СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа

(домашнее обучение)



Предмет: Русский язык

Класс: 1

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Шагдарова Туяна Дашидоржиевна













с.Новая Брянь


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год.

-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Программа по русскому языку направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Основная цель: развитие устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствующее их адаптации в современном обществе; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.

Обучение в первом классе соответствует первому этапу обучения русскому языку и представлено уроками обучения грамоте, и носит элементарно-практический характер.


Задачи этого периода:


1.Формирование у обучающихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений.

2.Развитие зрительного и пространственного восприятия и моторных умений.

3.Выработка достаточно прочных навыков грамотного письма.

4.Развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5.Повышение уровня общего развития обучающихся.

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.


Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Срок реализации рабочей программы по русскому языку – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания, получаемые обучающимися в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Овладение  грамотой – первый  этап  школьного  обучения  детей,  в течение  которого  у  них   формируются  первоначальные навыки  письма.  В добукварный период первоклассники пишут печатным шрифтом. При переходе на письменный шрифт учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко – буквенный или буквенный анализ, на обязательное проговаривание слов по слогам, на предварительную условно – графическую схему и на составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. В процессе письма большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала, с которым работают обучающиеся. Обучение ведется с использованием разнообразных видов наглядности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом обучающихся на дому ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа во 1 классе рассчитана на 34ч. в год (1ч. в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.) проявление желания оказывать помощь сопернику в ходе дидактической игры; адекватное оценивание результатов дидактической игры; уважительное отношение к работе товарища у доски, проявление терпения и сдержанности до конца работы; умение доброжелательно исправлять ошибки, допущенные одноклассниками;

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с норами речевого этикета и правилами культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в рамках предметных результатов 1-го года обучения;

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 1-го года обучения)

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-положительного отношения к урокам русского языка;

-уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа;

-интереса к языковой и речевой деятельности;

-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

2.Предметные результаты по учебному предмету «Русский язык» на конец обучения в 1 классе:

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

  • различать звуки на слухи в собственном произношении;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

  • писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания).

3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением уроков;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-работать с учебными принадлежностями (инструментами)

-организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;


-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь писать;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-вступать в контакт с учителем;

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета

Добукварный период. (16ч)

Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ.

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?»), направления звука («Покажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков»). Имитация голоса животных, узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, детских музыкальных инструментов.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у- воет волк, ш-ш-ш- шипит гусь, р-р-р-рычит собака и др.

Практическое знакомство со словом («Назови предметы»). Фиксация слова условно – графическим изображением. Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» условно – графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: дом – дым, удочка – уточка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Фиксация предложения условно – графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений по картинке, запись условно – графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно – графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка.) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Деление двусложных слов на слоги: И-ра, А – ля, Ва – ся. Фиксация части слова условно – графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма – на, са - за, да – та.

Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте». Отработка четкого произношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, с-з, с-ш, и т. д.( с учетом произносительных навыков обучающихся).

Умение слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, у, м, о, н, с в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий.

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок(2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг, их последовательное введение. Составление комбинаций из разных фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик, дом и т.д). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху – внизу, справа – слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: ёлочка – три треугольника, дом – треугольник квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений.

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулак, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений.

Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретами, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период.(18ч)

1 – й этап: изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, и, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назови имена детей, которые начинаются со звука а» и др.). Соотнесение звука и буквы.

Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.

Образование и чтение слогов состоящих из одной гласной в словах (а-у, у-а) закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.

Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.

Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, .Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их прого - варивания (интонирования). Выкладывание звуко – буквенной схемы слова.

Запись под диктовку букв и слогов.

  1. Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.


























Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»

Содержание программного материала.

Кол-во часов.

Дата.

Добукварный период

1

Различение полосок бумаги по цвету и расположению. Выкладывание из цветных полосок бумаги буквенных знаков и геометрических фигур.

1 час


2

Воспроизведение комбинаций из прямых линий путём подбора их дубликатов из палочек. Рисование и обводка по трафарету геометрических фигур. Конструирование знакомых предметов (лесенка, скамейка, оконная рама) из палочек.

1 час


3

Обводка по трафарету, штриховка и закрашивание геометрических фигур; печатание букв по трафарету.

1 час


4

Обводка по шаблону, штриховка и закрашивание знакомых предметов и букв.

1 час


5

Рисование мелом на доске и карандашом прямых линий в разных направлениях. Письмо прямых и наклонных палочек.

1 час


6

Письмо вертикальных и горизонтальных палочек.

1 час


7

Письмо прямой палочки с закруглением вверху и внизу.

1 час


8

Письмо наклонных палочек с закруглением внизу, наклонных палочек с закруглением вверху.

1 час


9

Письмо наклонных палочек с закруглением внизу, наклонных палочек с закруглением вверху. Обводка и штриховка буквы А.

1 час


10

Письмо наклонных палочек с петлёй вверху. Обводка и штриховка буквы У.

1 час


11

Письмо наклонных палочек с петлёй внизу. Обводка и штриховка буквы О.

1 час


12

Обводка и штриховка буквы М

1 час


13

Обводка и штриховка буквы С.

1 час


14

Обводка по трафарету, штриховка и закрашивание геометрических фигур; печатание букв по трафарету…

1 час


15

Обводка по шаблону, штриховка и закрашивание знакомых предметов и букв…

1 час


16

Закрепление пройденного материала .Обводка по шаблону, штриховка и закрашивание знакомых предметов и букв.

1 час


Букварный период.

17

Письмо строчной и заглавной буквы Аа.

1 час


18

Письмо строчной и заглавной Уу.

1 час


19

Письмо звукоподражательных слов Ау, Уа, ау, уа.

1 час


20

Письмо строчной и заглавной буквы Мм.

1 час


21

Письмо открытых и закрытых слогов с изученными буквами.

1 час


22

Закрепление написания букв Аа, Уу, Мм. Закрепление написания открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм.

1 час


23

Письмо строчной и заглавной буквы Оо.

1 час


24

Письмо обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.

1 час


25

Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.

1 час


26

Письмо строчной и заглавной буквы Хх.

1 час


27

Закрепление написания обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх.

1 час


28

Письмо строчной и заглавной буквы Сс.

1 час


29

Закрепление написания обратных и прямых слогов с изученными буквами.

1 час


30

Письмо строчной и заглавной буквы Нн.

1 час


31

Письмо изученных слогов и слов.

1 час


32

Закрепление написания изученных слогов и слов.

1 час


33

Письмо строчной буквы ы.

1 час


34

Письмо изученных слогов и слов..

1 час











































Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

1.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Пропись 1 класс. Общеобразовательных организации, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . В 3 ч. – М.: Просвещение, 2019.

Литература для учителя:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 2014.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.

4. Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.

5. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 2007.

6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 2009.

7. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2002.

8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001

9. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2012.

10. Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 2000

11. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.

Интернет ресурсы.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  3. Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 2005.

  4. Я познаю мир: детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

  1. Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

  2. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. – с. 28-41.

3. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

4. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

5. Л.В.Зубарева,  Коррекция письма на уроках 1-2 классы Практические и тренировочные задания и упражнения.- В.:Учитель, 2006.

6. Л.В. Зубарева,  Коррекция письма на уроках 1-4 классы Практические и тренировочные задания и упражнения.- В.:Учитель, 2007. В.И. Городилова В. И. ,Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения: С- П. « Каро»

7. Л.Н. .Ефремова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Владос. 2001.

8. Л.М.    Зеленина,   Начальная   школа,   Тесты   (Русский   язык,   математика,   чтение, окружающий мир.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!