РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
пояснительная записка
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Технология», разработанной О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой и являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Учебный предмет «Технология» является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
-ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
В курсе «Технология» предусмотрены следующие виды работ:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Рабочая программа рассчитана на 68 часа в год при 2 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. Прекрасное рядом с тобой. Учебник для 3-ого класса. - М.: Баласс, 2012.
учебно-тематический план
Название разделов | Общее количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. самообслуживание | | Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | | Самостоятельно: - выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их виды, физические и технологические свойства; - конструктивные особенности используемых инструментов. С помощью учителя: - создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. С помощью учителя: - проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; - исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; - использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом; - планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации; - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации. |
Конструирование | |
Использование информационных технологий | |
Итого | | |
Содержание программы (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6 часов)
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека - труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание - пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 часов)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях. I
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (10 часов)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям.
4. Использование информационных технологий (4 часа)
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете, просмотр информации на ОУО. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
| Художественно-творческая изобразительная деятельность | Трудовая (технико-технологическая) деятельность |
1 | Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства. | О материалах. Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися. |
2 | Основы композиции. Воздушная перспектива, пропорции. Соответствие формы и содержания художественного произведения. Единство формы и содержания в игрушке. | О конструкции. Соединение деталей: виды «замков». Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д. Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания. Изготовление игрушек. |
3 | Компоненты изобразительной деятельности: - изготовление солёного теста; - холодные и тёплые цвета, смешивание основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита; - набросок, графика. | Компоненты технологии. Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника. |
4 | Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания. Образ эпохи. | Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла. |
5 | Архитектура как вид искусства. | Проектирование как основа коллективной деятельности (в архитектуре). |
6 | О профессиях и ремёслах региона. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Технология» третьеклассник научится:
Самостоятельно:
- организовывать рабочее место, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;
-проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
-осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
- выполнять разметку деталей изделия по линейке, угольнику с опорой на чертёж;
- анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы и схемы);
- использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия.
Под руководством учителя:
- работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Третьеклассник получит возможность научиться:
Под руководством учителя:
- воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение;
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать;
- анализировать конструкторско-технологические и художественно-декоративные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- оценивать их (поступки, явления, события) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- осуществлять текущий контроль и контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые коррективы.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций);
- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности и работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в третьем классе является формирование следующих умений:
Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
- приводить примеры холодных и тёплых цветов;
- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
- называть виды изучаемых материалов и их свойства; способ получения объёмных форм - на основе развёртки;
- самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю.
Под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
В курсе технологии в третьем классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке уделяется особое внимание. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому за частую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Уровень усвоения программного материала и сформированности умений учитель может фиксировать в Таблице достижений предметных результатов, предложенной ниже. Фиксировать результаты учитель может с помощью двухуровневой оценки: «+» - справляется,«-» - необходима тренировка.
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:
- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться -трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
- простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
- материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная - для аппликаций и оригами), картон (обычный, гофрированный, цветной), ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
На уроках по курсу «Технология» учитель может использовать наглядные пособия:
-таблицы «Виды швов»;
- таблицы «Правила техники безопасности на уроках технологии»;
- таблицы «Чертеж, виды разметки».
Кроме этого, большие возможности для применения на уроках технологии предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, ОУО-проектор, видеомагнитофон и др.): благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например,http://school-collection.edu.ru/), оно позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства разнообразных жанров и различных народов.
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
1 четверть (9 часов) |
Тема 1. «Жизнь, труд, искусство» (8 часов) |
1. | 4.09 | Вспомни! | Комбинированный урок. | Изготовление аппликации из осенних листьев. | Выполнять наброски по своим замыслам; различать основные жанры изобрази- тельного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт; соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
2 | 5.09 | Все начинается с замысла. | УРУиНй | Изготовление композиции «Осень» в любом стиле (панно, коллаж, аппликация). | Применять основные средства художественной выразительности в живописи по памяти и воображению; реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
3 | 11.09 | Воплощение замысла. | УОНМ | Изготовление оригами «Планер». Проектирование, конструирование. | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; самостоятельно выполнять мо- дели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план. | Проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения. |
4 | 12.09 | Воплощение замысла. | УОНМ | Разметка чертёжным инструментом. Изготовление модели цилиндра и пирамиды. | Использовать рисунки, схемы, чертежи, эскизы в своей деятельности; применять способ получения объемных форм на основе развертки; работать циркулем. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
Календарно-тематическое планирование
5 | 18.09 | Роль фантазии в реализации замысла. | УРУиН | Изготовление панно по стихотворению «Мотылек мальчику». | Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
6. | 19.09 | Роль фантазии в реализации замысла. | Комбинированный урок. | Изготовление объемной фигуры «Волшебный кристалл». Разметка с опорой на чертеж. | Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
7 | 25.09 | О чем могут рассказать игрушки. | УОНМ | Изготовление открытки «Белочка» (по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»). | Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке. | Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
8 | 26.09 | О чем могут рассказать игрушки. | Комбинированный урок. | Изготовление игрушки «Собачка» или «Мышка». | Иметь представление о культурологическом понятии «игрушка»; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу; производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате обсуждения наблюдаемых объектов. |
Тема 2. «Жизнь и творчество» (2 часа) |
9 | 2.10 | Переосмысле- ние жизни в искусстве. | Урок- проект. | Коллективная работа. Изготовление кукол для кукольного театра. | Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | Осуществлять сотрудничество в совместной работе; планировать и контролировать выполняемую практическую работу; делать вы- воды на основе обобщения полученных знаний. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
10 | 3.10 | Переосмысление жизни в искусстве. | Урок-проект. | Коллективная работа. Изготовление кукол для кукольного театра. | Производить анализ образца, планирование и контроль выполняемой практической работы; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | Осуществлять сотрудничество в совместной работе; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений событий. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
Тема 3. «Отражение жизни в образах» |
11 | 9.10 | Народное искусство. | УОНМ | Работа с соленым тестом. | Называть основные художественные промыслы Рос- сии; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно- прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания. |
12 | 10.10. | Живопись. | УРУиН | Создание живописных об- разов на свободную тему в технике по выбору. | Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда. | Высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобрази- тельного искусства; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор спосо-бов реализации предложенного или собственного замысла. |
13. | 16.10 | Архитектура. | УРУиН | Изготовление замка. Конструирование из бумаги. | Иметь представление о различных видах искусства; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; рационально использовать мате- риалы для ручного труда. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно- прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров. |
14 | 17.10 | Вещи века. | Комбинированный урок. | Изготовление новогодних игрушек. | Называть известные центры народных художественных промыслов; использовать в речи понятия «художественный образ», «форма». | Адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать при- чины неудач в собственной учебе. |
15 | 23.10 | Вещи века. | Комбинированный урок. | Изготовление новогодних игрушек. | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; при- менять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы). | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; делать вы- воды на основе обобщения полученных знаний. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
16 | 24.10 | Материал и образ. | УОНМ | Изготовление новогодних подарков. | Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов. |
17 | 30.10 | Гармония образа. | УОНМ | Изготовление аппликации «Древнегреческий бог Анубис». | Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
18 | 31.10 | Отражение времени в творчестве. | УОНМ | Вышивка крестиком. | Иметь представление о различных видах искусства; называть известные центры народных художественных ремесел России; реализовывать творческий замысел в создании художественного произведения. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания. |
19 | 13.11 | Единство человека и природы. | УРУиН | Изготовление искусственных цветов. | Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, эскизу, чертежу; проводить анализ образца, планировать и контролировать практическую работу. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
20 | 14.11 | Архитектурные образы. | УОНМ | Изготовление объемных геометрических фигур. | Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. |
21 | 20.11 | Архитектурные образы. | Урок-проект. | Изготовление мини-города. Коллективная работа. | Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; анализировать образец изделия; самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. |
22 | 21.11 | Мастерство обобщения. | УОНМ | Создание портрета. | Различать основные виды и жанры изобразительного искусства; проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
23 | 27.11 | Личность автора в творчестве. | УРУиН | Изготовление аппликации «Сценический костюм». | Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими (ножницы); рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовывать рабочее место. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
24 | 28.11 | Мысли и чувства. | УРУиН | Изготовление рисунка, коллажа, аппликации «Моё настроение». | Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. |
25 | 4.12 | Многообразие проявления гармонии. | Комбинированный урок. | Изготовление аппликации из геометрических фигур на тему «Гармония» или «Хаос». | Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; рационально использовать материалы для ручного труда, самостоятельно организовать рабочее место. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
26 | 5.12 | Цвет в природе и творчестве. | Комбинированный урок. | Создание интерьера. | Различать теплые и холодные цвета; реализовывать творческий замысел в создании художественного образования. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. |
27 | 11.12 | Компьютер. | УОНМ | Создание простейших информационных объектов. | Называть характерные особенности наиболее известных данных; Уметь различать по контексту информацию и данные; Осуществлять изменение Н создание простейших информационных объектов. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. |
28 | 12.12 | Образ художника в его творчестве. | Комбинированный урок. | Выполнение автопортрета в любой художественной технике. | Реализовывать творческий замысел художественного образа; осуществлять организацию и планирование собственной деятельности. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. |
29 | 18.12 | Образ ученого, исследователя, изобретателя. | Комбинированный урок. | Выполнение коллажа «Образ эпохи». | Реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла; осуществлять организацию и планирование собственной деятельности. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
30 | 19.12 | Образ ученого, исследователя, изобретателя. | УРУиН | Выполнение коллажа «Образ эпохи». | Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа; осуществлять организацию и планирование собственной деятельности. | Использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения учебного действия. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. |
Тема 4. «Давным-давно» |
31 | 25.12 | Человек вознесся к небесам. | Комбинированный урок. | Изготовление рельефа «Средневековый замок». | Иметь представление об архитектуре как виде искусства; различать основные виды и жанры изобразительного искусства. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий; адекватно воспринимать оценку учителя. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения, понимать причины неудач в собственной учебе. |
32 | 26.12 | Человек вознесся к небесам. | Комбинированный урок. | Изготовление макета витража. | Выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; соблюдать последовательность технологических операций; самостоятельно делать разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, циркулю. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения полученных знаний. | Уважительно относиться к иному мнению; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
33 | 9.01 | Образ нового человека. | Комбинированный урок. | Изготовление панно «Человек эпохи Возрождения». | Самостоятельно выполнять модели из бумаги по чертежу, планировать и исполнять намеченный план, оформлять поделку характерными деталями, придавая ей выразительность. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. |
34 | 15.01 | Из тьмы явился свет. | Комбинированный урок. | Работа с конструктором. | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий; определять особенности конструкции, самостоятельно организовывать рабочее место. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Самостоятельно определять и описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов. |