с ЖИ – ШИ в предложениях, тексте. | 1 | 17.12 | |
29 | Русская народная «Песенка». Выучить наизусть | 1 | 19.12 | |
30 | Сочетание ЧА – ЩА. | 1 | 24.12 | |
31 | И.Бунин «Первый снег». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного | 1 | 26.12 | |
III четверть | | | |
32 | Правописание слов с сочетанием ЧА – ЩА. | 1 | 14.01 | |
33 | По В.Голявкину «Как я встречал Новый год». Ознакомительное чтение | 1 | 16.01 | |
34 | По В.Голявкину «Как я встречал Новый год». Работа по содержанию рассказа | 1 | 21.01 | |
35 | Сочетание слов ЧУ – ЩУ. | 1 | 23.01 | |
36 | Правописание слов с сочетанием ЧУ – ЩУ | 1 | 28.01 | |
37 | В.Орлов «Снежная баба». Выразительное чтение | 1 | 30.01 | |
38 | Слова, которые обозначают предмет. Предмет и его название. Разделение слов по вопросам «что это?». | 1 | 04.02 | |
39 | Английская сказка «Дочка пекаря». Отработка осознанного чтения | 1 | 06.02 | |
40 | Слова, которые обозначают предмет. Предмет и его название. Разделение слов по вопросам «кто это?». | 1 | 11.02 | |
41 | Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем». Ответы на вопросы по содержанию сказки | 1 | 13.02 | |
42 | Различение слов по вопросам «кто?», «что?». | 1 | 18.02 | |
43 | Венгерская песенка «Пирог». Выразительное чтение | 1 | 20.02 | |
44 | Большая буква в именах людей. | 1 | 25.02 | |
45 | С.Маршак «Сказка про двух лодырей» Часть 1. Выразительное чтение | 1 | 27.02 | |
46 | Большая буква в кличках животных. | 1 | 04.03 | |
47 | С.Маршак «Сказка про двух лодырей» Часть 2. Выразительное чтение | 1 | 06.03 | |
48 | Название городов, деревень, улиц. | 1 | 11.03 | |
49 | Заклички о весне. Выразительное чтение | 1 | 13.03 | |
50 | Употребление имён собственных в предложениях. | 1 | 18.03 | |
51 | Г.Скребицкий «Любимое время года». Работа по содержанию | 1 | 20.03 | |
IV четверть | | | |
52 | Знакомство с предлогами. Правила правописания предлогов. | 1 | 03.04 | |
53 | Г.Витез «Весна подарила». Работа по содержанию стихотворения | 1 | 08.04 | |
54 | Употребление предлогов в предложениях. | 1 | 10.04 | |
55 | М.Пришвин «Разговор деревьев» (отрывок). Работа по содержанию | 1 | 15.04 | |
56 | Упражнение на правописание предлогов. | 1 | 17.04 | |
57 | Н.Голь, Г.Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях». Выразительное чтение | 1 | 22.04 | |
58 | Предложение. Большая буква в начале предложения и точка в конце простого предложения. | 1 | 24.04 | |
59 | А.Матутис «Твоя родина». Выразительное чтение | 1 | 29.04 | |
60 | Знаки препинания на конце предложения. | 1 | 06.05 | |
61 | Т.Шорыгина «В лесу». Выразительное чтение | 1 | 08.05 | |
62 | Выражение в предложении законченной мысли. | 1 | 13.05 | |
63 | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве». Работа по содержанию рассказа | 1 | 15.05 | |
64 | Текст. Смысловая последовательность предложений в тексте. | 1 | 20.05 | |
65 | З.Александрова «Одуванчик». Выразительное чтение | 1 | 22.05 | |
66 | Связь слов в предложении. Составление предложений. | 1 | 27.05 | |
67 | Заклички. Выразительное чтение | 1 | 29.05 | |
5. Литература и средства обучения
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. «Просвещение». 2007.
3. Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева-Лунева - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.
9