Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Быков
Долинского района Сахалинской области
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от «24»августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ Попова Е.Н. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ» с. Быков ___________________ Аушева Е.Ю. от «1»сентября 2017 г. Приказ № 171/2-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «РУЧНОЙ ТРУД»
для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2017-2018 уч.г.
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации: 1 год
Класс: 3-а
Авторы рабочей программы: Макаренко Л.В., учитель начальных классов
Рабочая программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с. Быков
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 3-а класс разработана на основе:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.: / Под ред. В.В.Воронковой.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011);
АОП обучающихся с УО (ИН) МБОУ «СОШ» с. Быков
Изучение предмета «Ручной труд» способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.
Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» заключается в формировании у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.
Задачи обучения:
развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
получение представлений о труде в жизни человека;
формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;
обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);
развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому третьекласснику;
развитие речи;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Технология. Ручной труд. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Л.А. Кузнецова-5-е изд.-М.: Просвещение, 2017.
Адресность программы
Программа по предмету «Ручной труд» предназначена обучающемуся 3-а класса (с умственной отсталостью) для реализации в условиях инклюзивного образования в общеобразовательном классе возрастной нормы.
Общая характеристика предмета
Уроки ручного труда оказывают исключительно положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики и т.д.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Ряд уроков проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
Для формирования положительной мотивации учения в уроки необходимо включать игровые и занимательные материалы (лото, разрезные картинки, разрезные силуэты предметов, игры: «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и др.).
Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает упорядоченность действий и самодисциплину. Ознакомление детей с основными организационными правилами, требованиями: «Подготовка и содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших результатов в любой работе.
Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о материалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).
На уроках труда ученики приобретают простейшие технологические знания о глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах; получают сведения о назначении, применении и свойствах этих материалов. Эти знания элементарны и невелики по объему, и формируются с опорой на натуральные материалы (коллекции образцов видов бумаги, ниток, природных материалов), способствующие формированию у детей как зрительного, так и тактильного восприятия.
Наглядность в обучении является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, она является одним из условий коррекции мышления и речи. Для получения общих представлений о предмете, школьникам наиболее понятными являются натуральные (объекты, муляжи, игрушки и т.п.) и изобразительные (модели, макеты, фотографии, картины и т.п.) учебные пособия. Также наиболее доступной для умственно отсталых детей является наглядность в виде предметно-операционных, графических планов, динамических таблиц, которые носят наиболее конкретный характер.
Все графические дидактические материалы должны быть составлены с учетом особенностей восприятия и мышления умственно отсталых младших школьников и отвечать требованиям коррекционно-образовательной работы. К ним относится: максимальное расчленение последовательности этапов выполнения изделия, но не превышающих пяти-шести последовательно выполняемых пунктов плана; наличие условных обозначений (схематические изображения карандаша, кисточки, колющих и режущих инструментов и др.), показывающие способ выполнения практического действия (обвести, наклеить, вырезать, согнуть и др.) и цифровых обозначений порядка выполнения этапов работы над изделием и трудовых действий; отображение в объеме графических изображений объектов.
Развитие речи, расширение словарного запаса за счет овладения технико-технологическими терминами и понятиями, характеризующими предмет и выполняемые действия.
Дети должны научиться понимать, употреблять в речи, правильно находить и отражать в изделиях представления о величине «большой-маленький-средний», «одинаковые»), форме («круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», «круг», «овал»), протяженности («короткий», «длинный», «узкий», «широкий», «высокий», «низкий», «толстый», «тонкий»), направлениях («сверху», «снизу», «сверху», «снизу», «слева», «справа», «прямо»), пространственные отношения («посередине», «выше», «ниже», вправо от…», «влево от…..»).
Изготовление предметов (изделий), отвечающих познавательным, эстетическим и функциональным требованиям.
Дети любят труд, в процессе которого создается что-либо красивое, необычное. Это стремление ребенка надо всячески поддерживать и развивать. В решении этого вопроса необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами, направленными на привитие у детей способности чувствовать и понимать красоту окружающего их предметного мира, создаваемого руками человека, умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимать красоту как ценность.
При этом надо помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать и организовывать труд ребенка с тем, чтобы учить его тому, что для него представляет истинную ценность. В тоже время, задания должны быть достаточно простыми для того, чтобы ребенок мог их выполнить. Помимо этого, учитель должен все время помнить, что работа должна иметь смысл, чтобы ребенок мог развиваться интеллектуально, физически, эмоционально и социально.
Задания должны отвечать следующим требованиям:
изготовление изделий, не есть цель урока. Это лишь средство решения конкретных учебных задач;
задания построены по определенной системе, в основе которой лежит дидактический принцип доступности и посильности;
отбор и систематизация заданий произведена с учетом имеющихся у этих заданий общих черт и сходных приемов обработки того или иного материала;
расширять знания о предметном мире;
обеспечивать условия для формирования технических умений и навыков.
иметь общественное значение;
не должны быть одноразовыми, носить случайный характер, а должны быть взаимосвязаны друг с другом;
объекты труда должны соответствовать эстетическим требованиям.
Место учебного предмета в учебном плане
Изучение предмета «Ручной труд» рассчитано на очную форму обучения. В учебном плане МБОУ «СОШ» с. Быков на 2017-2018 уч. г. на его изучение выделен в 3-а классе 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
положительное отношение и интерес к труду; понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости;
понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные результаты
умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места;
знание видов трудовых работ;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
умение составлять стандартный план работы по пунктам;
умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
умение выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы;
умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Содержание учебного предмета
В третьем классе учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесиной», «Работа с проволокой», «Работа с металлоконструктором».
Работа с природными материалами. Содержание учебного материала для данного вида работы направлено на закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалах (сухие листья, трава, цветы, шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов и др.), их свойствах, правилах заготовки; на совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объёмных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов (шило, палочки с заострёнными концами, пластилин, клей).
Объекты труда: аппликация из листьев «Птица», аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках» и «Рыбки», объёмные изделия «Птица», «Паук» и др.
Работа с бумагой и картоном. Содержание программного материала по этому виду труда позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага), расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация, объёмное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей изделия).
Объекты труда: аппликации, ёлочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, карнавальные головные уборы (шапочка, кокошник, шлем), складная доска для настольной игры, рамка для фотографии, открытые коробки и др.
Работа с текстильными материалами. Знания и умения детей по данному виду труда углубляются за счёт включения в учебный материал познавательных сведений о новых видах ручных стежков и строчек (строчки прямого и косого стежка и их варианты), составления простейших рисунков по образцам и вышивания по линиям рисунка.
Объекты труда: игольники, закладки, прихватки.
Работа с древесиной. Содержание нового для третьеклассников вида работы направлено на ознакомление их с назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «дерево» и «древесина». Выполняя задания, школьники познакомятся с простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).
Объекты труда: опорный колышек для цветов, аппликация из опилок.
Работа с проволокой. Содержание нового для школьников вида работы состоит в ознакомлении их с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволят сформировать у детей представление о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), её свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жёсткая) и приёмах работы с ней (сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).
Объекты труда: паук, буквы.
Работа с металлоконструктором. Содержание нового для третьеклассников вида работы подготавливает их к переходу на профессиональное обучение и направлено на ознакомление их с профессией слесаря. Работая с набором «Металлический конструктор», школьники овладевают рядом сборочных операций (подбор планок по количеству отверстий, соединение деталей винтами и гайками, завинчивание и отвинчивание гаек пальцами и инструментами).
Объекты труда: треугольник и квадрат из деталей металлоконструктора.
Содержание учебного материала в третьем классе включает в себя информационно-познавательный компонент и практическую преобразующую деятельность учащихся, направленные на расширение и закрепление круга знаний и умений, приобретённых в первом и во втором классах и способствующих выработке устойчивых положительных навыков и привычек.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение
Методическое пособие | Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2017. |
Учебники | Технология. Ручной труд. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Л.А. Кузнецова-5-е изд.-М.: Просвещение, 2017.-110с.: ил. + прил.(32с.) |
2. Техническое обеспечение.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью, интерактивная доска, ПК, проектор.
Контроль за образовательными достижениями
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Самостоятельная ориентировка в задании.
Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий.
Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы.
Самостоятельное выполнение изделия, текущий контроль выполнения изделия.
Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий.
Анализ своего изделия и изделия товарища.
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций.
Употребление в речи технических терминов.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами. Уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно. Давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно. Отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Способы и формы оценки образовательных результатов
При оценке знаний и умений по трудовому обучению учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организация рабочего места)