СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4) по предмету: «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4)

по предмету: «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных занятий обучающегося 6 класса (вариант 8.4) по предмету: «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»»

Министерство образования и науки республики Бурятия



ГБОУ «Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»





Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ С.В.Мисайлова

«____»____________20__г.


Утверждаю

Директор ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

__________________ Т.А.Яковлев

«____»______________20__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных занятий обучающегося 6 класса

(вариант 8.4)

по предмету: «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»





Составитель:

учитель Елизова А. А.

















Селенгинс

2023

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:

- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),

- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский), - формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),

- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),

- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Задачи:

1. формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и

общения – вербальными и невербальными;

2. учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике

экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

3. развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира,

личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления

природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение

использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми. Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения. Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми. Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- развитие ручной и мелкой моторики, обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации, формирование элементарных графо моторных умений. развитие слухового внимания и слухового восприятия,

- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 6 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

двигательные и мимические проявления;

выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым;

зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого. Предметные:

проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.

Базовые учебные действия. Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

Основное содержание учебного предмета.

Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" включает задачи формирования у обучающихся специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.

Обучение может проходить в разных формах: индивидуальных, в малой группе, на групповых занятиях. Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе "чтение и письмо" формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.

Учебно-методическое и материально- техническому обеспечение.

«Речь и альтернативная коммуникация» включает:

- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;

- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные,набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).

- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями сказок ;

- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);

- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

- компьютерные устройства, синтезирующие речь:

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;

-компьютерные программы символов;

-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.

Список литературы

1. Баряева Л.Б. "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", СПБ, 2011

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008

3. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 с

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005

6. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебнометодическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с

7. Комплект примерных рабочих программ для 2 класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ - М.: Издательство «Просвещение», 2017, 1407 с.










































Календарно – тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности.

Оценка результативности освоения СИПР.

06.09

Слова - приветствия, слова – прощания. Выполнение заданий по словесной инструкции

Сюжетные картинки, пиктограммы.


07.09

Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, шум шагов, звуки звонков ,звуки улицы…).

Прослушивания аудио записи, видео материалы


08.09

Сказка В.Сутеева «Кто сказал мяу»

Книга с иллюстрациями, компьютер


13.09

Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) Поддержание диалога на заданную тему

Компьютер, аудио, видео материалы.


14.09

Составление рассказа о прошедших событиях («Моё лето»)


Сюжетные картинки, книги с иллюстрациями, лото «Лето»


15.09

Узнавание (различение), образов графем (гласные буквы):


Наборы букв, коммуникативные таблицы, игрушки дидактические и сюжетные, магнитная доска, магнитные буквы, сюжетные картинки различной тематики для развития речи


20.09

Узнавание (различение), образов графем: (согласные буквы).


21.09

Чтение слога (слова) с пройденными буквами. Глобальное чтение.


Магнитная доска, магнитные буквы, сюжетные картинки, лото «Азбука»


22.09

Написание буквы (слога, слова) с пройденными буквами

Компьютер, набор деревянных букв, трафареты букв


27.09

Ответы на вопросы по содержанию текста: «Осень»

Иллюстрации, фото, сюжетные картинки, муляжи фруктов, овощей, игрушки дидактические и сюжетные


28.09

Гласный звук и буква

Магнитные буквы


29.09

Выделение гласного звука в начале слова

Лента букв, карточки с буквами, коммуникативные таблицы и тетради для общения


04.10

Выделение гласного звука в начале, середине и в конце слова

Сюжетные картинки различной тематики для развития речи


05.10

Узнавание (различение) образов графем (гласные буквы).

Набор букв, магнитная доска, иллюстрации


06.10

Графические действия с использованием элементов графем: обводка,

штриховка, печатание букв .

Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ


11.10.

Чтение слогов. Глобальное чтение.

Карточки-слоги, книги с иллюстрациями


12.10

Составление рассказа по одной сюжетной картинке

Сюжетные картинки различной тематики для развития речи


13.10

Узнавание (различение) образов графем (согласные буквы)

Наборы букв деревянные и магнитные


18.10

Чтение слогов Глобальное чтение.

Карточки-слоги, книги с иллюстрациями


19.10

Называние гласных букв. Написание гласных букв.

Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер


20.10

Написание изученных букв под диктовку


25.10

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным

действиям с использованием графического изображения

(электронного устройства)

Сюжетные картинки различной тематики для развития речи. Компьютер, аудио и видео материалы


26.10

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Глобальное чтение.

Карточки-слоги, книги с иллюстрациями


27.10

Узнавание (различение) образов графем букв

Наборы букв деревянные и магнитные



Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове.

Компьютер. Карточки-слоги, книги с иллюстрациями



Рисование на песке. Написание букв .

Песочный столик. Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер



Написание слогов с гласными буквами

Карточки слоги, трафареты, тетради для письменных работ, компьютер



Написание слов начинающих с гласных букв



Составление рассказа по серии сюжетных картинок

сюжетные картинки различной тематики для развития речи, игрушки дидактические и сюжетные



Узнавание (различение) образов графем букв

Наборы букв деревянные и магнитные



Чтение слогов начинающих с согласных букв. Глобальное чтение.

Карточки-слоги, книги с иллюстрациями



Чтение слов. Глобальное чтение.

Карточки-слоги, книги с иллюстрациями



Написание букв

Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер



Написание слогов и слов

Карточки слоги, трафареты, тетради для письменных работ, компьютер



Школьные принадлежности.

Работа с сюжетными картинкама.



Узнавание (различение) образов графем

Наборы букв деревянные и магнитные



Чтение слогов. Глобальное чтение.

Карточки-слоги, книги с иллюстрациями



Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

Предметы- отгадки. Альбом, цветные карандаши.



Написание букв, слогов, слогов с изученными буквами

Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер



Чтение слогов с пройденными буквами. Глобальное чтение.

сюжетные картинки различной тематики для развития речи



Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

Компьютер. Мячи разные.



Чтение и инсценировка сказки «Теремок»

Рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей



Составление сказки «Теремок» по картинке. Подбор слов к картинкам

Книги с иллюстрациями, фигурки сказочных персонажей



Написание изученных букв, слов под диктовку

Трафареты, печатные буквы для обводки, тетради для письменных работ. Компьютер



Итоговый контроль

Обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных

нарушений речи, аудио и видеоматериалы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!