СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык"»


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 1-4 классов разработана на основе:

1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

3. Основной образовательной программы основного общего образования.

4.Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

5. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6. «Планируемых результатов начального общего образования».

7. Учебного плана школы.

Программа реализуется с использованием УМК под ред. О.Н.Крыловой

«Чтение. Работа с текстом». 1 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций О.Н.Крылова- изд. Экзамен, 2019;

«Чтение. Работа с текстом». 2 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций О.Н.Крылова- изд. Экзамен, 2019;

«Чтение. Работа с текстом». 3 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций О.Н.Крылова- изд. Экзамен, 2019;

«Чтение. Работа с текстом». 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций О.Н.Крылова- изд. Экзамен, 2019;

Целями изучения предмета в начальной школе являются:

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- Развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

- Освоить первоначальные знаний о лексике, фонетике, грамматике родного русского языка;

- Овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;

- Воспитать позитивное эмоционально-ценностного отношение к родному русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробудить познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика предмета

Изучение Родного (русского) языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к родному русскому языку. По программе предусмотрена работа с одаренными и низко мотивированными детьми, а также с детьми с ОВЗ на основе дифференцированного подхода, который осуществляется через индивидуальную работу, консультации, дополнительные занятия. В курс включены занятия для работы в парах, группах, а так же разноуровневые задания. Так же предусматривается применение здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, проветривание, гимнастика для глаз.

Квалификация учителей позволяет вести преподавание этого предмета без учебников.

Изучение учебного предмета начинается со второго полугодия.

Предмет «Родной (русский) язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

В курсе родного русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Изучение родного русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса родного русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Систематический курс родного русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре родного русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.


Описание места учебного предмета в учебном плане.


На изучение учебного предмета «Родной (русский язык)» в начальной школе отводится 68 часов.

В 1 классе — 17 ч ( второе полугодие 1 час в неделю, 33 учебные недели)

Во 2-4 классах – по 17 часов (второе полугодие 1 час в неделю, 34 учебные недели).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Предмет «Родной (русский) язык » имеет большое значение, потому что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком обучающихся МБОУ «СОШ №18», средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках родного русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Родной (русский) язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.




Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности ; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.

3. Формирование уважительного отношения к истории и культуре русского народа.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты.


Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценивать своё задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Предметные результаты

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

1 класс

Ученик научится:

- составлять текст из 2—3-х предложений по заданной учителем;

- выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью;

- составлять текст из 2—3-х предложений по заданной учителем;

-обосновывать собственное мнение;

-сформируются первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, сформируется позитивное отношение к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-обогатится активный и потенциальный словарный запас, разовьется у обучающихся культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:


- Соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

-Находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.

2 класс

Ученик научится:

-рассказывать о культуре речи качестве речи, значении в жизни людей.

-понимать первоначальные научные знания о родном русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоит основные единицы и грамматические категории родного языка,

- говорить подробно, а когда кратко, сумеет оценивать похвалу с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения,

- пользоваться разными стилями речи, использовать в тексте повествование, описание, рассуждение; в один тип текста включать другой вид, анализировать свою и чужую творческую работу, узнает признаки текста, типы текстов, сумеет объяснить, чем отличаются разные типы текста,

-обогащать активный и потенциальный словарный запас, разовьется у обучающихся культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

- обогащать активный и потенциальный словарный запас, разовьется у обучающихся культура владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета,

- формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

3 класс

Ученик научится:

-рассказывать о культуре речи качестве речи, значении в жизни людей. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- объяснять значение слова, отличать синонимы от антонимов. Объяснять крылатые выражения. Использовать изобразительно-выразительные средства русского языка. Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических и грамматических) для успешного общения

- формулировать свою задачу, как слушателя в конкретной ситуации, пользоваться разными стилями речи, использовать в тексте повествование, описание, рассуждение; в один тип текста включать другой вид, анализировать свою и чужую творческую работу, определять признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются разные типы текста.

Ученик получит возможность научиться:

- вежливо общаться, уметь вежливо дискутировать, обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- объяснять значение слова. Отличать синонимы от антонимов. Объяснять крылатые выражения. Использовать изобразительно-выразительные средства русского языка. Осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических и грамматических) для успешного общения.

4 класс

Ученик научится:

- овладевать первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

- овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

-рассказывать о культуре речи качестве речи, значении точной и правильной в жизни людей, составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме, драматические импровизации.

- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов, выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста

- приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда кратко, редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение, формулировать свою задачу, как слушателя в конкретной ситуации.

Ученик получит возможность научиться:

- сформировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

-овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.



СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной (русский) язык»



Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контрольное списывание

Оценки

Допустимое количество ошибок

II класс

III класс

IV класс

1

2

3

4

«5»

Нет ошибок.

Один недочет графического характера.

Нет ошибок.


Нет ошибок.


«4»

1 -2 ошибки

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

«3»

3 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

«2»

3 ошибки

1 – 2 исправления

3 ошибки

1 – 2 исправления

3 ошибки

1 – 2 исправления


Словарный диктант

Классы

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Количество слов

6-8 слов

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

Критерии оценки

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3 ошибки



Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

предложения записано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

• два исправления;

• две пунктуационные ошибки;

• повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

• повторение одной и той же буквы в слове;

• недописанное слово;

• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

• дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.


Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

- нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка "4" ставится:

- имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

Оценка "2" ставится:

- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.



Содержание учебного предмета, курса.


1 класс.

  1. От звука к букве

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

  1. Мой алфавит (работа над проектом)

Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

  1. Уроки речевого творчества

«Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.). «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).

  1. Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!»

Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.

2 класс.

  1. В мире фонетики

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

  1. Уроки речевого творчества

  • «Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).

  • «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).

  1. В мире орфографии

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  • сочетания чк-чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • правописание гласных и согласных в корне слова;

  • разделительные Ь и Ъ

  1. В мире словообразования

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  1. В мире слов, или что такое лексика?

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

  1. Итоговое занятие В мире. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Смотр знаний по русскому языку.

  1. класс.

1.Культура речи.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

2.Слово.

Слово, его значение. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.


Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.



3.Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

4.Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

5.Культура общения.

Вежливое общение. Слова приветствия, прощания, извинения, сочувствия. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

4 класс.

1.Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

2. Слово.

Повторение изученного в 2 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

3. Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

4.Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.





Тематическое планирование

Родной (русский) язык

1 класс.

Разделы, тема

Всего часов

  1. От звука к букве.

11

1

1

Игровое занятие. Зачем нужна речь?

1

2

2

Поговорим о гласных и согласных звуках.

1

3

3

Путешествие в мир гласных звуков.

1

4

4

Путешествие в мир согласных звуков.

1

5

5

Игровое занятие «Я знаю звуки речи»

1

6

6

Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.

1

7

7

Знаем твердо ча и ща пишем только с буквой а.

1

8

8

Знаем твердо чу и щу пишем только с буквой у.

1

9

9

Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.

1

10

10

Сочиняем загадки о буквах.

1

11

11

Город Буквоград.

1





  1. Мой алфавит (работа над проектом)

4

12

1

Мой алфавит. Начало работы над проектом.

1

13

2

Мой алфавит. Создание книжки – малышки.

1

14

3

Мой алфавит. Оформление книжки – малышки.

1

15

4

Мой алфавит. Презентация проектов.

1

  1. Уроки речевого творчества.

1

16

1

«Что такое творчество?» «Я и мое настроение»

1

17

1

Итоговое занятие. Списывание с печатного текста.

1



2 класс.

Разделы, тема

Всего часов

Культура речи

1

1

1

Повторение (1 класс). Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи

1

Слово

10

2

2

Слово, его лексическое значение. Синонимы,. Работа со словарем.

1

3

3

Слово, его лексическое значение. Антонимы. Работа со словарем.

1

4

4

Изобразительно- выразительные средства языка: метафора.

1

5

5

Изобразительно- выразительные средства языка: эпитет.

1

6

6

Изобразительно- выразительные средства языка: сравнение.

1

7

7

Изобразительно- выразительные средства языка: олицетворение.

1

8

8

Крылатые слова. Жизнь слова.

1

9

9

Устаревшие слова.

1

10

10

Научные слова.

1

11

11

Урок речевого творчества.

1





Предложение и словосочетание

3

12

1

Предложение простое и сложное, предложение со сравнительным оборотом.

1

Текст

1

13

2

Стили речи. Творческая работа «Умение определять стилистическую принадлежность текста. (разговорный, книжный: художественный и научный)»

1

14

3

Творческая работа «Повествование с элементами описания»

1

Культура общения

3

15

1

Вежливое общение. Слова приветствия, прощания, извинения, сочувствия.

1

16

2

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

2

17

3

Контрольная работа по изученному материалу.

3



3 класс.

Разделы, тема

Всего часов



Культура речи.

1

1

1

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи.

1



Слово.

5

2

1

Слово, его значение. Синонимы, антонимы. Работа со словарем.

1

3

2

Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

1

4

3

Крылатые слова. Жизнь слова.

1

5

4

Научные слова. Устаревшие слова.

1

6

5

Урок речевого творчества.

1



Предложение и словосочетание.

1

7

1

Предложение простое и сложное, предложение со сравнительным оборотом.

1



Текст.

7

8

1

Текст. Тема, микротема. Основная мысль в тексте. Структура текста.

1

9

2

План. Виды плана.

1

10

3

Стили речи. Творческая работа «Умение определять стилистическую принадлежность текста. (разговорный, книжный: художественный и научный)»

1

11

4

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение

1

12

5

Связь между предложениями в тексте.

1

13

6

Творческая работа «Повествование с элементами описания»

1

14

7

Работа над ошибками. Коррекционная работа. Редактирование текста.

1



Культура общения

3

15

1

Вежливое общение. Слова приветствия, прощания, извинения, сочувствия.

1

16

2

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

1

17

3

Контрольная работа по изученному материалу

1


Итого

17



4 класс.

Разделы, тема

Всего часов



Культура речи.

3

1

1

Повторение (3 класс). Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи.

Совершенствование речи.

1

2

2

Монолог и диалог. Составление текста- монолог и диалог.

1

3

3

Инсценированные диалоги. Импровизация.

1



Слово.

5

4

1

Многозначные слова. Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры.

1

5

2

Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, Олицетворение, эпитет.

1

6

3

Иностранные заимствованные слова. Новые слова.

1

7

4

Лингвистические словари. Речевой этикет.

1

8

5

Творческая работа по теме «Слово»

1



Предложение и словосочетание.

3

9

1

Предложение простое и сложное, предложение со сравнительным оборотом(повторение).

1

10


Редактирование предложений.

1

11


Простое сложносочиненное и сложноподчинённое предложение.

1



Текст.

6

12

1

Текст. Тема, микротема. Основная мысль в тексте. Опорные слова и ключевые предложения

1

13

2

План. Виды плана. (вопросный, цитатный, картинный, мимический).


1

14

3

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Творческая работа «Умение составлять текст в заданном стиле»

1

15

4

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.

1

16

5

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи.

1

17

6

Контрольная работа по изученному материалу.

1



Итого

17



КИМ

Класс

№ урока

Источники

1

17

Приложение 1


2

17

«Чтение. Работа с текстом». 2 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций О.Н.Крылова- изд. Экзамен, 2019; Вариант 25, с 106-109, КИМы находятся в каб.№15

3

17

«Чтение. Работа с текстом». 3 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций О.Н.Крылова- изд. Экзамен, 2019; Вариант 24 (с. 86 — 89), КИМы находятся в каб.№15

4

17

Приложение 2



1 класс

Приложение 1

Спиши рассказ

Мастер.

Федя сделал маме на кухню полку для посуды. Из фанеры смастерил

пароход для детского садика. А сестрёнке нарисовал картинку к сказке про храброго портного.

Недаром Федю хвалят: «На все руки мастер!»

Ответь на вопросы.


  1. Кто главный герой рассказа?_________________________


  1. Подчеркни в тексте, какие поделки сделал Федя?


  1. О ком читала сказку сестрёнка Феди? Найди ответ в тексте и подчеркни – синим карандашом.

  1. Подчеркни в тексте волнистой линией, что говорят о Феде?



Ответы к проверочной работе

Спиши рассказ


Мастер.

Федя сделал маме на кухню полку для посуды. Из фанеры смастерил

пароход для детского садика. А сестрёнке нарисовал картинку к сказке про храброго портного.

Недаром Федю хвалят: «На все руки мастер!»

Ответь на вопросы.

  1. Кто главный герой рассказа? Федя


  1. Подчеркни в тексте, какие поделки сделал Федя? Пароход, полку, картинку.


  1. О ком читала сказку сестрёнка Феди? Найди ответ в тексте и подчеркни – синим карандашом.

А сестрёнке нарисовал картинку к сказке про храброго портного

  1. Подчеркни в тексте линией, что говорят о Феде?

Недаром Федю хвалят: «На все руки мастер!»


Ответы

КИМ, 2 класс

В. 25, с 106-109


1. Прочитай текст.

Ранним утром положил я в грибную корзинку кусок хлеба и отправился в лес.
Земля только выбралась из тумана. Вся деревня была в сияющем росистом серебре. Паутиновые сети вздрагивали среди ветвей. Росинки серебрились на старых заборах и пошевеливались на листьях. Казалось, вся утренняя тишина была полна чистого серебра и жемчуга.
Я радовался, что никто меня не останавливает, ни о чём не спрашивает, не мешает смотреть эту красоту. Как вдруг сзади ткнулся мне носом в ноги и побежал рядом, заглядывая в глаза, чёрный пёс Карат.
Вместе с ним под птичьи переклички мы вошли в березняк. Карат порыскал носом, прыгнул к осиновому пеньку и стал кружиться на одном месте. Я подбежал и ахнул: на земле врассыпную валялись потоптанные грибы. Ничего себе веселье нашёл!
Я его отогнал. Карат удивился и обиженно отошёл. Слово "вон!" от меня он услышал впервые.

(135 слов)(По В. Коржикову)


3. Озаглавь текст. Запиши.

Утренняя прогулка по лесу.


4. Подбери и запиши к словам синонимы.

сияющий - блестящий, светящийся.
чистый - аккуратный, свежий, белый.
обиженный - уязвлённый, надутый, оскорблённый.


5.Сделай подписи под каждой иллюстрации.


6. Определи стиль речи.

 художественный                    научный

7. Укажи количество букв и звуков.

листья — 6 б, 6 зв.
березняк — 8 б, 8 зв.
врассыпную — 10 б, 10 зв.
утренняя — 8 б, 8 зв.

 8. Опираясь на содержание текста, вставь пропущенные буквы в клетки, чтобы предложения имели смысл.

а) Среди ветвей вздрагивали

п

а

у

т

и

н

о

в

ы

е


с

е

т

и.

б) На старых заборах

с

е

р

е

б

р

и

л

и

с

ь


р

о

с

и

н

к

и.

в) Карат потоптал грибы около

о

с

и

н

о

в

о

г

о


п

е

н

ь

к

а.



Ответы

КИМ 3 кл.

Вариант 24 (с. 86 — 89)



1. Прочитай текст.

Растения - это живые организмы, которые используют для своей жизни солнечную энергию. Они забирают из окружающего воздуха углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород. Без растений жизнь на планете была бы невозможна. Растения поставляют кислород, который необходим для дыхания всем животным, включая человека. Кроме того, растения служат пищей для многих животных, а также местом их обитания.
В природе существует множество видов растений, начиная с тонких мхов размером в несколько миллиметров и заканчивая гигантскими красными деревьями высотой около ста метров.
Растения можно встретить в любой точке земного шара. Даже в пустыне есть растения. Кактусы имеют длинные разветвлённые корни, способные собирать с большой глубины воду.
Растения, живущие в холодном климате, низкорослые, и их ствол покрыт толстым слоем коры, защищающей от мороза и ветра

2. Какова главная тема текста?

О растениях.

3. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический. 

Научный.

4. Определи последовательность пунктов плана: 

1. Значение растений на планете.
2. Разнообразие растений.
3. Растения пустыни.
4. Растения холодного климата.

5. Выпиши слова, подходящие к схемам.
живущие, земного, забирают, корни, защищают, организмы

6. Чем отличаются растения, живущие в холодном климате? Подчеркни ответ в тексте.

7. Спиши предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Колхозники выращивают зерновые растения, разводят сады и огороды. Хороший урожай овощей и фруктовсобирают они со своих участков.

8. Отметь растения, растущие в твоей местности.

9. Вставь пропущенные слова в предложение.

Растения поставляют кислород, служат пищей и местом обитания для животных.

10. Поставь в словах ударение.

хвóя, хвóйные растéния, ли́ственные растéния, соцвéтие, стéбель
















Приложение 2


4 класс


1 вариант


1. Что такое диалог? Приведи пример.


2. Что такое монолог? Приведи пример.


3. Запишите в два столбика словосочетания: а) с прямым, б) с переносным значением.

Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум.


4. Напишите по 2 примера в каждую группу.

Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) –

Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) –

Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –


5. Распределите выражения по группам.

Метафора (перенос значения слова по сходству) –

Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –

Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –

отговорила роща золотая; яркий, как солнце; мёртвая тишина.


6. Закончите пословицы и поговорки.

Дело мастера ... .

Яблоко от яблони ... .


7. Напишите типы текста.


8. Напишите стили речи.


9. Составьте предложения.

видеть, на, старик, опушка, дерево, грозой, разбитое

торчать, из, щепки, дерева, длинные

под, сидеть, ним, медведь

медведь, хватать, оттягивать, щепку, ее, отпускать, а, потом

раздается, звонкий, ласковый, и, звук, в, воздухе

наклонит, слушать, и, голову, медведь


10. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Воробей.

__Моя собака приближалась к нему.

__Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

__Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.

__Собака бежала впереди меня.

__Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

__Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

__Я поспешил отозвать пса- и удалился.



4 класс

2 вариант


1. Что такое диалог? Приведи пример.


2. Что такое монолог? Приведи пример.


3. Запишите в два столбика словосочетания: а) с прямым, б) с переносным значением.

Чугунная поступь, чугунная решетка; холодные руки, холодное сердце.


4. Напишите по 2 примера в каждую группу.

Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) -

Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) -

Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –


5. Распределите выражения по группам.

Метафора (перенос значения слова по сходству) –

Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –

Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –

Здесь даже камни плачут; река, как зеркало; на каждом дереве горит.


6. Закончите пословицы и поговорки.

Один в поле ... .

Ученье — свет ... .


7. Напишите типы текста.


8. Напишите стили речи.


9. Составьте предложения.

река Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой

струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные

мелеть, последние, стала, за, река, но, годы

ливни, берега, размывают их, нужно, укрепить

кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили

спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за


10. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Находчивость.

__Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

__Правильно говорят, что собака друг человека.

__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

__Овцы были спасены.


Ответы

4 класс

I вариант

Базовый уровень

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный балл за выполнение задания

1

Диалог— разговор, беседа двух людей

1

2

Монолог – речь одного

1

3

а) с прямым- чистые руки, быстрая река; б) с переносным значением - чистые помыслы, быстрый ум.

1

6

Дело мастера боится.

Яблоко от яблони не далеко падает.

1

7

Повествование, описание, рассуждение.

1

8

Научный стиль, официально -деловой стиль, публицистический стиль,

разговорный стиль, художественный стиль.

1

Повышенный уровень

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный балл за выполнение задания

4

Ответы учащихся

3

5

Метафора – мёртвая тишина;

Олицетворение – отговорила роща золотая;

Сравнение– яркий, как солнце.

3

9

Видит старик на опушке грозой разбитое дерево.

Из дерева торчат длинные щепки.

Под ним сидит медведь.

Медведь хватает щепку, оттягивает ее, а потом отпускает.

В воздухе раздается звонкий и ласковый звук.

Наклонит медведь голову и слушает.

6

10

6,3,4,2,5,1,7.


7



II вариант

Базовый уровень

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный балл за выполнение задания

1

Диалог— разговор, беседа двух людей

1

2

Монолог – речь одного

1

3

а) с прямым - чугунная решетка, холодные руки;

б) с переносным значением - чугунная поступь, холодное сердце.

1

6

Один в поле не воин.

Ученье — свет, а не ученье - тьма.

1

7

Повествование, описание, рассуждение.

1

8

Научный стиль, официально -деловой стиль, публицистический стиль,

разговорный стиль, художественный стиль.

1

Повышенный уровень

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный балл за выполнение задания

4

Ответы учащихся

3

5

Метафора - на каждом дереве горит;

Олицетворение – здесь даже камни плачут; 

Сравнение – река, как зеркало. 

3

9

Река Клязьма вьётся голубой, прохладной лентой.

На перекатах ласково журчат хрустальные струи.

Но за последние годы река стала мелеть.

Ливни размывают берега, нужно их укрепить.

Юные натуралисты посадили вдоль берегов тысячи деревьев и кустарников.

Ребята спокойны за берега Клязьмы.

6

10

3, 1, 6, 4, 2, 5.

7



Оценка выполнения работы.

Номер задания

Количество баллов

Критерии оценивания

Базовый уровень

1

1

Задание выполнено без ошибок


0

Задание не выполнено или выполнено неверно

2

1

Задание выполнено без ошибок


0

Задание не выполнено или выполнено неверно

3

1

Задание выполнено без ошибок


0

Задание не выполнено или выполнено неверно

6

1

Задание выполнено без ошибок


0

Задание не выполнено или выполнено неверно

7

1

Задание выполнено без ошибок


0

Задание не выполнено или выполнено неверно

8

1

Задание выполнено без ошибок


0

Задание не выполнено или выполнено неверно

ИТОГО

6 баллов


Повышенный уровень

4

3

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

5

3

За каждое верное предложение по 1 баллу.

9

6

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

10

7

Задание выполнено без ошибок (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

ИТОГО

19 баллов


Всего максимальный балл

25 баллов













«5» - 23 - 25 баллов (93-100%)

«4» - 17 - 22 баллов (92-71%)

«3» - 12 – 16 баллов (70 – 50%)

«2»- менее 12 баллов (49 и ниже)





Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.



Интернет-ресурсы:

1. http://1september.ru ˗ Газета «Начальная школа» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»;

2. //school-collection.edu.ru/˗ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. http://svb.ucoz.ru/˗ Фразеологический калейдоскоп

4. http://www.openworld.ru/school/m.cgi Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".

5. http://www.voron.boxmail.biz/ Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.



Литература для учителя.

  • О.Крылова. Работа с текстом,Экзамен, 2019

  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

  • Львов М. Р. Школьный словарь синонимов и антонимов рус. Языка. – М, 1993

  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998

  • Т.В.Василенко, Толковый словарь, Грамотей, 2005

  • П.А.Грушников, Орфографический словарик, М.Просвещение.1991

  • В.В.Розанова, Краткий толковый словарь русского языка, М. Русский язык, 1987

Литература для детей.

*.Крылова. Работа с текстом, Экзамен, 2019
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!