Областное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5»
г. Курска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Речевая практика»
в 1Б (дополнительном) классе
на 2023 – 2024 учебный год
учитель Ревнивцева Е.Ю.
квалификационная категория:
соответствие занимаемой должности
Курск, 2023
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Письм Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016 № ВК 452/07.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
Санитарно – эпидемиологическими правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”;
Приказом Минтруда России от 18.10.2013г №544н (с изм. от 25.12.2014г) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
АООП ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска;
Положение о рабочей программе учителя;
Учебный план ОКОУ «Школа-интернат № 5» г. Курска на 2023-2024 учебный год.
Уставом ОКОУ «Школа – интернат №5» г. Курска.
Реализуется на базе Областного казённого общеобразовательного учреждения «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г. Курска для обучающихся, зачисленных на 1 сентября 2023 года.
Данная программа составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обоснование актуальности учебного предмета «Речевая практика»:
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по вовлечению обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально, а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает формирование импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
-учить устанавливать зрительный контакт с собеседником, реагировать на собственное имя;
-формировать умение вступать в контакт с собеседником используя невербальные и вербальные средства, средства альтернативной коммуникации;
-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов;
-учить понимать слова, обозначающие предмет;
-учить понимать простые предложения;
-формировать умение соотносить слово и объект с графическим изображением ; -формировать умение различать звуки окружающей действительности , звуки, а-а, у-у; ау, ах, му. уаи т. д.; ма, там, мама и т. д.;
-формировать умение выполнять простые речевые инструкции ;
-формировать умение выполнять простые движения и действия с предметами (по подражанию);
-формировать умение выражать свои желания жестом или словом
(предложением);
- формировать умение отвечать на вопросы;
-обучать правильной посадке при письме;
-обучать правильному захвату и удерживанию карандаша, ручки;
-обучать умению обводить, штриховать и закрашивать простые фигуры, буквы;
-обучать умению узнавать, называть изученные буквы;
-обучать умению проводить линии в различных направлениях;
-развивать концентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;
-развивать импрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;
-развивать память;
-воспитывать усидчивость на занятиях;
-стимулировать проявления самостоятельности;
-формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений.
Принципы, на которых базируется рабочая программа
В школе-интернате для детей с ОВЗ особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.
Также при планировании учитываются следующие принципы:
воспитывающей и развивающей направленности обучения;
индивидуального и дифференцированного подхода;
уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
преемственность;
наглядность;
доступность;
систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний, умений и навыков;
активность и сознательность обучения.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В процессе обучения ребёнка с расстройствами аутистического спектра используются следующие методы и приемы:
совместные действия ребёнка и взрослого;
действия по подражанию действиям учителя;
действия по образцу, по словесной инструкции;
элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Предмет «Речевая практика» направлена на расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи, развитие навыков связной устной речи и устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения, ознокамление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Планируемы результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в классе;
-овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
- умение сотрудничать со взрослыми;
-доброжелательно относиться к окружающим;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);
- умение различать голос и прочие шумы;
-умение узнавать голоса знакомых людей;
- умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
- умение понимать похвалу и простые формы вежливости;
-уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью ;
- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий) с помощью;
Достаточный уровень:
-умение реагировать на собственное имя;
-умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом);
- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом); - умение пользоваться системой мануальных знаков;
- умение пользоваться системой графических символов;
- умение пользоваться предметами, для выражения сообщения; - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов;
- умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет,
- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации;
- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий);
- умение узнавать (различать) образы графем (отдельных букв); - называние букв Я, А, М, П. Соотнесение звука с буквой.
Содержание учебного предмета «Речевая практика»:
Коммуникация
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Договаривание слов в предложении. Узнавание и различение букв.
Чтение и письмо.
Узнавание букв, звуков. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца. Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
Описание места учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане.
Предмет «Речевая практика» является составляющей предметной области «Язык и речевая практика» и входит в обязательную часть учебного плана. В 1 дополнительном классе на изучение предмета «Речевая практика» отводится 3 часа в неделю.
Оценочные средства учебного предмета «Речевая практика»
Обучение в 1 дополнительном и 1 классах, а так же в течение первого полугодия 2 класса проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. В это время целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку, так как центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с расстройством аутистического спектра предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоение обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Освоение обучающимися с РАС образовательной программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в разных сферах.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с РАС в культуру, овладения ими социокультурным опытом.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуетют их достижения в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности.
Методические материалы учебного предмета «Речевая практика»
- карточки PECS;
-визуальное расписание;
-чек листы;
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
. технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
- компьютерные устройства, синтезирующие речь
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.
-компьютерные программы символов.
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.)
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Тематический план курса
№ | Тема раздела | Кол.часов |
1 | Коммуникация | 17 |
2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 47 |
3 | Чтение и письмо. | 33 |
Сводная таблица по видам контроля
Класс – 1Б доп.
Количество часов в неделю- 3
| I чет. | II чет. | III чет. | IV чет. | год |
по плану | 24 | 23 | 26 | 24 | 98 |
Контрольных работ | - | - | - | - | - |
Практических работ | - | - | - | - | - |
Экскурсий | - | - | - | - | - |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела программы, тема урока | Кол.часов | Дата проведения | Характеристика видов деятельности обучающихся | Основные понятия, словарь | Наглядные материалы | Примечания |
| Урок знаний. | 1 | | Действия по подражанию . | Школа, ученик, учитель, урок, перемена | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Пиктограммы | |
| Приветствие и прощание. | 1 | | Действия по подражанию . | Привет, здравствуте, пока, до свидания. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Пиктограммы | |
| Слова «да», «нет» . | 1 | | Действия по подражанию . | Да, нет | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Пиктограммы | |
| Употребление слов «да», «нет», жестом, словом, символом в коммуникативной ситуации. | 1 | | Действия по подражанию . | Да, нет | Пиктограммы Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» | |
| Выполнение действий по образцу «Делай, как я» | 1 | | Действия по подражанию . | Делай, как я. | Пиктограммы Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» | |
| Выполнение заданий по словесной инструкции: (Принеси, дай, на и т.д.) | 1 | | Действия по словесной инструкции. | Принеси, дай, на | Пиктограммы Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» | |
| Артикуляционный аппарат. Развивающие упражнения. | 1 | | Действия по подражанию . | Губы, язык, зубы. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Пиктограммы | |
| Звуки окружающей действительности. Речевые и неречевые звуки. | 1 | | Слушание, действия по образцу. | Звук, речь. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Шумовые игрушки, аудиозаписи, музыкальные инструменты. | |
| Звуки музыкальных инструментов. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. | Музыка, звук. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Музыкальные инструменты. | |
| Привлечение внимания звучащим предметом. Д/и «Веселый барабан» | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. | Барабан | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Барабан | |
| Неречевые звуки. Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, телефон и др). | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Звук | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Машина, часы, телефон и др | |
| Неречевые звуки. Звуки природы. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Звук | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Учебные презентации, аудиозаписи | |
| Кто и как подаёт голос? (домашние животные). Раскрашивание. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Звукоподражание.Слушание. Раскрашивание | Голос животных | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Учебные презентации, аудиозаписи | |
| Кто и как подаёт голос? (звуки насекомых) | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Звуки насекомых: жужжание,писк. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Учебные презентации | |
| Кто и как подаёт голос? (голоса птиц). Штриховка изображений. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Голоса птиц. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Учебные презентации, аудиозаписи | |
| Игра «Чей звук?» | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Звуки | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Учебные презентации, аудиозаписи | |
| Неречевые звуки. Упражнения на соотнесение звукоподражания с предметной картинкой. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Звуки | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Аудиозаписи, предметные картинки. | |
| Речевые звуки. Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (у- у-у -у – воет волк). | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Имитация звуков. | Звуки. Речь. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Аудиозаписи, предметные картинки. | |
| Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?». | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Имитация звуков. | Звук, голос, речь. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Аудиозаписи, предметные картинки. | |
20-21 | Формирование умения удерживать ручку, карандаш. | 2 | | Игры с карандашами, ручками. | Ручка, карандаш. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Ручка, карандаш, картинки. | |
22 | Раскрашивание крупных предметов. | 1 | | Раскрашивание | Цвет | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Раскраски, цветные карандаши | |
23 | Обводка шаблонов. | 1 | | Обводка шаблонов. | Обвести, раскрасить | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Шаблоны, цветные карандаши | |
24 | Конструирование из палочек и цветных полосок (ёлочка, домик, столик). | 1 | | Конструирование, действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. | Сделай так же. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Счётные палочки, полоски, картинки с образцами. | |
25 | Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов. | 1 | | Работа по картинкам, повторение за учителем. | Слово | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Наборы предметов, игрушки, картинки. | |
26 | Произвольное рисование вертикальных линий. | 1 | | Работа в тетрадях по образцу, с помощью учителя. | Линия | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки «Дождик», «Заборчик». | |
27 | Продукты питания. | 1 | | Узнавание, называние продуктов питания. | Хлеб, суп, каша, масло, чай, сок, мясо. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, слова. | |
28 | Овощи. | 1 | | Узнавание, называние овощей. | Картошка, лук, морковь, свёкла, капуста, помидор, огурец. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, слова. | |
29 | Фрукты. | 1 | | Узнавание, называние фруктов. | Яблоко, груша, банан, апельсин. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, слова. | |
30 | Игрушки | 1 | | Узнавание, называние игрушек | Кукла, машинка, кубики, пирамидка. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Игрушки. Слова. | |
31 | Время года – осень. Работа с картинками. | 1 | | Узнавание признаков осени на картинке, называние, обозначение пиктограммой времени года. | Осень. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки с изображением осени. | |
32 | Работа с картинками. Д/и «Когда это бывает» | 1 | | Узнавание признаков осени на картинке, называние, обозначение пиктограммой времени года. | Осенью | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки с изображением осени. | |
33 | Повторение за учителем слов из двух звуков. (ау, ах, му, уа) | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение. | Ау, уа, ам, му, ах | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки, слова | |
34 | Повторение за учителем слов из 3-4 звуков (там, тут, мама, папа) | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение . | Там, тут, мама, папа. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки, слова | |
35 | Называние простых слов (мама, папа, дядя и др). | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение . | Дядя, дётя, мама, папа | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки, слова | |
36 | Формирование графических умений. Закраска фигур. | 1 | | Раскрашивание | Цвет. | Раскраски Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» | |
37-39 | Понимание фразы из 2 слов по действиям с игрушками (Мишка топает, машина едет, зайка прыгает). | 3 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение . | Мишка топает, машина едет, зайка прыгает | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Игрушки | |
40 | Понимание действия, изображенного на картинке (мальчик бегает, тетя кушает и т.д.…) | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение . | Мальчик бегает, тетя кушает | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки | |
41 | Составление простых предложений с использованием пиктограмм. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение. Работа с коммуникативными альбомами. | Я хочу, мама идёт, папа кушает. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Пиктограммы | |
42 | Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки». | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение. Работа с коммуникативными альбомами. | Покажи, найди | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Пиктограммы | |
43 | Развитие восприятия речи. Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко» и др. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. | Слушай, делай. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Аудиозаписи | |
44 | Сказка «Курочка ряба». | 1 | | Слушание, соотнесение с иллюстрацией. | Курочка, яичко, дедушка, бабушка. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Сюжетные картинки к сказке | |
45 | Д/И «Узнай и покажи» (показ предмета, картинки по названию). | 1 | | Игра | Изученные ранее слова: овощи, фрукты, продукты. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Наборы предметов, предметных картинок | |
46 | Проведение прямых линий на бумаге. | 1 | | Упражнения по образцу, с помощью учителя. Проведение прямых линий на бумаге. | Линия. Прямо. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Тетради. Картики «Дорожка», «Ниточка» | |
47 | Сказка «Теремок». | 1 | | Слушание, соотнесение с иллюстрацией. | Лягушка, петушок, зайка, лисичка, волк, медведь | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Сюжетные картинки к сказке | |
48-49 | Графические упражнения «обведи». | 2 | | Упражнения по образцу, с помощью учителя. | Линия | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Печатные бланки с контуром линий для обводки. | |
50 | Сказка «Репка» | 1 | | Слушание, соотнесение с иллюстрацией. | Репка, бабка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Сюжетные картинки к сказке | |
51 | Герои сказки «Репка». Звукоподражание. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Репка, бабка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Сюжетные картинки к сказке | |
52 | Мебель. | 1 | | Узнавание, называние мебели. | Стол, стул, шкаф, кровать. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, слова. | |
53 | Развитие артикуляционной моторики. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. | Рот, язык, зубы, губы. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Пиктограммы | |
54 | Развитие графических навыков. Прямые наклонные линии. | 1 | | Упражнение в написании прямых наклонных линий с помощью учителя | Прямая наклонная линия. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Тетради, образцы. | |
55 | Развитие графических навыков. Овал. | 1 | | Упражнение в написании овала с помощью учителя | Овал | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Тетради, образцы. | |
56 | Школьные принадлежности. | 1 | | Узнавание, называние мебели. | Ручка, карандаш, тетрадь, альбом, пластилин, цветные карандаши. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, слова. | |
57 | Время года – зима. Работа с картинками. | 1 | | Узнавание признаков зимы на картинке, называние, обозначение пиктограммой времени года. | Зима. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки с изображением осени. | |
58 | Работа с предметными картинками . | 1 | | Узнавание, называние, обозначение пиктограммой, канрточкой со словом изученных слов. | Игрушки, овощи, фрукты, щкольные принадлежности. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Картинки, пиктограммы, слова. | |
59 | Одежда. Зимняя одежда. | 1 | | Узнавание, называние, обозначение карточкой одежды. | Шуба, пальто, куртка, шапка, шарф, варежки, перчатки. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, карточки со словами. | |
60 | Моя семья: мама, папа, брат, сестра. | 1 | | Узнавание, называние, соотнесение с фотографией. | Семья: мама, папа, брат, сестра. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Фотографии, слова. | |
61 | Моя семья: бабушка, дедушка. | 1 | | Узнавание, называние, соотнесение с фотографией. | Бабушка, дедушка. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Фотографии, слова. | |
62 | Развитие гафических навыков. Волнистые линии. | 1 | | Упражнение в написании овала с помощью учителя | Волнистые линии. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Тетради, образцы. | |
63 | Мои домашние животные. | 1 | | Узнавание, называние домашних животных . | Кошка, собака. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, слова. | |
64 | Домашние животные. | 1 | | Узнавание, называние домашних животных . | Лошадь, корова, свинья. | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Предметные картинки, слова. | |
65 | Обозначение себя словом «Я» | 1 | | Действия по образцу, по подражанию. | Я | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы. | |
66 | Буква Я. | 1 | | Слушание, узнавание, называние. | я | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы | |
67 | Лепка буквы Я. | 1 | | | | | |
68 | Печатание буквы Я. | 1 | | Письмо печатной буквы Я. | я | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы | |
69 | Слова с буквой Я. | 1 | | Выбор слов, наклеивание и раскрашивание картинок. | Яблоко, мясо | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы | |
70 | Выделение буквы Я среди других знаков. | 1 | | Выбор буквы Я, обводка, раскрашивание. | я | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, таблицы. | |
71 | Узнавание, называние слов с буквой Я. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | я | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
72 | Звук и буква А. | 1 | | Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «А» | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
73 | Артикуляция звука А. | 1 | | Действия по подражанию. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы | |
74 | Выкладывание буквы А из палочек. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
75 | Лепка буквы А. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
76 | Обводка и закрашивание буквы. | 1 | | Письмо печатной буквы А. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
77 | Нахождение буквы А среди других букв или знаков. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
78 | Печатание буквы А по обводке. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
79 | Слова с буквой А. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
80 | Узнавание, называние слов с буквой А. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | а | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
81 | Звук и буква М. | 1 | | Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «М» | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
82 | Формирование зрительного эталона буквы М. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
83 | Выкладывание буквы М из палочек. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
84 | Лепка буквы М. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
85 | Обводка и закрашивание буквы М. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
86 | Нахождение буквы М среди других букв или знаков. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
87 | Печатание буквы М по обводке. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
88 | Слова с буквой М. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
89 | Узнавание, называние слов с буквой М. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | м | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
90 | Звук и буква П. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | п | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
91 | Раскрашивание буквы П. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.Раскрашивание. | п | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
92 | Лепка буквы П из пластилина. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Лепка . | п | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, пластилин, предметные картинки и слова. | |
93 | Нахождение буквы П среди других букв или знаков. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | п | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
94 | Печатание буквы П по обводке. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Письмо по обводке. | п | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
95 | Слова с буквой П. Посуда. Обувь. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | п | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
96 | Узнавание и называние слов с буквой П. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | п | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
97 | Я и мое тело. Части тела. | 1 | | Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. | Руки, ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы | Визуальное расписание уроков и этапов урока; Визуальная таблица «Сейчас/нам понадобиться» Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова. | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в классе;
-овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
- умение сотрудничать со взрослыми;
-доброжелательно относиться к окружающим;
-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);
- умение различать голос и прочие шумы;
-умение узнавать голоса знакомых людей;
- умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
- умение понимать похвалу и простые формы вежливости;
-уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью ;
- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий) с помощью;
Достаточный уровень:
-умение реагировать на собственное имя;
-умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом);
- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом); - умение пользоваться системой мануальных знаков;
- умение пользоваться системой графических символов;
- умение пользоваться предметами, для выражения сообщения; - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов;
- умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет,
- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации;
- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;
- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;
- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий);
- умение узнавать (различать) образы графем (отдельных букв); - называние букв Я, А, М, П. Соотнесение звука с буквой.
Учебно-методический комплекс
Лаврентьева Н. Б., Либлинг М. М., Кукушкина О. И. Личный букварь. Учебно-методический комплект для общеобразовательных организаций, «Национальное образование», 2019
Новикова Е.В. Логопедическая азбука. -М.: ГНОМ, 20072019
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф, 1997
https://autism-frc.ru
https://www.helpautismnow.com
https://ne-kak-vse.ru/