Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»
учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор
Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./
Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от
« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.
Рабочая программа
по предмету «Речевая практика» во 2 А классе (Вариант 1)
с легкой умственной отсталостью
учителя-дефектолога первой квалификационной категории
Насыровой Альфиры Ульфатовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
от______________2019 г.
2019-2020учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599
Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в РФ»
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2019-2020 учебный год.
Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);
Программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой для 1-4 классов, Москва «Просвещение»,2011. (2013)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Речевая практика находится в предметной области «Язык и речевая практика»
На предмет отведено 2 часа в неделю, в год - 68 часов.
Цели изучения:
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Предмет «Речевая практика» является специфическим для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития, познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
уточнить имеющиеся у школьников представления и понятия об окружающем мире;
увеличить эти представления за счёт накопления специальных природоведческих терминов, слов, словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения;
расширить словарь; формировать представления учащихся о многозначности слова;
отработать словообразовательный навык и умения школьников;
формировать основы грамматического строя устной речи;
развивать умение самостоятельно моделировать фразу, текст описательного, повествовательного характера.
Межпредметные связи.
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с уроками русского языка, чтения, математики
П. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета обучения
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Требования к результатам изучения учебного предмета "Речевая практика»" в начальной школе включают формирование всех видов учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации). В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения, связного высказывания и пространственной ориентировки. Формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, формируются общеречевые навыки и навыки беглого чтения.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного
поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го
года обучения);
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года
обучения).
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Достаточный уровень:
выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на аудионосителе;
использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;
слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
знать свои имя и фамилию, адрес дома;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Кацапина | Бикбаева |
Кабанова | Таубекова |
Осипов | Якупова |
Пиганов | Хайруллин |
Алексанин | Сафарализода |
| Хасанов |
| Григорьева |
| Кривова |
| |
| |
III. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по предмету.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
устанавливает причинно-следственные связи;
демонстрирует знание основных фактов, дат, событий; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик:
дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
допускает некоторые ошибки в речи;
при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя;
нуждается в дополнительных вопросах учителя, которые помогают ему уточнить и дополнить ответ.
Отметка «3» ставится, если ученик:
обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя,
Отметка «2» ставится, если ученик:
обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, соответствующего его познавательным возможностям;
допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл;
в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Отметка «1» за устный ответ не ставится.
Фонд оценочных средств : тесты, индивидуальные карты.
IV. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Добро пожаловать! | 6 |
2. | Истории о лете. | 6 |
3. | Играем в сказку. | 14 |
4. | Расскажи мне о школе. | 6 |
5. | Алло! Алло! | 6 |
6. | С днем рождения! | 6 |
7. | Дежурство. | 6 |
8. | У меня есть щенок! | 6 |
9. | Я записался в кружок. | 6 |
10. | За покупками в магазин | 6 |
Итого | 68 |
V. Информационная справка к календарно – тематическому планированию
Класс: 2класс
Название предмета: Речевая практика
Количество часов в неделю: 2 часа
Название программы: Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1)
Автор учебника: Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник 2 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).Москва. Просвещение 2017.
Дополнительная литература:
- Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
1 2 | Добро пожаловать! Аудирование. | 2 | | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. | Учебник стр.4-5 Сюжетно-ролевые игры |
3 4 | Добро пожаловать! Выразительные средства речи | 2 | | Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки и четверостишия. Называть предметы и действия с ними по теме. Обогащение и активизация словарного запаса | Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого. | Учебник стр.6-7 Чистоговорки |
5 6 | Добро пожаловать! Ситуативное инсценирование. | 2 | | Уметь составлять предложения по определенной теме. Практическое применение изученного в предложенном инсценировании | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Сюжетно-ролевые игры | Учебник стр.8-9 Сюжетно-ролевые игры |
7 8 | Истории о лете. Аудирование. | 2 | | Отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова). Выполнение действий с предлогами. | Хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.12-13 Сюжетно-ролевые игры |
9 10 | Истории о лете. Выразительные средства речи. | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого. | Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. | Учебник стр.14-15 Рассказ |
11 12 | Аудирование. | 2 | | Уметь составлять предложения по определенной теме. Практическое применение изученного в предложенном инсценировании | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки | Учебник Рассказ Упражнения |
13 14 | Три поросенка Аудирование. | 2 | | Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.18-19 Сюжетно-ролевые игры |
15 16 | Три поросенка. Выразительные средства речи | 2 | | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. Изменение смысла фразы путем смены интонации. | Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. | Учебник стр.20-21 Сюжетно-ролевые игры |
17 18 | Три поросенка. Ситуативное инсценирование. | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки. | Учебник стр.22-23 Сюжетно-ролевые игры Картинки |
19 20 | Расскажи мне о школе. Аудирование. | 2 | | Уметь выполнять задания по словесной инструкции учителя. Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Дать понятие силы голоса: громко, тихо, шепотом. Показ учителем силы голоса: громко, тихо, шепотом. Слушание и повторение. | Учебник стр.26-27 Сюжетно-ролевые игры |
21 22 | Расскажи мне о школе. Выразительность средств речи. | 2 | | Уметь использовать громкую, тихую, шепотную речь по указанию учителя и в зависимости от ситуации. | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса, мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.28-29 Упражнения |
23 24 | Расскажи мне о школе. Ситуативное инсценирование | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Индивидуальные упражнения с использованием силы голоса, мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.30-31 Сюжетно-ролевые игры |
25 26 | Алло! Алло! Аудирование. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Составление, конструирование предложений. Составление речевых конструкций с несколькими предлогами | Учебник стр.34-35 Правила общения по телефону |
27 28 | Алло! Алло! Выразительность средств речи. | 2 | | Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса, мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.36-37 Заучивание одного телефонного номера |
29 30 | Алло! Алло! Ситуативное инсценирование | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Индивидуальные упражнения с использованием силы голоса, мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.38-39 Сюжетно-ролевые игры |
31 32 | С днем рождения! Аудирование. | 2 | | Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Составление, конструирование предложений. Составление речевых конструкций с несколькими предлогами | Учебник стр.42-43 Открытки Слоговой комплекс |
33 34 | С днем рождения! Выразительность средств речи | 2 | | Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса, мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.44-45 Сюжетно-ролевые игры |
35 36 | С днем рождения! Ситуативное инсценирование | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки | Учебник стр.46-47 Упражнения Рассказ |
37 38 | Дежурство Аудирование. | 2 | | Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы. Давать характеристику предметам и различным действиям с ними. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Составление, конструирование предложений. Составление речевых конструкций с несколькими предлогами Обсуждение темы. | Учебник стр.50-51, ответы на вопросы |
39 40 | Дежурство. Выразительность средств речи | 2 | | Уметь четко и выразительно произносить чистоговорки и четверостишия. Называть предметы и действия с ними по теме. Обогащение и активизация словарного запаса. | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса ,мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.52-53, диалог |
41 42 | Дежурство. Ситуативное инсценирование | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании. Уметь составлять предложения по определенной теме. | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки | Учебник стр.54-55, рассказать историю |
43 44 | У меня есть щенок! Аудирование. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Составление, конструирование предложений. Составление речевых конструкций с несколькими предлогами | Учебник стр.58-59, отвечать на вопросы |
45 46 | У меня есть щенок! Выразительность средств речи | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию ( с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса ,мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.60-61, отвечать на вопросы |
47 48 | У меня есть щенок! Ситуативное инсценирование | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений. Упражнения в составлении разных по содержанию предложений по теме с опорой на картинки | Учебник стр.62-63, рассказ |
49 50 | Кошкин дом. Ситуативное инсценирование | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса ,мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник |
51 52 | Красная Шапочка Аудирование. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Составление, конструирование предложений. Составление речевых конструкций с несколькими предлогами | Учебник стр.66-67, рассказ |
53 54 | Красная Шапочка. Выразительность средств речи. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса ,мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.68-69, рисунок |
55 56 | Красная Шапочка. Ситуативное инсценирование. | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса ,мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник стр.70-71,продолжи рассказ |
57 58 | Я записался в кружок. Аудирование. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Составление, конструирование предложений. Составление речевых конструкций с несколькими предлогами | Учебник стр. 74-75, диалог |
59 60 | Я записался в кружок. Выразительность средств речи. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | Учебник Стр.76-77, диалог |
61 62 | Я записался в кружок. Ситуативное инсценирование. | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Хоровые и индивидуальные упражнения с использованием силы голоса ,мимики, жестов в различных речевых ситуациях. | Учебник Рассказ |
63 64 | За покупками в магазин. Аудирование. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Обсуждение темы. Составление, конструирование предложений. Составление речевых конструкций с несколькими предлогами | Учебник Рассказ |
65 66 | За покупками в магазин. Выразительность средств речи. | 2 | | Повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами. | Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. | Учебник диалог |
67 68 | За покупками в магазин. Ситуативное инсценирование | 2 | | Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого в предложенном инсценировании | Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. | Учебник рисунок |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п урока | Тема урока | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |