Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основании ФГОСНОО, в соответствии с ООПНОО МОУ СОШ № 5; на основе авторской программы «Русский язык». Автор В. Г. Горецкий, В. П. Канакина / учебно - методический комплект «Школа России» - М.: Просвещение. Согласно учебному плану на 2020-2021 гг., на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю; на основании методического письма. СКИПРО ПК и ПРО в программу включены часы регионального компонента.
Основными целями начального обучения русского языка являются:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково символического восприятия и логического мышления учащихся.
социокультурная цель изучение русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся; развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты- повествования небольшого объема;
воспитание у учеников позитивного эмоционально - ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу;
овладеть понятием «родственные (однокоренные) слова»;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слов с омонимичными корнями;
выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы;
Обучающийся получит возможность научиться:
Анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять
неточности в содержании и оформлении.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и
самостоятельно;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание предмета (136 ч)
№ | Наименование раздела | | | | Содержание программы | | | | Характеристика деятельности учащихся |
п\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
п | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | Наша речь | Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. | Усвоить особенности диалогической речи и |
| | монологической. | Различать | виды | речи: |
| | Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение | слушание, | говорение, | чтение, | письмо, |
| | сведений | о | видах | речи | (слушание, | говорение, | внутренняя речь. | | | | |
| | чтение, письмо, внутренняя речь). | Особенности | | | | | | |
| | устной, письменной и внутренней речи. | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
2 | Текст | Текст. | Сопоставление | текста | и | отдельных | Усвоить понятие «текст». Сопоставлять текст и |
| | предложений, не объединённых общей темой. Тема | отдельные предложения, не объединённые общей |
| | и | главная | мысль | текста. | Связь | между | темой. Определять тему и главную мысль текста. |
| | предложениями в тексте. Заголовок. Общее | Озаглавливать текст. Усвоить значение красной |
| | представление о структуре текста и выражение | её в | строки. | | | | | |
| | плане. Красная строка в тексте | | | | | | | | | | | |
3 | Предложение | Предложение как единица речи. | Членение речи на | Членить речь на предложения. Различать |
| | предложения. Роль предложений в речи. Различение | предложения, словосочетания, слова. Наблюдать |
| | предложения, | словосочетания, | слова. Наблюдение | над значением предложений, различных по цели |
| | над значением предложений, различных по цели | высказывания и интонации (без терминологии), |
| | высказывания и интонации (без терминологии), | интонировать предложений. | | | |
| | интонирование предложений. Логическое ударение. | Оформлять предложения в устной речи и на |
| | Оформление предложений в устной речи и на | письме в прозаических и стихотворных текстах. |
| | письме в прозаических и стихотворных текстах. | Определять подлежащее и сказуемое – главные |
| | Пунктуационное оформление диалогической речи и | члены предложения. Устанавливать связь слов в |
| | соответствующая | ему | интонационная | | окраска | предложении. | | | | | |
| | устного диалога. Главные и второстепенные члены | Разграничивать | распространенные | и |
| | предложения. Основа предложения. Подлежащее и | нераспространенные предложения. | | |
| | сказуемое – главные члены предложения. Способы | Вычленять из предложения пары слов, связанных |
| | определения подлежащего и сказуемого в | по смыслу. | | | | | |
| | предложении. Связь слов в предложении. | Распространять | предложения второстепенными |
| | Упражнение | в | распознавании | главных | и | членами. Составлять предложения по данному |
| | второстепенных | | членов | | предложения. | подлежащему (сказуемому), из набора слов, по |
| | Распространённые | | и | нераспространённые | опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме |
| | предложения. Вычленение из предложения пар слов, | и их запись. | | | | | |
| | связанных | по | смыслу. | | Распространение | | | | | | | |
| | предложений | | второстепенными | | членами. | | | | | | | |
| | Составление | | предложений | | по | | данному | | | | | | | |
| | подлежащему (сказуемому), из набора слов, по | | | | | | | |
| | опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их | | | | | | | |
| | запись. | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| Слова, слова, слова… | Слово | и | его | лексическое | значение. | Общее | Усвоить | понятия: | лексическое | значение, |
4 | | представление о лексическом значении слова. | однозначные и многозначные слова, синонимы и |
| | Слово – общее название многих однородных | антонимы, | однозначные и многозначные слова, |
| | предметов. Тематические группы слов. Однозначные | родственные слова, однокоренные слова, корень |
| | и многозначные слова. Прямое и переносное | слова. | | | | | | |
| | значения | | слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение | Распознавать однокоренные слова, отличать их |
| | над употреблением в речи однозначных и | от внешне сходных слов и форм слов. | | |
| | многозначных | слов, антонимов, синонимов, выбор | Распознавать | корень в | слове, | подбирать |
| | нужного и точного слова, соответствующего | однокоренные | | слова, | наблюдать | над |
| | предмету мысли. Работа со словарями учебника. | единообразным | | написанием | корня | в |
| | Родственные слова. Однокоренные слова. | Корень | однокоренных. | | | | | |
| | слова как значимая часть слова. Формирование | Работать со словарями учебника. | | |
| | умения распознавать однокоренные слова, отличать | Определять в слове слоги, обозначать ударение, |
| | их от внешне сходных слов и форм слов. | распознавать ударные и безударные слоги. | |
| | Упражнение | в | распознавании | | корня | | в слове, | Упражняться в переносе слов. | | | |
| | подборе | однокоренных | слов, | в | наблюдение над | | | | | | | |
| | единообразным написанием корня в однокоренных | | | | | | | |
| | словах. | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о | | | | | | | |
| | слове и слоге как минимальной произносительной | | | | | | | |
| | единице, о слогообразующей роли гласной. | | | | | | | |
| | Ударение, | смыслоразличительная | роль | ударения. | | | | | | | |
| | Наблюдение над разноместностью и подвижностью | | | | | | | |
| | русского | | ударения. | | Использование | | свойств | | | | | | | |
| | подвижности для проверки безударных гласных, | | | | | | | |
| | проверяемых | | ударением. | Совершенствование | | | | | | | |
| | навыка | определять | в | слове | слоги, | обозначать | | | | | | | |
| | ударение, распознавать ударные и безударные слоги. | | | |
| | Упражнение | в | правильном | | орфоэпическом | | | |
| | произношении слов. Работа с орфоэпическим | | | |
| | словарём. | | | | | | | | | | | | |
| | Перенос слов. Правила переноса слов с одной | | | |
| | строки на другую. Упражнение в переносе слов. | | | | |
| | | |
5 | Звуки и буквы | Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и | Выполнять звуко-буквенный анализ слова. |
| | буквах русского языка. Условное обозначение звуков | Располагать слова в алфавитном порядке. |
| | речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его | | Определять основные признаки |
| | значение. Уточнение представлений об алфавите. | | гласных звуков, их смыслоразличительная роль |
| | Упражнение на запоминание названий букв и | | | в слове, буквы, обозначающие гласные звуки. |
| | порядка букв в алфавите. Формирование умений | | Определять роль гласных букв в слове. |
| | располагать слова в алфавитном порядке. | | | Упражняться | в обосновании способов проверки |
| | Алфавитное расположение слов в словарях, | | | безударных гласных в корне слова, в |
| | справочниках, энциклопедиях. | | | | | | правописании слов с безударными гласными, |
| | Основные | признаки | гласных | | звуков? | | Их | проверяемыми ударением. | |
| | смыслоразличительная роль в слов. Соотношение | Работать с понятием «орфограмма». |
| | гласных звуков и букв, обозначающих гласные | | | |
| | звуки. Определение | роли гласных | букв в | слове. | | | |
| | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и | | | |
| | безударных слогах в корне однокоренных слов | и | | | |
| | форм одного и того же слова. Особенности | | | |
| | проверяемого и проверочного слов. Способы | | | |
| | проверки | написания | гласной в | безударном слоге | | | |
| | корня. | Введение | правила. | Упражнение | в | | | |
| | обосновании | способов | проверки | безударных | | | |
| | гласных в корне слова, в правописании слов с | | | |
| | безударными | гласными, | проверяемыми | ударением. | | | |
| | Слова с безударной гласной, непроверяемой | | | |
| | ударением. Упражнение в написании слов с | | | |
| | безударной гласной, проверяемой | и не проверяемой | | | |
| | ударением. Общее представление об орфограмме. | | | |
| | Работа с орфографическим словарём. | | | | | | |
6 | Правописание | Основные | признаки | согласных | звуков, | их | Определять | основные | признаки согласных |
| буквосочетаний с | смыслоразличительная роль | в | слове. | Буквы, | звуков, их смыслоразличительная роль в слове, |
| шипящими звуками | обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] | буквы, обозначающие согласные звуки. | |
| | и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. | Работать с орфограммой « двойная согласная», | |
| | Произношение и написание слов с двойными | Различать произношение и написание слов с |
| | согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, | буквосочетаниями чк, чн, щн, нч, нщ. | |
| | способы обозначения их на письме гласными | Упражняться | в | правописании | слов | с |
| | буквами и мягким знаком. Правописание слов с | сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн | |
| | мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, | Усвоить | роль | мягкого | знака | в слове. |
| | произношение и написание слов с этими | Упражняться в написании слов с разделительным |
| | буквосочетаниями. Шипящие | согласные звуки, | мягким знаком. | | | | | |
| | обозначение | | шипящих | | звуков | буквами. | Обозначать | буквами | парных | по глухости- |
| | Правописание | слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, | звонкости согласных звуков в конце слова и |
| | чу – щу, чк – чн. | | | | | перед согласным. | | | | |
| | Разделительный мягкий знак, его роль в слове. | Применять способы проверки написания глухих |
| | Разделительный мягкий знак, его роль в слове. | и звонких согласных в конце слова и перед |
| | Правописание слов с разделительным мягким | согласным в корне слова. | | | |
| | знаком. | | | | | | | Упражняться в написании слов с парным по |
| | Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение | глухости – звонкости согласным в корне слова. | |
| | буквами парных по глухости-звонкости согласных | Сопоставлять правила обозначения буквами | |
| | звуков в конце слова и перед согласным. | гласных в безударном слоге корня и парных по | |
| | Особенности проверяемого и проверочного слов. | глухости – звонкости согласных в конце слова и | |
| | Способы проверки написания глухих и звонких | перед согласным в корне слова. | | |
| | согласных в конце слова и перед согласным в корне | Упражняться | в | правописании | гласных | и |
| | слова. Введение правила. Упражнение в написании | согласных в корне | однокоренных слов и форм |
| | слов с парным по глухости – звонкости согласным в | одного и того же слова. | | | |
| | корне слова. | | Сопоставление | правил | обозначения | | | | | | | |
| | буквами гласных в безударном слоге корня и парных | | | | | | | |
| | по глухости – звонкости согласных в конце слова и | | | | | | | |
| | перед согласным в корне слова. Упражнение в | | | | | | | |
| | правописании гласных и согласных в корне | | | | | | | |
| | однокоренных слов и форм одного и того же слова. | | | | | | | | |
| | Упражнения в правописании слов с изученными | | | | | | | |
| | орфограммами | | | | | | | | | | | | |
7 | Части речи | Слова - названия предметов, признаков предметов, | Разграничивать слова - названия предметов, |
| | действий | предметов, | их | отнесённость | к | признаков предметов, действий предметов. | |
| | определённой части речи. | | | | | Соотносить слова - названия предметов, |
| | Имя существительное как часть речи (ознакомление | признаков | предметов, действий | предметов | к |
| | с лексическим значением имени существительного и | определенной части речи. | | |
| | вопросами, на которые отвечает эта часть речи). | Усвоить имя существительное как часть речи |
| | Роль имён существительных в речи. Одушевлённые | (ознакомление с лексическим значением имени |
| | и неодушевлённые имена существительные (общее | существительного | и | вопросами, на которые |
| | представление), упражнение в их распознавании. | отвечает эта часть речи). | | |
| | Собственные | | и | | нарицательные | | имена | Распознавание одушевлённых и неодушевлённых |
| | существительные (общее представление). Заглавная | имен существительных (общее представление). | |
| | буква в именах собственных. Правописание | Разграничивать собственные и нарицательные |
| | собственных имён существительных. Число имён | имена существительные. | | |
| | существительных. | | Изменение | | имён | Упражняться в написании имен собственных. | |
| | существительных по числам. Употребление имён | Определять число имен существительных. | | |
| | существительных только в одном числе (ножницы, | Различать имена существительные в прямом и |
| | молоко). Формирование умения воспроизводить | переносном значении, имена существительные |
| | лексическое | значение | имён | существительных, | близкие и противоположные по значению. | | |
| | различать имена существительные в прямом и | Упражняться | | в | распознавании | имён |
| | переносном | значении, | имена | существительные | существительных (их признаков), в правильном |
| | близкие и противоположные по значению. | употреблении их | в речи, в правописании имён |
| | Совершенствование | навыка | | правописания | имён | существительных с изученными орфограммами. | |
| | существительных | с | изученными | орфограммами. | Усвоить глагол как часть речи (ознакомление с |
| | Упражнения | | в | | распознавании | | имён | лексическим значением глагола и вопросами, на |
| | существительных (их признаков), в правильном | которые отвечает эта часть речи). | | |
| | употреблении | их | в | речи, | в | правописании | имён | Упражняться | в | распознавании глаголов | (их |
| | существительных с изученными орфограммами. | признаков), в | правильном употреблении их | в |
| | Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим | речи и в правописании глаголов с изученными |
| | значением глагола и вопросами, на которые отвечает | орфограммами. | | | | |
| | эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число | Распознавать глаголы в прямом и переносном |
| | глаголов. Изменение глаголов по числам. | значении, глаголы близкие и противоположные |
| | Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в | по значению. | | | | | |
| | распознавании глаголов (их признаков), в | Наблюдать | над ролью глаголов в тексте- |
| | правильном | употреблении | их | в речи | и в | повествовании. | | | | |
| | правописании | | глаголов | | с | изученными | Составлять повествовательный текст. | | |
| | орфограммами. | | Формирование | умений | Усвоить имя | прилагательное как часть | речи |
| | воспроизводить | лексическое | значение | глаголов, | (ознакомиться с лексическим значением имени |
| | распознавать глаголы в прямом и переносном | прилагательного и вопросами, на которые |
| | значении, глаголы близкие и противоположные по | отвечает эта часть речи). | | |
| | значению. | Текст-повествование | (общее | Устанавливать | связь | имени прилагательного | с |
представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён
прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление
личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за Речь устная и письменная. Текст. Предложение.
именем существительным в предложении и в словосочетании.
Упражняться в распознавании имён
прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами.
Распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Наблюдать над ролью имён прилагательных в
описательном тексте.
Составлять описательный текст.
Усвоить местоимение как часть речи.
Распознавать местоимения и правильно употреблять их в речи.
Составлять текст- рассуждение. Усвоить предлог как часть речи. Упражняться в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Разграничивать устную и письменную речь.
| год | Главные | и | второстепенные члены | предложения. | Членить речь на предложения. | | | | |
8 | | Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы | Определять | главные | члены | предложения | и | |
| | обозначения буквами гласных и согласных звуков в | оформлять символической записью. | | | |
| | слове. | Правописание | слов | с | изученными | Выполнять звукобуквенный анализ. | | | |
| | орфограммами. | Лексическое | значение | | слова. | Упражняться в письме в тетрадях с разлиновкой | |
| | | в одну линию. | | | | | | |
| | Синонимы. | | Антонимы. | Однозначные | и | Разграничивать изученные | орфограммы | и | |
| | многозначные слова. Прямое и переносное значение | подбирать | путь | решения | данной | |
| | слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ | орфографической задачи. | | | | |
| | слов. | | | | | | | | | Распределять слова в алфавитном порядке. | | |
| | Слова с непроверяемыми написаниями: | | | | | | | | | |
| | Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, | | | | | | | |
| | декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, | | | | | | | |
| | здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, | | | | | | | |
| | картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, | | | | | | | |
| | мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, | | | | | | | |
| | народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, | | | | | | | |
| | октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, | | | | | | | |
| | родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, | | | | | | | |
| | скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, | | | | | | | |
| | топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, | | | | | | | |
| | щавель, яблоня, ягода, январь. | | | | | | | | | | | |
| | Чистописание | | | | | | | | | | | | | |
| | Закрепление | гигиенических | навыков | письма: | | | | | | | |
| | правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. | | | | | | | |
| | Работа над формами букв и их соединениями в | | | | | | | |
| | словах. Письмо строчных и заглавных букв по | | | | | | | |
| | группам в порядке усложнения их начертания: 1) | | | | | | | |
| | и,ш,И,Ш,п,р,т,г; | | 2) | | л,м,Л,М,я.Я,А; | | | | | | | |
| | 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их | | | | | | | |
| | варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) | | | | | | | |
| | В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д. | | | | | | | | | | |
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях
разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 8 |
4 | Слова, слова, слова… | 18 |
5 | Звуки и буквы | 26 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 21 |
7 | Части речи | 45 |
8 | Повторение изученного за год | 11 |
Календарно - тематическое планирование во 2 классе
№п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Наша речь | Требования к результатам освоения ООПНОО Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | |
2 | | Как отличить диалог от монолога? | 1 | |
3 | | Закрепление. Проверка знаний по разделу «Наша речь» | 1 | |
4 | Текст | Что такое текст? Признаки текста: целостность, связность, законченность | 1 | |
5 | | Что такое тема и главная мысль текста? Части текста. Заглавие. | 1 | |
6 | | Диагностическая контрольная работа №1 | 1 | |
7 | | Работа над ошибками | 1 | |
8 | Предложение | Что такое предложение? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? | 1 | |
9 | | Что такое главные члены предложения? | 1 | |
10 | | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | |
11 | | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения | 1 | |
12 | | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | |
13 | | Как установить связь слов в предложении? | 1 | |
14 | | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» «Золотая осень в родном селе» Р. К. | 1 | |
15 | | Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Предложение». | 1 | |
16 | Слова, слова, слова… | Что такое лексическое значение слова? | 1 | |
17 | | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | |
18 | | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | |
19 | | Что такое синонимы? | 1 | |
20 | | Что такое антонимы? | 1 | |
21 | | Что такое антонимы? Закрепление. | 1 | |
22 | | Что такое родственные слова? | 1 | |
23 | | Что такое родственные слова? Закрепление. Нахождение родственных слов в литературных произведениях Александровских поэтов. Р. К. | 1 | |
24 | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | |
25 | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Закрепление | 1 | |
26 | | Какие бывают слоги? | 1 | |
27 | | Как определить ударный слог? Контрольный словарный диктант | 1 | |
28 | | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | |
29 | | Как переносить слова с одной строки на другую? Закрепление. | 1 | |
30 | | Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | |
31 | | Работа над ошибками Проверочная работа | 1 | |
32 | | Контрольный диктант №2 по теме «Слова, слова,слова…» | 1 | |
33 | | Работа над ошибками | 1 | |
34 | Звуки и буквы | Как различить звуки и буквы? | 1 | |
35 | | Как мы используем алфавит? | 1 | |
36 | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | |
37 | | Коллективное составление рассказа по репродукции картины Серебряковой З. Е. «За обедом» | 1 | |
38 | | Как определить гласные звуки? | 1 | |
39 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | |
40 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | |
41 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. | 1 | |
42 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Формирование орфографической зоркости. | 1 | |
43 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | |
44 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | |
45 | | Орфограмма. Проверяемая и непроверяемая орфограмма. | 1 | |
46 | | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». «Зима в селе Круглолесском» Р. К. | 1 | |
47 | | Как определить согласные звуки? | 1 | |
48 | | Согласный звук [Й] и буква И краткое | 1 | |
49 | | Слова с удвоенными согласными | 1 | |
50 | | Написание слов с удвоенными согласными | 1 | |
51 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | |
52 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | |
53 | | Для чего служит мягкий знак. | 1 | |
54 | | Правописание слов с мягким знаком в конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 | |
55 | | Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. | 1 | |
56 | | Закрепление изученного. Контрольный словарный диктант. | 1 | |
57 | | Промежуточная контрольная работа №3 | 1 | |
58 | | Работа над ошибками. Наши проекты. Пишем письмо Деду Морозу. | 1 | |
59 | | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными | 1 | |
60 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ- орфограммы. | 1 | |
61 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. .Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). | 1 | |
62 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Закрепление. | 1 | |
63 | | Гласные в буквосочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ- орфограммы. | 1 | |
64 | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Закрепление. | 1 | |
65 | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. | 1 | |
66 | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих. Урок - исследование | 1 | |
67 | | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 1 | |
68 | | Особенности правописания однокоренных слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 1 | |
69 | | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | 1 | |
70 | | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного). | 1 | |
71 | | Правописание орфограммы – буквы, обозначающий парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным. | 1 | |
72 | | Работа с орфограммой – буквой, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным | 1 | |
73 | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 1 | |
74 | | Закрепление знаний по разделу « Правописание парных согласных на конце и в середине слова» Проверочная работа | 1 | |
75 | | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова» | 1 | |
76 | | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | 1 | |
77 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
78 | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 1 | |
79 | | Создание предложений по теме «Жизнь диких животных моего края зимой» Р. К. | 1 | |
80 | | Обучающее сочинение «Зимние забавы». | 1 | |
81 | Части речи | Что такое части речи? | 1 | |
82 | | Что такое части речи? | 1 | |
83 | | Что такое имя существительное? Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | |
84 | | Что такое имя существительное? Закрепление. | 1 | |
85 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | |
86 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | 1 | |
87 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | |
88 | | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам | 1 | |
89 | | Заглавная буква в географических названиях. Создание небольших текстов по теме «Достопримечательности моего села» Р. К. | 1 | |
90 | | Составление рассказа по репродукции картины Васнецова В. М. «Три богатыря». | 1 | |
91 | | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | |
92 | | Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, употребляемые только в одном числе | 1 | |
93 | | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по данным вопросам | 1 | |
94 | | Закрепление и обобщение изученных знаний. Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. | | |
95 | | Контрольная работа №4 по теме «Имя существительное» | 1 | |
96 | | Работа над ошибками | 1 | |
97 | | Что такое глагол? | 1 | |
98 | | Что такое глагол? Глагол как часть речи и употребление его в речи. | 1 | |
99 | | Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» .Создание книжки – малышки «Весна в моем селе». Р. К. | 1 | |
100 | | Единственное и множественное число глаголов | 1 | |
101 | | Единственное и множественное число глаголов. Закрепление. | 1 | |
102 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | |
103 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. Закрепление. Контрольный словарный диктант. | 1 | |
104 | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | |
105 | | Что такое текст-повествование? | 1 | |
106 | | Составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. | 1 | |
107 | | Закрепление и повторение изученного. Проверочная работа тексту учебника. | 1 | |
108 | | Что такое имя прилагательное? | 1 | |
109 | | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | |
110 | | Имена прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | |
111 | | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | |
112 | | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | |
113 | | Что такое текст-описание? | 1 | |
114 | | Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | |
115 | | Применение знаний и умений. Выполнение заданий «Проверь себя» в учебнике | 1 | |
116 | | Что такое местоимение? Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). | 1 | |
117 | | Местоимение (личное) как часть речи. Значение и употребление в речи. | 1 | |
118 | | Что такое тест-рассуждение? | 1 | |
119 | | Структура текста-рассуждения. Работа с текстом. | 1 | |
120 | | Закрепление знаний по теме «Местоимение». Выполнение заданий«Проверь себя» по тексту учебника. | 1 | |
121 | | Общее понятие о предлоге.Правописание предлогов с именами существительными. | 1 | |
122 | | Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | |
123 | | Закрепление знаний по теме «Предлоги». | 1 | |
124 | | Контрольный диктант№5 по теме «Части речи» | 1 | |
125 | | Работа над ошибками | 1 | |
126 | Повторение | Повторение по теме «Текст». | 1 | |
127 | | Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» | 1 | |
128 | | Работа над ошибками. Применение знаний и умений. | 1 | |
129 | | Итоговая контрольная работа №6 | 1 | |
130 | | Работа над ошибками | 1 | |
131 | | Комплексная работа над структурой текста: оглавление, корректирование порядка предложений и частей текста на примере рассказов писателей нашего района. Р. К. | 1 | |
132 | | Повторение по теме «Предложение» Построение предложений о селе Круглолесском. Р. К. | 1 | |
133 | | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | |
134 | | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | |
135 | | Повторение по теме «Правила правописания» Создание текста о родном селе по готовому началу. Р. К. | 1 | |
136 | | Применение знаний и умений. Выполнение заданий «Проверь себя» | 1 | |
13