СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету русский язык»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№2 «СПЕКТР»

Рассмотрено на заседании МО учителей НШ

Протокол

№3 от 26.08.2022 г.

Руководитель МО

_____О.В.Казак


Согласованно

Заместитель директора по УВР

__________Е.В. Морозова

«29» августа 2022 г

Рабочая программа по учебному предмету

«Русский язык»

для индивидуального обучения

ученицы 1«В» класса





Программа составлена

учителем начальных классов

Логиновой С.А.



Бердск-2022





Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык (Обучение грамоте)» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебный план составлен в соответствии:

1) с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 3273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2) с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе для детей с УО.

3) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

4) с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию, протокол от 02 июня 2020 года 2/20).

5) с Программой воспитания МБОУ СОШ №2 «Спектр» «Спектр зажигает звезды», утвержденная приказом школы от 31.08.2022 года № 328.

6) с Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28.

7) с «Школьными» СанПиНами -2022: актуальные требования к посещениям, организации образовательного процесса и учебникам.



При проведении уроков учитываю рекомендации ТПМПК (заключение № 194 от 08.04.2022 года)

Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика», адаптированная для учащегося 1 класса, ребенка с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В связи с этим, при составлении данной адаптированной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» для ученицы 1 класса учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ.

Программа рассчитана на 99 часов в год (2 часа в неделю индивидуального обучения и 33 часа самостоятельной подготовки).

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной организации. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающегося, получаемые им в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения им русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Цель программы: развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. Элементарный курс русского языка направлен на коррекцию высших психических функций обучающегося с целью более успешного осуществления умственного и речевого развития.

Основными задачами данного учебного предмета являются:

  • сформировать первоначальные навыки чтения и письма в процессе овладения грамотой;

  • сформировать элементарные представления о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний;

  • использовать письменную коммуникацию для решения практикоориентированных задач.

Составленная программа будет реализована в условиях классно – урочной системы обучения с применением различных методов обучения (словесного, наглядного, практического, работы с книгой и техническими средствами обучения). Ведущей формой работы с обучающимся на занятии является индивидуальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения русскому языку во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей обучающегося (познавательных и личностных).

Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения исходя из конкретных условий организации образовательного процесса.

Программа по русскому языку составлена с учетом уровня обученности обучающегося, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося. Программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции ребёнка, поэтому значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык. 1 класс» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

- реализация личностного подхода;

- реализация системно - деятельностного подхода;

- духовно-нравственное воспитание;

- формирование информационной грамотности;

- развитие коммуникативной компетентности;

- обеспечение социализирующей функции;

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий.

Актуальность изучения предмета

Назначение предмета «Русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь осознать себя носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающегося. Содержание предмета «Русский язык» представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка. Знакомясь с единицами языка разных уровней, ученик усваивает их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Специфика учебного предмета

Программа по русскому языку составлена с учетом уровня обученности обучающегося, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося. Процесс овладения речью у обучающегося этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу обучения образовательной организации он не достигает такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуника­тивных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятель­ности.

Ведущим направлением учебной деятельности ребенка является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).

Изучая предмет ученик получает первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомится на элементарном уровне со всеми единицами языка. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в предмет входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку.

Основные направления работы по развитию речи:

1). Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря обучающегося в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2). Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3). Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4). Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Таким образом, предмет русский язык, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Изучение русского языка направлено на развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Школьник овладевает умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания. Основные направления коррекционной работы: - развитие слухового восприятия и речевого слуха; - развитие зрительного и пространственного восприятия; - развитие пространственной ориентировки;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - развитие устной речи и обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника.

Обучающийся приобретает начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающийся получает понятие о предложении, узнает, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; обучающийся овладевает пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающийся получает на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов.

Эффективность обучения ребёнка с умственной отсталостью зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.

В начальном обучении русскому языку ребёнка с умственной отсталостью предусматриваются:

*максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

*уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

*развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
*воспитание интереса к родному языку;

*формирование навыков учебной работы;

*развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
      Обучение русскому языку с умственными отсталыми обучающимися следует организовывать в соответ­ствии со следующими общими требованиями:

-преподносить новый материал предельно развернуто;

-отводить значительное место практической деятельности обу­чающегося: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

-систематически повторять пройденный материал для закреп­ления изученного и полноценного усвоения нового;

-уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

-предварять выполнение письменных заданий анализом язы­кового материала с целью предупреждения ошибок;

-уделять должное внимание формированию культуры общения;

-находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

-составление домашнего задания в сторону малого объёма;

-для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;

-систематическая работа над развитием психических процессов;

-материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

-увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к ребёнку: учитывать уровень его подготовленности, осо­бенности личности обучающегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Основные задачи добукварного периода:

  • подготовить обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма;

  • привить интерес к обучению;

  • выявить особенности общего и речевого общения;

  • формировать общеречевые навыки по развитию слухового и зрительного восприятия;

  • формировать правильную артикуляцию и дикцию;

  • развивать слуховое восприятие и речевой слух;

  • развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку.

Основные задачи  букварного  периода:

  • исправлять недостатки произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов;

  • изучать буквы и звуки, формировать навыки орфографически –

правильных слоговых структур;

  • выработать первоначальный навык письма, умение списывать и писать под диктовку слова и предложения (2 – 3 слова) после предварительного звуко-буквенного анализа;

  • развивать артикуляционный аппарат;

  • формировать умения строить простые предложения;

  • развивать первоначальные навыков повествовательной речи.

Овладение грамотой – первый  этап    обучения,  в течение  которого  у него  должны  быть  сформированы  первоначальные навыки  чтения  и  письма.  Обучение  ведётся  звуковым  аналитико-синтетическим  методом. Материал,  с  которым  работает  первоклассник – это  звуки  и  буквы,  слоги  и  слова,  простейшие  типы  предложений, короткие  тексты.  В  этот  период у ребёнка  формируется  звуко – буквенный анализ  и  синтез,  как  основа  овладения  чтением  и  письмом.

Духовно-нравственное развитие обучающегося в процессе освоения предмета.

Урок – место разнообразных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. Здесь ребенок учится работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать учителя, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.  Воспитание младшего школьника средствами русского языка как учебного предмета основывается на реализации предусмотренных в содержании образования видов деятельности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека

*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

*представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

*установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

*бережное, гуманное отношение ко всему живому;

*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

*первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

*формирование элементарных представлений о красоте;

*формирование умения видеть красоту природы и человека;

*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана и относится к предметной области «Язык и речевая практика». Данная программа учебного предмета рассчитана на 1 год. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 35 минут.


Учебный предмет

Часов в неделю

Год

Русский язык

2 часа индивидуально+1час самостоятельной подготовки

Итого 99 часов: 66 часов индивидуально+

33 часа самостоятельной подготовки

Планируемые результаты освоения обучающимся программы учебного предмета «Русский язык»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социок- культурным опытом.



Личностные результаты:

  • уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

  • овладение начальными навыками учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что – то спросить, просить разрешения выйти из класса;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками: слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • различать звуки на слух;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с рукописного текста отдельные слоги и слова.

  • различать звуки на слух и в собственном произношении;

  • писать строчные и прописные буквы;

  • списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

  • писать под диктовку слова и предложения после звуко-слогового проговаривания.


Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной программе.

Система оценивания обучающихся с учетом условного деления на 4 группы.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.

Оценку предметных результатов этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающегося уже будут сформированы некоторые начальные навыки письма. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающегося, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающегося, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя.

В целом оценка достижения обучающегося с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;

  • прочность усвоения (полнота и надежность).


Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у ребёнка, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия

(далее по тексту – ЛУД)


  • осознание себя как ученика, заинтересованного

посещением школы;

  • способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий;

  • самостоятельность в выполнении поручений;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия

(далее по тексту – РУД)



  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • работать с учебными принадлежностями

(инструментами, спортивным инвентарем)

  • организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

  • оценивать действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия

(далее по тексту – ПУД)



  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видородовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • читать;

  • писать;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия

(далее по тексту – КУД)



  • вступать в контакт и работать в паре: учитель-ученик.

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмета.

      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
      Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
      В этот период начинается работа по формированию у ребёнка общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Обучающийся учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Ученик, у которого обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
      Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающийся практически знакомится с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Он учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
      Обучающийся учится различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
      На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающнгося к обучению письму. Ученик приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащегося к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).
      К концу добукварного периода обучающийся должен уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, мв начале слов, владеть графическими навыками.
      В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающегося, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
      Букварный период. В этот период у обучающегося формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталому школьнику, так как учитывает особенности его аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
      При обучении письму важно научить ребёнка правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.


1 класс

( 2 ч. в неделю)

Обучение грамоте

 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
      2. Привитие обучающемуся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащегося к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
      4. Развитие устной речи обучающегося: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
      Специальная работа с обучающимся, имеющим недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
      5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающегося.Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
      Выработка у обучающегося умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
      Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
      Выработка у обучающегося умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
      7. Специальная подготовка к обучению письму.
      Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
      Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
      1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
      Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
      Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
      Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
      2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
      Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
      Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
      Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
      Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
      Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
      Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
      3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
      Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
      Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
      Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
      Чтение предложений из двух-трех слов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
      Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
      Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
      4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
      Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
      Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
      Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
      Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
      Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.



УСТНАЯ РЕЧЬ

      Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
      Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
      Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
      Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

Тематическое планирование


п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Деятельность учителя в рамках программы воспитания:

-установление доверительных отношений между педагогическим работником и его учеником, способствующих позитивному восприятию обучающемуся требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учеником примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения друг с другом;

-применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающегося.



I четверть

Добукварный период

1

Знакомство с тетрадью с правильной посадкой за партой при письме.

Рисование и обводка по трафарету, контуру, соединение по точкам, раскрашивание.

1

Отвечать на вопросы учителя, анализировать изображение правильной посадки за партой.

Называть и классифицировать предметы.

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Обводить, раскрашивать, соединять по точкам изображения.

Подбирать цветные карандаши для раскрашивания.

2

Рисование прямых, наклонных линий. Знакомство с основными цветами. Письмо элементов, раскрашивание.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Обводить элементы, раскрашивать, не выходя за контур.

Показывать и называть основные цвета. Определять цвета, характерные для овощей и фруктов. Выкладывать цветные полоски в заданной последовательности.

3

Диагностическая работа. Определение сформированности пространственной ориентировки на плоскости листа и графомоторных умений.

1

Обводить шаблоны, соединять по точкам, штриховать, раскрашивать заданным цветом.

Выполнять простейший графический диктант.

4

Работа над ошибками.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Обводить фигуры по шаблону, раскрашивать заданным цветом.

Писать элементы букв.

5

Работа с цветными полосками. Обводка фигур по шаблону, раскрашивание. Письмо элементов букв ∕ ∕ ∕

1

6

Работа с цветными геометрическими фигурами, зарисовка, обводка раскрашивание. Работа в прописи по образцу.

1

7


Работа с цветными геометрическими фигурами, составление из геометрических фигур знакомых конструкций: дом, машина, поезд. Работа в прописи.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Обводить фигуры по шаблону, раскрашивать заданным цветом.

Писать элементы букв.




8

Различение и воспроизведение различных сочетаний цветовых полосок и геометрических фигур. Рисование прямых и кривых линий. Соединение прямых линий в фигуры контурами напоминающие буквы.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.


9

Письмо палочек с закруглением вверху и внизу. Письмо элементов строчных и прописных букв.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать элементы букв.

10

Письмо элементов строчных и заглавных букв.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Обводить фигуры по шаблону, раскрашивать заданным цветом.

Писать элементы букв.





Букварный период

1 этап

11

Звук и буква «А». Знакомство со строчной и заглавной буквой и упражнения в ее написании.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать буквы.


Выполнять звукобуквенный анализ, списывание и письмо по слуху слов с речевым сопровождением.

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением. Писать слоги.


12

Звук и буква «У». Знакомство со строчной и заглавной буквой «у» и упражнения в ее написании.

Слова ау-уа. Звукобуквенный анализ и письмо этих слов. Правила соединения в написании данных слов.

1


13

Звук и буква «О». Письмо строчной буквы.

1

14

Звук и буква «М». Письмо элементов, строчной и заглавной буквы.

1

15

Звукобуквенный анализ и письмо обратных слогов ам–ум, ом.

Звукобуквенный анализ и письмо прямых открытых слогов ма-му.

1


Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать и составлять слова «ма-ма, ам-ма, ум-му, ом-мо»..

16

Работа над ошибками.

Звук и буква «С», знакомство со строчной и заглавной буквой и упражнения в ее написании.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать букву.

17

Звукобуквенный анализ, списывание и написание обратных слогов ас, ос, ус.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать слоги

18

Написание изученных слогов.




1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать элементы буквы и слоги с изученными буквами.

II четверть

19

Звукобуквенный анализ, списывание и написание прямых открытых слогов са-со-су.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать слоги.

20

Письмо слогов ас-са ус-су ос-со после сравнительного звукобуквенного анализа.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики после сравнительного звукобуквенного анализа с речевым сопровождением.

Писать слоги.

21

Звук и буква «Х». Письмо элементов, строчной и заглавной буквы.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики с речевым сопровождением.

Писать букву.

22

Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов ха, хо, ух, ох, ах; слов после звукобуквенного анализа у-ха, у-хо, су-хо.

1

Выполнять звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов и слов .

23

Составление, списывание и письмо слов и предложений из данных слов ма-ма са-ма у-хо су-хо.

1

Составлять и списывать слова, предложения из слов.

24


Звук и буква «Ш». Письмо строчной буквы. Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов -аш -ош –уш. Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов -ша -шо -шу.

1


Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики после сравнительного звукобуквенного анализа с речевым сопровождением.

Писать букву, слоги.

25

Звук и буква «Л». Письмо строчной буквы. Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов -ал -ол –ул.

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики после сравнительного звукобуквенного анализа с речевым сопровождением.

Писать буквы, слоги .

26

Заглавная буква Л. Заглавная буква в именах людей. Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов Лу-ша, Ма-ша, уш-ла.

1

27

Звук и буква «Ы». Звукобуквенный анализ, списывание и написание слогов мы, сы, лы.


1


Выполнять звукобуквенный анализ, списывание и письмо по слуху слов с речевым сопровождением.

28

Звук и буква «Н». Письмо строчной и заглавной буквы «Н».

1

Выполнять инструкции, точное следовать образцу.

Уметь писать букву «Н»

29

Звук и буква «Н». Звукобуквенный анализ, списывание и письмо открытых и прямых слогов с буквой «Нн».

1

Правильно пользоваться учебными принадлежностями. Уметь писать буквы «Н, н».

30

Звук и буква «Р». Письмо строчной и заглавной буквы «Рр».

1

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. Уметь писать буквы «Н, н».

31

Звук и буква «Р». Звукобуквенный анализ, списывание и письмо слогов и слов с буквой «Рр».

1

Выполнять звукобуквенный анализ, списывание и письмо по слуху слов с речевым сопровождением.

Уметь писать буквы «Р,р».

32

Письмо предложений со словами с буквой «Р».



1

Усвоить образы буквы. Ориентироваться на странице тетради, её разлиновке. Писать слоги с изученной буквой.

III четверть

33

Звук и буква «К». Письмо строчной и заглавной буквы «Кк».

1

Знакомиться с написанием буквы «К,к». Научиться писать буквы и их элементы. Написать слоги с изученной буквой к.

34

Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Кк».

1

35

Звук и буква «Р». Письмо строчной и заглавной буквы «Пп».

1

Развивать мелкие мышцы пальцев и свободу движения руки. Правильно писать буквы п, П. Выполнять Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Упражняться в развитии умения определять место звука в слове.

36

Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Пп».

1

37

Звук и буква «Т». Письмо строчной и заглавной буквы «Тт». Слоги и слова с буквой «Тт».

1

Записывать письменные буквы и элементы букв, строчные буквы, слоги с буквой т. Научиться писать заглавную букву Т, слова и предложения с буквами Т, т. Работать с текстами из « Букваря».

38

Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Ии».

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Писать букву и, слоги и слова с буквой и. Написать заглавную букву И. Ритмично написать слог и слова с буквой И.

39

Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений.

1

Правильно записывать жи - ши в словах и предложениях.

Составлять слоги жи -ши, составлять слова из 2 слогов.

40

Звук и буква «З». Письмо строчной и заглавной буквы «Зз».

Различие слогов и слов с буквами и письмо слов с буквами З-С. Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений.

1

Записывать письменные буквы и элементы букв, строчные буквы, слоги с буквой з. Научиться писать заглавную букву З, слова и предложения с буквами З,з Работать с текстами из « Букваря».

Правильно написать строчные буквы. Писать слова и предложения. Упражняться в совершенствовании артикуляции.

41

Звук и буква «В». Письмо строчной и заглавной буквы «Вв». Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Вв».

1

Писать буквы В, в, слова и предложения с буквами В, в. Ориентироваться на странице тетради, её разлиновке.

42

Звук и буква «Ж». Письмо строчной и заглавной буквы «Жж».

1

Писать буквы Ж,ж, слова и предложения с буквами Ж,ж. Ориентироваться на странице тетради, её разлиновке.

43

Звук и буква «Б». Письмо строчной и заглавной буквы «Бб». Написание слогов, слов. Различие слогов и слов с буквами Б-П.

1

Написать строчную букву б. Различать звуки и буквы гласные и согласные, согласные парные звонкие и глухие. Написать заглавную букву Б, слова и предложения с изученными буквами.

44

Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Бб». Различие слогов и слов с буквами Б-П.

1

Упражняться в совершенствовании артикуляции. Различать в чистоговорках звонких и глухих согласных Б-П.

45

Звук и буква «Г». Письмо строчной и заглавной буквы «Гг». Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений. Различие «Г-К».

1

Написать строчную букву г. Различать звуки и буквы гласные и согласные, согласные парные звонкие и глухие. Написать заглавную букву Г, слова и предложения с изученными буквами.

46

Звук и буква «Д». Письмо строчной и заглавной буквы «Дд». Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений. Различие «Д-Т».

1

Написать элементы буквы д. Писать строчную букву д. Делить слова на слоги. Находить словесное ударение. Писать букву Д. Делить слова на слоги. Употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных.

47

Письмо буквы «й». Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «й».

1

Писать букву й, слова и предложения.

48

Письмо слов с

буквой й.

1

Списывать слова и предложения с

печатного текста. Соблюдать орфографические и орфоэпические нормы. Составлять рассказы по картинке.

49-50

Письмо слов с «Ь». Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Ь» на конце и середине слова.

2

Познакомиться с написанием буквы ь. Писать слова с ь на конце. Упражняться в совершенствовании артикуляции, различных «проблемных» звуков.

IV четверть

4 этап

51

Звук и буква «Е». Письмо строчной и заглавной буквы «Ее».

Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Ее». Обозначение мягкости согласных на письме.

1


Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Познакомиться с написанием букв е, Е. Закреплять гигиенические навыки письма.

Правильно написать строчные буквы. Выработать правильный способ списывания текста. Писать слова и предложения.

52

Звук и буква «Ё». Письмо строчной и заглавной буквы «Ёё».

1

53

Написание слогов с буквой «Ё». Обозначение мягкости согласных на письме. Составление и запись слов и предложений с буквой «Ё».

1

54

Письмо строчной и заглавной буквы «Яя». Письмо слогов и слов с буквой «Я».

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием букв Я, я. Закреплять гигиенические навыки письма.

55

Составление и запись слов и предложений с буквой «Я». Обозначение мягкости согласных на письме.

1

56

Письмо строчной и заглавной буквы «Юю». Письмо слогов, слов и предложений.

Списывание и письмо по слуху с предварительным анализом слогов, слов и предложений с буквой «Юю». Обозначение мягкости согласных на письме.

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомиться с написанием букв Ю, ю. закреплять гигиенические навыки письма.

57

Письмо строчной и заглавной буквы «Цц». Списывание и письмо по слуху (после звуко-слогового проговаривания) слогов, слов и предложений.

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Составлять и записывать слоги. Знакомиться с написанием буквы Ц. Закреплять гигиенические навыки письма.

58

Письмо строчной и заглавной буквы «Чч». Списывание и письмо по слуху (после звуко-слогового проговаривания) слогов, слов и предложений.

1

Знакомиться с написанием буквы Ч. Закреплять гигиенические навыки письма.

59

Правописание ча-чу.

1

Знакомить с написанием буквы ч, с сочетаниями ЧА-ЧУ. Закреплять гигиенические навыки письма..

60

Письмо строчной и заглавной буквы «Щщ». Списывание и письмо по слуху (после звуко-слогового проговаривания) слогов, слов и предложений. Письмо по слуху слов со звукосочетанием ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ,

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Составлять и записывать слоги. Знакомиться с написанием буквы Щ. Закреплять гигиенические навыки письма.

61

Итоговая контрольная работа.

1

Составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием буквы ч. Записывать предложения после анализа. Употреблять прописные буквы в начале предложения, в именах собственных. Уметь формулировать вопросы и ответы. закреплять гигиенические навыки письма..

62

Работа над ошибками.

1

Анализировать ошибки и исправлять их.

63

Письмо строчной и заглавной буквы «Фф». Списывание и письмо по слуху (после звуко-слогового проговаривания) слогов, слов и предложений.

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Составлять и записывать слоги. Знакомиться с написанием буквы Ф. Закреплять гигиенические навыки письма.

64

Различие В-Ф в написании слогов и слов.

1

Различать строчные и прописные буквы.

65

Письмо строчной и заглавной буквы «Ээ». Списывание и письмо по слуху (после звуко-слогового проговаривания) слогов, слов и предложений.

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Составлять и записывать слоги. Знакомиться с написанием буквы Э Списывать и пиать по слуху (после звуко-слогового проговаривания) слогов, слов и предложений.

66

Повторение.

1

Знать правописание разделительных ь и ъ. Писать слова с буквами ь, ъ.

Уметь графически обозначать орфограммы.

Итого

66 часов индивидуально










Тематическое планирование

Тема урока

Кол – во часов

Виды деятельности обучающихся



1

Знакомство с тетрадью, с правильной посадкой за партой при письме.

Обведение фигур по трафарету, контуру, соединение по точкам.

Штриховка.

1

Знать понятия «трафарет», «штриховка». Классифицировать – овощи, фрукты.

2

Различение распространенных цветов: черный, синий, зеленый, белый.

Рисование прямых, наклонных линий.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Рисовать и раскрашивать предметы основными цветами. Уметь обводить фигуры по трафарету. Уметь штриховать.

3

Обведение по шаблону геометрических фигур.


1

Гигиенические правила письма. Рисовать геометрические фигуры, несложные орнаменты. Раскрашивать по трафарету.

4

Ориентирование на плоскости листа.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Писать по образцу элементов. Пространственная ориентация на странице тетради. Выполнять упражнения для развития слухового восприятия.

5

Работа с цветными полосками. Обводка фигур по шаблону, раскрашивание.

1

Познакомиться с рабочей строкой. Дописывать строки. Ориентироваться в тетради.

6

Работа с цветными геометрическими фигурами.

Работа в прописи по образцу.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Выполнять упражнения на развитие слухового восприятия и внимания, для развития мелкой и крупной моторики, для развития зрительной памяти.

7

Рисование контуров знакомых предметов. Работа в прописи.

1

Выполнять упражнения для развития внимания. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка.

8

Различение и воспроизведение различных сочетаний цветовых полосок и геометрических фигур.

Рисование бордюров из прямых и ломаных линий.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Писать по образцам. Составлять короткие предложения по картинкам, отвечать на вопросы.

9

Письмо прямых палочек маленьких и больших, с закруглением вверху и внизу.

Письмо элементов строчных и заглавных букв.


1

Писать по образцам. Беседовать по иллюстрациям, составлять предложения.

10

Письмо элементов строчных и заглавных букв.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки



11

Письмо строчной и заглавной буквы «А, а».

1

Выделять в словах отдельные звуки. Самостоятельно подбирать слова с заданным звуком. Пальчиковая гимнастика.

12

Письмо строчной и заглавной буквы «У, у».


1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Выделять в словах отдельные звуки. Самостоятельно подбирать слова с заданным звуком. Пальчиковая гимнастика.

13

Письмо строчной и заглавной буквы «О,о»

1

Познакомиться с написанием прописной буквы А,У. Соотносить звуки и буквы. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Писать предложения « Ау!»

14

Письмо строчной и заглавной буквы «М, м».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Познакомиться с написанием строчной буквы м. Пространственная ориентация на странице, её разлиновка. Писать буквы м по образцу. Развивать умения определять место звука в слове.

15

Письмо обратных слогов «ам-ум-ом»

1

Написать заглавную букву М. Знакомить с написанием прописной буквы м. Конструировать буквы из ниток. Работать с кассой букв и слогов. Развивать внимание.

16

Письмо слогов и

слов с изученными

буквами.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Ритмично написать слоги и слова с буквой

м. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Выполнять упражнения для совершенствования артикуляции.


17

Письмо строчной и заглавной буквы « с, С»

1

Выполнять слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Писать строчную букву с. Писать прописную букву с. Сравнивать, группировать элементы письменных букв.

18

Письмо слогов и слов с буквой «С».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Писать изученные буквы под диктовку. Писать слоги и слова с изученными буквами.

19

Письмо строчной и заглавной буквы « х, Х».

1

Писать буквы Х, х. Закреплять фонематическое восприятие.


20

Письмо слогов с буквой «X».

Написание слогов: ха, хо, ух, ох, ах.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Правильно писать письменную и строчную буквы. Писать слоги с изученными буквами. Составлять слоги из букв разрезной азбуки и записывать их в тетрадь.

21

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

Писать строчные и прописные буквы с печатного текста. Выработка правильного способа списывания букв. Писать строчные и прописные буквы под диктовку. Упражняться в развитии образного представления.

22

Письмо строчной и заглавной буквы «Ш, ш»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Знакомиться с письменной буквой ш. работа с кассой букв и слогов. Составлять слоги с буквой ш.

23

Письмо строчной буквы «л»

1

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

24

Письмо заглавной буквы «Л».

Письмо слов с буквой « л»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Познакомить с согласным звуком [л]. Обозначением, звука буквой «Л»; тренировать в составлении слогов из букв; научить писать письменную заглавную букву «Л». Работать с кассой букв и слогов. Писать слоги и слова с изученными буквами.

25

Строчная буква «ы».

1

Написать букву ы. Письмо под диктовку а, у, о. Закреплять фонематический слух.

26

Строчная буква « н».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Познакомиться с написанием строчной

буквы н. Написать слоги и слова с буквой н. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка.

27

Заглавная буква «Н».

1

Познакомиться с написанием строчной

буквы н. Написать слоги и слова с буквой н. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка.

28

Письмо строчной и заглавной буквы «Р,р»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Усвоить образы буквы. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка. Писать слоги с изученной буквой.

29

Звукобуквенный анализ, списывание и письмо слогов и слов с буквой «Р,р»

1

Усвоить образы буквы. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка.




30

Письмо предложений со словами с буквой «р».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Правильно писать буквы и их соединения. Звуки и буквы: гласные согласные. Списывать слоги, слова с печатного текста. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов и их запись.

31

Письмо строчной и заглавной буквы «К,к»

1

Знакомиться с написанием строчной буквы к. Начертание письменной буквы и её элементов. Написать слоги с изученной буквой к.

32

Составление, списывание, письмо на слух слогов и слов с буквой « К,к»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Написать заглавную букву К. Конструировать буквы из ниток. Писать элементы буквы на нелинованном листе бумаги.

33

Письмо строчной и заглавной буквы «П,п»

1

Развивать мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв п, П. Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Упражнение на развитие умения определять место звука в слове.

34

Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «П, п»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Списывать текст с учебника. Записывать предложения после анализа. Употреблять прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

35

Письмо строчной и заглавной буквы «Т, т»

1

Записывать письменные буквы и элементы букв, строчной буквы, слогов с буквой т.

36

Письмо строчной и заглавной буквы «И, и»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Писать букву и, слоги и слова с буквой и.

37

Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений.

1

Писать слова, в которых произношение расходится с написанием.

38

Письмо строчной и заглавной буквы «3,з».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Писать буквы 3, з, слова и предложения. Различать по звонкости и глухости согласные. Звукобуквенный анализ.

39

Письмо строчной и заглавной буквы «В, в».

1

Письмо букв В, в. Письмо слов и предложений с буквами В, в. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка.

40

Письмо строчной и заглавной буквы « Ж, ж».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Знакомиться с написанием букв Ж, ж. Слоговой и звукобуквенный анализ слов.

41

Письмо строчной и заглавной буквы «Б, б»

1

Написать строчную букву б. Различать звуки и буквы гласные и согласные, согласные парные звонкие и глухие.

42-43

Звукобуквенный анализ, составление, списывание и письмо по слуху слогов, слов и предложений с буквой «Б,б».

Различие слогов и слов с буквами «Б-П».

2ч индивидуально+

2ч самостоятельной подготовки


Написать заглавную букву Б, слова и предложения с изученными буквами. Упражняться в совершенствовании артикуляции. Различать в чистоговорках звонких и глухих согласных Б-П.

44

Письмо строчной и заглавной буквы «Г, г»

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Распознавать звуки в словах. Пространственно ориентироваться на странице тетради, её разлиновке. Писать буквы Г, г.

45

Письмо строчной и заглавной буквы «Д, д»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Написать элементы буквы д. Писать строчную букву д. Делить слова на слоги. Находить словесное ударение.

46-

47

Письмо буквы «й».

Письмо слов с

буквой «й».


2ч индивидуально+

2ч самостоятельной подготовки


Писать букву й, слова и предложения.

Списывать слова и предложения с

печатного текста. Соблюдать орфографические и орфоэпические нормы. Составлять рассказы по картинке.

48-49

Буква Ь- знак

мягкости. Слова с

Ь на конце и в середине слова.

2ч индивидуально+

2ч самостоятельной подготовки


Познакомиться с написанием буквы ь. Работать с кассой букв и слогов. Писать слова с ь на конце. Упражняться в совершенствовании артикуляции, различных «проблемных» звуков.

50

Письмо строчной и заглавной буквы « Е, е».

Обозначение мягкости согласных на письме.

1


Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием букв е, Е. Закреплять гигиенические навыки письма.

51

Письмо строчной и заглавной буквы «Ёё».

1

Списывать текст с доски. Соблюдать гигиенические правила письма.

52

Написание слогов с буквой «ё»

Составление и запись слов и предложений с буквой «Ё»

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Списывать текст с доски. Соблюдать гигиенические правила письма.

53-54

Письмо строчной и заглавной буквы « Я, я». Написание слогов и слов с буквой «я».

Обозначение мягкости согласных на письме.

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием букв Я, я. Закреплять гигиенические навыки письма.

55-56

Письмо строчной и заглавной буквы «Ю, ю». Написание слогов и слов с буквой «ю»

2

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием букв Ю, ю. закреплять гигиенические навыки письма.

57

Письмо строчной и заглавной буквы «Ц, ц». Написание слогов, слов и предложений с буквой «ц».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием буквы ц. Закреплять гигиенические навыки письма.

58

Письмо строчной и заглавной буквы «Ч, ч»

Написание слогов, слов и предложений с буквой «ч».

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием буквы ч. Закреплять гигиенические навыки письма.

59

Письмо слов с сочетанием ча-чу.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием буквы ч. Закреплять гигиенические навыки письма..

60

Письмо строчной и заглавной буквы «Щ, щ»

1

Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием буквы ч. Закреплять гигиенические навыки письма..

61

Письмо строчной и заглавной буквы «Ф, ф».


1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки



62

Различие в написание слогов и слов буквами в-ф.

1

Произносить и обозначать на письме слова с сочетаниями ча - ща, чу - щу. Знать графическое значение орфограммы. Упражняться в развитии речи.


63

Письмо строчной и заглавной буквы « Э, э».

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Знакомить с написанием буквы э. Закреплять гигиенические навыки письма...

64

Письмо изученных букв.

1

Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, слов. Закреплять гигиенические навыки письма...

65

Письмо изученных букв.

1ч индивидуально+

1ч самостоятельной подготовки


Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов. Работать с кассой букв и слогов, составлять и записывать слоги. Закреплять гигиенические навыки письма...

66

Повторение.

Письмо букв и слов под диктовку.

1

Выделять из слов звуки, слоги. Рассматривать соединения между буквами и элементами. Записывать слова и предложения под диктовку. Соблюдать орфографические нормы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!