СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 (доп.) класс, для обучающихся с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Речевая практика» направлена на расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи, развитие навыков связной  устной речи и устной коммуникации и  их применение в различных ситуациях общения, ознокамление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, учителям-дефектологам, логопедам. Рабочая программа расчитана на 3 часа в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 (доп.) класс, для обучающихся с РАС»

Областное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5»

г. Курска



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Речевая практика»

в 1Б (дополнительном) классе



на 2023 – 2024 учебный год


учитель Ревнивцева Е.Ю.

квалификационная категория:

соответствие занимаемой должности











Курск, 2023

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письм Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016 № ВК 452/07.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

  • Санитарно – эпидемиологическими правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”;

  • Приказом Минтруда России от 18.10.2013г №544н (с изм. от 25.12.2014г) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

  • АООП ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска;

  • Положение о рабочей программе учителя;

  • Учебный план ОКОУ «Школа-интернат № 5» г. Курска на 2023-2024 учебный год.

  • Уставом ОКОУ «Школа – интернат №5» г. Курска.

Реализуется на базе Областного казённого общеобразовательного учреждения «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г. Курска для обучающихся, зачисленных на 1 сентября 2023 года.

Данная программа составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Обоснование актуальности учебного предмета «Речевая практика»:

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по вовлечению обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Обучающие задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально, а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает формирование импрессивной и экспрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.

Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.

С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

-учить устанавливать зрительный контакт с собеседником, реагировать на собственное имя;

-формировать умение вступать в контакт с собеседником используя невербальные и вербальные средства, средства альтернативной коммуникации;

-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов;

-учить понимать слова, обозначающие предмет;

-учить понимать простые предложения;

-формировать умение соотносить слово и объект с графическим изображением ; -формировать умение различать звуки окружающей действительности , звуки, а-а, у-у; ау, ах, му. уаи т. д.; ма, там, мама и т. д.;

-формировать умение выполнять простые речевые инструкции ;

-формировать умение выполнять простые движения и действия с предметами (по подражанию);

-формировать умение выражать свои желания жестом или словом

(предложением);

- формировать умение отвечать на вопросы;

-обучать правильной посадке при письме;

-обучать правильному захвату и удерживанию карандаша, ручки;

-обучать умению обводить, штриховать и закрашивать простые фигуры, буквы;

-обучать умению узнавать, называть изученные буквы;

-обучать умению проводить линии в различных направлениях;

-развивать концентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;

-развивать импрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;

-развивать память;

-воспитывать усидчивость на занятиях;

-стимулировать проявления самостоятельности;

-формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений.

Принципы, на которых базируется рабочая программа

В школе-интернате для детей с ОВЗ особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений.

Также при планировании учитываются следующие принципы:

  • воспитывающей и развивающей направленности обучения;

  • индивидуального и дифференцированного подхода;

  • уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • научность, связь теории и практики;

  • преемственность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • систематичность и последовательность;

  • прочность полученных знаний, умений и навыков;

  • активность и сознательность обучения.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В процессе обучения ребёнка с расстройствами аутистического спектра используются следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого;

  • действия по подражанию действиям учителя;

  • действия по образцу, по словесной инструкции;

  • элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

  • соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями.


Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»

Предмет «Речевая практика» направлена на расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи, развитие навыков связной устной речи и устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения, ознокамление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Планируемы результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»


Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации в классе;

-овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;

- умение сотрудничать со взрослыми;

-доброжелательно относиться к окружающим;

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);

- умение различать голос и прочие шумы;

-умение узнавать голоса знакомых людей;

- умение реагировать на имя, просьбу, запрет.

- умение понимать похвалу и простые формы вежливости;

-уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью ;

- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий) с помощью;


Достаточный уровень:

-умение реагировать на собственное имя;

-умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом);

- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом); - умение пользоваться системой мануальных знаков;

- умение пользоваться системой графических символов;

- умение пользоваться предметами, для выражения сообщения; - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов;

- умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет,

- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации;

- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;

- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;

- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий);

- умение узнавать (различать) образы графем (отдельных букв); - называние букв Я, А, М, П. Соотнесение звука с буквой.

Содержание учебного предмета «Речевая практика»:

Коммуникация

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Договаривание слов в предложении. Узнавание и различение букв.

Чтение и письмо.

Узнавание букв, звуков. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца. Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).

Описание места учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане.

Предмет «Речевая практика» является составляющей предметной области «Язык и речевая практика» и входит в обязательную часть учебного плана. В 1 дополнительном классе на изучение предмета «Речевая практика» отводится 3 часа в неделю.

Оценочные средства учебного предмета «Речевая практика»

Обучение в 1 дополнительном и 1 классах, а так же в течение первого полугодия 2 класса проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. В это время целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку, так как центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом оценка достижения обучающимися с расстройством аутистического спектра предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Усвоение обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Освоение обучающимися с РАС образовательной программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в разных сферах.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с РАС в культуру, овладения ими социокультурным опытом.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета и характеризуетют их достижения в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности.

Методические материалы учебного предмета «Речевая практика»

- карточки PECS;

-визуальное расписание;

-чек листы;

- графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,

- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

. технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства

- компьютерные устройства, синтезирующие речь

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.

-компьютерные программы символов.

-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.)

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.




















Тематический план курса


Тема раздела

Кол.часов

1

Коммуникация

17

2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

47

3

Чтение и письмо.

33



Сводная таблица по видам контроля

Класс – 1Б доп.

Количество часов в неделю- 3



I чет.

II чет.

III чет.

IV чет.

год

по плану

24

23

26

24

98

Контрольных работ

-

-

-

-

-

Практических работ

-

-

-

-

-

Экскурсий

-

-

-

-

-




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела программы, тема урока

Кол.часов

Дата проведения

Характеристика видов деятельности обучающихся

Основные понятия, словарь

Наглядные материалы

Примечания

Урок знаний.

1


Действия по подражанию .

Школа, ученик, учитель, урок, перемена

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Пиктограммы


Приветствие и прощание.



1


Действия по подражанию .

Привет, здравствуте, пока, до свидания.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Пиктограммы


Слова «да», «нет» .

1


Действия по подражанию .

Да, нет

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Пиктограммы


Употребление слов «да», «нет», жестом, словом, символом в коммуникативной ситуации.

1


Действия по подражанию .

Да, нет

Пиктограммы Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»


Выполнение действий по образцу «Делай, как я»

1


Действия по подражанию .

Делай, как я.

Пиктограммы Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»


Выполнение заданий по словесной инструкции: (Принеси, дай, на и т.д.)

1


Действия по словесной инструкции.

Принеси, дай, на

Пиктограммы

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»


Артикуляционный аппарат. Развивающие упражнения.

1


Действия по подражанию .

Губы, язык, зубы.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Пиктограммы


Звуки окружающей действительности. Речевые и неречевые звуки.

1


Слушание, действия по образцу.

Звук, речь.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Шумовые игрушки, аудиозаписи, музыкальные инструменты.


Звуки музыкальных инструментов.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание.

Музыка, звук.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Музыкальные инструменты.


Привлечение внимания звучащим предметом. Д/и

«Веселый барабан»

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание.

Барабан

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Барабан


Неречевые звуки. Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, телефон и др).

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Звук

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Машина, часы, телефон и др


Неречевые звуки. Звуки природы.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Звук

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Учебные презентации, аудиозаписи


Кто и как подаёт голос? (домашние животные). Раскрашивание.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Звукоподражание.Слушание. Раскрашивание

Голос животных

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Учебные презентации,

аудиозаписи


Кто и как подаёт голос? (звуки насекомых)

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Звуки насекомых: жужжание,писк.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Учебные презентации


Кто и как подаёт голос? (голоса птиц). Штриховка изображений.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Голоса птиц.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Учебные презентации,

аудиозаписи


Игра «Чей звук?»

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Звуки

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Учебные презентации,

аудиозаписи


Неречевые звуки. Упражнения на соотнесение звукоподражания с предметной картинкой.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Звуки

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Аудиозаписи, предметные картинки.


Речевые звуки. Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (у- у-у -у – воет волк).

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Имитация звуков.

Звуки. Речь.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Аудиозаписи, предметные картинки.


Сравнение звуков окружающей действительности и речи. Игры «Что звучит?», «Кто подает голос?».

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Имитация звуков.

Звук, голос, речь.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Аудиозаписи, предметные картинки.


20-21

Формирование умения удерживать ручку, карандаш.

2


Игры с карандашами, ручками.

Ручка, карандаш.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Ручка, карандаш, картинки.


22

Раскрашивание крупных предметов.

1


Раскрашивание

Цвет

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Раскраски, цветные карандаши


23

Обводка шаблонов.

1


Обводка шаблонов.

Обвести, раскрасить

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Шаблоны, цветные карандаши


24

Конструирование из палочек и цветных полосок (ёлочка, домик, столик).

1


Конструирование, действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.

Сделай так же.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Счётные палочки, полоски, картинки с образцами.


25

Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов.

1


Работа по картинкам, повторение за учителем.

Слово

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Наборы предметов, игрушки, картинки.


26

Произвольное рисование вертикальных линий.

1


Работа в тетрадях по образцу, с помощью учителя.

Линия

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки «Дождик», «Заборчик».


27

Продукты питания.

1


Узнавание, называние продуктов питания.

Хлеб, суп, каша, масло, чай, сок, мясо.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, слова.


28

Овощи.

1


Узнавание, называние овощей.

Картошка, лук, морковь, свёкла, капуста, помидор, огурец.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, слова.


29

Фрукты.

1


Узнавание, называние фруктов.

Яблоко, груша, банан, апельсин.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, слова.


30

Игрушки

1


Узнавание, называние игрушек

Кукла, машинка, кубики, пирамидка.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Игрушки. Слова.


31

Время года – осень. Работа с картинками.

1


Узнавание признаков осени на картинке, называние, обозначение пиктограммой времени года.

Осень.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки с изображением осени.


32

Работа с картинками. Д/и «Когда это бывает»

1


Узнавание признаков осени на картинке, называние, обозначение пиктограммой времени года.

Осенью

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки с изображением осени.


33

Повторение за учителем слов из двух звуков. (ау, ах, му, уа)

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение.

Ау, уа, ам, му, ах

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки, слова


34

Повторение за учителем слов из 3-4 звуков (там, тут, мама, папа)

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение .

Там, тут, мама, папа.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки, слова


35

Называние простых слов (мама, папа, дядя и др).

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение .

Дядя, дётя, мама, папа

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки, слова


36

Формирование графических умений. Закраска фигур.


1


Раскрашивание

Цвет.

Раскраски

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»



37-39

Понимание фразы из 2 слов по действиям с игрушками (Мишка топает, машина едет, зайка прыгает).

3


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение .

Мишка топает, машина едет, зайка прыгает

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Игрушки


40

Понимание действия, изображенного на картинке (мальчик бегает, тетя кушает и т.д.…)

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение .

Мальчик бегает, тетя кушает

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки


41

Составление простых предложений с использованием пиктограмм.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение. Работа с коммуникативными альбомами.

Я хочу, мама идёт, папа кушает.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Пиктограммы


42

Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки».

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание. Повторение. Работа с коммуникативными альбомами.

Покажи, найди

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Пиктограммы


43

Развитие восприятия речи. Речевые игры: «Дождик – дождик», «Солнышко-ведрышко» и др.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.

Слушай, делай.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Аудиозаписи


44

Сказка «Курочка ряба».

1


Слушание, соотнесение с иллюстрацией.

Курочка, яичко, дедушка, бабушка.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Сюжетные картинки к сказке


45

Д/И «Узнай и покажи» (показ предмета, картинки по названию).

1


Игра

Изученные ранее слова: овощи, фрукты, продукты.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Наборы предметов, предметных картинок


46

Проведение прямых линий на бумаге.

1


Упражнения по образцу, с помощью учителя. Проведение прямых линий на бумаге.

Линия. Прямо.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Тетради. Картики «Дорожка», «Ниточка»


47

Сказка «Теремок».

1


Слушание, соотнесение с иллюстрацией.

Лягушка, петушок, зайка, лисичка, волк, медведь

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Сюжетные картинки к сказке


48-49

Графические упражнения «обведи».

2


Упражнения по образцу, с помощью учителя.

Линия

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Печатные бланки с контуром линий для обводки.


50

Сказка «Репка»

1


Слушание, соотнесение с иллюстрацией.

Репка, бабка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Сюжетные картинки к сказке


51

Герои сказки «Репка». Звукоподражание.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Репка, бабка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Сюжетные картинки к сказке


52

Мебель.

1


Узнавание, называние мебели.

Стол, стул, шкаф, кровать.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, слова.


53

Развитие артикуляционной моторики.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.

Рот, язык, зубы, губы.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Пиктограммы


54

Развитие графических навыков. Прямые наклонные линии.

1


Упражнение в написании прямых наклонных линий с помощью учителя

Прямая наклонная линия.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Тетради, образцы.


55

Развитие графических навыков. Овал.

1


Упражнение в написании овала с помощью учителя

Овал

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Тетради, образцы.


56

Школьные принадлежности.

1


Узнавание, называние мебели.

Ручка, карандаш, тетрадь, альбом, пластилин, цветные карандаши.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, слова.


57

Время года – зима. Работа с картинками.

1


Узнавание признаков зимы на картинке, называние, обозначение пиктограммой времени года.

Зима.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки с изображением осени.


58

Работа с предметными картинками .

1


Узнавание, называние, обозначение пиктограммой, канрточкой со словом изученных слов.

Игрушки, овощи, фрукты, щкольные принадлежности.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Картинки, пиктограммы, слова.


59

Одежда. Зимняя одежда.

1


Узнавание, называние, обозначение карточкой одежды.

Шуба, пальто, куртка, шапка, шарф, варежки, перчатки.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, карточки со словами.


60

Моя семья: мама, папа, брат, сестра.

1


Узнавание, называние, соотнесение с фотографией.

Семья: мама, папа, брат, сестра.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Фотографии, слова.


61

Моя семья: бабушка, дедушка.

1


Узнавание, называние, соотнесение с фотографией.

Бабушка, дедушка.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Фотографии, слова.


62

Развитие гафических навыков. Волнистые линии.

1


Упражнение в написании овала с помощью учителя

Волнистые линии.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Тетради, образцы.


63

Мои домашние животные.

1


Узнавание, называние домашних животных .

Кошка, собака.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, слова.


64

Домашние животные.

1


Узнавание, называние домашних животных .

Лошадь, корова, свинья.

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Предметные картинки, слова.


65

Обозначение себя словом «Я»

1


Действия по образцу, по подражанию.

Я

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы.


66

Буква Я.

1


Слушание, узнавание, называние.

я

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы


67

Лепка буквы Я.

1






68

Печатание буквы Я.

1


Письмо печатной буквы Я.

я

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы


69

Слова с буквой Я.

1


Выбор слов, наклеивание и раскрашивание картинок.

Яблоко, мясо

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы


70

Выделение буквы Я среди других знаков.

1


Выбор буквы Я, обводка, раскрашивание.

я

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, таблицы.


71

Узнавание, называние слов с буквой Я.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

я

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


72

Звук и буква А.

1


Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «А»

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


73

Артикуляция звука А.

1


Действия по подражанию.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы


74

Выкладывание

буквы А из палочек.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


75

Лепка буквы А.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


76

Обводка и закрашивание буквы.

1


Письмо печатной буквы А.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


77

Нахождение буквы А среди других букв или знаков.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


78

Печатание буквы А по обводке.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


79

Слова с буквой А.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


80

Узнавание, называние слов с буквой А.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

а

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


81

Звук и буква М.

1


Соотнесение игрушки (куклы) со звукоподражанием «М»

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


82

Формирование зрительного эталона буквы М.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


83

Выкладывание буквы М из палочек.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


84

Лепка буквы М.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


85

Обводка и закрашивание буквы М.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


86

Нахождение буквы М среди других букв или знаков.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


87

Печатание буквы М по обводке.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


88

Слова с буквой М.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


89

Узнавание, называние слов с буквой М.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

м

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


90

Звук и буква П.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

п

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


91

Раскрашивание буквы П.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции.Раскрашивание.

п

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


92

Лепка буквы П из пластилина.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Лепка .

п

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, пластилин, предметные картинки и слова.


93

Нахождение буквы П среди других букв или знаков.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

п

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


94

Печатание буквы П по обводке.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Письмо по обводке.

п

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


95

Слова с буквой П. Посуда. Обувь.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

п

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


96

Узнавание и называние слов с буквой П.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

п

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


97

Я и мое тело. Части тела.

1


Действия по образцу, по подражанию, по словесной инструкции. Слушание. Звукоподражание.

Руки, ноги, голова, живот, глаза, рот, нос, волосы, пальцы

Визуальное расписание уроков и этапов урока;

Визуальная таблица

«Сейчас/нам понадобиться»

Личный букварь, пиктограммы, прописи, предметные картинки и слова.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»


Личностные результаты:

- овладение начальными навыками адаптации в классе;

-овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;

- умение сотрудничать со взрослыми;

-доброжелательно относиться к окружающим;

-социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные);

- умение различать голос и прочие шумы;

-умение узнавать голоса знакомых людей;

- умение реагировать на имя, просьбу, запрет.

- умение понимать похвалу и простые формы вежливости;

-уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью ;

- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий) с помощью;


Достаточный уровень:

-умение реагировать на собственное имя;

-умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом);

- умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом); - умение пользоваться системой мануальных знаков;

- умение пользоваться системой графических символов;

- умение пользоваться предметами, для выражения сообщения; - понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов;

- умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет,

- умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации;

- использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета;

- уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук;

- выполнение графических заданий (обводка, закрашивание, проведение прямых и наклонных линий);

- умение узнавать (различать) образы графем (отдельных букв); - называние букв Я, А, М, П. Соотнесение звука с буквой.


Учебно-методический комплекс

  1. Лаврентьева Н. Б., Либлинг М. М., Кукушкина О. И. Личный букварь. Учебно-методический комплект для общеобразовательных организаций, «Национальное образование», 2019

  2. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. -М.: ГНОМ, 20072019

  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф, 1997

  4. https://autism-frc.ru

  5. https://www.helpautismnow.com

  6. https://ne-kak-vse.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!