Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 57 городского округа макеевка»
донецкой народной республики
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от « __» __ __г. № __ Руководитель ШМО _______С.В.Нагорная | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________Т.Г.Кононович «23» августа 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ № 57 Г.О.МАКЕЕВКА» ______________ С.А.Латышева «23» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Русскому языку»
основное общее образование
для 7-А класса
Рабочую программу составила
Нагорная С.В.,
учитель русского языка и литературы
2024 - 2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык. 7 класс» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции от 27 декабря 2023 г.) (далее – ФГОС СОО);
Федеральная образовательная программа основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП ООО);
Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371) (далее – ФОП СОО);
Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса»;
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана» Роспотребнадзора и др.);
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой);
Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Литература» (для 5-9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом по школе от 25.08.2023 г. №235 (с изменениями от 23.08.2024);
Устав ГБОУ «СШ №57 г.о. Макеевка»
Основные учебники:
Русский язык: 7-й класс: учебник: в 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова (и др.). – 5-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка в 7 классе составляет 153 часа (4,5 часа в неделю) за счет 0,5 часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, использованы на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для увеличения часов на изучение учебного материала.
Количество видов итогового контроля в 7-А классе
Вид контроля | 7класс |
Полугодие | I | II |
Контрольная тестовая работа | 1 | 1 |
Контрольный диктант | 1 | 1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | |
Контрольное изложение | | 1 |
Контрольное сочинение | 2 | 2 |
Всего за полугодие | 5 | 5 |
ИТОГО ЗА ГОД | 10 |
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах иявлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действиякак часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действиякак часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информациейкак часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты
7 класс
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств длясоздания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция).
Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Система языка
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания.
Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности.
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребления омонимов в речи.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия.
Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты.
Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий,горящий — горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике.
Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие
Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи.
Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний, правила правописания производных предлогов.
Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике.
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике.
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.
Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.
Различать грамматические омонимы.
Содержание учебного предмета
7 класс
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Структурные особенности текста-рассуждения.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция.
Система языка
Морфология. Культура речи. Орфография.
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи.
Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Действительные и страдательные причастия.
Полные и краткие формы страдательных причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий.
Морфологический анализ причастий.
Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Орфографический анализ причастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного).
Деепричастие
Деепричастия как особая группа слов. форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в деепричастиях.
Морфологический анализ деепричастий.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного).
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом (в рамках изученного).
Наречие
Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в речи.
Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий.
Словообразование наречий.
Морфологический анализ наречий.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о(-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Орфографический анализ наречий (в рамках изученного).
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные.
Морфологический анализ предлогов.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы.
Морфологический анализ союзов.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами.
Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные.
Морфологический анализ частиц.
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные.
Морфологический анализ междометий.
Звукоподражательные слова.
Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении.
Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи.
Тематическое планирование в 7-А классе
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1.Общие сведения о языке |
1.1 | Язык как развивающееся явление | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
Итого по разделу | 1 | |
Раздел 2.Язык и речь |
2.1 | Монолог и его виды | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
2.2 | Диалог и его виды | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
Итого по разделу | 2 | |
Раздел 3.Текст |
3.1 | Основные признаки текста (повторение) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
3.2 | Информационная переработка текста. Смысловой анализ текста | 2 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
3.3 | Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 4 | | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
Итого по разделу | 8 | |
Раздел 4.Функциональные разновидности языка |
4.1 | Публицистический стиль | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
4.2 | Официально деловой стиль | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
Итого по разделу | 6 | |
Раздел 5.Система языка. Морфология. Культура речи. Орфорграфия |
5.1 | Морфология как раздел науки о языке (обобщение) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.2 | Причастие как особая форма глагола | 20 | | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.3 | Деепричастие как особая форма глагола | 14 | | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.4 | Наречие | 21 | | 8 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.5 | Слова категории состояния | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.6 | Служебные части речи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.7 | Предлог | 12 | | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.8 | Союз | 12 | | 3 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.9 | Частица | 12 | | 5 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.10 | Междометия и звукоподражательные слова | 4 | | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
5.11 | Омонимия слов разных частей речи | 2 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
Итого по разделу | 101 | |
Повторение пройденного материала | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) | 10 | 11 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 153 | 11 | 36 | |
Использование средств обучения
Планируется использовать учебно-наглядные пособия,экранные,звуковые, мультимедийные средства обучения.
Использование репродукций картин известных русских художников (в том числе их электронных версий) на уроках грамматики и развития речи способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.
Большое значение для формирования у учащихся самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно, переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам (в том числе электронным), учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Планируется совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком, такие формы занятий, собеседования, практикумы, тренинги, консультации и т.д., которые требуют более активного самостоятельногоизучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий планируется приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом, в том числе к источникам, расположенным в интернете. Все это способствует повышению интереса к русскому языку у учащихся и более качественному его преподаванию учителем.
Ведущие формы и методы обучения
методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры,учебныедискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);
методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);
методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля,методы самоконтроля).
Формы организации обучения:
индивидуальная;
групповая;
парная;
коллективная.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения для текущего контроля знаний:
устный ответ;
контрольный словарный диктант;
контрольный диктант;
Комплексная контрольная работа (состоит из диктанта и дополнительного задания);
сочинение;
изложение;
обучающие работы (различные упражнения, диктанты неконтрольного характера);
тестирование;
диагностическая работа.
Освоение образовательной программы «Русскийязык» сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
АлексеевД.И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Русский язык и советское общество, 1968. – Кн. 3. – 299, [1] с.
АмелинаЕ.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е. В. Амелина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 220, [1] с. (Без репетитора).
Базжина Т.В. Русская пунктуация: пособие-справочник /Т. В. Базжина, Т. Ю. Крючкова. – М.: Форум, 2010. – 303 с.
Введенская Л.А. Этимология: учебное пособие / Л.В.Введенская, Н.П.Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 343, [1] с. (Высшее образование).
Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. Орфография: учебное пособие для обучающихся 5–7 классов / Л. И. Журавлева. – Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 2004. – 71 с. (Практикум).
Коновалёнок Т.А. От литературного чтения к русской литературе: проект-адаптация для обучающихся 5–7 классов «Виртуальный класс» / Т.А.Коновалёнок ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 45 с. – (Образование сегодня:IT-формат).
Макарова О.А., Виноградова К.Е., Амбушева Т.М. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Игры со словами, разработки уроков. ФГОС: – 2-е издание, исправленное: Учитель. 2020.
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: пособие для учащихся / Л.И. Скворцов. – Москва: Просвещение, 2007. – 160 с.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
http://www.ruscorpora.ru/ –Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка.
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал.
http://russkiyjazik.ru/ – Энциклопедия «Языкознание».
http://mlis.ru/ – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы.
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе.
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru).
https://m.edsoo.ru/7f413034 - библиотека ЦОК.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
на 2024-2025 учебный год. 7-А класс
№ п/п | № в теме | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 четверть |
Общие сведения о языке. Повторение. Язык и речь (12ч + КД. = 13 ч.) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaa2bae |
| 1 | Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа | 02.09 | | |
| 2 | Синтаксис и пунктуация (повторение) | 03.09 | | |
| 3 | Лексикология и фразеология (повторение) | 05.09 | | |
| 4 | Фонетика и орфография (повторение) | 06.09 | | |
| 5 | Словообразование и орфография (повторение) | 06.09 | | |
| 6 | Морфология и орфография (повторение) | 09.09 | | |
| 7 | Морфология и орфография (повторение). Практикум | 10.09 | | |
| 8 | Обобщающий урок по теме «Общие сведения о языке. Повторение» | 16.09 | | |
| 9 | Контрольная работа 1 (диктант «Осень на воде») | 12.09 | | КД |
| 10 | Анализ контрольной работы | 13.09 | | |
| 11 | Монолог и его виды | 16.09 | | |
| 12 | Диалог и его виды | 17.09 | | |
| 13 | Сочинение на лингвистическую тему | 19.09 | | |
Текст (8ч + КС = 9 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1. | Текст как речевое произведение | 20.09 | | |
| 2. | Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте | 20.09 | | |
| 3. | Тезисный план текста | 23.09 | | |
| 4. | Тезисный план текста. Практикум | 24.09 | | |
| 5. | Рассуждение как функционально- смысловой тип речи | 26.09 | | |
| 6. | Рассуждение как функционально- смысловой тип речи. Практикум | 27.09 | | |
| 7. | Основные виды текста-рассуждения | 01.10 | | |
| 8. | Контрольная работа 2 (сочинение-рассуждение по упр. 91) | 02.10 | | КС1 |
| 9 | Основные виды текста-рассуждения. Практикум | 03.10 | | |
Функциональные разновидности языка (11 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Функциональные разновидности языка | 07.10 | | |
| 2 | Публицистический стиль | 09.10 | | |
| 3 | Анализ контрольной работы. Основные жанры публицистического стиля | 11.10 | | |
| 4 | Заметка и репортаж | 14.10 | | |
| 5 | Интревью | 16.10 | | |
| 6 | Контрольная работа 3 (сочинение «Книга в моей жизни») | 18.10 | | КС 2 |
| 7 | Научный стиль | 18.10 | | |
| 8 | Отзыв | 21.10 | | |
| 9 | Официально-деловой стиль. Основные жанры делового стиля. Инструкция | 22.10 | | |
| 10 | Анализ контрольной работы. Сочинение по упр.148 | 24.10 | | |
| 11 | Повторение по теме «Функциональные разновидности языка» | 25.10 | | |
2 четверть |
Система языка. Морфология. Культура речи. Орфография. Причастие (14 ч. + ДГЗ= 15 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в русском языке. | 05.11 | | |
| 2 | Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола | 07.11 | | |
| 3 | Признаки глагола и прилагательного у причастия | 08.11 | | |
| 4 | Причастный оборот | 11.11 | | |
| 5 | Причастный оборот. Практикум | 12.11 | | |
| 6 | Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | 14.11 | | |
| 7 | Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | 15.11 | | |
| 8 | Действительные и страдательные причастия | 15.11 | | |
| 9 | Действительные и страдательные причастия | 18.11 | | |
| 10 | Полные и краткие формы причастий | 19.11 | | |
| 11 | Контрольная работа 4 (диктант с грамматическим заданием «Огромная туча») | 21.11 | | ДГЗ |
| 12 | Причастия настоящего и прошедшего времени | 22.11 | | |
| 13 | Анализ контрольной работы. Причастия настоящего и прошедшего времени | 25.11 | | |
| 14 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени | 26.11 | | |
| 15 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум | 28.11 | | |
Причастие (14 ч+КТР=15ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | 29.11 | | |
| 2 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | 29.11 | | |
| 3 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Практикум | 02.12 | | |
| 4 | Правописание гласных перед н и нн в полных причастиях | 03.12 | | |
| 5 | Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум | 05.12 | | |
| 6 | Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 06.12 | | |
| 7 | Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 09.12 | | |
| 8 | Правописание н и нн в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных | 10.12 | | |
| 9 | Морфологический анализ причастия | 12.12 | | |
| 10 | Правописание не с причастиями | 13.12 | | |
| 11 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 13.12 | | |
| 12 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 16.12 | | |
| 13 | Повторение темы «Причастие как особая форма глагола». Практикум | 17.12 | | |
| 14 | Контрольная работа 5 (тестовая работа) | 19.12 | | |
| 15 | Анализ контрольной работы | 20.12 | | |
Деепричастие (14 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Понятие о деепричастии. Деепричастие как особая форма глагола | 23.12 | | |
| 2 | Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии | 24.12 | | |
| 3 | Деепричастный оборот | 26.12 | | |
| 4 | Деепричастный оборот. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | 27.12 | | |
| 5 | Деепричастный оборот. Практикум | 27.12 | | |
3 четверть |
| 6 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | 08.01 | | |
| 7 | Правописание не с деепричастиями | 10.01 | | |
| 8 | Правописание не с деепричастиями. Практикум | 10.01 | | |
| 9 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 13.01 | | |
| 10 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Практикум | 15.01 | | |
| 11 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида в тексте. Подготовка к сочинению | 17.01 | | |
| 12 | Сочинение-описание картины | 20.01 | | |
| 13 | Морфологический анализ деепричастия | 21.01 | | |
| 14 | Морфологический анализ деепричастия. Практикум | 23.01 | | |
| 15 | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом. Практикум | 24.01 | | |
| 16 | Повторение темы «Деепричастие как особая форма глагола». Нормы употребления деепричастий | 24.01 | | |
| 17 | Повторение темы «Деепричастие как особая форма глагола». Практикум | 27.01 | | |
| 18 | Контрольная работа 6 (изложение «В центре Москвы») | 28.01 | | КИ |
Наречие (13 ч. + КС = 14 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Наречие как часть речи | 30.01 | | |
| 2 | Разряды наречий по значению | 31.01 | | |
| 3 | Разряды наречий по значению. Практикум | 03.02 | | |
| 4 | Анализ контрольной работы | 04.02 | | |
| 5 | Степени сравнения наречий | 06.02 | | |
| 6 | Степени сравнения наречий | 07.02 | | |
| 7 | Степени сравнения наречий. Практикум | 07.02 | | |
| 8 | Словообразование наречий | 10.02 | | |
| 9 | Морфологический анализ наречия | 11.02 | | |
| 10 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е) | 13.02 | | |
| 11 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о /-е) | 14.02 | | |
| 12 | Контрольная работа 7 (сочинение «Письмо солдату») | 17.02 | | КС 3 |
| 13 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е). Практикум | 18.02 | | |
| 14 | Дефис между частями слова в наречиях | 20.02 | | |
Наречие (13 ч. + КС = 14 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 21.02 | | |
| 2 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практикум | 21.02 | | |
| 3 | Анализ контрольной работы. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 24.02 | | |
| 4 | Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е) | 25.02 | | |
| 5 | Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е). Практикум | 27.02 | | |
| 6 | Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е) | 28.02 | | |
| 7 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 03.03 | | |
| 8 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Практикум | 04.03 | | |
| 9 | Буквы о и а на конце наречий. Практикум | 06.03 | | |
| 10 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 07.03 | | |
| 11 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Практикум | 07.03 | | |
| 12 | Контрольная работа 8 (сочинение «Почему нельзя бросать человека в беде?») | 10.03 | | КС 4 |
| 13 | Повторение темы «Наречие» | 11.03 | | |
| 14 | Слова категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния и наречия | 13.03 | | |
Служебные части речи. Предлог (14 ч+КР=15 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Анализ контрольной работы. Служебные части речи в русском языке | 14.03 | | |
| 2 | Предлог как часть речи | 17.03 | | |
| 3 | Предлоги производные и непроизводные | 18.03 | | |
| 4 | Предлоги производные и непроизводные. Практикум | 20.03 | | |
| 5 | Предлоги простые и составные | 21.03 | | |
| 6 | Предлоги простые и составные. Практикум | 21.03 | | |
4 четверть |
| 8 | Правописание предлогов | 31.03 | | |
| 9 | Правописание предлогов. Практикум | 01.04 | | |
| 10 | Правописание производных предлогов | 03.04 | | |
| 11 | Употребление предлогов в речи | 04.04 | | |
| 12 | Употребление предлогов в речи. Практикум | 04.04 | | |
| 13 | Морфологический анализ предлога. Повторение темы «Предлог» | 07.04 | | |
| 14 | Повторение темы «Предлог». Практикум | 08.04 | | |
| 15 | Контрольная работа 9. (ВПР) | 10.04 | | КР ВПР |
Союз (12ч+КР=13 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Союз как часть речи | 11.04 | | |
| 2 | Разряды союзов | 14.04 | | |
| 4 | Разряды союзов. Практикум | 15.04 | | |
| 5 | Сочинительные союзы | 17.04 | | |
| 6 | Подчинительные союзы | 18.04 | | |
| 7 | Правописание союзов | 18.04 | | |
| 8 | Союзы и союзные слова | 21.04 | | |
| 9 | Союзы в простых и сложных предложениях | 22.04 | | |
| 10 | Морфологический анализ союза | 24.04 | | |
| 11 | Повторение темы «Союз» | 25.04 | | |
| 12 | Контрольная работа 10. (Промежуточная аттестация. Диктант) | 28.04 | | КР ПА |
| 13 | Анализ контрольной работы. Повторение темы «Союз». Практикум | 29.04 | | |
Частица. Междометие (14 ч.) https://urok.apkpro.ru/ |
| 1 | Частица как часть речи | 02.05 | | |
| 2 | Разряды частиц | 05.05 | | |
| 3 | Разряды частиц. Практикум | 06.05 | | |
| 4 | Правописание частицы не | 07.05 | | |
| 5 | Правописание частицы не. Практикум | 07.05 | | |
| 6 | Разграничение частиц не и ни | 11.05 | | |
| 7 | Разграничение частиц не и ни. Практикум | 11.05 | | |
| 8 | Морфологический анализ частицы | 08.05 | | |
| 9 | Повторение темы «Частица». Практикум | 12.05 | | |
| 10 | Повторение темы «Служебные части речи». Практикум | 13.05 | | |
| 11 | Междометия и звукоподражательные слова в системе частей речи | 15.05 | | |
| 12 | Морфологический анализ междометия | 16.05 | | |
| 13 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 16.05 | | |
| 14 | Омонимия слов разных частей речи | 19.05 | | |
Повторение (4ч.) |
| 1 | Разделы лингвистики. Текст и функциональные разновидности языка | 20.05 | | |
| 2 | Фонетика. Графика | 22.05 | | |
| 3 | Морфемика и словобразование | 23.05 | | |
| 4 | Морфология. Синтаксис и пунктуация | 26.05 | | |