СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русская родная литература" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программма составлена в соотвествии с ФГОС ООО, на основе авторской программы под ред.  В.Я. Коровиной. Программа детализирует, раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русская родная литература" 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное

Апанасенковского района Ставропольского края



УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ СОШ №3с. Дивное на заседании педагогического совета

_________________В.Д.Никитин МКОУ СОШ №3 с.Дивное

Пр.№1 от 01 сентября 2019 г. Протокол №1 от 30.08.2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Русская родная литература»

в 5 б классе


Составлена учителем русского языка и литературы

Фроловой О.В.

на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», приказа Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»




«Согласовано» «Согласовано»

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР

______________Л.А.Малиева _____________М.В.Михайлова

Протокол №1 от 29.08.2019 31.08.2019 года






2019 - 2020 учебный год


Пояснительная записка

Программа по родной (русской) литературе для 5 класса  составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: - М.: Просвещение, 2015».

Программа детализирует, раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Программа рассчитана на 35 ч, по учебному плану школы на изучение курса родной (русской) литературы в 5 классе отводится 1 ч в неделю.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

 Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

- формировать понимание важности процесса обучения;

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения родной литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире и процессе чтения;

- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сою; излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

- формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

- развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

- совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации притязаний и потребностей.

Предметные результаты обучения:

Выпускник научится:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая произведения, принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной произведении, обосновывая свой выбор;

  • создавать тексты или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения, определять черты национального характера; выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Содержание программы

Введение (1 час). Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.

Фольклор (2 часа). Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора. Игровые основы детского фольклора. Небылицы. Загадки. Пословицы и поговорки. Народные сказки.

Духовная литература (2 часа) Библия как вечная книга и памятник человеческой цивилизации. Священное предание и Священное писание. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семенах и плевелах.

Литературная сказка (4 часа) Литературная сказка как авторское произведение. Сказка литературная и фольклорная. П. Ершов «Конек-горбунок» Понятие о стихотворной сказке. Г.Х.Андерсен «Соловей». Истинные и мнимые ценности.

Рассказ (9 часов) Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности. Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа. О.Генри «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта. К.Паустовский «Кот- ворюга». Рассказ о животных.

Ю.Драгунский «Девочка на шаре». Проблема взросления. Д.Хармс «Черная вода». Л.Петрушевская «Пуськи бятые». Игровой рассказ.

Повесть (8 часов) Отличие повести от рассказа. Время, герой, жанровые особенности. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». Герои и события.

Лирические жанры. (4 часа) Лирика как род литературы. А.Пушкин «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры..», «Зимняя нива»; М. Лермонтов «Утес», «На севере диком..», «Парус»; Ф.Тютчев, А.Фет.

Драматические жанры (3 часа) Т. Габбе «Город мастеров» как пьеса-сказка. Система образов. Нравственная проблематика. Как читать драму. Средства создания художественных образов в драматическом произведении.

Региональный компонент (2 часа)

Календарно- тематическое планирование (35 часов)

Кол-во

часов

Дата

Название раздела, темы урока

1.

1

07.09

Введение. Художественная литература как искусство слова. Писатель и автор.

2

1

14.09

Начальное понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора.

3

1

21.09

Русские народные сказки

4

1

28.09

Понятие о духовной литературе. Библия как Веч- ная книга.

5

1

05.10


Притчи Иисуса Христа.

6

1

12.10


Литературная сказка.

7

1

19.10


П. П. Ершов. «Конек-горбунок» как литературная сказка

8

1

26.10


Х. К. Андерсен. «Соловей».

9

1

09.11

Творческий практикум. Создание сказки.

10

1

16.11


Рассказ как эпический жанр. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

11-12

2

23.11, 30.11


О. Генри. «Вождь краснокожих».

13

1

07.12


К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».

14-15

2

14.12, 21.12


В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

16

1

28.12


Д. Хармс. «Черная вода»

17

1



Л. С. Петрушевская «Пуськи бятые».

18

1



Творческий практикум. Отзыв на рассказ.

19-21

3



Повесть как эпический жанр. А.Пушкин «Барышня-крестьянка»

22-23

2



Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

24-26

3



Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

27

1



Лирика как род литературы. Стихотворения А.Пушкина

28

1



Лирика как род литературы. Стихотворения М.Лермонтова.

29

1



Лирика как род литературы. Стихотворения Ф.Тютчева.

30

1


Лирика как род литературы. Стихотворения А. Фета

31-33

3



Т.Габбе «Город мастеров» как пьеса- сказка.

34-35

2



Писатели и поэты Ставрополья.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!