СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету родная (русская) литература для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету родная (русская) литература для 7 класса»





Рабочая программа


по предмету


родная (русская) литература








Класс — 7

Всего часов на учебный год - 17

Количество часов в неделю – 0,5

Составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ, 5-е издание - М.: «Просвещение», 2015 г. и авторской программы под редакцией  В.Я. Коровиной, 2011 г.


Учебник «Литература. 7 класс» под ред. В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение ,2017




Рабочая программа по родной (русской) литературе в 7 классе (ФГОС)

Структура

Программа состоит из разделов: планируемые результаты изучения предмета, содержание предмета, календарно-тематическое планирование.


Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родная литература»

         

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение находить ответы на вопросы, используя знания и информацию, полученную на уроках

Смысловое чтение:

  • исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

  • сопоставление / нахождение сходств и различий

  • перечисление объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

  • множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

  • конспектирование/составление кратких записей ,развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

  • деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

  • составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

  • предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

  • заполнение таблицы- внесение в таблицу необходимой информации.

  • содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

  • Коммуникативные:
    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • использовать полученные на уроке знания в жизни

Учебно-проектная деятельность:

  • анализ актуальности проводимого исследования;

  • проведение проектных работ или исследования;

  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

  • представление результатов;

ИКТ компетентность:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

  1. Учащиеся научатся:

  • самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

  •  определять тему и основную мысль произведения;

  • различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

  • создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

  • рассказывать о событии с использованием диалога;  

  • создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;

  •  употреблять стилистически окрашенные слова в речи;

  •  создавать стилизацию и пародии;

  • различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

  •  видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

  •  понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

  •  писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;

  •  писать сочинение-эссе по лирическому произведению;

  •  создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

  • писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;

  • использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

  • выразительно читать эпические и лирические произведения;

  •  выполнять различные задания исследовательского характера;

  •  работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;- изложение своих мыслей ясно, точно и грамотно в устной и письменной речи;

  • поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

  1. Учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

  •  извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

                                                             

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная литература»

Устное народное творчество Новосибирской области.

Роды, виды и жанры словесности Эпические виды и жанры народной словесности.

Край ты мой родной, родимый край «Обычайная Русь» Ю.Бернадский. «Обычайная Русь» в определённом смысле является поэтической энциклопедией по традиционной культуре

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Своеобразие художественного образа в лирике

Тихая моя Родина в стихотворениях. Композиция и герой лирического произведения Мелодия души (поэтическое вдохновение ,я сибирячка) (Собственное творчество и поэзия , рождённая на Тогучинской земле)

Мастерская. О творчестве сибирской писательницы Т.Е.Пьянковой «Путешествие в край, где рождаются сказы»

Ю.Я. Яковлев  «Багульник». Поступки как отражение души человека. Бескорыстная Природа как живое существо. Единство человека с природой.

В.Г. Распутин «Век живи – век люби». помощь братьям меньшим. Ветки багульника как отражение образа души главного героя.

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

Лирическая поэзия. Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картина детства» . Взгляд на вопросы нравственности. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном фиолетов…»

Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения«Контрольная. Мрак за окном фиолетов…»

.


Ребёнок и окружающий мир в русской литературе.

Общечеловеческое и исторически-конкретное в характерах. Новый тип литературного процесса. А.Якубовский «Чучело», В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке», М.Халфина «Безотцовщина

В.Шукшин «Алёша Бесконвойный», «Змеиный яд», Г.Марков «Земля Ивана Егорыча», В.Астафьев «Затеси»

А.Астраханцев «Раскаяние», В.Распутин «Пожар» А.Астраханцев «Раскаяние», В.Распутин «Пожар»

История страны- история людей .В.Зверев, доктор исторических наук, профессор Новосибирского педагогического университета «История моей Родины». «Волшебные сказки сибирской земли»

И снова кораблик бумажный несётся на всех парусах( «Красота рядом со мной», «Мой милый сердцу уголок», «Мой дед», «Родные просторы»

Война в истории моей семьи.(Повествование о конкретных человеческих судьбах, которые и сегодня вызывают искренние переживания и чувство гордости за подвиги воинов-сибиряков и тружеников села.

«Не стареют душой ветераны», «Письмо на войну», «Бабушкина морковка», «Мои деды», «Детдомовцы».

Виды и жанры эпических произведений Герой эпического произведения- В.О. Богомолов  «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям

Композиция эпического произведения. Художественная деталь. - В.О. Богомолов  «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям.

Взаимовлияние произведений словесностей Эпиграф. Цитаты. Реминисценции Проектная работа.

    1. Литературные премии.

    2. Памятники литературным героям.

Ребёнок и окружающий мир в русской литературе (1 час). Обобщение.

        












Календарно - тематическое планирование уроков родной русской литературы  7 класс


Тема урока

Кол-во часов

Дата план/

Дата факт

1-2

Устное народное творчество Новосибирской области. Роды, виды и жанры словесности Эпические виды и жанры народной словесности

2



3-4

Край ты мой родной, родимый край «Обычайная Русь» Ю.Бернадский. «Обычайная Русь» в определённом смысле является поэтической энциклопедией по традиционной культуре

2



5-6

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Своеобразие художественного образа в лирике

2

сссс


7-8

Тихая моя Родина в стихотворениях. Композиция и герой лирического произведения

2



9-10

Мелодия души (поэтическое вдохновение ,я сибирячка) (Собственное творчество и поэзия , рождённая на Тогучинской земле)

2



11

Мастерская. О творчестве сибирской писательницы Т.Е.Пьянковой «Путешествие в край, где рождаются сказы»

1



12

Ю.Я. Яковлев  «Багульник». Поступки как отражение души человека. Бескорыстная помощь братьям меньшим. Ветки багульника как отражение образа души главного героя.

1



13-14

Природа как живое существо. Единство человека с природой. В.Г. Распутин «Век живи – век люби».

2



15-17

Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

Лирическая поэзия. Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картина детства» . Взгляд на вопросы нравственности. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном фиолетов…»

Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения.


3



18

Ребёнок и окружающий мир в русской литературе.

Общечеловеческое и исторически-конкретное в характерах. Новый тип литературного процесса. А.Якубовский «Чучело», В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке», М.Халфина «Безотцовщина»

1



19-20

В.Шукшин «Алёша Бесконвойный», «Змеиный яд», Г.Марков «Земля Ивана Егорыча», В.Астафьев «Затеси»

2



21-22

А.Астраханцев «Раскаяние», В.Распутин «Пожар»

2



23-24

История страны- история людей .В.Зверев, доктор исторических наук, профессор Новосибирского педагогического университета «История моей Родины». «Волшебные сказки сибирской земли»

2



25-26




И снова кораблик бумажный несётся на всех парусах

( «Красота рядом со мной», «Мой милый сердцу уголок», «Мой дед», «Родные просторы»

2



27-28

Война в истории моей семьи.(Повествование о конкретных человеческих судьбах, которые и сегодня вызывают искренние переживания и чувство гордости за подвиги воинов-сибиряков и тружеников села.

«Не стареют душой ветераны», «Письмо на войну», «Бабушкина морковка», «Мои деды», «Детдомовцы».

2



29-30

Виды и жанры эпических произведений Герой эпического произведения- В.О. Богомолов  «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям

2



31

Композиция эпического произведения. Художественная деталь. - В.О. Богомолов  «Иван» (в сокращении) . Мужество ребёнка в годы войны. Недетский жизненный путь героя, совершившего подвиги, непосильные взрослым людям.


1




Взаимовлияние произведений словесностей




32

Эпиграф. Цитаты. Реминисценции

1



33-34

Проектная работа.

    1. Литературные премии.

    2. Памятники литературным героям.


2



35

Ребёнок и окружающий мир в русской литературе. Обобщение.

1

01.-6.


итого


35