РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык» (авторы: Р.Н. Бунеев и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель курса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык», а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Задачи курса:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
дальнейшее овладение родным языком;
овладение орфографией и пунктуацией;
раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе - разделы «Предложение» и «Текст».
В третьем классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи; знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с точки зрения:
звукового состава и обозначения звуков буквами;
морфемного состава и словообразования;
грамматического значения;
лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В третьем классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ь. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне, например ссора, аллея, жужжит, и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет). Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма - обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. В третьем классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога - дорожка -дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.
Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В третьем классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи третьеклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
Количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
Развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой).
Обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию.
Обучение каллиграфии ведется на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствования навыков письма в одну линейку.
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.
Учебно-тематический план
Название разделов | Общее количество часов | Основные виды деятельности учащихся |
Вводный урок | 1 | Знакомство с новым учебником, вычитывание информации из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозирование содержания и видов работы по учебнику. |
Повторение | 12 | Толкование значения слова. Звукобуквенный разбор слова. Характеристика слова с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; на какой вопрос отвечает). Оформление предложения на письме (орфографически и пунктуационно). Чтение и произношение предложений с правильной интонацией; конструирование предложения из слов. Постановка вопросов от слова к слову в предложении. Анализ заглавия, соотнесение его с содержанием и главной мыслью, самостоятельный подбор заглавия текста и его частей. Самостоятельное осмысление текста до чтения, во время чтения и после чтения. |
Слово | 116 | |
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | 2 | Нахождение корня в группе однокоренных слов, аргументирование правильности выбора. Нахождение чередующихся согласных звуков в корне однокоренных слов, выделение этих корней. Составление связного текста из деформированных предложений. Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствия произношения и написания. Нахождение в словах изученных орфограмм по их опознавательным признакам, правильное написание слов, графическое объяснение выбора написаний, нахождение и исправление орфографических ошибок. Формулирование обобщённого правила правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Письмо сочинений по опорным словам с изученными орфограммами. Написание свободного диктанта после предварительной подготовки. |
Правописание проверяемых согласных в корне | 4 |
Удвоенные согласные в корне слова | 5 |
Непроизносимые согласные в корне слова. | 9 |
Безударные гласные | 7 | Постановка ударения, различение ударного и безударного гласных звуков. Наблюдение за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбор проверочных слов. Группировка слов с изученными орфограммами |
Сложные слова | 9 | Нахождение в предложении (тексте) сложных слов путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Использование в речи и правильное написание сложных слов разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). |
Части слова. Приставка. | 1 | Нахождение в словах корня, суффиксов, приставок. Различение омонимичных приставок и предлогов. Объяснение слитного / раздельного написания (по- - это приставка, так как …. поэтому пишется слитно; по- - это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). |
Безударные гласные в приставках | 4 | Различение приставок по- и па-, про- и пра-. Различение и правильное написание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. Анализ состава слова, осознанный выбор разделительного ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделение в слове окончания и основы, действие по алгоритму. Систематизация знаний о составе слова в виде схемы, таблицы. Наблюдение за лексическим значением однокоренных слов. Наблюдение за однокоренными словами. Разбор слов по составу. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. |
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня | 4 |
Разделительные Ъ и Ь | 6 |
Части слова. Окончание и основа | 2 |
Основа и окончание слова | 2 |
Части слова. Суффикс | 2 |
Разбор слова по составу | 4 |
Части речи в русском языке | 1 | Группировка слов по вопросам. Конструирование предложения из слов с опорой на вопросы. Выделение в предложении самостоятельных и служебных частей речи. Открытие (в проблемном диалоге) признаков имени существительного как части речи. Определение грамматических признаков имён существительных. Определение начальной формы имени существительного. Наблюдение за использованием имён существительных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имён существительных. Употребление имен существительных в речи. Анализ имен существительных: называние их грамматических признаков в определённой последовательности (морфологический разбор). Образование с помощью суффиксов и употребление в речи имен существительных (с уменьшительно-ласкательным значением и др.). Разбор имен существительных по составу, соотнесение слов со схемами. |
Имя существительное как часть речи | 6 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 3 |
Род имен существительных | 3 |
Число имен существительных | 4 |
Словообразование имен существительных | 8 |
Местоимение как часть речи | 6 | Различение местоимения и слов других частей речи. Замена в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Раздельное написание предлогов с местоимениями. Осознание роли личных местоимений в речи. Продуцирование текста с использованием место- имений (сочинение «О себе»). |
Имя прилагательное как часть речи | 4 | Группировка слов по частям речи. Нахождение в тексте имен прилагательных по вопросу. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имён прилагательных. Различение текста-повествования и текста-описания. Выделение в предложении словосочетаний «прил. + сущ.», постановка вопроса от имени существительного к имени прилагательному. Называние признаков имени прилагательного (морфологический разбор). Проверка написания безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбор по составу имен прилагательных. |
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных | 6 |
Разбор имен прилагательных по составу | 4 |
Глагол как часть речи | 4 | Наблюдение за ролью глаголов в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением глаголов. Участие в проблемном диалоге, открытие новых знаний о грамматических признаках глаголов. |
Правописание частицы не с глаголами | 3 | Выделение начальной (неопределённой) формы глагола и преобразование глагола в другой форме в начальную. Образование и употребление в речи глаголов в различных формах времени. Выделение суффикса -л- в форме прошедшего времени глагола. Определение изученных грамматических признаков глагола. Составление алгоритма разбора глагола как части речи. |
Неопределенная форма глагола | 10 |
Предложение | 25 | |
Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | Различение видов предложений по цели высказывания. Чтение с соответствующей интонацией повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений. Нахождение в предложении грамматической основы, обозначение её графически. Различение грамматической основы и второстепенных членов предложения. Установление грамматических связей в словосочетании с помощью вопросов. Распространение и сокращение предложений до основы. Нахождение однородных членов в простом предложении с двумя главными членами. Объяснение постановки знаков препинания. Конструирование предложений с однородными членами. Различение простого и сложного предложения (одна грамматическая основа / две грамматические основы). Конструирование сложных предложений (по схеме, по данному началу). Совместное составление алгоритма синтаксического разбора сложного предложения. |
Главные и второстепенные члены предложения | 7 |
Предложение с однородными членами | 8 |
Простые и сложные предложения | 8 |
Повторение | 7 | Обобщение и систематизация программного материала по русскому языку, изученного в третьем классе. |
Резерв | 13 | Данные часы учитель может использовать как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных обстоятельствах. |
ИТОГО | 170 | |
Содержание программы (170 часов)
Вводный урок (1 час)
Повторение (12 часов)
Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация. Связь слов в предложении. Грамматическая основа (без введения этого понятия).
Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль текста. План текста. Части текста.
Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограммы.
Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (и) после согласных перед гласными.
Слово (116 часов)
Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ь разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег -г снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ь разделительными, переносить слова с ь и ь.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например, класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов.
Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк- -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи.
Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очи-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст (25 часов)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому; распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности.
Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение (7 часов)
Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв (13 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» |
- овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов; - развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; | - приобретение и систематизация знаний о языке;- - дальнейшее овладение родным языком; - развитие чувства языка | - овладение орфографией; и пунктуацией, |
Интеллектуально - речевые умения | Учебно - языковые умения | Правописные умения |
3 класс |
- правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку; - писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами; - читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации; - составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного); - читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану); - писать подробное изложение доступного текста; - определять тему текста; - читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений. | - выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; - находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс); - выделять два корня в сложных словах; - конструировать сложные слова; - подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; различать однокоренные слова и формы слова; - распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; - выполнять морфологический разбор изученных частей речи; - образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы -с помощью приставок; - подбирать синонимы и антонимы к доступным словам; - определять вид предложения по цели высказывания и интонации; - выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных; - выделять из предложения словосочетания; - видеть в предложении однородные члены; - различать простое и сложное предложения; -выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений. | - находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам; - писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи); - обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки; - писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи); - писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных; - писать сложные слова с соединительными буквами о и е; - писать раздельно частицу не с глаголом; - писать ь после ч в неопределённой форме глагола; - писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; - самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами; - графически объяснять выбор написания; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; - правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня; - пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака; - ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака. |
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в третьем классе является формирование следующих умений:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, по ключевым словам;
- умение производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных букв в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- умение находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- умение распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- умение определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- умение разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- умение видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
- умение составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- умение осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- умение читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- умение читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- умение письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе, кроме комплекта учебных пособий, указанного в пояснительной записке, используются следующие пособия:
Демонстрационные и печатные пособия
- магнитная доска;
- демонстрационное пособие «Картинный словарь»;
- таблички со словарными словами, изучаемыми в курсе «Русский язык» в третьем
классе (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие к учеб
нику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2012);
- демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»;
- демонстрационные таблицы по русскому языку для третьего класса (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Комплект наглядных пособий. 3-й класс. Русский язык. В 2-х частях. - М.: Баласс, 2012);
- демонстрационная таблица «Алфавит»;
- плакат «Правильно сиди при письме»;
- наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной
в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе в цифровой форме).
Технические средства обучения
- проектор для демонстрации слайдов;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран размером 150x150 см;