СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предупреждению суицидального поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося,  внутриличностный конфликт...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предупреждению суицидального поведения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

г. Вязьмы Смоленской области

215116, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Докучаева, д. 2 Тел.: директор 8(48131) 6-12-










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ













Составитель педагог-психолог

Орлова О.В












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт...

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.

Основной контингент учащихся школы - дети из «группы риска», дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной спициализированной помощи.

Программа направлена на помощь обучающимся в трудной жизненной ситуации.

Цели и задачи:

* предотвращать суицидальное поведение;

* снимать стрессовые состояния обучающихся;

* способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся;

* развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;

* научить обучающихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

* стимулировать положительные эмоции у агрессивных обучающихся с целью переключения с агрессивного состояния на более спокойное;

* снижать уровень агрессивности;

* корректировать агрессивность у обучающихся;

* учить обучающихся признавать собственные ошибки, переживания чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

* снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

* развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

* корректировать поведения у обучающихся с помощью игротерапии;

* выявлять психологические причины, вызывающие состояние суицидального

поведения, агрессивности у обучающихся ;

*выявлять аномалии поведения обучающихся и предупреждать их дальнейшее развитие;

* учить обучающихся выплескивать гнев без агрессии;

* отслеживать психологическое состояние обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


СОДЕРЖАНИЕ:

Кол-во ч.

Психокоррекционное занятие на тему: «Что такое толерантность»

1

Снижение уровня личностной тревожности. Психокоррекционное занятие на тему: «Опасные ситуации. Вежливый отказ»

1

Психокоррекционное занятие на тему: «Что делать с гневом?»

1

Психокоррекционное занятие на тему: «Можно ли справиться со злом»

1

Психокоррекционное занятие на тему: «Я ушел в свою обиду»

1

Снятие напряжения и коррекция агрессии.

1


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.


К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

* признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

* переключаться с агрессивного состояния на более спокойное;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* осознавать через слово особенности, причины и последствия своего агрессивного

поведения;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.

НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗВОЛЯЕТ:

* снизить уровень агрессивности учащихся;

* снизить уровень личностной тревожности учащихся;

* повысить уровень эмпатии учащихся;

* повысить контроль ученика над своими эмоциями.


Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

2. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

3. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

4. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

5. Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.

7. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

8. Практическая психология в тестах - М., 2005 г.

9. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.

11 Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

12. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.

13. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.

14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.









Психокорекционные занятия

на тему: «Что делать с гневом?»

Цели:

- обучение обучающихся способам безопасного выражения агрессивных чувств;

- активизация рефлексивных механизмов.

Сегодня мы обсудим, как мы можем справляться с этими чувствами, не причиняя вреда себе и окружающим.

Упражнение «Выставка».

предлагается детям сесть удобно, расслабиться, за­крыть глаза и глубоко вдохнуть 3-4 раза.

Представьте, что вы попали на небольшую вы­ставку. На ней - фотографии людей, на которых вы сердитесь, злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуа­цию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства, мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Какие это будут слова?

Обсуждение.

Какая это была ситуация?

- Какие слова вы сказали своему обидчику?

- Всегда ли мы имеем возможность выразить злость или обиду словами?

- Как еще есть способы выразить чувства?

Игра «Камушек в ботинке».

Когда мы взволнованны или начинаем сердиться, то сначала это воспринимается, как маленький каму­шек в ботинке. Если мы его не вытащим, ноге придется очень плохо. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям гово­рить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Я хо­чу, чтобы вы хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что бы мешало вам. Скажите тогда: «У меня ка­мушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется, когда я рассказываю...».

Игра «Обзывалкн».

Когда мы сердиты друг на друга, мы мо­жем говорить разные обидные слова. А кто-нибудь пробовал ругаться необидно? Это могут быть названия овощей, фруктов, предметов посуды - «А ты - морковка!».

Дети кидают друг другу мяч, при этом называют друг друга необидными словами.

«ТОЛКАЛКИ» (К. Фопель, 1998)

Цель Научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на Расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего парт­нера. По сигналу ведущего начните толкать своего напар­ника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто ус­танет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Разминка «Встряхнись!».

Наверняка каждый из вас видел, как отря­хивается промокшая собака... Встаньте так, чтобы вокруг вас было много свободного места. Начинайте отряхивать ладони, локти, плечи, туловище. Потрясите головой. При этом пред­ставьте, как плохие чувства, мысли, все неприятности, слетают с вас, как вода с собаки.

Рефлексия занятия.

— Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы....


на тему: «Опасные ситуации. Вежливый отказ»

Цели:

- развитие социальных навыков в ситуациях отказа;

- развитие навыков наблюдения и самонаблюдения;

- развитие вербальных и невербальных средств общения.

- информирование детей о потенциально опасных ситуациях;

- формирование способности к распознаванию опасных си­туаций;

- развитие представлений о способах поведения в ситуациях социальной опасности.

Давай, пока взрослых нет, сгоняем на велосипедах до того магазина.

Подари мне свой мяч, тебе же обещали купить новый.

Можно, я принесу тебе компьютерную игру через три дня?

Дай мне посмотреть твои фотографии?

Обсуждение.

Трудно ли было формулировать вежливый отказ?

Какие чувства у вас возникали, когда к вам обращались с просьбой?

Какие чувства у вас возникали, когда вы слышали отказ?

Есть ли ситуации, когда, отказывая, мы можем не думать, задеваем ли мы чьи-то чувства или нет?

Если на улице или во дворе вы встретитесь с незнакомым человеком, который уговаривает вас покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить, -это может быть опасно. В этой ситуации вы не обязаны быть вежливыми. Отойдите подальше от незнакомца, позовите на по­мощь или бегите к знакомым, которые могут защитить.

Какие ситуации называют «опасными»?

Какие опасные ситуации могут поджидать нас дома и на улице?

Разбор ситуаций:

Ситуация I. «Рассказ Коли» - незнакомец на улице зовет ребенка пойти с ним.

Ситуация 2. «Рассказ Кости» - на улице всем желающим раздают неизвестную жвачку.

Ситуация 3. «Рассказ Саши» - незнакомец за рулем просит ребенка сесть в машину и показать дорогу.

Ситуация 4. «Рассказ Алены» - дети пускают в квартиру чужих людей.

Ситуация 5. «Рассказ Маши» - незнакомцы на улице уго­варивают девочку сняться в рекламном ролике.

Ситуация 6. «Рассказ Мити» - мальчик соглашается пере­дать неизвестный сверток.

Рефлексия занятия.


на тему: «Я ушел в свою обиду»

Цели: - обучение приемам совладания с обидой;

-развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации.

На прошлом занятии мы говорили с вами о том, как можно справляться с гневом. Сегодня мы будем учиться справляться с обидами.

Упражнение «Копилка обид».

Детям раздается лист, на котором нарисован мешок - копил­ка для обид. Предлагается детям вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарова­ния. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Обиде­лись ли вы на взрослых или на сверстников? Вспомните все ва­ши обиды (или одну, самую главную) и поместите ее в копилку для обид. Вы можете записать свои обиды или нарисовать их.

Обсуждение. Дети по кругу проговаривают то, что у них получилось по формуле:

- Я почувствовал(а) обиду, когда...

Кто еще чувствует то же, что и ... (называет имя)? Скажи­те ему (ей), что вы чувствуете.

Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное? Можете рас­сказать это всем?

Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и ... (называет имя)? Скажите ему (ей).

Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах? До каких разме­ров? Покажите.

Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: -рассказать кому-нибудь (другу) о своей обиде;

написать, нарисовать, «выплакать» обиду;

сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции;

попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.

«ЖУЖА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель. Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами ют, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все осталь-ные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагива­ются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Упражнение на невербальную поддержку (SOS!).

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за ру­ки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Обсуждение.

- Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели?

Упражнение «Ситуация».

Работа с конкретной ситуацией обиды или с карточками, ес­ли дети затрудняются с собственными примерами. На карточках дети получают описание ситуации обиды и варианты реагирова­ния на рассказ об обиде. Важно, чтобы дети на собственном опыте почувствовали, какие слова уместны в этой ситуации.

Ситуация 1

Я Миша, мне 8 лет. На день рождения мне подарили щенка. Я гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл после школы. Я очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды я попросил своего приятеля присмотреть за щенком. Но так случилось, что он не уследил за ним, и щенок убежал. Я расклеил по городу объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся.

Я был очень расстроен и обиделся на моего знакомого.

Выбери ответ, который поможет твоему другу справиться с обидой.

Не расстраивайся!

Подумаешь, щенок убежал!

Ты очень грустишь, да?

Что тебя обидело больше всего?

Успокойся!

У меня кот пропал, но я же не плачу!

Это очень грустно, когда тот, на которого ты рассчитыва­ешь, подводит тебя. Я понимаю, как тебе тяжело.

Ситуация 2 Я Оля, мне 10 лет. Со мной произошла такая история. Я по­делилась со своей подругой одним секретом, рассказала ей кое-что важное о себе. На другой день я узнала, что большинство ребят знают о моей тайне. Мне было очень неприятно и тяжело. Я считаю, что подруга меня предала, мне и сейчас еще нелегко успокоиться.

* * *

Выбери ответ, который поможет твоему другу (твоей подру­ге) справиться с обидой.

Не переживай!

Нашла из-за чего переживать!

Не надо никому говорить о своих секретах!

Я понимаю тебя, со мной произошел похожий случай!

Я понимаю, как тебе тяжело, ты доверилась другу и пожа­лела об этом.

Это очень грустно, когда разочаровываешься в друзьях.

Обсуждение.

- Какие слова помогают справиться с обидой, с тяжелой си­туацией?

- Какие реплики не уменьшают чувство обиды? Почему?

Упражнение с мячом «Мне нравится в тебе ...».

Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди гово­рят что-нибудь приятное одному из участников группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, манера поведения: «Дима, мне нравится, что ты добрый». В ответ ребе­нок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет: «А еще я думаю, что я ...».

Рефлексия занятия.


на тему: «Можно ли справиться со злом»

Цели:

  • помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;

  • формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;

  • познакомить со способами управления негативными эмо­циями;

  • учить выражать негативные чувства в безопасной, символи­ческой форме.

Проблемная ситуация

У Незнайки испорчено настроение — его обидел Знайка. Взрослый предлагает детям выяснить причину на примере стихотворения В. Орлова:

Кто кого обидел первый?

Он меня.

Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

Он меня.

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили...

Я дружил

И я дружил.

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл.

Совместное обсуждение проблемной ситуации:

  • Из-за чего поссорились Незнайка и Знайка?

  • Почему они обиделись друг на друга?

  • Почему друзья забыли причину своей ссоры?

Доверительная беседа на тему «Что такое обида?»

• Что такое обида? (Чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи и участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которым свя­зано это чувство, тем сильнее обида.)

На что она может быть похожа?

Из-за чего люди обижаются друг на друга?

Приходилось ли вам обижаться?

Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?

Тренинговое упражнение

Дети распределятся парами и с помощью мимики и панто­мимики они должны изобразить роли обидчика и обиженно­го. Во время тренинга дети меняются ролями. По окончании упражнения предложить ответить на следующие вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?
Что вам хотелось сделать?

Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?
Что вам хотелось сделать?

Какая роль вам понравилась больше?

Взрослый обобщает детские суждения и подводит к выводу:

Добрый человек не будет обижать другого, причи­няя ему душевную боль, унижение.

Обиженный человек чувствует себя несчастным, раз­драженным.

Обида опасна, потому что может вызвать такие чув­ства, как гнев, ненависть и разрушить доброжела­тельные отношения.

Человек, который попадает под власть таких нега­тивных чувств, может причинить боль другим слу­чайно. В этом случае нужно извиниться и помирить­ся (попросить прощения).

Рисование «обиды»

Детям под музыку спокойного «печального» характера пред­лагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду. По окончании рисования спросите, помогли ли музыка и рисова­ние почувствовать себя лучше который дает Знайка:

Совет. Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви!

Взрослый обращает внимание на то, что обида — сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе стано­вится неприятно, тяжело. Помочь человеку справиться с собой и улучшить свое настроение помогут следующие упражнения, которые разучиваются с детьми на занятии.

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

Представьте, что в вашей груди находится воздуш­ный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа за­полните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, по­чувствуйте, как он выходит из легких.

Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как
шарик наполняется воздухом и становится больше.

Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонь­ко выходит из шарика.

Сделайте паузу и сосчитайте до 5.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задер­жите его, считая до 3, представьте, что каждое легкое— надутый шарик.

Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух про­ходит через легкие, горло, рот.

Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, пред­ставьте, что каждое легкое — надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.

Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.

Упражнение «Небо»

Цель: обучение расслаблению, переживание ощущения по­коя, приобретение способности управлять своими мыслями.

Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но не на­прягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги.) Закройте глаза.

Представьте голубое небо, по которому двигаются об­лака. Вы наблюдаете за ними. Если, вы о чем-то ду­маете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками.
Вы сосредоточены на небе.

Вы ощущаете покой, тишину и радость.

Откройте глаза, некоторое время посидите спокой­но, затем медленно встаньте. (Время проведения уп­ражнения — 5 минут.)

«ГОЛОВОМЯЧ» (К. Фопель, 1998)

Цель. Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на ко­лени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

«ГААЗА В ГААЗА» (Н. А. Кряжева, 1997)

Цель.Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попро¬буйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу» ни с кем разговаривать» и т. д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель. Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хло¬пать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!»