Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №3с. Дивное на заседании педагогического совета
_________________В.Д.Никитин МКОУ СОШ №3 с.Дивное
Пр.№1 от 01 сентября 2019 г. Протокол №1 от 30.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Русская родная литература»
в 5 б классе
Составлена учителем русского языка и литературы
Фроловой О.В.
на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
______________Л.А.Малиева _____________М.В.Михайлова
Протокол №1 от 29.08.2019 31.08.2019 года
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа по родной (русской) литературе для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: - М.: Просвещение, 2015».
Программа детализирует, раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Программа рассчитана на 35 ч, по учебному плану школы на изучение курса родной (русской) литературы в 5 классе отводится 1 ч в неделю.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Методы обучения:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
- формировать понимание важности процесса обучения;
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения родной литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире и процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сою; излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
Выпускник научится:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивая произведения, принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала;
рассказывать о самостоятельно прочитанной произведении, обосновывая свой выбор;
создавать тексты или придумывать сюжетные линии;
сравнивая произведения, определять черты национального характера; выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Содержание программы
Введение (1 час). Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.
Фольклор (2 часа). Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора. Игровые основы детского фольклора. Небылицы. Загадки. Пословицы и поговорки. Народные сказки.
Духовная литература (2 часа) Библия как вечная книга и памятник человеческой цивилизации. Священное предание и Священное писание. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семенах и плевелах.
Литературная сказка (4 часа) Литературная сказка как авторское произведение. Сказка литературная и фольклорная. П. Ершов «Конек-горбунок» Понятие о стихотворной сказке. Г.Х.Андерсен «Соловей». Истинные и мнимые ценности.
Рассказ (9 часов) Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности. Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа. О.Генри «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта. К.Паустовский «Кот- ворюга». Рассказ о животных.
Ю.Драгунский «Девочка на шаре». Проблема взросления. Д.Хармс «Черная вода». Л.Петрушевская «Пуськи бятые». Игровой рассказ.
Повесть (8 часов) Отличие повести от рассказа. Время, герой, жанровые особенности. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». Герои и события.
Лирические жанры. (4 часа) Лирика как род литературы. А.Пушкин «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры..», «Зимняя нива»; М. Лермонтов «Утес», «На севере диком..», «Парус»; Ф.Тютчев, А.Фет.
Драматические жанры (3 часа) Т. Габбе «Город мастеров» как пьеса-сказка. Система образов. Нравственная проблематика. Как читать драму. Средства создания художественных образов в драматическом произведении.
Региональный компонент (2 часа)
Календарно- тематическое планирование (35 часов)
№ | Кол-во часов | Дата | Название раздела, темы урока |
1. | 1 | 07.09 | Введение. Художественная литература как искусство слова. Писатель и автор. |
2 | 1 | 14.09 | Начальное понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора. |
3 | 1 | 21.09 | Русские народные сказки |
4 | 1 | 28.09 | Понятие о духовной литературе. Библия как Веч- ная книга. |
5 | 1 | 05.10 | Притчи Иисуса Христа. |
6 | 1 | 12.10 | Литературная сказка. |
7 | 1 | 19.10 | П. П. Ершов. «Конек-горбунок» как литературная сказка |
8 | 1 | 26.10 | Х. К. Андерсен. «Соловей». |
9 | 1 | 09.11 | Творческий практикум. Создание сказки. |
10 | 1 | 16.11 | Рассказ как эпический жанр. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» |
11-12 | 2 | 23.11, 30.11 | О. Генри. «Вождь краснокожих». |
13 | 1 | 07.12 | К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». |
14-15 | 2 | 14.12, 21.12 | В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». |
16 | 1 | 28.12 | Д. Хармс. «Черная вода» |
17 | 1 | | Л. С. Петрушевская «Пуськи бятые». |
18 | 1 | | Творческий практикум. Отзыв на рассказ. |
19-21 | 3 | | Повесть как эпический жанр. А.Пушкин «Барышня-крестьянка» |
22-23 | 2 | | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» |
24-26 | 3 | | Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес» |
27 | 1 | | Лирика как род литературы. Стихотворения А.Пушкина |
28 | 1 | | Лирика как род литературы. Стихотворения М.Лермонтова. |
29 | 1 | | Лирика как род литературы. Стихотворения Ф.Тютчева. |
30 | 1 | | Лирика как род литературы. Стихотворения А. Фета |
31-33 | 3 | | Т.Габбе «Город мастеров» как пьеса- сказка. |
34-35 | 2 | | Писатели и поэты Ставрополья. |