СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Русский язык»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку, созданной на основе ФГОС, с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А.Николиной Программа по русскому языку 10 – 11 классы для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2019, учебного плана основного общего образования МБОУ «Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска и федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебно-методический комплекс: Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Л.М. Рыбченкова  и др, М., Просвещение, 2019

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Русский язык»»

Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку, созданной на основе ФГОС, с учетом авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А.Николиной Программа по русскому языку 10 – 11 классы для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2019, учебного плана основного общего образования МБОУ «Открытая (сменная) школа № 2» города Смоленска и федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебно-методический комплекс: Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. Л.М. Рыбченкова и др, М., Просвещение, 2019






Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  • представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  • существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты:

  • Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;

  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • говорение и письмо;

  • аудирование и осознанное чтение;

  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).


Реализация воспитательного потенциала урока:

1.Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

2.Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

3.Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

4.Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

5.Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

6.Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

7.Организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

8.Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

9.Выявление наиболее способных обучающихся и привлечение их для проведения предметных недель, участия в предметных олимпиадах и конкурсах, с целью стимулирования углубленного изучения предмета.



Содержание учебного предмета

10 класс

1.Общие сведения о языке.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.

«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д. Ушинский).

Русский язык как многофункциональная знаковая система и общественное явление.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

История развития русского языка. Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Осознание национального своеобразия русского языка.

Периоды в истории развития русского языка.

Место и назначение русского языка в современном мире. Взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур Информационная переработка текста.

Стилистические функции устаревших форм слова.

2.Русский язык как система средств разных уровней.

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.

3.Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы языка. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общества.

Принципы русской орфографии.

Фонетический разбор слов. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

4.Лексика и фразеология.

Повторение изученного в 5-9 классах по теме «Лексика». Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Сферы употребления русской лексики. Эстетическая функция языка: выявление в произведении языковых средств, передающих эстетическое содержание.

Исконно русская и заимствованная лексика. Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, образная система). Анализ языковых особенностей жанра.

Русская фразеология. Основные типы фразеологических оборотов.

Словари русского языка Лингвистические справочники, их использование.

Тестирование изученной темы.

5.Состав слова (морфемика) и словообразование.

Повторение: морфемика и словообразование. Морфемный разбор.

Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.

Выразительные словообразовательные средства. Анализ художественного текста.

6.Морфология и орфография.

Обобщение по теме «Части речи» (повторение изученного в 5-9 класах).

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Суффиксы прилагательных, образованных от имен. Изменения в русском языке на современном этапе.

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (с именами существительными, с именами прилагательными, с именами числительными, с местоимениями, с глаголами, с причастиями, с наречиями, в составе союзов и союзных слов).

Различение частиц НЕ и НИ. Разграничение НЕ и НИ

Правописание наречий (гласные на конце наречий, наречия, оканчивающиеся на шипящие, отрицательные наречия, дефисное написание наречий, слитное написание наречий, раздельное написание наречий и наречных сочетаний).

Правописание глаголов (личные окончания глаголов, буква Ь в глагольных формах, суффиксы глаголов, глаголы в прошедшем времени).

Правописание причастий (суффиксы причастий).

7.Речь. Функциональные стили речи.

Что такое текст. Способы и средства связи между частями текста. Типы речи. Речеведческий анализ текста.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки, основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной речи.

Публицистический стиль, сферы его использования и назначения. Признаки, основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичной речи.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Научный стиль речи.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля. Конспект. Тематический конспект. Реферат.

8.Повторение. Принципы русской орфографии и пунктуации. Морфемика и словообразование. Морфология и орфография. Стилт речи. Текст, виды переработки текста.


11 класс


1.Введение. Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Литературный язык и язык художественной литературы

Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая (образцовая) форма национального языка, язык общенародной культуры, язык нормированный, литературный язык полифункционален, используется во всех сферах общения; понятия «язык художественной литературы» и «литературный язык».

Современный русский литературный язык как система

2.Повторение изученного в 10 классе.

3.Русский язык в современном мире. Экология языка.

4.Язык и речь. Синтаксис. Синтаксические нормы. Пунктуационные норы русского языка.

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике.

Выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.

5.Функциональная стилистика и культура речи. Понятие о функциональной стилистике.

Разговорная речь.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по ее внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма.

Официально-деловой стиль. Сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать официально-деловые тексты с дачки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Создавать официально-деловые тексты ( заявление, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Публицистический стиль речи Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)

Распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты й тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний).

Язык художественной литературы . Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

6.Повторение изученного в 10 – 11 классах.


Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

10 класс


Тема

Количество часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания (воспитательный потенциал урока)

1.

Общие сведения о языке.

2

2,3

2.

Русский язык как система средств разных уровней.

2

1,2,3

3.

Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография.

6

3,6

4.

Лексика и фразеология

16

1,2,3,4,8

5.

Состав слова (морфемика) и словообразование.

12

5,6,7

6.

Морфология и орфография.

22

1,3,4,5,6

7.

Речь. Функциональные стили речи.

32

5,6,7,8,9

8.

Повторение.

10

2,3,4


Итого

102




11 класс


№ п\п

Тема

Количество

часов

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания (воспитательный потенциал урока)

1.

Введение.

1

2,3

2.

Повторение изученного в 10 классе

16

2,3,5,6

3.

Русский язык в современном мире.

3

2,3,4

4

Язык и речь

31

1,2,3,4,5

5.

Функциональная стилистика и культура речи.

38

2,3,5,6,7

6

Повторение изученного в 10 – 11 классах

13

2,3,4

Итого

102













Календарно-тематическое планирование

10 класс


Тема

Дата

Домашнее задание

I. Общие сведения о языке (2ч. )

1

Введение. Общие сведения о языке



2

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.



2.Русский язык как система средств разных уровней (2ч.)

3

Русский язык как система средств разных уровней.



4

Сочинение на тему «Великий и могучий…»



3. Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография. (6 ч.)

5

Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение звонких и глухих согласных на письме.



6

Орфоэпия и орфография.



7

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Фонетический разбор.



8

Принципы русской орфографии.



9

Самостоятельная работа (тест) по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».



10

Анализ самостоятельной работы.



4. Лексика и фразеология (16ч.)

11

Повторение. Лексическое и грамматическое значение слов.



12

Классификация лексических единиц русского языка. Исконно русская лексика.



13

Основные лексические группы слов. Омонимы. Паронимы.



14

Основные лексические группы слов. Синонимы. Антонимы.



15

Контекстуальные синонимы и антонимы. Их использование в творчестве русских писателей.



16

Русская фразеология.



17

Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование.



18

Лексика с точки зрения её происхождения и употребления.



19

Изобразительно-выразительные средства русского языка



20

Практическая работа по теме «Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах»



21

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.



22

Литературный язык и язык художественной литературы.



23

Самостоятельная работа по теме «Лексика. Фразеология»



24

Анализ самостоятельной работы.



25,

26

Обучающее сочинение по проблеме исходного текста



5. Состав слова (морфемика) и словообразование (12 ч.)

27

Состав слова. Морфемный анализ слова.



28

Словообразование. Основные способы образования новых слов.



29

Этимологический анализ слов в художественных текстах.



30,

31

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова.



32

Правописание гласных после шипящих и ц.



33

Правописание согласных в корне слова.



34

Правописание приставок. Гласные ы-и после приставок.



35

Употребление мягкого и твёрдого знаков.



36

Практическая работа по темам «Морфемика и словообразование»



37,

38

Контрольная работа № 1 по темам «Морфемика и словообразование»



6. Морфология и орфография (22 ч.)

39

Части речи. Знаменательные части речи.



40

Имя существительное. Морфологический разбор. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных.



41

Имя прилагательное. Морфологический разбор. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.



42

Правописание сложных имён существительных и прилагательных.



43

Практическая работа по темам «Имя существительное. Имя прилагательное»



44

Имя числительное. Морфологический разбор. Правописание.



45

Местоимение. Морфологический разбор. Правописание.



46

Глагол. Морфологический разбор. Правописание. Морфологические нормы.



47

Причастие. Морфологический разбор. Правописание. Морфологические нормы.



48

Деепричастие. Морфологический разбор. Правописание. Морфологические нормы.



49,

50

Практическая работа по темам «Глагол. Причастие. Деепричастие»



51

Наречие. Морфологический разбор. Правописание.



52

Категория состояния.



53,

54

Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста



55

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание.



56

Союз как служебная часть речи. Правописание.



57

Частица как служебная часть речи. Правописание.



58

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.



59

Самостоятельная работа по теме «Морфология и орфография»



60

Анализ самостоятельной работы



7. Речь. Функциональные стили речи. (32ч.)

61

Функционально-смысловые типы речи. Текст.



62

Практическая работа. Анализ текста.



63

Признаки текста. Типы и виды связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь.



64

Сравнение средств связи, используемых в текстах разных стилей.



65

Абзац. Анализ эпизода: диалог отца с Базаровым. Средства связи между частями диалога.



66

Повествование. Типы повествования.



67

Р/р Пересказ эпизода пьесы А.Н. Островского с преобразованием драматического текста в текст повествования.



68

Описание и его композиция.

Р/р Устное сочинение-описание какого-либо изделия или интерьера помещения.



69

Рассуждение. Строение текста типа рассуждения.



70

Практикум. Строение текста типа рассуждения



71,

72

Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста



73

Сокращение текста. План. Составление плана. Сжатый пересказ текста по сокращенному плану



74

Тезисы. Выписки. Подготовка сообщения на основе выписок из учебного пособия.



75

Конспект. Тематический конспект. Составление тематического конспекта.



76

Реферат. Подготовка реферата.



77

Аннотация. Составление аннотации.



78

Рецензия. План рецензии.



79

Стили речи. Разговорный стиль и его особенности.



80

Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка.



81,

82

Назначение, стилевые признаки научного стиля речи.

Подстили научного стиля речи.



83,

84

Лексика научного стиля речи.

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля



85

Терминологические энциклопедии, словари и справочники



86,

87

Сочинение по проблеме исходного текста



88

Публицистический стиль, сферы его использования и назначения. Признаки, основные жанры публицистического стиля



89

Официально-деловой стиль; его лексические и синтаксические особенности.



90

Практическая работа «Составление деловых бумаг»



91,

92

Сочинение-рассуждение



VIII. Повторение (10ч.)

93

Орфографический и пунктуационный практикум



94

Повторение по теме «Лексика».



95

Повторение по теме «Морфемика и словообразование».



96

Повторение по теме «Морфология и орфография».



97

Повторение по теме «Текст, виды переработки текста»



98

Повторение по теме «Стили речи»



99

Итоговая работа промежуточной аттестации



100

Анализ контрольной работы.



101,102

Повторение и обобщение изученного













Календарно-тематическое планирование

11 класс


п/п

Тема

Дата

Домашнее

задание

  1. Введение 1ч.

1

Современный русский литературный язык как система. Разделы науки о языке.



  1. Повторение изученного в 10-м классе- 16 ч.

2

Язык как знаковая система. Язык и его функции.



3

Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения. Язык и культура.



4

Язык и общество.



5

Язык и речь. Культура речи.



6

Фонетика и орфография. Орфоэпические нормы.



7

Лексикология и фразеология. Лексические явления. Лексические нормы.



8

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы.



9

Морфология. Морфологические нормы.



10

Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне.



11

Правописание приставок. Буквы И, Ы после приставок.



12

Правописание Н и НН в словах различных частей речи.



13.

Правописание Не и НИ.



14.

Правописание предлогов, союзов, частиц.



15.

Речь. Речевое общение.



16.

Текст. Виды его преобразования.



17

Урок обобщающего повторения по теме «Повторение»




  1. Русский язык в современном мире-3ч.



18.

Экология языка.




19.

Сочинение по проблеме исходного текста



20.

Сочинение по проблеме исходного текста



  1. Язык и речь-31 ч.

21

Синтаксис . Синтаксические нормы.



22

Словосочетание. Типы и виды словосочетаний.



23

Грамматическая основа простого предложения и способы выражения главных членов в нём.



24.

Простые предложения. Двусоставные и односоставные предложения.



25.

Виды односоставных предложений



26.

Пунктуационные нормы русского языка.



27.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.



28.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами



29.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами



30

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами



31

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами



32

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами



33

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями



34

Самостоятельная работа по теме «Простые предложения с обособленными членами. Знаки препинания».



35

Сложное предложение и грамматическая связь между его частями. Типы сложных предложений.



36

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.



37

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.



38

Основные группы СПП .Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.



39

СПП с придаточными изъяснительными.



40

СПП с придаточными определительными.



41

СПП с придаточными обстоятельственными.



42

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.



43

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.



44

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи



45

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи



46

Предложения с прямой речью.

Способы оформления чужой речи, цитирование.



47

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.



48

Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные, альтернативные и авторские знаки препинания.



49

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.



50

Контрольная работа по теме «Сложное предложение»



51.

Анализ работы.



  1. Функциональная стилистика и культура речи-38 часов

52

Понятие о функциональной стилистике




Разговорная речь



53

Разговорная речь и её отличительные особенности, сферы использования, назначение.



54

Основные признаки разговорной речи, её языковые особенности. Эмоционально-выразительные средства разговорной речи.



55

Сфера употребления разговорной речи: бытовая речь и художественная литература.



56

Жанры разговорной речи. Диалог и монолог, их отличительные признаки и назначение.

Р.р. Культура разговорной речи. Выстраивание диалога.



57

Письмо как жанр разговорной речи и его характерные компоненты.

Сочинение в жанре письма на одну из тем (по выбору).



Официально-деловой стиль речи.

58

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение и особенности.



59

Жанры официально-делового стиля. Формы деловых документов.

Реквизиты (составные части текста) делового документа и последовательность их расположения.



60

Автобиография и резюме. Отличительные особенности, назначение и требования к их оформлению.



61

Изложение с элементами сочинения (автобиографии и резюме).



62

Личная, публичная и правовая документация, их назначение и особенности



63

Язык и стиль деловых бумаг. Анализ текстов официально-деловой документации.



64

Сферы употребления официально-делового стиля. Термины и штампы



Публицистический стиль

65

Публицистический стиль речи и его назначение. Особенности публицистического стиля.



66

Лексические особенности публицистического стиля. Речевые штампы.



67

Слова и словосочетания, характерные для публицистического стиля. Анализ текста.



68

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.



69

Морфология и синтаксис публицистики. Конструкции, характерные для публицистического стиля речи.



70

Жанры публицистики. Очерк. Виды очерка (путевой, портретный, проблемный). Эссе.



71

Портретный очерк. Внешний и внутренний портрет, их различие и назначение.



72

Проблемный очерк и его структура. Актуальность проблемного очерка.



73- 74

 Сочинение - рассуждение по тексту публицистического стиля



75

Устное выступление и его назначение. Виды и формы устного выступления.



76

Доклад, его структура и особенности. Требования, предъявляемые к докладчику.



77

Дискуссия. Правила ведения деловой дискуссии, требования, предъявляемые к её участникам.



Язык художественной литературы

78

Язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля.



79

Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора. Подтекст.



80

Источники богатства и выразительности русской речи. Тесты литературных произведений.



81

Изобразительно-выразительные возможности языка. Стилистические функции порядка слов.



82

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.



83

Р.р. Языковой анализ поэтического текста.



84

Художественно-языковая форма произведений русской классической и современной литературы.



85

Эмоциональное и эстетическое содержание произведений художественной литературы.



86

Способы воздействия произведений художественной литературы на современного читателя.



87

Проверочная работа: анализ фрагмента художественного текста (по выбору).



88-89

Сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля



  1. Повторение изученного в 10 – 11 классах-13ч.

90

Фонетика и орфоэпия. Морфемика. Лексика и орфография. Разбор заданий ЕГЭ



91

Морфология. Морфологические характеристики частей речи. Разбор заданий ЕГЭ.



92

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Разбор заданий ЕГЭ.



93

Синтаксис. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Разбор заданий ЕГЭ.



94

Синтаксис. Бессоюзное сложное предложение. Сложные предложения с разными видами связи Разбор заданий ЕГЭ.



95

Текст. Типы речи. Разбор заданий ЕГЭ.



96

Сочинение –рассуждение по проблеме исходного текста



97

Сочинение –рассуждение по проблеме исходного текста



98

Р.р. Русский язык как система. Стилистика русского языка.



99

Итоговая работа промежуточной аттестации. 



100

Научный, публицистический и официально-деловой стили речи, их особенности и назначение. Разбор заданий ЕГЭ.



101

Разговорный и художественный стили речи, их особенности и назначение. Разбор заданий ЕГЭ.



102

Современный русский литературный язык и современная литература. Подведение итогов года.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!