СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Всеобщая история.История Новейшего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Всеобщая история.История Новейшего времени"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Осколковская средняя общеобразовательная школа» имени В.П.Карташова

Алейского района Алтайского края








РАССМОТРЕНА

на заседании МС

Протокол № _

от __ __ _____

Руководитель МС

_______Астанина С.И.

ПРИНЯТА

педагогическим советом

школы

Протокол № __

от ___ ___ _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Л.В.Бочарова

Приказ № ___

от ___ __ _____



Рабочая программа по учебному предмету

«Всеобщая история. Новейшая история. XX – начало XXI века» для 9 класса

2019-2020 учебный год




Составитель: Фомина Ю.В.,

учитель истории и обществознания


















с.Осколково

2019 год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Нового времени» разработана на основе нормативных документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

  3. Приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 №345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования, с изменениями от 08.05.2019, приказ №233

  5. Учебного плана на 2019-2020 учебный год

  6. Календарного графика МКОУ «Осколковской СОШ» имени В.П. Карташова на текущий учебный год;

  7. Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ «Осколковская СОШ» имени В.П. Карташова;

  8. Основной образовательной программы основного общего образования.

  9. Авторской программы к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» Русское слово 2016






























    1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «История» в 9 классе изучается в качестве обязательного предмета в общем объёме 70 часов, по 2 часа в неделю. Эти часы распределяются между курсами истории России и Всеобщей истории в соотношении: 70% — на историю России, 30% — на Всеобщую историю. Таким образом, курс «Всеобщая история. Новейшая история. XX — начало XXI в.» должен быть освоен за 28 часов. Курс может изучаться целиком, последовательно в первом полугодии учебного года или отдельными блоками вместе с курсом истории России в течение всего года.


    1. Учебно – методический комплекс.

Для учащихся:

Учебник. Всеобщая история. Новейшая история Н.В.Загладин, Русское слово 2011;

Для учителя:

Методическое пособие к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» Русское слово 2018


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Предметные результаты изучения девятиклассниками курса «Новейшая история. XX — начало XXI века» включают в себя:

• целостное представление об историческом этапе развития человечества в XX — начале XXI в. как важном периоде Всеобщей истории, который буквально революционизировал все стороны жизни большинства народов мира, но в то же время кардинальное изменение облика мира к концу ХХ столетия повлекло за собой обострение многих прежних проблем и породило новые, угрожающие самим основам цивилизации;

• осознание ведущих тенденций и противоречий европейского и мирового развития в ХХ — начале ХХI в., их влияния на экономическую, политическую и духовную жизнь общества в Новейшее время, а также на дальнейший ход Всеобщей истории;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важнейших политических и социальных институтов, научных открытий и технических изобретений;

• способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по Новейшей истории, их комплексного анализа, сопоставления, обобщённой характеристики и оценки, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого и современности, презентации результатов своей творческой и исследовательской деятельности;

• представление о документах политического и международного характера как специфических источниках по Всеобщей истории XX — начала XXI столетия;

• умения датировать важнейшие события и процессы Новейшей истории зарубежных стран, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировой цивилизации; синхронизировать факты из истории разных народов и государств, в том числе с историей России XX в.;

• умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Новейшего времени, описывать их положение в связи с масштабными процессами в экономике и политике XX — начала XXI в., сравнивать, анализировать и обобщать данные разных обзорных карт, расширяя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;

• умения прослеживать тенденции изменений в политических, экономических, социальных и культурных процессах Новейшего времени, объяснять причины этих перемен и их влияние на европейское и мировое развитие в ХХ — начале XXI столетия;

• умения давать комплексную характеристику важных фактов Новейшей истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, их этапы, результаты, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни, идейно-политические течения, модели развития и др.), оформлять результаты своей работы в соответствующих форматах таблиц (конкретизирующие, сравнительно-обобщающие), логических схем и других видов условнографической наглядности (кластеры, графы и др.);

• умения сравнивать однородные исторические факты (революционные движения в Европе и Азии, политические партии и их программы на разных этапах развития общества, тенденции развития международных отношений, военно-политические блоки и др.); объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

• умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп Новейшего времени, в том числе на основе их изображений, первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников XX столетия, высказывать суждения об их роли в истории своих государств, а также в европейской и мировой истории;

• умения описывать памятники истории и культуры XX — начала XXI в. в аспекте «политики памяти»; рассказывать о важных событиях, используя приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого на основе текстовых и визуальных источников;

• умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию в учебнике и других источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам Новейшей истории;

• умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для ХХ — начала XXI в., раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении в масштабах одного государства, а также общеевропейской и Всемирной истории;

• умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Новейшего времени, почерпнутыми из аксиологического анализа документов;

• умения искать и обрабатывать материалы по теме проектов и сообщений в СМИ и Интернете, проводить их критический анализ, определять степень надёжности и субъективности этих источников, их возможности в реконструкции и объяснении событий и явлений современности;

• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми; самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории ХХ столетия, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.

Метапредметные результаты изучения девятиклассниками Новейшей истории включают в себя:

• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);

• готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам Всеобщей истории ХХ — начала XXI в., выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать её в соответствии с темой и познавательным заданием; представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., — презентации с использованием ИКТ, проекты);

• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Новейшей истории, её связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Личностные результаты изучения девятиклассниками Новейшей истории включают в себя:

• расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

• формирование ответственного, гражданского сознания, соответствующего реалиям третьего тысячелетия; освоение гуманистических традиций и ценностей Новейшего времени; уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

• приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в XX — начале ХХI в., интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.


  1. Содержание учебного предмета, курса.


Введение (1 ч)

Ключевые вопросы: Почему XX в. стал переломным в истории человечества? Почему процессы, развернувшиеся во Всеобщей истории в ХХ столетии, не были абсолютно (тотально) прогрессивными? Что изучает Новейшая история, и какую роль она играет в современном обществе?

ХХ в. в истории человечества.


Глава 1. Человечество после Первой мировой войны (1918—1920-е гг.) (3 ч)

Ключевые вопросы: Как Первая мировая война изменила политическую карту Европы и какое влияние она оказала на мировое развитие в ХХ в.? Какие тенденции развития международных отношений в первые послевоенные десятилетия предопределила Версальско-Вашингтонская система? Почему в 1920-е гг. произошёл подъём революционных и национальных движений в разных странах мира? Какие изменения произошли в политической жизни индустриальных стран?

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

*** Многообразие форм и ценностных ориентаций социальных движений в общественно-политической жизни стран Европы и Азии в первое послевоенное десятилетие.


Глава 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (1920—1930-е гг.) (4ч)

Ключевые вопросы: Какое влияние мировой экономический кризис (1929—1932) оказал на облик ведущих стран мира и их экономическую политику? Как в 1920—1930-е гг. происходил выбор между демократией и авторитаризмом? Какие новые политические идеи утвердились в массовом индустриальном обществе в 1930-е гг.?

Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Милитаризм и пацифизм на международной арене.

*** Причины нарастания кризисных явлений в ведущих странах Запада во второй половине 1920-х — 1930-е гг. Очаги напряжённости на карте мира в 1930-е гг. Дискуссия о возможностях человечества в 1930-х гг. остановить распространение фашизма и предотвратить Вторую мировую войну.


Глава 3. Человечество во Второй мировой войне (1939—1945 гг.) (4 ч)


Ключевые вопросы: Почему Вторая мировая война стала самой кровавой и разрушительной из всех войн человечества? Какие уроки извлекли из Второй мировой войны её современники? Какую роль исторические знания и память о Второй мировой войне играют в современном мире?

Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе. Движение Сопротивления. Антигитлеровская коалиция. Трудный путь к победе. Вопросы о значении Восточного фронта, ленд-лиза, антигитлеровской коалиции, движения Сопротивления, атомном оружии, коренном переломе во Второй мировой войне как объекты фальсификации Всемирной истории. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН.

*** Вторая мировая война в памяти современного человечества (памятники и мемориалы; дни памятных дат и юбилеи; герои и антигерои; тема Второй мировой войны в культуре и искусстве второй половины ХХ — начала ХХI в., изучение истории Второй мировой войны в школах разных стран мира, дискуссионные вопросы и др.).


Глава 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» (1945—1990 гг.) (3 ч)

Ключевые вопросы: Почему после окончания Второй мировой войны мир, вопреки надеждам, раскололся на две враждебные политические системы? Какой период Новейшей истории получил название «холодной войны»? Кто и почему в ней участвовал? Какое влияние «холодная война» оказывала на ход мирового развития во второй половине ХХ в.?

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение.

*** Партнёрство и соперничество сверхдержав в годы «холодной войны»: итоги и уроки для политиков и человечества.


Глава 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХХ — начале ХХI в. (6 ч)

Ключевые вопросы: Что способствовало сближению путей развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине ХХ в.? Благодаря чему эти страны относятся к наиболее развитой зоне современного мира? Какие интеграционные процессы идут в современном мире?

Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США. Политические кризисы в индустриальных странах в 1950—1970-х гг. Эволюция политической мысли во второй половине ХХ в. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже ХХ—ХХI вв. Восточная Европа: долгий путь к демократии. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. Содружество Независимых Государств в мировом сообществе.

*** Факторы сближения путей развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине ХХ в. и интеграционных процессов в современном мире.


Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (5 ч)

Ключевые вопросы: Как во второй половине ХХ в. развивались страны, освободившиеся от колониальной зависимости? Каковы особенности модернизации стран Азии, Африки и Латинской Америки? Какие проблемы их развития в начале XXI в. носят глобальный характер?

Какую роль государства и народы этих регионов играют в современном мире?

Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования. Индия во второй половине ХХ — начале XXI в. Исламский мир: единство и многообразие. Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией.

***Особенности модернизации стран Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Актуальность опыта развития этих регионов для современного общества.


Глава 7. Наука и культура в ХХ — XXI вв. (2 ч)

Ключевые вопросы: Какова роль науки в жизни современного человечества? Какие новые направления, стили и формы возникли в современном искусстве? В чём заключаются сильные и слабые стороны массовой культуры?

Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. Основные направления в искусстве и массовая культура.

*** Равенство культур и культурное многообразие как проблема современного мира.


Глава 8. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия (2 ч)

Ключевые вопросы: Какие перспективы ожидают человечество в XXI в.? Что угрожает самим основам современной цивилизации? Как можно минимизировать вызовы и угрозы?

Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества.

*** Заключение. Многообразие как главная черта современного мира. Эволюция структуры международных отношений в ХХ — начале XXI в. Ошибочность упрощённых взглядов на прогресс и поступательное развитие мировой цивилизации. «Цена прогресса» и перспективы развития человечества в XXI в.



  1. Тематическое планирование


4.1. Тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

1

2

Человечество после первой мировой войны

3

3

Ведущие страны Запада: от процветания к кризису

4

4

Человечество во второй мировой войне

4

5

Мир в эпоху «холодной войны»

3

6

Страны Европы и Северной Америки во второй половине 20- начале 21 вв.

6

7

Пути модернизации в Азии, Африке и латинской Америке.

5

8

Наука и культура в 20- начале 21 вв.

2

9

Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия

2


Итого

30










    1. Календарно – тематическое планирование

( в соответствии с авторской программой и методическими рекомендациями)


п\п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата проведения


1

Введение. Новейшая история

1


Раздел 1. Человечество после первой мировой войны 3часа

2.

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

1


3.

Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны

1


4.

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

1


Раздел 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису 4 часа

5.

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф. Рузвельта

1


6

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии

1


7.

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции

1


8.

Милитаризм и пацифизм на международной арене

1


Раздел 3. Человечество во Второй мировой войне 4 часа

9.

Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе

1


10.

Антигитлеровская коалиция

1


11.

Трудный путь к победе

1


12.

Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН.

1


Раздел 4. Мир в эпоху «холодной войны» 3 часа

13.

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков

1


14.

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность

1


15.

Партнерство и соперничество сверхдержав

1


Раздел 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине 20- начале 21 вв. 6 часов

16.

Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США

1


17.

Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг.

1


18.

Эволюция политической мысли во второй половине 20 века. Возникновение информационного общества» страны Запада на рубеже 20-21вв.

1


19

Восточная Европа: долгий путь к демократии

1


20.

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

1


21

Содружество независимых Государств

1


Раздел 6. Пути модернизации в Азии, Африке и латинской Америке 6 часов

22.

Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования

1


23

Индия во второй половине 20-начале 21 века

1


24.

Исламский мир: единство и многообразие

1


25

Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

1


26.

Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией

1


Раздел 7.Наука и культура в 20- начале 21 вв.(2 часа)

27.

Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль

1


28.

Основные направления в искусстве и массовая культура

1


Раздел 8. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия 1 часа

29.

Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво - безопасного развития человечества

1


30.

Заключение

1

















































Лист внесения изменений