СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература". 9класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка  программы по предмету "Родная (русская) литература". 9класс. В основу работы положен учебный курс "Вокруг тебя-Мир..." (6-8классы)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература". 9класс»















Рабочая программа

по Родной (русской) литературе

9 класс












Составитель:

учитель русского языка и литературы

Павлуцкая Е.В.
















г. Магнитогорск

2020

    1. Планируемые результаты
    1. Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  8. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  10. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


    1. Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:
    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


Познавательные УУД:

    • учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

    • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

    • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

    • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

    • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст; излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

    • пользоваться словарями, справочниками;

    • осуществлять анализ и синтез;

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • строить рассуждения.


Коммуникативные УУД:

    • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

    • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

    • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

    • осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

    • высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);

    • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



    1. Предметные результаты

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции;

  1. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Важнейшие умения выпускника:

-правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические

и учебные тексты;

-выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

-осмысливать, характеризовать, анализировать изучаемое в школе

или прочитанное самостоятельно художественное произведение

(сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

-определять принадлежность произведения к одному из литературных родов

(эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;

-обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить

аргументированный отзыв о произведении;

1. выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки

в раскрытии содержания произведения;

2. составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

3. объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться

справочным аппаратом учебника;

  1. владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить

сообщения, доклады, рефераты;

  1. письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и

свободную темы;

  1. выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять

высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  1. высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

  2. сопоставлять произведения разных видов искусства, писать

сочинение по картине.



Выпускник научится: 1. осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; 2. адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; 3. интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; 4. воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; 5. определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; 6. выбирать произведения для самостоятельного чтения;

7. выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

8. выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

9. определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

10. анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

11. создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  1. сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других

искусствах;

  1. работать с разными источниками информации и владеть основными способами

её обработки и презентации.


Выпускник получит возможность научиться:

1.выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе

художественного текста;

2.дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть

их художественную и смысловую функцию;

3.сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их;

4.оценивать интерпретацию художественного текста, созданную

средствами других искусств;

5.создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами

других искусств;

6.сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая

аспект для сопоставительного анализа.


2. Содержание учебного предмета

При разработке программы использовались:

Программно-методические материалы для общеобразовательных учреждений

«Вокруг тебя - Мир…». (5-8 классы) Авторы: К. Сухарев - Дериваз -

М.: Наука. Интерпериодика, 1999г.

  Вокруг тебя - мир…: Книга для ученика. 7 класс. Авторы: К. Сухарев - Дериваз -

М.: Наука. Интерпериодика, 1999г.

  Вокруг тебя - мир…: Книга для ученика. 8 класс. Авторы: К. Сухарев - Дериваз -

М.: Наука. Интерпериодика, 1999г.




Разделы (направления)
  1. Введение
  2. Месть или прощение 5ч.

Фрагмент из "Повести временных лет" ("Месть Ольги"), повесть В. А. Закруткина "Матерь человеческая", рассказ В. Солоухина "Мститель".

Уроки развития речи: круглый стол, написание сочинения - рассуждения

  1. Тема нравственного выбора 7ч.

Рассказ А. Грина "Победитель", рассказ Е. Носова "Тридцать зерен", рассказ Л. Толстого "Русский характер", рассказ А. Грина "По закону", рассказ М. Булгакова "Стальное горло".

Уроки развития речи: круглый стол, написание сочинения - рассуждения

  1. Война и мир 6ч.

Рассказ Б. Екимова "Ночь исцеления", рассказ В. Конецкого "Тамара", отрывки из книги

С. Алексеевич "Последние свидетели", стихотворение А. Ахматовой "Памяти Вали".

Уроки развития речи: круглый стол, написание сочинения - рассуждения

  1. Милосердие и сострадание 6ч.

Стихотворение в прозе И. Тургенева "Памяти Ю. П. Вревской", рассказ С. Сергеева-Ценского "Первая русская медсестра", очерки С. Алексеевич "У войны – не женское лицо",

рассказ М. Пришвина "Голубая стрекоза".

Уроки развития речи: круглый стол, написание сочинения - рассуждения

  1. Гуманность

Рассказ К. Воробьева "Немец в валенках", очерк Г. Бочарова "Что человек может", фрагмент из книги Ксении Кнорре Дмитриевой "Найден, жив!" Записки о поисковом отряде "Лиза Алерт"), отрывок из романа В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

Уроки развития речи: круглый стол, написание сочинения – рассуждения

7. Итоги 2ч

Уроки развития речи и контроля: круглый стол, написание сочинения – рассуждения.


3.Тематическое планирование


урока

Тема

Кол - во часов

Введение 1ч

1

1

Родная литература (русская) как нравственный ориентир и основа нравственной памяти

Месть или прощение 5ч


2

1

Отмщение как одно из сложнейших явлений жизни. Фрагмент из "Повести временных лет" ("Месть Ольги")

3

2

Тема милосердия к поверженному врагу в повести В. А. Закруткина "Матерь человеческая"

4

3

Вопросы мести и прощения в рассказ В. Солоухина "Мститель"

5

4

РР Круглый стол по теме "Месть или прощение?"

6

5

РР Сочинение - рассуждение по теме "Отказ от мести – это проявление силы или слабости?"

Тема нравственного выбора 7ч


7

1

Проблема выбора в ситуации соперничества в рассказе А. Грина "Победитель"

8

2

Тема ответственности за свои поступки в произведении Е. Носова "Тридцать зерен"

9

3

Нравственный выбор героев в рассказе Л. Толстого "Русский характер"

10

4

Герои и их выбор в рассказе А. Грина "По закону"

11

5

Историческая основа и образ рассказчика в рассказе М. Булгакова "Стальное горло"

12

6

РР Круглый стол по теме "Что такое нравственный выбор?"

13

7

РР Сочинение - рассуждение по теме "Что такое нравственный выбор?"

Война и мир 6ч


14

1

Тема, герои, проблемы, поднятые в рассказе Б. Екимова "Ночь исцеления"

15

2

Тема жизни и смерти в рассказе В. Конецкого "Тамара"

16

3

Судьба детей блокадного Ленинграда. С. Алексеевич "Последние свидетели" (отрывки из книги)

17

4

Образ лирического героя и тема страдающих во время войны детей в стихотворении А. Ахматовой "Памяти Вали"

18

5

РР Круглый стол по теме "Что такое война?"

19

6

РР Сочинение - рассуждение по теме "Что такое война?"

Милосердие и сострадание 6ч


20

1

Образ великой женщины в произведении И. Тургенева "Памяти Ю. П. Вревской"

21

2

Организация помощи раненым в России (по рассказу С. Сергеева-Ценского "Первая русская медсестра")

22

3

Позиция медицинских работников по отношению к раненым пленным (по книге С. Алексеевич "У войны – не женское лицо")

23

4

Тема милосердия и образ рассказчика в рассказе М. Пришвина "Голубая стрекоза"

24

5

РР Круглый стол по теме "Что такое милосердие?"

25

6

РР Сочинение - рассуждение по теме "Что такое милосердие?"

Гуманность 6ч


26

1

Тема гуманного отношения к пленным в рассказе К. Воробьева "Немец в валенках"

27

2

Спасение людей, терпящих бедствие (очерк Г. Бочарова "Что человек может")

28

3

Спасение людей, терпящих бедствие (фрагмент из книги Ксении Кнорре Дмитриевой "Найден, жив!" Записки о поисковом отряде "Лиза Алерт")

29

4

Осуждение жестокого обращения с военнопленными в романе В. Гроссмана "Жизнь и судьба"

30

5

РР Круглый стол по теме "Что такое гуманность?"

31

6

РР Сочинение - рассуждение по теме "Что такое гуманность?"



Итоги 2ч


32

1

РР Контрольное сочинение - рассуждение по теме "Нравственные уроки родной литературы (русской)"

33

2

РР Конференция по теме "Нравственные уроки родной литературы (русской)".



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!