СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Русский язык» 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  предмета «Русский язык»  3 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Русский язык» 3 класса»

Приложение к ООП НОО,

утвержденной приказом МБОУ «СОШ №4»

от «30» августа 2019 г. № 794/О









Рабочая программа

предмета «Русский язык»

3 класса

(4 ч в неделю, 136 часов в год)



Учитель: Адуллина З.Н.














2019 – 2020

учебный год

Русский язык

3 класс

УМК «Школа России»

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения предмета

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты освоения предмета

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.


Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения предмета

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • знакомство с жанрами объявления, письма;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать над словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).


Содержание учебного предмета, курса (136 часов)

Язык и речь (2 ч)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь – отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствиями с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Р.р. Составление текста по рисунку


Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представление о предложении и диалоге).

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложения.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представление).

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).

Распространенные и нераспространенные предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложение (общее представление).

Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Р.р. Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Слово в языке и речи (17 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; од­нозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, анто­нимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существи­тельном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о кор­не слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными глас­ными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухо­сти-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Развитие речи

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно со­ставленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (14 ч)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове. Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Развитие речи

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Правописание частей слова (23 ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений пла­нировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и пе­ред согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ь).

Развитие речи

Составление текста по репродукции картины.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно состав­ленному плану.

Составление объявления.

Части речи (57 ч)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоиме­ние, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная кара­мель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором упот­реблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное.

Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существи­тельного.

Изменение имён прилагательных по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол.

Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола.

Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Правописание частицы не с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.

Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Повторение (9 ч)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


урока


Дата

Тема урока





Планируемые

результаты


Универсальные учебные действия

Язык и речь

(2ч.)

1


Инструктаж по ТБ. Наша речь.

Виды речи

Обучающийся научится:

-различать виды речи

анализировать

- высказывания о русском языке

- формировать навык общения

- научится выяснять значение слова язык, размышление о языке

-анализировать высказывания о русском языке

Обучающийся получит возможность научиться

владеть русским языком

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Регулятивные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу,

- оценивать свои достижения, определять трудности.

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- использовать общие приемы

Коммуникативные :

-задавать вопросы.

- выражать свои мысли в устной и письменной форме.

- уметь просить о помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

2


Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание

(14 ч.)

3


Текст

Обучающийся научится:

- различать признаки текста, типы текстов - подбирать заголовки к тексту

- составление текста из деформированных предложений

- различать предложения

- правильно находить восклицательные и невосклицательные предложения и ставить знак в конце предложений

- различать простое и сложное предложения

- находить грамматическую основу сложного предложения

- правильно выполнять полный разбор предложения по членам согласно Памятки

- определять тип текста, цель высказывания и интонацию предложения

Обучающийся получит возможность научиться

-списывания текста,

- составлять текст по самостоятельно выбранной теме на основе личных впечатлений

-правильно оформлять предложение на письме

-отделять в устной речи одно предложение от другого

Коммуникативные УУД

1.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

3.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

4. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.

5. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения


Регулятивные УУД

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2.Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Познавательные УУД


1.Различать текст , предложение, словосочетание 2.Определять тему текста и главную мысль предложений

3.Отличать предложение от группы слов.

4.Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

4


Типы текстов

5


Предложение

6


Виды предложений по цели высказывания



7


Стартовая контрольная работа

8


Виды предложений по интонации

9


Предложения с обращением

10


Главные и второстепенные члены предложения

11


Главные и второстепенные члены предложения

12-13


Простое и сложное предложения

14-15


Словосочетание

16


Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

Слово в языке и речи.

(17 ч.)

17


Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова


Обучающийся научится :

-определять лексическое значение слов

- распознавать однозначные и многозначные слова

-распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать со словарём, находить в тексте фразеологизмы;

-различать изученные части речи, однокоренные слова, выделять в словах корень.

- научится находить омонимы в устной и письменной речи

- разбор предложений по членам предложений, по частям речи

- звуко-буквенный разбор слов

- определение глаголов по вопросам и по обобщенному лексическому значению

- распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

- различать слово и слог, букву и звук


Обучающийся получит возможность научиться

- работа со словарем,

- написание слов с

изученными орфограммами

- находить лексические значения слов


Регулятивные УУД

1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

2.Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

3. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

4. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.


Познавательные УУД

1.Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их по толковому словарю.

2.Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

3. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы.

4.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела.

Личностные:

1. Осознавать личностный смысл учения; иметь мотивацию к продолжению обучения в школе.

- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.




18


Синонимы и антонимы

19


Омонимы

20


Слово и словосочетание

21


Фразеологизмы

22


РР Обучающее изложение

23


Имя существительное.

24


Имя прилагательное

25


Глагол

26


Имя числительное как часть речи

27


Однокоренные слова

28


Звуки и буквы. Гласные звуки

29


Звуки и буквы. Согласные звуки

30


Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

31


Обучающее изложение

32


Проект «Рассказ о слове»

33


Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Состав слова

(14 ч.)

34


Что такое корень слова? Как найти в слове корень?


Обучающийся научится:

- научаться распознавать однокоренные слова и группировать их;

- различать однокоренные слова и синонимы;

- выделять все части слова;

- образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;

- составлять описательный текст по картине.

- находить суффиксы в словах

- проводить разбор слов по составу, пользуясь Памяткой


Обучающийся получит возможность научиться

- высказывать свое отношение к картине, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст

- работать со словообразовательным словарем, работать с форзацем учебника

- формировать навык работы по алгоритму








Личностные УУД

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение»

Познавательные УУД

1.Узнавать изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

3.Различать слово и слог, звук и букву.

4.Опрделять наличие в слове изученных орфограмм.

5.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

6. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении.

5.Составлять проектную статью о слове, участвовать в её презентации.

7.формулировать определения приставки, суффикса, корня;

Регулятивные УУД

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела;

3..Определять план выполнения заданий на уроках.

4. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

5. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

6.выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного;

Коммуникативные УУД

-оформлять свои мысли в устной

и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы
фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- учиться подтверждать аргументы
фактами;

35


Сложные слова

36


Окончание

37


Упражнение в нахождении окончаний

38


Обучающее изложение

39


Приставка – значимая часть слова

40


Значения приставок

41


Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

42


Значения суффиксов

43


Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

44


Основа слова

45


Обобщение знаний о составе слова.

46


Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова»

47


Проект «Семья слов»

Правописание частей слова

(23 ч.)

48


В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне.


Обучающийся научится:

- находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять написания слов с орфограммами, группировать слова по типу орфограмм, работать с орфографическим словарём;

- оценивать результаты выполненного задания

- подбирать проверочные слова с заданной орфограммой

- безошибочное списывание текста, звукобуквенный разбор слов

- отличить приставку от предлога, выбор подходящих по смыслу предлогов


Обучающийся получит возможность научиться

- формирование умения ставить перед собой

орфографическую задачу, определять пути ее решения

- объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой

- работа с орфографическим словарем, обозначение согласного звука буквой

- находить зрительно и на слух изученные орфограммы и безошибочное написание слов,

- учиться высказывать свое отношение к картине






Регулятивные УУД

1.Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях. .

2.Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.


Познавательные УУД

1.Определять наличия в слове изученных орфограмм;

2 .Подбирать несколько проверочных слов;

3.Определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

4.. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 


Коммуникативные УУД 1.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

2.Критично относиться к своему мнению. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Осознавать уровень и качество выполнения работы;

-обращаться к способу действия, оценивая свои возможности;

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками






49


Правописание слов с безударными гласными в корне.

50


Правописание слов с безударными гласными в корне.

51


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

52


Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

53


Обучающее изложение

54


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

55


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

56


Правописание слов с удвоенными согласными

57


Правописание слов с удвоенными согласными

58


Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

59


Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слова»

60


Правописание приставок и суффиксов.

61


Правописание приставок и суффиксов.

62


Правописание приставок и предлогов

63


Правописание приставок и предлогов

64


Административная контрольная работа

65


Правописание слов с разделительным твердым знаком

66


Контрольный диктант №5 по теме «Правописание частей слова»

67


Упражнение в написании слов с разделительным твердым и мягким знаками

68


Упражнение в написании слов с разделительным твердым и мягким знаками

69


Обучающее изложение

70


Проект «Составляем орфографический словарь»

Части речи

(57ч)

Учебник «Русский язык» часть 2

71


Значение и употребление имен существительных в речи

Обучащиеся научатся: распознавать имена существительные среди слов других частей речи;

- различать одушевленные и неодушевленные собственные и нарицательные имена существительные;

- определять род, число и падеж имен существительных, правильно писать имена существительные с шипящими на конце.

- :развивать языковую активность детей , формировать опыт составления предложений с данными словами, работа с памяткой «Порядок разбора имени существительного

Обучающийся получит возможность научиться

- составление по рисунку текста, определение темы, главной мысли, написание заголовка; работа с таблицей

- составление и запись текста на заданную тему, контролировать этапы

своей работы.

- работа со словарем, подбор синонимов

- написание сочинения, проверка написанного



Регулятивные УУД:

1.Аргументировать свою точку зрения;

-сотрудничать с одноклассниками
при работе в группе, паре;

-проявлять интерес к различным точкам зрения;

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.

-выделять учебную задачу на основе соотнесения известного;

-участвовать в учебном диалоге,

2.Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

Познавательные УУД:

-распознавать имена существительные среди слов других частей речи;

-определять лексическое значение имён существительных;

Выделять одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные;

-определять род, число;

-находить в справочниках, ответ на интересующие
вопросы, делать выводы на основе обобщения знаний;

-пробовать самостоятельно
перестраивать известный способ действия.

Коммуникативные УУД:

-подтверждать аргументы фактами;

-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

-выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

4.Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

5.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

7. Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

72


Значение и употребление имен существительных в речи

73


Одушевленные и неодушевленные имена существительные

74


Собственные и нарицательные имена существительные

75


Изменение имен существительных по числам

76


Изменение имен существительных по числам

77


Род имен существительных

78


Род имен существительных

79


Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

80


Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

81


Обучающее изложение

82


Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»

83


Склонение имен существительных

84


Падеж имен существительных

85


Именительный падеж имен существительных

86


Родительный падеж имен существительных

87


Дательный падеж имен существительных

88


Винительный падеж имен существительных

89


Творительный падеж имен существительных

90


Предложный падеж имен существительных

91


Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

92


Контрольный диктант№7 по теме «Правописание окончаний имен существительных»

93


Понятие об имени прилагательном как части речи


Обучающиеся научатся:

- распознавание имен прилагательных в тексте среди других частей речи

- определять род, число и падеж имен прилагательных, правильно писать имена прилагательные;

- классификация имен прилагательных по роду, признаки имен прилагательных для определения рода

- ставить вопросы от имен существительных к именам прилагательных для правильной записи окончания

Обучающиеся получат возможность:- обогащение словарного запаса, различать лексические значения слов, подбирать к ним синонимы, устанавливать связь имен существительных с именами прилагательными.

- наблюдать над употреблением имен прилагательных в текстах, выделять выразительные средства языка

- составление и запись словосочетаний и предложений с именами прилагательными

имен прилагательных и обосновывать правильность их выделения



















Обучающиеся научатся:-распознавать личностные местоимения среди других частей речи;

- определять грамматические признаки личностных местоимений;

- употреблять местоимения в тексте.


Обучающиеся получат возможность:

работать с таблицей личных местоимений, замена имен существительных местоимениями

- определять грамматические признаки личных местоимений, изменений по родам местоимений 3-го лица ед.ч.



Регулятивные УУД:

1. участвовать в учебном диалоге,
2. аргументировать свою точку зрения;

3. сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

4. проявлять интерес к различным точкам зрения.

5. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала


Познавательные УУД:

--распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи;

-определять лексическое значение имён прилагательных;

-составлять текст-описание;

делать выводы на основе обобщения знаний;

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия.

-определять начальную форму имён прилагательных;

-определять падеж имени прилагательного по падежу

имени существительному;

-делать выводы на основе обобщения знаний;

-наблюдать за именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки, участвовать в проекте и конкурсе загадок.


Коммуникативные УУД:

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;














Коммуникативные УУД:Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Познавательные УУД:

- распознавать местоимения среди слов других частей речи;

-определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род;

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

-делать выводы на основе обобщения знаний;

-уметь выполнять морфологический разбор местоимений.

Регулятивные УУД:Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

94


Роль прилагательных в тексте

95


Текст - описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь»

96


Род имен прилагательных

97


Правописание родовых окончаний имен прилагательных

98


Число имен прилагательных

99


Изменение имен прилагательных по числам

100


Изменение имен прилагательным по падежам

101


Упражнение в определении падежа имен прилагательных

102


Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи

103


Обобщение знаний об имени прилагательном

104


Сочинение по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

105


Анализ сочинений. Обобщение знаний об имени прилагательном

106


Личные местоимения (общее представление)

107


Изменение личных местоимений по родам

108


Наблюдение над употреблением в тексте местоимений

Обобщение знаний о местоимении

109

110


Понятие о глаголе как части речи

Обучающиеся научатся:

- научаться распознавать глаголы среди других частей речи;

- научить узнавать неопределенную форму глагола;

- определять число, время, род;

- правильно писать глаголы с частицей не;

- развивать творческое мышление


Обучающиеся получат возможность

- находить глаголы в прямом и переносном значении, подбор синонимов и антонимов

- запись стихотворений, главная мысль


Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого

2. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

4.Определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

5. подтверждать аргументы фактами;

-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

-оценивать собственную успешность в выполнения заданий;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;

- критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

Познавательные УУД:

- распознавать глаголы среди слов других частей речи;

-определять лексическое значение глаголов;

-узнавать НФГ, число глагола, изменять по числам, по временам, определять род и число в прошедшем времени, правильно их произносить;

-составлять текст-рассуждение;

находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы;

-делать выводы на основе обобщения знаний;

-пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия.


111


Упражнение в определении лексического значения глагола

112


Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов

113


Глаголы в неопределенной форме

114


Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме

115


Изменение глаголов по числам

116


Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа

117


Итоговая комплексная работа

118


Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

119


Изменение глаголов по временам.

120


Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.


121


Подробное изложение повествовательного текста

(упр.213 с.120)

122


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Род глаголов в прошедшем времени

123


Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

124


Правописание частицы не с глаголами

125


Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

126


Обобщение знаний о глаголе

127


Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

Повторение (9 ч.)

128


Повторение и систематизация изученного о частях речи

Обучающиеся научатся:

- делать морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений,

- делать логические

заключения.

- Осознавать роль языка и речи в жизни человека.

Обучающиеся получат возможность

- трансформировать предложения, определить тему, установить

- обобщить изученные орфограммы за год.

- запись самостоятельно составленного текста с использованием опорных слов, проверка написанного

- грамотно излагать составленный текст


Регулятивные УУД:

-участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки осознавать уровень и качество выполнения;

-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:

-составлять текст, текст по рисунку;

-анализировать высказывания о русском языке;

-определять тему и главную мысль текста;

-выделять главные члены предложения и объяснять способы их нахождения;

-находить обращение в предложении;

-делать выводы на основе обобщения знаний;

-пробовать самостоятельно конструировать способ
действия в соответствии с условиями новой задачи;

-создавать разные виды текстов.

- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи
Коммуникативные УУД:

-проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;

-слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

с помощью других учащихся и самостоятельно;

129


Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (упр. 242 с.133)

130


Обобщение изученного о слове, предложении

131


Правописание окончаний имен прилагательных

132


Правописание безударных гласных

133


Правописание приставок и предлогов

134


Итоговый контрольный диктант №10

135


Промежуточная аттестация

136


Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

































Контрольно-измерительные материалы










Диктант № 1 по теме «Предложение»

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.


Слова для справок: шуршит, пожухлая, ходим, воздухом

Грамматическое задание:

1. В третьем предложении подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания.

2. Разделить слова для переноса:

1 вариант: русский, яркие

2 вариант: осенний, капелька
















Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением

диктант



5

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



6

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



7

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 1



8

различать словосочетание

ГЗ 1



9

разделять слова для переноса

ГЗ 2









Диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое, определить части речи.

  2. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

  3. Выписать из текста два однокоренных слова, выделить корень.










Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением

диктант



5

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



6

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 1



7

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах

ГЗ 2



8

подбирать однокоренные слова и находить корень

ГЗ 2










Диктант № 3 по теме «Состав слова»

Прогулка в рощу.

            Осенью мы всем классом пошли в рощу. Лесные деревья стояли нарядные. Листья, как ковер, лежали на земле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

            Мальчики нашли старое птичье гнездо. Девочки собрали под елью шишки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей.

Слова для справок: шуршали, сделать.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены пятого и шестого предложений.

  2. Написать однокоренные слова к слову лесные.

  3. Разобрать по составу слова: горка, выдержка, смешинка.







Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением

диктант



5

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



6

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



7

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 1



8

подбирать однокоренные слова

ГЗ 2



9

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

ГЗ 3










Диктант № 4 по теме «Правописание корней слова»

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

  2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).

  3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.



















Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением

диктант



5

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



6

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



7

раздельное написание предлогов с именами существительными;

диктант



8

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 1



9

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

ГЗ 2



10

применять разные способы проверки правописания слов: изменения формы слова, подбор однокоренных слов, использования орфографического словаря

ГЗ 3










Диктант № 4 по теме «Правописание частей слова»

Синички.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Слова для справок: будто, словно.

Грамматические задания.

  1. Разобрать по составу слова: зимний, грудка.

  2. Разобрать по членам предпоследнее предложение.

  3. Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.









Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением

диктант



5

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



6

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



7

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс,окончание;

ГЗ 1



8

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 2



9

применять разные способы проверки правописания слов: изменения формы слова, подбор однокоренных слов, использования орфографического словаря

ГЗ 3



Оценочный лист




















Диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Летом.

        Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

        Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматические задания.

  1. Разобрать по составу слова: маленький, ключик.

  2. Выписать из диктанта по 2 существительных женского, мужского и среднего рода, обозначить род.

  3. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.

















Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением

диктант



5

прописная буква в начале предложения, в именах собственных




6

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



7

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



8

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс,окончание;

ГЗ 1



9

определять грамматические признаки существительного (род,);

ГЗ 2



10

определять грамматические признаки существительного (число);

ГЗ 3


























Диктант № 6 по теме «Правописание окончаний имен существительных»

Помощь зайцу

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка.

Гоша принёс зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег.

Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю.


Грамматические задания

1. Определи падеж имен существительных в последнем предложении.

2. Разберите по составу слова принёс, морковка, интересное.

3. Подчеркни грамматическую основу в третьем предложении и укажи части речи.



Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

прописная буква в начале предложения, в именах собственных

диктант



5

перенос слов

диктант



6

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



7

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



8

определять грамматические признаки существительного (падеж,);

ГЗ 1



9

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс,окончание;

ГЗ 2



10

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 3

























Диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках лед. В долине зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

            Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

    Грамматическое задание:

1 вариант

1. Подчеркните главные члены предложения: в четвертом предложении.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

            Узкий ручей-

            Старательный ученик-

3. Определить род, число и падеж имен прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

2 вариант

1. Подчеркните главные члены предложения: в пятом предложении.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

            Трусливый мальчик-

            Высокий куст-

3. Определить род, число и падеж имен прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.



Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

прописная буква в начале предложения, в именах собственных

диктант



5

перенос слов

диктант



6

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



7

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



8

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 1



9

подбирать антонимы к именам прилагательным

ГЗ 2



10

определять грамматические признаки прилагательного (род, число, падеж,);

ГЗ 3























Диктант № 8 по теме «Глагол»

Весеннее утро.

            Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

            Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

  Грамматическое задание:

1 вариант

  1. Разобрать по членам седьмое предложения

  2. Разобрать по составу слова: засветило, утренний, березки;

  3. Определить время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

2 вариант

  1. Разобрать по членам девятое предложения

  2. Разобрать по составу слова: развесили, веселый, местечко.

  3. Определить время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.




Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

прописная буква в начале предложения, в именах собственных

диктант



5

перенос слов

диктант



6

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



7

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



8

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 1



9

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс,окончание;

ГЗ 2



10

определять грамматические признаки глаголов (время, число, лицо);

ГЗ 3

























Итоговый контрольный диктант

ВЕСЕННИЙ ЛЕС

Как красив весенний лес! Вон стоит на опушке грозный сто­рож. Это старый дуб. Он будто спит. Рядом с его крепким стволом робко жмётся молодой побег. Это подрастает маленький сыниш­ка. Его макушка уже покрыта мягкими листочками. А вот гибкая берёзка, словно царевна из сказки. На гладкой коре липкий след. Это сладкий берёзовый сок. Не плачь, подружка. Скоро лето.

Слова для справок: опушке, жмётся, подрастает, покрыта, плачь.

Грамматические задания:

1.В девятом предложении определить части речи и подчеркнуть основу предложения.

2.Разобрать по составу слова: весенний, сторож, подружка, листочками.

3. Выписать 3 слова с безударной гласной, подобрать к ним проверочные слова






Оценочный лист


Критерии

Задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

1

писать под диктовку тексты объемом 40–50 слов в соответствии с изученными правилами правописания

диктант



2

раздельное написание слов в предложении

диктант



3

проверяемые безударные гласные в корне

диктант



4

прописная буква в начале предложения, в именах собственных

диктант



5

перенос слов

диктант



6

знаки препинания в конце предложения (.!?)

диктант



7

парные звонкие глухие согласные в корне

диктант



8

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

ГЗ 1



9

находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое),

ГЗ 1



10

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс, окончание;

ГЗ 2



11

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

ГЗ 3