Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Осколковская средняя общеобразовательная школа» имени В.П.Карташова
Алейского района Алтайского края
РАССМОТРЕНА на заседании МС Протокол № _ от __ __ _____ Руководитель МС _______Астанина С.И. | ПРИНЯТА педагогическим советом школы Протокол № __ от ___ ___ _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________Л.В.Бочарова Приказ № ___ от ___ __ _____ |
Рабочая программа по учебному предмету
«Всеобщая история. Новейшая история. XX – начало XXI века» для 9 класса
2019-2020 учебный год
Составитель: Фомина Ю.В.,
учитель истории и обществознания
с.Осколково
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Нового времени» разработана на основе нормативных документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»;
Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 №345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования, с изменениями от 08.05.2019, приказ №233
Учебного плана на 2019-2020 учебный год
Календарного графика МКОУ «Осколковской СОШ» имени В.П. Карташова на текущий учебный год;
Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ «Осколковская СОШ» имени В.П. Карташова;
Основной образовательной программы основного общего образования.
Авторской программы к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» Русское слово 2016
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История» в 9 классе изучается в качестве обязательного предмета в общем объёме 70 часов, по 2 часа в неделю. Эти часы распределяются между курсами истории России и Всеобщей истории в соотношении: 70% — на историю России, 30% — на Всеобщую историю. Таким образом, курс «Всеобщая история. Новейшая история. XX — начало XXI в.» должен быть освоен за 28 часов. Курс может изучаться целиком, последовательно в первом полугодии учебного года или отдельными блоками вместе с курсом истории России в течение всего года.
Учебно – методический комплекс.
Для учащихся:
Учебник. Всеобщая история. Новейшая история Н.В.Загладин, Русское слово 2011;
Для учителя:
Методическое пособие к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. Новейшая история» Русское слово 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты изучения девятиклассниками курса «Новейшая история. XX — начало XXI века» включают в себя:
• целостное представление об историческом этапе развития человечества в XX — начале XXI в. как важном периоде Всеобщей истории, который буквально революционизировал все стороны жизни большинства народов мира, но в то же время кардинальное изменение облика мира к концу ХХ столетия повлекло за собой обострение многих прежних проблем и породило новые, угрожающие самим основам цивилизации;
• осознание ведущих тенденций и противоречий европейского и мирового развития в ХХ — начале ХХI в., их влияния на экономическую, политическую и духовную жизнь общества в Новейшее время, а также на дальнейший ход Всеобщей истории;
• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важнейших политических и социальных институтов, научных открытий и технических изобретений;
• способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по Новейшей истории, их комплексного анализа, сопоставления, обобщённой характеристики и оценки, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого и современности, презентации результатов своей творческой и исследовательской деятельности;
• представление о документах политического и международного характера как специфических источниках по Всеобщей истории XX — начала XXI столетия;
• умения датировать важнейшие события и процессы Новейшей истории зарубежных стран, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировой цивилизации; синхронизировать факты из истории разных народов и государств, в том числе с историей России XX в.;
• умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Новейшего времени, описывать их положение в связи с масштабными процессами в экономике и политике XX — начала XXI в., сравнивать, анализировать и обобщать данные разных обзорных карт, расширяя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
• умения прослеживать тенденции изменений в политических, экономических, социальных и культурных процессах Новейшего времени, объяснять причины этих перемен и их влияние на европейское и мировое развитие в ХХ — начале XXI столетия;
• умения давать комплексную характеристику важных фактов Новейшей истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, их этапы, результаты, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни, идейно-политические течения, модели развития и др.), оформлять результаты своей работы в соответствующих форматах таблиц (конкретизирующие, сравнительно-обобщающие), логических схем и других видов условнографической наглядности (кластеры, графы и др.);
• умения сравнивать однородные исторические факты (революционные движения в Европе и Азии, политические партии и их программы на разных этапах развития общества, тенденции развития международных отношений, военно-политические блоки и др.); объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
• умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп Новейшего времени, в том числе на основе их изображений, первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников XX столетия, высказывать суждения об их роли в истории своих государств, а также в европейской и мировой истории;
• умения описывать памятники истории и культуры XX — начала XXI в. в аспекте «политики памяти»; рассказывать о важных событиях, используя приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого на основе текстовых и визуальных источников;
• умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию в учебнике и других источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам Новейшей истории;
• умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для ХХ — начала XXI в., раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении в масштабах одного государства, а также общеевропейской и Всемирной истории;
• умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей Новейшего времени, почерпнутыми из аксиологического анализа документов;
• умения искать и обрабатывать материалы по теме проектов и сообщений в СМИ и Интернете, проводить их критический анализ, определять степень надёжности и субъективности этих источников, их возможности в реконструкции и объяснении событий и явлений современности;
• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми; самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории ХХ столетия, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.
Метапредметные результаты изучения девятиклассниками Новейшей истории включают в себя:
• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
• готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам Всеобщей истории ХХ — начала XXI в., выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать её в соответствии с темой и познавательным заданием; представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., — презентации с использованием ИКТ, проекты);
• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Новейшей истории, её связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Личностные результаты изучения девятиклассниками Новейшей истории включают в себя:
• расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
• формирование ответственного, гражданского сознания, соответствующего реалиям третьего тысячелетия; освоение гуманистических традиций и ценностей Новейшего времени; уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
• приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в XX — начале ХХI в., интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Содержание учебного предмета, курса.
Введение (1 ч)
Ключевые вопросы: Почему XX в. стал переломным в истории человечества? Почему процессы, развернувшиеся во Всеобщей истории в ХХ столетии, не были абсолютно (тотально) прогрессивными? Что изучает Новейшая история, и какую роль она играет в современном обществе?
ХХ в. в истории человечества.
Глава 1. Человечество после Первой мировой войны (1918—1920-е гг.) (3 ч)
Ключевые вопросы: Как Первая мировая война изменила политическую карту Европы и какое влияние она оказала на мировое развитие в ХХ в.? Какие тенденции развития международных отношений в первые послевоенные десятилетия предопределила Версальско-Вашингтонская система? Почему в 1920-е гг. произошёл подъём революционных и национальных движений в разных странах мира? Какие изменения произошли в политической жизни индустриальных стран?
Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.
*** Многообразие форм и ценностных ориентаций социальных движений в общественно-политической жизни стран Европы и Азии в первое послевоенное десятилетие.
Глава 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису (1920—1930-е гг.) (4ч)
Ключевые вопросы: Какое влияние мировой экономический кризис (1929—1932) оказал на облик ведущих стран мира и их экономическую политику? Как в 1920—1930-е гг. происходил выбор между демократией и авторитаризмом? Какие новые политические идеи утвердились в массовом индустриальном обществе в 1930-е гг.?
Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Милитаризм и пацифизм на международной арене.
*** Причины нарастания кризисных явлений в ведущих странах Запада во второй половине 1920-х — 1930-е гг. Очаги напряжённости на карте мира в 1930-е гг. Дискуссия о возможностях человечества в 1930-х гг. остановить распространение фашизма и предотвратить Вторую мировую войну.
Глава 3. Человечество во Второй мировой войне (1939—1945 гг.) (4 ч)
Ключевые вопросы: Почему Вторая мировая война стала самой кровавой и разрушительной из всех войн человечества? Какие уроки извлекли из Второй мировой войны её современники? Какую роль исторические знания и память о Второй мировой войне играют в современном мире?
Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе. Движение Сопротивления. Антигитлеровская коалиция. Трудный путь к победе. Вопросы о значении Восточного фронта, ленд-лиза, антигитлеровской коалиции, движения Сопротивления, атомном оружии, коренном переломе во Второй мировой войне как объекты фальсификации Всемирной истории. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН.
*** Вторая мировая война в памяти современного человечества (памятники и мемориалы; дни памятных дат и юбилеи; герои и антигерои; тема Второй мировой войны в культуре и искусстве второй половины ХХ — начала ХХI в., изучение истории Второй мировой войны в школах разных стран мира, дискуссионные вопросы и др.).
Глава 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» (1945—1990 гг.) (3 ч)
Ключевые вопросы: Почему после окончания Второй мировой войны мир, вопреки надеждам, раскололся на две враждебные политические системы? Какой период Новейшей истории получил название «холодной войны»? Кто и почему в ней участвовал? Какое влияние «холодная война» оказывала на ход мирового развития во второй половине ХХ в.?
Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершение.
*** Партнёрство и соперничество сверхдержав в годы «холодной войны»: итоги и уроки для политиков и человечества.
Глава 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХХ — начале ХХI в. (6 ч)
Ключевые вопросы: Что способствовало сближению путей развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине ХХ в.? Благодаря чему эти страны относятся к наиболее развитой зоне современного мира? Какие интеграционные процессы идут в современном мире?
Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США. Политические кризисы в индустриальных странах в 1950—1970-х гг. Эволюция политической мысли во второй половине ХХ в. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже ХХ—ХХI вв. Восточная Европа: долгий путь к демократии. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. Содружество Независимых Государств в мировом сообществе.
*** Факторы сближения путей развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине ХХ в. и интеграционных процессов в современном мире.
Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке (5 ч)
Ключевые вопросы: Как во второй половине ХХ в. развивались страны, освободившиеся от колониальной зависимости? Каковы особенности модернизации стран Азии, Африки и Латинской Америки? Какие проблемы их развития в начале XXI в. носят глобальный характер?
Какую роль государства и народы этих регионов играют в современном мире?
Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования. Индия во второй половине ХХ — начале XXI в. Исламский мир: единство и многообразие. Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией.
***Особенности модернизации стран Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Актуальность опыта развития этих регионов для современного общества.
Глава 7. Наука и культура в ХХ — XXI вв. (2 ч)
Ключевые вопросы: Какова роль науки в жизни современного человечества? Какие новые направления, стили и формы возникли в современном искусстве? В чём заключаются сильные и слабые стороны массовой культуры?
Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. Основные направления в искусстве и массовая культура.
*** Равенство культур и культурное многообразие как проблема современного мира.
Глава 8. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия (2 ч)
Ключевые вопросы: Какие перспективы ожидают человечество в XXI в.? Что угрожает самим основам современной цивилизации? Как можно минимизировать вызовы и угрозы?
Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества.
*** Заключение. Многообразие как главная черта современного мира. Эволюция структуры международных отношений в ХХ — начале XXI в. Ошибочность упрощённых взглядов на прогресс и поступательное развитие мировой цивилизации. «Цена прогресса» и перспективы развития человечества в XXI в.
Тематическое планирование
4.1. Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человечество после первой мировой войны | 3 |
3 | Ведущие страны Запада: от процветания к кризису | 4 |
4 | Человечество во второй мировой войне | 4 |
5 | Мир в эпоху «холодной войны» | 3 |
6 | Страны Европы и Северной Америки во второй половине 20- начале 21 вв. | 6 |
7 | Пути модернизации в Азии, Африке и латинской Америке. | 5 |
8 | Наука и культура в 20- начале 21 вв. | 2 |
9 | Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия | 2 |
| Итого | 30 |
Календарно – тематическое планирование
( в соответствии с авторской программой и методическими рекомендациями)
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Новейшая история | 1 | |
Раздел 1. Человечество после первой мировой войны 3часа |
2. | Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система | 1 | |
3. | Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны | 1 | |
4. | Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. | 1 | |
Раздел 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису 4 часа |
5. | Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф. Рузвельта | 1 | |
6 | Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии | 1 | |
7. | Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции | 1 | |
8. | Милитаризм и пацифизм на международной арене | 1 | |
Раздел 3. Человечество во Второй мировой войне 4 часа |
9. | Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе | 1 | |
10. | Антигитлеровская коалиция | 1 | |
11. | Трудный путь к победе | 1 | |
12. | Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. | 1 | |
Раздел 4. Мир в эпоху «холодной войны» 3 часа |
13. | Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков | 1 | |
14. | Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность | 1 | |
15. | Партнерство и соперничество сверхдержав | 1 | |
Раздел 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине 20- начале 21 вв. 6 часов |
16. | Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США | 1 | |
17. | Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг. | 1 | |
18. | Эволюция политической мысли во второй половине 20 века. Возникновение информационного общества» страны Запада на рубеже 20-21вв. | 1 | |
19 | Восточная Европа: долгий путь к демократии | 1 | |
20. | Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке | 1 | |
21 | Содружество независимых Государств | 1 | |
Раздел 6. Пути модернизации в Азии, Африке и латинской Америке 6 часов |
22. | Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования | 1 | |
23 | Индия во второй половине 20-начале 21 века | 1 | |
24. | Исламский мир: единство и многообразие | 1 | |
25 | Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития | 1 | |
26. | Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией | 1 | |
Раздел 7.Наука и культура в 20- начале 21 вв.(2 часа) |
27. | Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль | 1 | |
28. | Основные направления в искусстве и массовая культура | 1 | |
Раздел 8. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия 1 часа |
29. | Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво - безопасного развития человечества | 1 | |
30. | Заключение | 1 | |
Лист внесения изменений