СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для обучающегося на дому, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 5 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для обучающегося на дому, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 5 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД»

ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска



Обсуждена

на заседании МО

учителей естественно-

математического цикла

протокол №____

от«____»___________20___г

Руководитель МО

__________О.В. Михайлова


Принята

на заседании МС



протокол №____

от«____» ____________20___г

председатель МС

_____________Н.В. Филимонова



Утверждаю

Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска


_____________М.А. Хмелевская



Введена в действие приказом по школе-интернату №_____

от «____» ____________20 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Русский язык»

для обучающейся на дому, имеющей нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 5 «Б» класса



НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД









Разработана учителем

русского языка и литературы

Дермелевой С.А.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. № 1897 с изменениями, основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска.

Данная рабочая программа адаптирована в соответствии с психофизическими особенностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) и инвалидностью с учетом индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 часов в неделю – 170 часов в год (3 часа индивидуально, 2 ч самостоятельно).

Сроки реализации программы: 2018-2019 гг.

Для реализации программного содержания используется учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Гриогрян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская Русский язык: учебник для 5 класса. 36 издание – М. Просвещение, 2009год.

Целью организации индивидуального обучения детей на дому является защита их прав на получение образования. Основными задачами индивидуального обучения на дому являются:

- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

- реализация общеобразовательных программ с учётом характера течения заболевания, рекомендация ВК.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.

Познавательные задачи:

- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

- развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

- воспитание обучающихся средствами данного предмета;

- развитие их логического мышления;

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание тем учебного курса


Язык - важнейшее средство общения

Повторение пройденного в IIV классах

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в V классе (5ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Русский язык» 3 часа


№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

всего

совместно с учит.

сам-но

Из них

Р/р

К/р

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек.

3

1

2

1

-

Повторение изученного в начальных классах. Вспоминаем, повторяем, изучаем.

25

16

9

5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30

18

12

5

1д+1с

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

16

10

6

4

Лексика. Культура речи.

15

7

8

5

1с+1т

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

14

9

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

18

11

7

2

Имя прилагательное

11

8

3

3

Глагол

20

12

8

3

Повторение и систематизация изученного.

9

5

4

-

Итого

170

102

68

30

7д+2с+2т



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Русский язык»


пров с уч


всего

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

сов. с учит

сам-но

Планир.

Фактич.

Язык и общение (3 часа)

Язык и человек. Язык и речь.

Язык и его единицы.

Р/р Композиционные и языковые признаки стиля речи.

1


03.09



1


1



Вспоминаем, повторяем, изучаем (25 часов)

Звуки и буквы. Произношение и правописание

Орфограмма.

1


05.09



1

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1


07.09



1

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.



10.09




Буквы и, у, а после шипящих.

1


12.09


Разделительные Ъ и Ь.

1


14.09


Раздельное написание предлогов с другими словами.

Р/р Текст.

1


17.09



1

Р/р Обучающее изложение ( по Г.А. Скребицкому, упр.70)

Р/р Тема текста.

1


19.09



1

Части речи.

1


21.09


Глагол.

Правописание -тся и -ться в глаголах.

1


24.09



1

Личные окончания глаголов.

1


26.09


Имя существительное как часть речи.

Падежные окончания существительных.

1


28.09



1

Имя прилагательное как часть речи.

1


01.10


Местоимение как часть речи.


1

03.10


Повторение и обобщение изученного в начальных классах

1


05.10


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1


08.10



1

Р/р Основная мысль текста.

Р/р Обучающее сочинение - описание по картине А. А. Пластова «Летом»

1


10.10



1



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30 часов)

Синтаксис. Пунктуация.

1


12.10


Словосочетание.

Разбор словосочетания.

1


15.10



1

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

1


17.10



1

Р/р Сжатое изложение. (Упр.144)

1


19.10


Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1


22.10


Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1


24.10



1

Нераспространенные и распространенные предложения.

Второстепенные члены предложения.

1


26.10



1

Дополнение. Определение.

Обстоятельство.

1


05.11



1

Предложения с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1


07.11



1

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения.

1


09.11


Предложения с обращениями.

Р/р Письмо.

1


12.11



1

Р/р Подготовка к контрольному сочинению-описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

Р/р Контрольное сочинение – описание по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

1


14.11



1

Р/р Анализ контрольного сочинения.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

1


16.11



1

Знаки препинания в сложном предложении.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1


19.11



1

Прямая речь

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1


21.11



1

Диалог

1


23.11


Повторение пройденного материала.

1


26.11


Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


28.11



1



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (16 часов)

Фонетика. Гласные звуки.

Графика. Алфавит.

1


30.11



1

Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие

1


03.12


Р/р Повествование.

Р/р Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».)

1


05.12



1

Согласные звонкие и глухие.

Позиционные чередования гласных и согласных.

1


07.12



1

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1


10.12


Двойная роль букв е, ё, ю, я.

1


12.12


Орфоэпия.

Фонетический разбор слова.

1


14.12



1

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1


17.12


Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1


19.12



1

Р/р Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Р/р Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1


21.12



1



Лексика. Культура речи. (15 часов)

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

Однозначные и многозначные слова.

1


24.12



1



Прямое и переносное значение слова.

1


26.12


Омонимы.

Синонимы.

Антонимы.

1


28.12



1


1

Р/р Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Р/р Контрольное сочинение – описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1


14.01



1

Р/р Анализ контрольного сочинения.

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

1


16.01



1

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1


18.01



1

Р/р Подготовка к подробному изложению по К. Г. Паустовскому «Первый снег»

Р/р Написание подробного изложения по К. Г. Паустовскому «Первый снег»

1


21.01



1



Морфемика. Орфография. Культура речи. (23 часа)

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема. Изменение и образование слов.

Окончание. Основа слова.

1


23.01



1


1

Корень слова.

Однокоренные слова.

1


25.01



1

Р/р Сочинение-рассуждение «Секрет названия»

1


28.01


Суффикс.

Приставка.

1


30.01



1

Чередование звуков.

Беглые гласные.

1


01.02



1

Варианты морфем

Морфемный разбор слова.

1


04.02



1

Правописание гласных и согласных в приставках.

Буквы З и С на конце приставок.

1


06.02



1

Буквы о –а в корне лаг –лож

1


08.02


Буквы О –А в корне раст –ращ-рос

Буквы О –А в корне раст –ращ-рос

1


11.02



1

Буквы ё –е после шипящих.

1


13.02


Буквы Ы-И после Ц

1


15.02


Повторение по теме «Морфемика».

1


18.02


Контрольный диктант по теме «Морфемика».

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1


20.02



1


Р/р Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

1


22.02




Морфология. Орфография. Культура речи. (49часов)



Имя существительное (18 часов)

Имя существительное как часть речи.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1


25.02



1

Р/р Доказательства в рассуждении.

Р/р Элементы рассуждения. Сжатое изложение. (Упр. 513.)

1


27.02



1

Имена существительные собственные и нарицательные.

Род имён существительных.

1


01.03



1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1


04.03



1

Три склонения имён существительных.

1


06.03


Падеж имён существительных

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

1


08.03



1

Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

1


11.03


Множественное число имён существительных.

Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1


13.03



1

Морфологический разбор имени существительного.

1


15.03


Повторение по теме «Имя существительное»

1


18.03


Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1


20.03



1



Имя прилагательное (11)

Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.

1


22.03


Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

1


01.04


Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных.

1


03.04


Р/р Описание животного.

Р/р Подробное изложение.(А.И. Куприн « Ю-ю»)

1


05.04




1

Прилагательные полные и краткие.

Р/р Описание животного. Устное сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение»

1


08.04



1

Морфологический разбор имени прилагательного.

1


10.04


Повторение по теме «Имя прилагательное»

1


12.04


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1


15.04



1



Глагол (20часов)

Глагол как часть речи.

Не с глаголами.

1


17.04



1


1

Неопределённая форма глагола.

Виды глагола.

1


19.04



1

Буквы Е –И в корне с чередованием.

Р/р Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой

1


22.04



1

Прошедшее время глагола.

Настоящее время глагола.

Будущее время глагола.

1


24.04




1


1

Спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

1


26.04



1

Правописание безударных личных окончаний глагола.

1


29.04


Морфологический разбор глагола.

1


01.05


Р/р Сжатое изложение с изменением формы лица. (Упр.688)

Употребление времен.

1


03.05




1

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа.

1


06.05


Повторение по теме «Глагол».

1


08.05


Контрольный диктант по теме «Глагол»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1


10.05




1

Р/р Сочинение – рассказ по рисунку (упр. 701)

1


13.05




Повторение и систематизация изученного (9 часов)

Орфограммы в корне слова.

Орфограммы в приставках.

1


15.05



1

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных.

Орфограммы в окончаниях глаголов.

1


17.05



1

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении

1


20.05



1

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1


22.05


Итоговая контрольная работа

Подведение итогов года.

1


24.05





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 класса


I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы; н6аходить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По п у н к т у а ц и и . Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По с в я з н о й р е ч и . Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты ( в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношениях использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматичесими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученными языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.




Литература для учителя.


Программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2009.

Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2009.

Влодавская Е.А.. Поурочные разработки по русскому языку (к учебнику Т.А.Ладыженской и др «Русский язык. 5 класс») – М.: Экзамен, 2007.

Раман Т.В.Тематическое и поурочное планирование по русскому языку (к учебнику Т.А.Ладыженской и др «Русский язык. 5 класс»). – М.: Экзамен, 2007.

Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку (к учебнику Т.А.Ладыженской и др «Русский язык. 5 класс»). - М.: Экзамен, 2008.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс /сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010

Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.

Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.

В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Словари (по всем разделам русского языка).

Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.


Литература для ученика.


Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2009.





Контрольно-измерительные материалы

5 класс

Контрольная работа № 1

Тема: «Повторение изученного в начальных классах»

1. Расставить ударение в словах:

Библиотека, алфавит, документ, добыча, километр, квартал, молодежь, магазин, портфель, шофер, портрет.

2. Найти однокоренные слова. Обозначить в них корень.

Косилка, коса, косьба, кость.

Водить, провод, водяной.

3. Вставить пропущенные буквы. Выделить приставки.

З..болел, н..кормил, п..кормил, пер..тащил, о..дал, по..держал, по..бил, о..правил, (с/з)гореть.

4. Раскрыть скобки. Обозначить предлоги и приставки.

Сильно рванул ветер и (с)шумом, (со)свистом (за)кружил (по)степи. (За)холмами глухо (про)гремел гром, (по)дуло свежестью.

5. Какое слово неправильно разобрано по составу? Выделить, исправить.

а) осен-н-ий; б) объ-един-ит; в) лип-ов-ый; г) пере-ход; д) ус-меш-к-а.

6. Вставить там, где это необходимо, разделительные ъ и ь.

От..ход, при..ход, об..явление, за..явление, в..езд, раз..езд, л..ет, коп..е, об..ем.

7. В каком слове гласная проверяется? Вставить все, привести проверочное слово к проверяемой гласной.

К..мбайн, т..варищ, упр..влять, п..мидор, ..гроном.

8. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Пог..дел, посм..трел, отцв..тает, ни..кий, Бере..ка, сколь..кий, чес..ный, радос..ный, интерес..ный.

9. В каком слове есть непроизносимая согласная?

а) коллекти..; б) поз..ний; в) опас..ный; г) фу..бол; д) интерес..ный.

10. Какая из перечисленных частей речи является служебной?

а) глагол; б) союз; в) местоимение; г) наречие; д) прилагательное.

11. Какая из перечисленных частей речи является самостоятельной?

а) Местоимение; б) предлог; в) союз; г) частица.

12. Как изменяется имя существительное? Выбрать правильный(ые) ответ(ы).

а) по лицам; б) по падежам; в) по временам; г) по числам.

13. В каком падеже существительные 1-го склонения имеют окончание –и?

а) в родительном; б) в дательном; в) в винительном; г) в предложном.

14. Вставить пропущенные окончания. В скобках указать склонение и падеж имен существительных.

На сирен.. распустились душистые цветы. Цветы сирен.. хорошо пахнут. К ел.. подошли дети. По дорог.. мчатся машины. По площад.. идут люди.

15. В каком падеже существительные 3-го склонения имеют окончание –и?

а) в родительном; б) в дательном; в) в винительном; г) в предложном.

16. Найти существительные 2-го склонения:

а) шалаш; б) наш; в) ключ; г) ночь; д) луч; е) могуч.

17. Найти существительные 3-го склонения:

а) брош..; б) ваш..; в) реч..; г) полноч..; д) товарищ.. .

18. Имя прилагательное обозначает:

а) предмет; б) признак действия; в) признак предмета; г) действие.

19. Вставить пропущенные окончания, графически объяснить свой выбор.

Со старш.. братом; зимн.. вечером; в соснов.. лесу; стар.. дуба; на обратн.. пути.

20. Какой из перечисленных глаголов относится к I спряжению?

а) стро..ть; б) обид..ть; в) дежур..ть; г) слуш..ть; д) завис..ть.

21. С каким глаголом не пишется слитно?

а) (Не)пишет; б) (не)навидит; в) (не)боится; г) (не)спорит; д) (не)возражает.

22. В каком глаголе пишется –ться?

а) Мальчик учит..ся. б) Спортсмены соревнуют..ся. в) Самолет начинает снижат..ся. г) Девочка красиво одевает..ся.

23. От данных глаголов образовать формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени по образцу (стоить – строю, строишь, строит).

Кормить, чинить, видеть.

24. Найти ложное утверждение:

а) подлежащее – главный член предложения;

б) подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу;

в) предложение может не иметь второстепенных членов;

г) наличие главных членов – признак распространенного предложения.

25. В каком предложении неверно выделено подлежащее?

а) Малина растет в саду.

б) Город украшает бульвар.

в) Мальчик нашел гриб.

26. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

а) Солист напевал мелодию.

б) Весело лилась музыка.

в) Начинает играть оркестр.

г) Музыкант играл на трубе.

27. Вставить недостающие знаки препинания. Найти предложение с однородными членами, выделить их графически.

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна доски для постройки жилищ. Столы стулья скамейки кровати лодки корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки груши сливы вишни.

(По Д.Кайгородову.)

Контрольный диктант

I вариант

В лесу

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

(88 слов)

II вариант

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

(81 слово)

(По Н.Ф.Ефимовой)

Контрольная работа № 2

Тема: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1) Савраска плетется ни шагом, ни бегом,

Не встретишь души на пути. (Н.Некрасов.)

2) «То-то, - сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» (Н.Некрасов.)

2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1) Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2) Только ручей да осиновый лист

Что-то до боли родное бормочут! (В.Боков.)

3. Определите в предложениях цель высказывания.

1) Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. (А.Чехов.)

2) Алеша, Алеша, помоги мне поймать курицу! (А.Погорельский.)

А. Сообщение.

Б. Вопрос.

В. Побуждение.

4. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1) В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2) Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание.

Б. Предложение.

5. Какой знак стоит в конце предложения?

1) От кого у тебя перстенек золотой (Н.Некрасов.)

2) Не падай духом Не умирай раньше времени (К.Ушинский.)

3) Ах, это ты, Чернушка (А.Погорельский.)

А. Точка.

Б. Вопросительный знак.

В. Восклицательный знак.

6. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1) Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2) Садись ко мне на спину.

3) Журка в воду – и поплыл через море. (Из сказок.)

А. Распространенное.

Б. Нераспространенное.

7. Что является признаком вопросительного предложения?

1) А ты берешься помочь царевичу?

2) Съешь ли ты меня?

3) Чем же ты провинился? (Из сказок.)

А. Интонация.

Б. Вопросительное слово – местоимение.

В. Вопросительное слово – частица.

8. Определите подлежащее в предложении.

О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. Тютчев.)

А. Ветр.

Б. Ты.

9. Какое предложение не имеет подлежащего?

1) И этот звон люблю я! (М.Лермонтов.)

2) Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный! (М. Лермонтов.)

10. Определите сказуемое в предложении.

Москва – столица России.

А. Москва.

Б. Столица.

11. Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.

1) Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов.)

2) И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый непреклонный взор и молодых моих сестер... (М.Лермонтов.)

А. Запятая ставится.

Б. Запятая не ставится.

12. Определите предложение с обращением.

1) – Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! – закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2) – Эй ты, оловянный солдатик! – крикнул тролль. – Не заглядывайся на плясунью.

13. Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.

1) Кто волны, вас остановил? (А.Пушкин.)

2) Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти погреться! (Сказка.)

14. Укажите правильную схему предложения с прямой речью.

1) «П? – а».

2) «П? – А».

3) «П?» - а.


Контрольная работа № 3

Тема: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»


Контрольный диктант

I вариант

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

(100 слов)

(По В.Астафьеву)

Грамматическое задание

1. Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов.

2. Графически объяснить пунктуацию двух-трех предложений (по указанию учителя).

II вариант

Без пословицы речь не молвится.

Язык – богатство народа. В метком и выразительном русском языке с давних пор живут пословицы. Их сложил народ. Это мудрые рассуждения о жизни, о людях. В коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. В них народ отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение трудиться, смеется над жадными, ленивыми. Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний.

Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи на короткие стихи. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой.

А какие пословицы знаете вы, ребята?

(92 слова)

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть грамматические основы предложений: 1 вариант – второго предложения; 2 вариант – последнего предложения.


Контрольная работа № 4

Тема: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1. Какие буквы из указанных названы неверно?

а) б (бэ); б) в (эв); в) г (гэ); г) л (эл); д) с (сэ).

2. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:

а) сч..стье; б) ш..нель; в) ч..шка; г) ч..вство; д) брош..ра; е) пощ..да; ж) ж..ри; з) ж..лет; и) параш..т;

к) рощ.. .

3. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

а) рожь; б) въезд; в) яблоко; г) соль; д) лён; е) съёмка; ж) семья; з) лямка; и) здесь;

к) известно; л) юг; м) ёлка.

4. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) случай; б) столяр; в) портфель; г) звонит; д) средства; е) километр; ж) ремень; з) цыган; и) партер;

к) красивей.

5. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:

а) лодка; б) пробка; в) скользкий; г) старушка; д) утка; е) город; ж) гром; з) кружка; и) глотка;

к) гладкий.

6. Укажите слова, в которых есть несоответствие написания и произношения:

а) сводка; б) стол; в) текст; г) теннис; д) скот; е) пастбище; ж) ошибка; з) указка; и) вязок;

к) скользкий.

7. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

а) арбуз; б) верба; в) документ; г) магазин» д) ненависть; е) звонишь; ж) свекла.

8. Найдите «третье лишнее» слово:

а) 1) что; 2) чтобы; 3) нечто;

б) 1) конечно; 2) нарочно; 3) игрушечный;

в) 1) теннис; 2) тема; 3) текст;

г) 1) свитер; 2) ателье; 3) тенор;

д) 1) чувство; 2) баловство; 3) да здравствует.

9. Какие из данных букв являются шипящими?

а) ч; б) ж; в) ф; г) ш; д) х.

10. Какие из данных согласных являются глухими?

а) ч; б) ж; в) т; г) с; д) к; е) л.


Контрольный диктант

I вариант

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

(97 слов)

Грамматическое задание

Выписать слова, в которых: а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков.


II вариант

В грозу

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

(85 слов)

Грамматическое задание

Выписать два слова, в которых количество букв и звуков совпадает.


Контрольная работа № 5

Тема: «Морфемика. Орфография. Культура речи»


1. Какая основа в слове пригодиться?

1) Пригодить -.

2) Пригодии – ся.

2. Укажите слова, не имеющие окончаний.

1) Пламя. 2) Громко. 3) Высоко.

3. Слова каких частей речи не имеют окончаний?

1) Глагол. 2) Имя числительное. 3) Наречие.

4. Укажите слово с нулевым окончанием.

1) Озноб. 2) Над. 3) Наугад.

5. Какое утверждение правильно?

1) В словах сам, шрам, там нулевое окончание.

2) В словах сам, шрам, там нет окончания.

3) В словах сам, шрам (склоняемых) нулевое окончание, а несклоняемое наречие там его не имеет.4) В словах сам, шрам, там окончание одинаковое - -ам.

6. В каком слове –ей является окончанием?

1) Ручей. 2) Ножей. 3) Соловей.

7. В каких словоформах –ой входит в состав основы?

1) Конвой. 2) Большой. 3) Отвагой.

8. Какие слова являются однокоренными?

1) Запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий.

2) Краса, красивый, краска, украшение, красильня.

9. Какие слова имеют приставку?

1) Долбить. 2) Довезти. 3) Высота. 4) Выстрел.

10. Какую приставку имеют слова?

1) Отапливать, отоварить, отощать.

а) От-. б) Ото-. в) О-.

2) Подарок, подать, поделить.

а) По-. б) Под-.

11. Одинакова ли приставка в словах надавить, надоить, нашить?

1) Да. 2) Нет.

12. Какое слово соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс + окончание –а?

1) Ленивица. 2) Львица.

13. Какие приставки имеют значение высшей степени качества, проявления признака?

1) При-, над-. 2) Пре-, сверх-.

14. Какое слово и какой суффикс соответствует выражению следующих лексических значений?

1) Заботящийся о своем доме, материальном благополучии, достатке.

а) Домашний (-ашн-). б) Домовитый (-овит-). в) Домовой (-ов-).

2) Обладающий сильным звонким голосом.

а) Голосистый (-ист-). б) Голосовой (-ов-).

15. Укажите слово, в котором корень никогда не выступает без суффикса или окончания.

1) Багряный. 2) Газетчик.


Контрольный диктант

I вариант

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

(85 слов)

(По Б.Тимофееву)

Грамматическое задание

По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.


II вариант

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

(98 слов)

(По В.Арсеньеву)

Грамматическое задание

Объяснить графически пунктуацию двух-трех предложений (на усмотрение учителя).


Тест по теме «Имя существительное»

Вариант 1


1. На какие вопросы отвечает существительное?

а) Что делать? Что сделать?

б) Какой? Чей?

в) Кто? Что?


2. Что обозначает существительное?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

в) Действие предмета.


3. Чем, как правило, является в предложении существительное?

а) Подлежащим.

б) Определением.

в) Сказуемым.


4. Как изменяется существительное?

а) Спрягается.

б) Склоняется.

в) Не изменяется.


5. Найти существительное 3-го склонения.

а) В степи.

б) На солнце.

в) У дерева.

г) На краю.


6. Найти существительное мужского рода.

а) Горечь.

б) Впечатление.

в) Тюль.

г) Степь.


7. Найти существительное, имеющее только форму ед.ч.

а) Темнота.

б) Пустыня.

в) Стена.

г) Мороз.


8. Найти существительное, имеющее только форму мн. ч.

а) Прятки.

б) Солдатики.

в) Игрушки.

г) Книжки.


9. В каких существительных надо поставить букву и?

а) На станции.. .

б) На вокзал.. .

в) На перрон.. .

г) В отъезд.. .


10. В каком случае нужен ь ?

а) Плащ.. .

б) Овощ.. .

в) С пастбищ.. .

г) Брош.. .


11. В каком случае нужно вставить о?

а) За границ..й.

б) С сестриц..й.

в) Куриц..й.

г) Отц..м.


12. В каком случае необходимо вставить и?

а) Ц..ркуль.

б) Ц..ганский.

в) Молодц.. .

г) Синиц..н.


13. Каким членом предложения является слово танк в предложении Игрушечный танк подарил мне брат?

а) Подлежащим.

б) Определением.

в) Дополнением.


Вариант 2

1. Что обозначает имя существительное?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

в) Действие.


2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

а) Что? Где? Когда?

б) Какой? Какая? Какое?

в) Что делать? Что сделать?

г) Кто? Что?


3. Продолжите фразу.

Имя существительное:

а) склоняется;

б) спрягается.


4. Имена существительные бывают:

а) собственными и нарицательными;

б) качественными, относительными, притяжательными;

в) частными и общими;

г) личными и неличными.


5. Большинство имен существительных изменяется:

а) только по родам;

б) не только по родам;

в) по числам и падежам;

г) по временам.


6. Существительные бывают:

а) одушевленными и неодушевленными;

б) живыми и неживыми;

в) полными и краткими;

г) собственными и несобственными.


7. Большинство имен существительных можно распределить по группам склонения:

а) 1-е, 2-е;

б) 1-е, 2-е, 3-е;

в) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е;

г) 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.


8. Определите род существительных.

Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, фланель, путь, ферзь.


9. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:

Отборная рож.., холодная полноч.., камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш.., железный ключ.., плеч..м к плечу, черная туш.., исполнили туш.., сторож.., марш..м, пастбищ..м, плащ.. .


Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

I вариант

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

(92 слова)

Грамматическое задание

Сделать морфологический разбор слов: 1 вариант – Пришвина; 2 вариант – к деревне.


II вариант

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка – известный в своей округе лесник.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В ее густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!

Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает еж. Пошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок.

(100 слов)



Грамматическое задание

Подчеркнуть грамматические основы предложений: 1 вариант – второе предложение; 2 вариант – первое предложение третьего абзаца.


Контрольная работа № 8

Тема «Имя прилагательное»


Вариант 1

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) признак признака.

2. Имя прилагательное изменяется (найдите неверное утверждение):

а) по родам;

б) по временам;

в) по числам;

г) по падежам.

3. Прилагательное:

а) зависит от глагола и согласуется сним;

б) зависит от существительного и согласуется с ним.

4. В какой строке в окончаниях всех имен прилагательных пишется о?

а) Дремуч..го, свеж..го;

б) рыж..го, бледнолиц..го;

в) чуж..го, больш..й.

5. Найдите «третье лишнее» слово:

а) свеч..й;

б) больш..й;

в) ш..пот.

6. В каком случае после шипящих не пишется мягкий знак?

а) Мороз жгуч..;

б) русская реч..;

в) высокая рож.. .

7. Найдите «третье лишнее» слово:

а) на свеж..м;

б) храбрец..м;

в) хорош..го.

8. Укажите словосочетание, в котором употреблено имя прилагательное в форме родительного падежа мужского рода:

а) о гибком тростнике;

б) в лесной избушке;

в) из-за далекого горизонта.

9. В каком предложении прилагательное является сказуемым?

а) Пейзаж чудесный;

б) красивый вид;

в) у девчонок всегда аккуратный почерк.

10. В каком предложении прилагательное является определением?

а) Мороз трескуч;

б) ветер силен;

в) все мечтают о счастливой жизни.

11. Укажите словосочетание, в состав которого входит прилагательное с окончанием –им:

а) на зимн..м холоде;

б) жить сегодняшн..м днем;

в) на завтрашн..м экзамене.

12. Укажите предложение, в состав которого входит прилагательное в полной форме:

а) В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят. (А.Ахматова.)

б) Белы, как снег, земля и небеса. (А.Полежаев.)


Вариант 2

1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) Что делать? Что сделать?

б) Какой? Чей?

в) Кто? Что?

2. Прилагательное обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

3. Прилагательное в полной форме является в предложении как правило:

а) подлежащим;

б) определением;

в) дополнением.

4. Прилагательное в краткой форме является:

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) определением.

5. Найдите в тексте имена прилагательные.

Долгое время наручные часы носили только женщины. Мужчины предпочитали карманные часы на цепочке. Но во время Первой мировой войны солдаты поняли, что наручные часы удобнее. Вскоре их стали носить все.

6. Замените полные прилагательные краткими.

Трескучий мороз – мороз... .

Пахучий ландыш – ландыш... .

Жгучий ветер – ветер .. .

Могучий дуб – дуб .. .

Горячий чай – чай .. .

7. Найти краткие прилагательные.

Колюч, скрипуч, певуч, свеж, грач, училищ.

8. В каких случаях нужна буква о?

Ключ..выя вода, плеч..вой сустав, парч..вые одежды, холщ..вый мешок, песц..вый мех, ситц..вый платок, свинц..вый блеск.

9. В каких случаях нужны буквы ё,е?

а) Больш..го, хорош..го, могуч..го, горяч..го, свеж..го, ш..лковый, колюч..го.

10. Образовать от данных существительных с помощью суффикса –н- имена прилагательные, разобрать их по составу.

Длина - ..., плен - ..., телефон - ..., осень - ..., имена - ... .


Контрольный диктант

Профессия дирижабля

I вариант

В небе Сибири будут перемены. Воздушный транспорт станет другим. Скоро самые большие, самые тяжелые грузы дирижабли возьмут на себя. Тысячи тонн грузов, целые горы по силам поднять дирижаблю и перевезти на любую, самую дальнюю стройку.

Большую помощь окажет дирижабль рыбакам. Приводнится он и замрет над водой таежного озера. Пожалуйста, готовый рыболовецкий сейнер.

Для геологов кабина дирижабля – дом. В самый глухой уголок долетит дирижабль, сядет на поляне. Огромная кабина станет домом для людей, которые ищут новые месторождения.

(78 слов)

(По М.Аджиму.)

Грамматическое задание

1. Найти в тексте слова с изученными орфограммами (1-й вариант – падежные окончания существительных, 2-й вариант – падежные окончания прилагательных), обозначить графически.

2. Выполнить синтаксический разбор: 1 вариант – первое предложение, 2 вариант – первое предложение второго абзаца.

3. Разобрать по составу слова воздушный, сибирские, перемен, кладовые, сядет.

4. Объяснить знаки препинания в сложном предложении.


II вариант

Озеро

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.

(96 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Найти в тексте слова с изученными орфограммами, обозначить их графически.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения: 1 вариант – второе предложение первого абзаца; 2 вариант – первое предложение второго абзаца.

3. Разобрать по составу слова маленький, береговой, озерная, прозрачны.

4. Объяснить знаки препинания в сложном предложении.


Контрольная работа № 9

Тема: «Глагол»


Вариант 1

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) действие предмета;

б) признак предмета;

в) предмет.

2. Глаголы изменяются:

а) по падежам и родам;

б) временам и числам;

в) лицам и падежам.

3. Среди категории времени нет:

а) настоящего;

б) прожитого;

в) прошедшего;

г) будущего времени.

4. В предложении глагол обычно бывает:

а) подлежащим;

б) дополнением;

в) сказуемым.

5. Какой глагол из перечисленных ниже не относится к I спряжению?

а) Брить;

2) дышать;

в) думать;

г) рисовать;

д) вышивать.

6. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершенному виду:

а) увидеть, убежать, застелить;

б) шить, прыгать, открыть;

в) решить, решать, печатать.

7. Укажите словосочетание, в состав которого входит глагол с –ться:

а) медленно плетет..ся;

б) радостно смеят..ся;

в) легко дышит..ся;

г) слегка колышет..ся.

8. Укажите «третье лишнее» слово:

а) мыш..;

б) молодеж..;

в) пишеш.. .

9. Укажите строку, во всех глаголах которой в окончании пишется и:

а) стро..т, гон..т, ход..т;

б) бре..т, стел..т, ненавид..т;

в) улыбает..ся, задыхает..ся, держит..ся.

10. Не с глаголом пишется:

а) раздельно;

б) слитно;

в) через дефис.

11. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:

а) (не)здоровится, (не)достает, (не)придет;

б) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;

в) (не)взлюбил, (не)доумевал, (не)годует.


Контрольная работа № 10

Тема: «Глагол»

Контрольный диктант

I вариант

В лесу

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

(99 слов)

(По Г.Скребицкому)

Контрольный диктант

II вариант

День кончается. Солнце уже спускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку еще видны лучи солнца. Высоко над елкой заблестели звезды. Время от времени раздается одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

(93 слова)

(По К.Паустовскому)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 11

Тема: «Повторение и систематизация изученного в V классе»

Вариант 1

1. Укажите звонкие согласные:

а) к; б) д; в) т; г( с.

2. Какая часть слова образует форму слова:

а) корень» б) суффикс; в) приставка; г) окончание.

3. Укажите суффикс глагола прошедшего времени:

а) -ал-; б) –л-; в) –ну-; г) –и-.

4 . Найдите слово, строение которого соответствует схеме:¬∩^^ .

а) местность; б) исписала; в) безбрежный; г) разговор.

5. Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:

а ) расст..яние; б) распол..гаться; в) уд..вительный; г) разл..жить.

6. Найдите верный ответ:

а) скрипач – имя сущ., ж.р.;

б) написала – глагол прош.вр., ж.р.;

в) пахуч – глагол наст.вр.;

г) написать – глагол несов.в.

7. Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак:

а) дышиш..; б) тиш..; в) жгуч..; г) испеч.. .

8. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:

. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.

б) Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.

в) Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.

г) Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

9. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

,и . (Знаки препинания не расставлены.)


а) Когда я вернулся домой мама уже спала.

б) Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям.

в) Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу.

г) Трава появилась там где сильнее припекало солнце.

10. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

( Знаки препинания не расставлены.)

а) Я провожу тебя и мы обсудим эти вопросы.

б) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет.

в) Раздался страшный гром и вскоре над лесом зашумел дождь.

г) Птица взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.

11. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

а) Сергей закричал: «Ребята лес горит!»

б) Мы знали, что скоро прилетят скворцы.

в) Тундра – родина птиц.

г) Мы принесли березу из леса и посадили ее в саду.


Контрольный диктант

(без грамматического задания)

Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра – родина этих птиц. На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.

Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

(118 слов.)


Ответы


Контрольная работа № 1

Вариант 1

5

9

10

11

12

13

15

16

17

18

20

21

22

24

25

26

д

б

б

а

б,

г

а

а,

б,

г

а,

в,

д

а,

в,

г

в

г

б

в

г

б

в


Контрольная работа № 2

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

1-в

2-в

1-а

2-б

1-б

2-в

3-а

1-б

2-а

3-а

1-а

2-в

3-б

б

2

б

1-б

2-а

2

1

3


Контрольная работа № 4

Зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В1

2

2,3

3

1

3

2

1

2

2,4

1в,

1

1

2

1б,

1


Контрольная работа № 5

Зад

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В1

2

2,

3

3

1

3

2

1

2

2,

4

1в,

1

1

2

1б,

1


Контрольная работа № 6

Зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

В1

в

а

а

б

а

в

а

а

а

г

г

а

в


Контрольная работа № 8

Зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В1

а

б

б

в

в

а

б

в

а

в

б

а


Контрольная работа № 9

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а

б

б

в

б

а

б

в

а

а,б

в


Контрольная работа № 11

Зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В1

2

4

2

2

3

2

3

2

3

2

1




27