СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русская (родная) литература" 6 класс в объёме 34 часа (1 час в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из трёх разделов: "Планируемые результаты", "Содержание курса", "Тематическое планирование". Добавлено календарно - тематическое планирование на 34 часа (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русская (родная) литература" 6 класс в объёме 34 часа (1 час в неделю)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»


Принята на заседании

педагогического совета



Утверждена

приказом директора школы



Рабочая программа

по родной (русской) литературе

на 2019 – 2020 учебный год

6 «В» класс

(34 ч. в нед.)

Программа:

1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для ОО, реализующих программу ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года № 2/18)


2. Методические рекомендации к учебным предметам

«Русский родной язык» и «Русская родная литература» (Автор –

Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии

Нижегородского института развития образования,

утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1).


Учебник:

Учебник «Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций»

В 2 ч.; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: «Просвещение», 2017.


Автор-составитель: учителя русского языка

и литературы

Зуйкова Т.А.





2019 г.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

Изучение предметной области «Русская родная литература» должно обеспечивать:

- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры своего народа;

- формирование причастности к литературным традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- получение знаний о родной литературе как системе и как развивающемся явлении, о закономерностях её развития, освоение базовых понятий литературоведения, формирование аналитических умений при анализе художественных текстов разных жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предлагается следующее тематическое направление: «Русская литература и традиции народной культуры».










Содержание тем учебного курса

(34 ч.)


Введение. Русская литература и традиции народной культуры. Отражение в русской литературе быта, традиций, обрядов, национального характера.


НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Русские народные песни. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начала в народной песни.

Поэтика народных песен. Их особенности и своеобразие.

Календарная обрядовая поэзия. Колядки, подблюдные песни, масленичные песни, веснянки, летние и осенние обрядовые песни.

Отражение народной жизни, надежд и чаяний народа в обрядовой поэзии. Своеобразие календарной обрядовой поэзии. Тесная связь народной жизни с жизнью природы.

Н.В.Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала».

Изображение народной жизни и народных характеров. Языческие и христианские начала в повести. Связь изображённых в произведении событий с народной традицией празднования дня Ивана Купалы. Интерес писателя к прошлому страны. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Фантастическое и страшное в повести. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Нравственные проблемы в произведении.

И.С.Шмелёв. Главы «Рождество» и «Пасха» из книги «Лето Господне».

Мир «Лета Господня» в главе «Рождество». Исторические корни праздника, народные традиции, связанные с ним. Понятие «православная культура». Приобщение к православным традициям. Внутренний мир ребёнка. Чистота в восприятии мира. Стилевая манера писателя. Осознание роли религиозных празднеств в духовно-нравственном воспитании человека в главе «Пасха». Ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, атмосфера праздника-радости. Невозможность радости без труда. Труд - неотъемлемая часть жизни героев повести и высшая ценность. Любовь, добро, милосердие, служение другим людям - высшие нравственные ценности для Шмелёва, на которых держится жизнь.

ГЕРОИ СКАЗОК, ЛЕГЕНД, БЫЛИН

В.А.Жуковский. «Сказка о царе Берендее…»

Народный сюжет сказки. Двоемирие сказки (мир живых и мир мёртвых). Царство Берендея –мир со Христом, христианский мир. Царство Кощея Бессмертного - мир тьмы («подземное царство»), не освещенное светом Христовой Истины. Правдивое и ложное в сказке. Мотив искушения.Образы главных героев. Характеристика героев через портрет, пейзаж,интерьер.Поступки героев как показатель их жизненных ценностей. Нравственные ориентиры добра и зла в сказке. Авторская индивидуальность при передаче народного сюжета. Нарушение традиционных канонов волшебной народной сказки в произведении Жуковского. Языковые особенности. Поэтичный, красивый, увлекательный мир сказки Жуковского.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».

Поэтический мир сказок в поэме «Руслан и Людмила». Анализ вступления. Связь произведения Пушкина с историей Древней Руси. Соединение в образе князя Владимира отцовской любви и справедливой княжеской власти. Сказочные образы и традиции в поэме: положительные и отрицательные герои; конфликт добра и зла, победа добра над злом в поэме. Соперники Руслана: Фарлаф, Ратмир и Рагдай. Мотивы соблазна, зависти и мести в поэме. Образ Руслана как воплощение лучших черт русского национального характера. Готовность героя бороться за свою любовь. Добрые и злые силы в поэме. Образы Наины и доброго финна. Волшебник Черномор - соединение колдовской силы, могущества и человеческих слабостей в одном герое. Поэтический образ Людмилы. Авторская ирония как одно из средств изображения героини. Проблема награды и наказания в сказочной поэме Пушкина. Сказочное и реальное в произведении Пушкина. Связь поэтического мира произведения Пушкина с миром русских народных сказок. Нравственные уроки поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

А.К.Толстой. «Илья Муромец», «Садко».

Русский героический эпос и русская литература. Народный сюжет в изображении писателя. Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Авторское отношение к герою. Своеобразие и особенности языка произведения.

«Новая» жизнь «старого» сюжета в произведении Толстого. Соединение языческих и христианских мотивов в былине «Садко». Вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком. Мотив соблазна в былине. Образ Садко. Проблема нравственного выбора. Нравственные уроки в произведении Толстого.

В.В.Набоков. «Гроза».

Метаморфозы в рассказе. Рождение и смерть мифа. Переплетение реального и мифологического в рассказе. Библейская аллюзия  в рассказе В. Набокова «Гроза». Эпизод наследования пророческой силы Илии Елисеем – авторское осмысление феномена поэтического дара. Эстетическая проблематика рассказа. Игровые приемы и организация художественного пространства в рассказе. События рассказа - отражение внутреннего мира героя. Концепция человека в рассказе: самодостаточный одиночка, счастливо наделенный творческими способностями.
Тема и идея рассказа. Единство всего пласта человеческой культуры и единение всего человечества в этой культуре. Понятие о катарсисе. Художественное своеобразие рассказа. Специфичность поэтики Набокова.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

А.А.Дельвиг. «Русская песня» («Скучно, девушки, весною жить одной…»), «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»).

Черты народной песни в стихотворениях Дельвига. Художественные образы его стихотворений. Внутренний монолог как выражение эмоционального состояния лирического героя. Поэтический мир народных песен в художественном воплощении поэта.

А.В.Кольцов. «Дума сокола», «Разлука», «Горькая доля».

Фольклорные образы в литературном произведении. Поэтизация народной жизни. Образ лирического героя в стихотворениях Кольцова. Внутренний монолог как средство характеристики внутреннего мира лирического героя. Белый стих. Параллелизм. Контраст. Символический образ.

Н.М.Рубцов. «В горнице», «Родная деревня».

Картины родной природы, быта, народной жизни, русского национального характера в стихотворениях Рубцова. Фольклорные традиции. Лирический герой, особенности его мировосприятия.

Обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России.

И.С.Никитин.

Традиции народной поэзии в стихотворениях Никитина. Своеобразие воплощения народных тем в лирике поэта. Поэтический мир Кольцова. Особенности языка стихотворений. Тесная связь творчества Никитина с народными поэтическими традициями.

И.А.Бунин. «Косцы».

«Косцы»- рассказ - воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины. Сладкое томление и грусть русского человека, страстно желающего, но не имеющего возможности вновь оказаться на родной земле. Знание Буниным русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.

Образ Родины в рассказе “Косцы”. Поэтизация природы, народной жизни и крестьянского труда в рассказе. Образы героев. Единение героев с природой и Родиной. Авторское отношение к героям.


Заключение. Связь русской литературы с народным творчеством. Устное народное творчество в произведениях русских писателей. Обобщение.



Тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Введение (1 ч.)

1

Русская литература и традиции народной культуры.

1

Народный календарь (11 ч.)

2

Русские народные песни.

1

3

Календарная обрядовая поэзия.

2

4

Н.В.Гоголь.

4

5

И.С.Шмелёв.

4

ГЕРОИ СКАЗОК, ЛЕГЕНД, БЫЛИН (17 ч.)

6

В.А.Жуковский.

4

7

А.С.Пушкин.

7

8

А.К.Толстой.

4

9

В.В.Набоков.

2

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ (5 ч.)

10

А.А.Дельвиг.

1

11

А.В.Кольцов.

1

12

Н.М.Рубцов.

1

13

И.С.Никитин.

1

14

И.А.Бунин.

1


Итого

34 ч.


Календарно – тематическое планирование




Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Русская литература и традиции народной культуры. Отражение в русской литературе быта, традиций, обрядов, национального характера.

1



2

Русские народные песни. Виды народных песен ,их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начала в народной песни. Поэтика народных песен, их особенности и своеобразие.

1



3

Календарная обрядовая поэзия. Колядки, подблюдные песни, масленичные песни, веснянки, летние и осенние обрядовые песни.

1



4

Отражение народной жизни, надежд и чаяний народа в обрядовой поэзии. Тесная связь народной жизни с жизнью природы.

1



5

Н.В.Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала». Связь изображённых в произведении событий с народной традицией празднования дня Ивана Купалы. Языческие и христианские начала в повести.

1



6

Изображение народной жизни и народных характеров. Фольклорные (сказочные) традиции.

1



7

Силы зла и особенности их изображения в повести. Фантастическое и страшное в повести.

1



8

Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Нравственные проблемы в произведении.

1



9

И.С.Шмелёв.«ЛетоГосподне».Мир«Лета Господня» в главе «Рождество». Исторические корни праздника, народные традиции, связанные с ним.

1



10

Приобщение к православным традициям. Внутренний мир ребёнка. Чистота в восприятии мира.

1



11

Глава «Пасха». Ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, атмосфера праздника-радости.

1



12

Невозможность радости без труда. Труд - неотъемлемая часть жизни героев повести и высшая ценность. Нравственные ценности для Шмелёва,

1



13

В.А.Жуковский. «Сказка о царе Берендее…»

Народный сюжет сказки. Двоемирие сказки . Правдивое и ложное в сказке.

1



14

Образы главных героев. Поступки героев как показатель их жизненных ценностей.

1



15

Мотив искушения. Нравственные ориентиры добра и зла в сказке.

1



16

Авторская индивидуальность при передаче народного сюжета. Нарушение традиционных канонов волшебной народной сказки в произведении Жуковского. Языковые особенности.

1



17

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».Поэтический мир сказок в поэме «Руслан и Людмила». Анализ вступления.

1



18

Связь произведения Пушкина с историей Древней Руси. Соединение в образе князя Владимира отцовской любви и справедливой княжеской власти.

1



19

Сказочные образы и традиции в поэме. Мотивы соблазна, зависти и мести в поэме. Сказочное и реальное в произведении.

1



20

Добрые и злые силы в поэме. Образы Наины и доброго финна. Волшебник Черномор.

1



21

Образ Руслана как воплощение лучших черт русского национального характера.

1



22

Поэтический образ Людмилы. Авторская ирония как одно из средств изображения героини.

1



23

Проблема награды и наказания в сказочной поэме Пушкина. Нравственные уроки поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

1



24

А.К.Толстой. «Илья Муромец». Русский героический эпос и русская литература. Народный сюжет в изображении писателя. Своеобразие и особенности языка произведения.

1



25

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Авторское отношение к герою.

1



26

«Садко». «Новая» жизнь «старого» сюжета в произведении Толстого. Соединение языческих и христианских мотивов в былине «Садко».

1



27

Мотив соблазна в былине. Образ Садко. Нравственные уроки в произведении Толстого.

1



28

В.В.Набоков. «Гроза». Метаморфозы в рассказе. Переплетение реального и мифологического в рассказе.

1



29

События рассказа - отражение внутреннего мира героя. Концепция человека в рассказе. Тема и идея рассказа.

1



30

Черты народной песни в стихотворениях А.А.Дельвига. Художественные образы его стихотворений.

1



31

Фольклорные образы в стихотворениях А.В.Кольцова. Поэтизация народной жизни. Образ лирического героя.

1



32

Картины родной природы, быта, народной жизни, русского национального характера в стихотворениях Н.М.Рубцова.

1



33

Традиции народной поэзии в стихотворениях И.С.Никитина. Своеобразие воплощения народных тем в лирике поэта.

1



34

И.А.Бунин.«Косцы»-рассказ-воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины. Поэтизация природы, народной жизни и крестьянского труда в рассказе.

1