СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» (ИЗО и музыка) в отводимое базисным планом учебное время – 34 часа в год, (ИЗО – 17 часов и музыка – 17 часов), преподаваемое 1 час в неделю. Из каждой примерной программы взят раздел, указанный для изучения интегрированного курса «Искусство» в 8-9 классах. Из предмета «Изобразительное искусство» раздел «Синтез искусств» (34 часа), а из предмета «Музыка» раздел «Музыка в формировании духовной культуры личности» (34 часа) – по 17 часов (одно полугодие).
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. Программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждения и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 68 часов (из расчета 1 час в неделю). Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.
Согласовано Руководитель ШМО \ ПетроваН.А\.____________ протокол № 1 от 29.08.2016 г.
| Согласовано Заместитель руководителя по УР МБОУ «Александровская ООШ» \ Николаева З. М.\_________________
| Утверждена и введена в действие приказ № 102 от 29.08. 2016 г. \ Ефимова И. Н. \_______________ директор МБОУ «Александровская ООШ»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету : «Искусство», в 8 - 9 классах
учителя искусства: Халиуллиной Елизаветы Николаевны
в МБОУ «Александровская основная общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района РТ
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08. 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» (ИЗО и музыка) в отводимое базисным планом учебное время – 34 часа в год, (ИЗО – 17 часов и музыка – 17 часов), преподаваемое 1 час в неделю. Из каждой примерной программы взят раздел, указанный для изучения интегрированного курса «Искусство» в 8-9 классах. Из предмета «Изобразительное искусство» раздел «Синтез искусств» (34 часа), а из предмета «Музыка» раздел «Музыка в формировании духовной культуры личности» (34 часа) – по 17 часов (одно полугодие).
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. Программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждения и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 68 часов (из расчета 1 час в неделю). Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
•использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(из примерной программы)
Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.Общность испецифика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов,фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Современное ИЗО.Традиции и новаторство в искусстве ХХ-вв.(Реализм, Модерн, Авангард, Сюррреализм и появление постмодернизма)
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Изображение в фотографии.Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности.Создание мультфильма, видеофильма,раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (ДД.Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
№ | Разделы и темы модулей. | Кол-во часов |
| VIII класс «Искусство в духовном формировании личности» | 34 |
1 | Искусство как проводник духовной энергии | 8 |
2 | Своеобразие видения мира в национальных культурах Запада и Востока | 7 |
3 | Вечные проблемы жизни в искусстве | 10 |
4 | Общность и специфика восприятия художественных образов разных искусств | 9 |
| XI класс «Синтез искусств в жизни человека» | 34 |
1 | Синтез искусств в архитектуре | 8 |
2 | Синтез искусств в театре | 7 |
3 | Синтез искусств в полиграфии | 10 |
4 | Синтез экранных искусств | 9 |
Программа состоит из восьми модулей. На изучение регионального компонента выделено 10—15% учебного времени: знакомство с татарским музыкальным фольклором, слушание произведениями татарских композиторов ХХ века: С. Сайдашева, Х. Ибрагимова, Г.Альмухаметова, Н.Жиганова, Ф. Яруллина, Р. Яхина, М. Музафарова, в произведениях которых таятся несметные богатства традиций национального фольклора, соответствующего стилевым особенностям и обработке народной музыки.
Для того чтобы количество уроков четверти, соответствовало необходимому количеству уроков для изучения одного модуля, мной распределены часы по темам, исходя из количества уроков четверти.
Тема первого урока четверти должна быть взаимосвязана с изучением предыдущего материала. Темы уроков приближены, по возможности, к календарным праздникам.
Контроль осуществляется в форме 0-среза (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности, решения поставленной лично и/или общественно значимой проблемы.
Календарно-тематическое планирование искусство 8-9 класс ( 1 час в неделю – 35.ч)
РАЗДЕЛ : 8-9 класс «Музыка в духовном формировании личности».1 и 2 четверть
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I четверть (8 класс) Раздел: « Искусство как проводник духовной энергии» 8Ч. | ||||
| Введение | 1 | 05.09 | 05.09 |
| Искусство начинается с мифа | 1 | 12.09 | 12.09 |
| Мир сказочной мифологии в музыке и изобразительном искусстве | 1 | 26.09 | 26.09 |
| Искусство как способ эмоционального воздействия | 1 | 03.10 | 03.10 |
| Музыкальное искусство и духовное совершенствование личности | 1 | 10.10 | 10.10 |
| Средства художественной выразительности в музыке | 1 | 17.10 | 17.10 |
| Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве | 1 | 24.10 | 24.10 |
| Художник – творец, гражданин – выразитель ценностей эпохи. | 1 | 19.09 | 19.09 |
II четверть (8 класс) Раздел: « Своеобразие видения мира в национальных культурах Запада и Востока» 8Ч. | ||||
| Диалог времен в искусстве (комбинированный урок) | 1 |
|
|
| Мировоззрение народа: обычаи, обряды, религиозные традиции. | 1 |
|
|
| В поисках истины и красоты | 1 |
|
|
| Живая сила традиции. | 1 |
|
|
| Традиционное и современное искусство. | 1 |
|
|
| Мир человеческих чувств. | 1 |
|
|
| От Рождества до Крещения «Светлый праздник». | 1 |
|
|
| Урок-закрепление. | 1 |
|
|
I четверть (9 класс) Раздел: « Вечные проблемы жизни в искусстве» | ||||
| Проблемы жизни и смерти в творчестве композиторов и художников. | 1 | 01.09 | 01.09 |
| Идея вечности духа и кратковременности земной жизни в произведениях искусства. | 1 | 08.09 | 08.09 |
| Отражение проблемы личности и общества в искусстве | 1 | 15.09 | 15.09 |
| Темы войны и мира в искусстве | 1 | 22.09 | 22.09 |
| Трагедия любви в искусстве | 1 | 29.09 | 29.09 |
| Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 1 | 06.10 | 06.10 |
| Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве | 1 | 13.10 | 13.10 |
| Художественный образ как средство отображения и познания мира | 1 | 20.10 | 20.10 |
| Урок-обобщение | 1 | 27.10 | 27.10 |
II четверть (9 класс) Раздел: « Общность и специфика восприятия художественных образов» | ||||
| Эталоны красоты. |
|
|
|
| Вечные сюжеты в искусстве |
|
|
|
| Общность жизненных истоков, художественных идей. |
|
|
|
| Родство художественных образов разных искусств |
|
|
|
| О современности в искусстве |
|
|
|
| Общие выразительные средства визуальных искусств |
|
|
|
| Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства |
|
|
|
| Общность и специфичность произведений художников республики Татарстан. |
|
|
|
| И в живописи нужны таинства
|
|
|
|
| Заключительный урок – обобщение. |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по искусству (35 ч. 1 ч в неделю).
РАЗДЕЛ : «Синтез искусств в жизни человека»8-9 класс «» , 3 и 4 четверть.
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Раздел : « Синтез искусств в архитектуре» 8 ч. III четверть (8 класс) | ||||
| Виды и стили архитектуры | 1 |
|
|
| Образы природы в архитектуре | 1 |
|
|
| Выразительные средства в архитектуре | 1 |
|
|
| Архитектура малых форм | 1 |
|
|
| Связь архитектуры и дизайна | 1 |
|
|
| Развитие дизайна и его значение в жизни. Вкус и мода | 1 |
|
|
| Композиция в дизайне. | 1 |
|
|
| Дизайн в интерьере. (Практическая работа по дизайну). | 1 |
|
|
Раздел: « Синтез искусств в театре» IV четверть (8 класс) | ||||
| Законы сюжетной композиции в интерьере | 1 |
|
|
| Декорирование и функциональное назначение интерьера | 1 |
|
|
| Эмоциональное восприятие интерьера | 1 |
|
|
| Образное решение эскиза костюма | 1 |
|
|
| Дизайн элементов костюм | 1 |
|
|
| Костюм в материале | 1 |
|
|
| «Фотосессия» | 1 |
|
|
| Законы сюжетной композиции в интерьере | 1 |
|
|
РАЗДЕЛ: Специфика киноизображения: кадр и монтаж. 3 ЧЕТВЕРТЬ, 8 Ч. 9 класс | ||||
| Искусство художественной фотографии и его связь с живописью | 1 |
|
|
| Художественная фотография – современный вид изобразительного искусства | 1 |
|
|
| Как создается кинофильм | 1 |
|
|
| Кино-результат коллективного творчества | 1 |
|
|
| Жанровое многообразие кино | 1 |
|
|
| Мастера кино | 1 |
|
|
| Телевизионное изображение, его особенности и возможности | 1 |
|
|
| Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме | 1 |
|
|
| Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому | 1 |
|
|
| Урок-обобщение. | 1 |
|
|
Раздел: «Полиграфия. Образ – символ – знак». 4 четверть 9 класс | ||||
| Образ-символ-знак | 1 |
|
|
| Стилевое единство изображения и текста. | 1 |
|
|
| Типы изображения в полиграфии | 1 |
|
|
| Художники книги | 1 |
|
|
| Искусство иллюстрации | 1 |
|
|
| Г. Тукай – певец родного края. | 1 |
|
|
| Реклама в современном обществе. | 1 |
|
|
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. | 1 |
|
|
| Синтез искусств и синтетические виды искусства | 1 |
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
Результаты изучения интегрированного курса «Искусство 8-9 классы», приведенные ниже, полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем пространстве, значимыми для сохранения и развития культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате изучения искусства ученик должен
знать / понимать
возможности искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
значение музыки и изобразительного искусства в художественной культуре и их роль в синтетических видах творчества;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения искусства;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
(теоретические вопросы и практические задания к изученным модулям).
Критерии оценивания должны быть понятны и приняты учащимися. Проверка знаний может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной (например, один ученик отвечает устно, остальные – письменно). Проверка и оценка, как правило, сочетаются с повторением и закреплением знаний. Наиболее гибкий метод контроля – устная проверка знаний. Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания.
Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение и неодобрение, награждение грамотами и медалями и т.д.). Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся (смысловых и формальных). Одним из вариантов оценивания уровня подготовки учащихся является папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.
Итоговая аттестация в 9 классе проводится по выбору учащихся, обучающихся курсу «Искусство» по программе не менее 34 часов.
В процессе аттестации необходимо выявить сформированность у учащихся:
знаний:
основных видов и жанров искусства;
изученных направлений и стилей мировой художественной культуры (особенности возникновения и основные черты стилей и направлений МХК);
шедевров мировой художественной культуры;
особенностей языка различных видов искусства (роль знака, символа, мифа в художественной культуре);
умений:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре (понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими);
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, отзывы, сочинения, рецензии, эссе);
навыков использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
При составлении контрольно- измерительных материалов для экзамена по выбору девятиклассниками необходимо руководствоваться образовательным стандартом, рабочими программами по предмету, созданными на основе примерных, и деятельностным подходом, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Проверка теоретических знаний по предмету, предполагает не просто ответы на сформулированные вопросы билетов, а собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности. Это могут быть билеты с теоретическими вопросами и практическими заданиями, раскрывающими полученный опыт художественно-творческой деятельности или творческие работы (итоговая экзаменационная работа), содержащих определенную проблему, адекватную школьному уровню по объему и степени научности. Старшеклассники работают над итоговой экзаменационной работой (рефератом, презентацией, творческим проектом - практической работой в изобразительном материале) под руководством учителя в течение длительного времени – четверти, полугодия или года. Итоговая экзаменационная работа должна быть представлена учителю в окончательном виде к концу III четверти. Учитель, руководящий работой, обязан написать рецензию и в течение IV четверти подготовить ученика к защите экзаменационной работы перед специально назначенной комиссией.
Темы объявляет учитель, обучающиеся, в зависимости от интересов, выбирают одну из них. Любой ученик может предложить и свою тему, согласовав ее формулировку с учителем. Темы не должны быть широкими по содержанию, в их формулировках должна чувствоваться проблемность.
Примерные темы итоговых экзаменационных работ:
Мировоззрение народа на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Устное народное творчество (поэтический фольклор) и современность.
Искусство как проводник духовной энергии.
Знаково-символический характер изобразительного искусства.
Образы и символы в русской поэзии и прозе.
Образная символика кинофильмов С. Эйзенштейна (Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.).
Красота в понимании разных народов.
Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.
Образы природы, родины в русской прозе ипоэзии
Рекламные видеоклипы.
Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке.
Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Арттерапевтическое воздействие музыки.
Специфика изображений в полиграфии.
Формирование окружающей среды декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Исторические особенности ландшафтного проектирования
При «защите» итоговой экзаменационной работы используется форма деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет» во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов).
Требования, предъявляемые к выполнению итоговой экзаменационной работы (реферата):
Выбранная тема должна содержать определенную проблему, быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
Соблюдение определенной структуры итоговой экзаменационной работы (титульный лист, оглавление и т.д.).
Не следует писать очень объемных по количеству страниц итоговой экзаменационной работы.
Введение и заключение должны быть осмыслением основной части итоговой экзаменационной работы.
Тема итоговой экзаменационной работы и ее выбор
Основные требования к теме итоговой экзаменационной работы:
тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения;
в названии итоговой экзаменационной работы следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими;
следует по возможности воздерживаться от использования и названий спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
Структура итоговой экзаменационной работы
Требования к оформлению титульного листа:
в верхней центральной части листа (страницы) указывается название учебного заведения;
в центре тема итоговой экзаменационной работы;
ниже темы справа – Ф.И.О. учащегося, класс, Ф.И.О. руководителя;
внизу – город и год написания.
Оглавление:
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Итоговую экзаменационную работу следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и библиографии.
Основные требования к введению.
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы итоговой экзаменационной работы, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части также необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значения. Таким образом, тема итоговой экзаменационной работы должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф итоговой экзаменационной работы.
Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем текста обычно составляет две-три страницы текста.
Требования к основной части итоговой экзаменационной работы:
Основная часть итоговой экзаменационной работы содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы.
Средний объем основной части итоговой экзаменационной работы – 10 страниц. Обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть итоговой экзаменационной работы, кроме содержания, выбранного из разных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Требования к заключению:
заключение – часть итоговой экзаменационной работы, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении целей (или цели) и задач;
объем заключения 2-3 страницы.
Требования к библиографии в соответствии с ГОСТами.
Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы
(экзаменационного реферата)
"Отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и (или) практическую направленность для современного общества.
"Хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"Удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, –или практическое значение.
"Неудовлетворительно"- работане выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Рекомендации по оцениванию итоговой экзаменационной работы
в форме защиты проекта (презентации)
I. Требования к содержательной части проекта.
1. Введение. Обосновать выбор темы, интерес к ней, ее актуальность и практическое значение.
2. Определить цель (цели) и задачи, которые позволяют реализовать цель.
3. Дать краткий обзор использованных источников и литературы. (2-3 слайда).
2. Содержание проекта.
1. Тщательный отбор текстового материала, емкого по содержанию, но краткого по объему, как этого требует размещение материала на слайдах.
2. Продуманный подбор иллюстративного материала, отвечающего содержанию текста.
3.Соотношение текста и иллюстративного материала должно быть примерно 1:3 (текст – 1/3 часть содержание проекта, иллюстративный материал – 2/3.)
3. Заключение.
Выводы по проектной деятельности о выполнении поставленных целей и задач, о практическом применении проекта. (1-2 слайда).
4. Библиография.
Требования к библиографии в соответствии с ГОСТами. Литература, электронные носители информации, Интернет-сайты.
5. Объем проекта.
Количество слайдов в презентации – не менее 30.
Требования к оформлению проекта
(презентации в программе PowerPoint)
1. Легко читаемый текст.
2. Форматирование текста по левому краю.
3. Обязательное разделение текста на абзацы.
4. Оформление слайдов:не слишком броский шаблон слайдов, использование не более трех цветов и шрифтов, фон слайда должен быть таким, чтобы текст легко читался, для чего должно быть продумано соотношение фона слайдов и цвета шрифта.
5. Продуманное сочетание текста и иллюстраций на слайдах,текс должен быть простым и содержать ключевые данные, количество слайдов только с текстом должно быть сведено к минимуму: введение и заключение.
6. Слайд должен открываться не более 1,5 секунды.
7. Время просмотра слайда должно быть достаточным для прочтения текста. Ручная или автоматическая настройка.
8. Музыкальное оформление презентации.
9. Количество слайдов - не менее 30.
Критерии оценивания итоговой экзаменационной работы
в форме защиты проекта (презентации)
"Отлично" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.
"Хорошо" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.
"Удовлетворительно" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.
"Неудовлетворительно" – проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности, до защиты на экзамене не допускаются.
Требования к реферату
Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы.
В плане реферата обычно предусматривается введение, две или три главы (в каждой главе может быть несколько параграфов), заключение, иллюстративное приложение, список использованной литературы и других источников. Общий объем работы – 10–12 страниц машинописного или компьютерного текста или 20–25 страниц рукописного текста.
Во введении (1–2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе, цели и задачи работы.
В главахизлагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата.
В заключение (1–3 стр.) предлагается кратко изложить результаты проведенного анализа, показать решение поставленных автором во введении задач.
В конце реферата дается список использованной литературы и других источников. При составлении данного списка рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
Документы государственных органов (в хронологическом порядке).
Специальная литература (монографии, сборники, брошюры – в алфавитном порядке).
Периодическая печать (газеты, журналы).
Материалы архивов.
Оформление реферата должно соответствовать стандартным требованиям. Он открывается титульным листом. Титульный лист не нумеруется. На втором листе печатается (пишется) содержание реферата, с указанием страниц.
Текст реферата печатается через два интервала (28–29 строк на странице).
При написании реферата необходимо давать ссылки на авторов и источники, откуда взяты те или иные положения, выводы других исследователей и фактический материал. Сноски даются внизу каждой страницы. Сноски печатаются через полтора интервала.
Рецензия
на экзаменационную работу (реферат, презентацию, творческий проект)
за курс основной средней школы /для 9 класса/
по предмету «Искусство» (ИЗО)
ученика _______класса школы №________
______________________________________
(Ф.И.О.)
на тему:
«_______________________________________»
Актуальность выбранной темы
Источники по данной теме
Поставленная проблема в данной экзаменационной работе
Ход работы по решению проблемы
Особенности представленной работы (структура, стиль, оформление, новизна…)
Приобретенные (не приобретенные) в ходе работы исследовательские методы, теоретические знания, практические навыки.
Рекомендации к практическому применению (личная и/или общественная значимость)
Оценка работы
____________________________
Учитель (предмет) роспись /Ф.И.О./
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ИЗОИЗДАНИЯ
Кустодиев,Б.М. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 [Изоматериал]: холст, масло / Б.М. Кустодиев (1878–1927); Межрегион. обществ.орг. «Центр духов, культуры» (подготовка изобр.). – Самара: Агни, 2001. – Цв. офсет; 42×30 см. – Выходные сведения парал. рус, англ.
Графика [Изоматериал.]: нагляд. пособие для образоват. учреждений по предмету «Культура Башкортостана» : [комплект репрод. / авт. сост. Н.И. Оськина ; слайды Л.А. Черемохина; пер. на башк. Яз. М.С. Аминовой].– Уфа : Демиург, 2001. – 1 папка (24 отд. л,) : цв. офсет. ; 49×35 см. — (Изобразительное искусство Башкортостана ;вып. 5). – Подписи к ил.парал. рус, башк. – 4000 экз.
Александровский дворец [Изоматериал]: комплект из 16 открыток / фото А. Минина; текст Н. Тарасовой, С. Ивановой; Гос. музей-заповедник «Цар. Село». – [Б. м.]: Изд-во Зимина, 2002. – 1 обл. (16 отд. л.): цв. офсет ; 14×10 см. – Загл. парал. англ., рус. – Текст англ. – 10000 экз.
Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал] : календарь : 2002 / Торговый Дом «Медный всадник» ; дизайн П. Канайкина ; вступ. ст. С. Кудрявцевой. – СПб.: П-2, 2001. с.: цв. ил.; 29×29 см. (Эрмитажная коллекция).
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Мир. Политическая карта мира [Карты]: полит.устройство на 1 янв. 2001 г./сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2001 г. ; гл. ред. Н.Н. Полункина ; ред. О.И. Иванцова, Н.Р. Монахова ; рук. проекта М.Ю. Орлов. – 1: 25 000 000; поликон. пр-ция ЦНИИГАИК. – М.: ПКО «Картография», 2001. – 1 к. (2 л.): цв.; 98×71 см.
Европа. Государства Европы [Карты]: [физическая карта] / сост. и подгот. к печати ПКО «Картография» в 1985 г.; ст. ред. Л.Н. Колосова; ред. Н.А. Дубовой. – Испр. в 2000 г. – 1 : 5000 000, 50 км в 1 см ; пр-циянорм.кон. равнопром. – М.: Роскартография, 2000. – 1 к.: цв.,табл.; 106×89 см.
АУДИОИЗДАНИЯ
Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / ГеннадийГладков; исп.:Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002. – 1 мк.
Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. – СПб.: Центр духов.просвещения, 2002. – 1 электрон. опт. диск. – (Песнопения иеромонаха Романа; вып. 3).
ВИДЕОИЗДАНИЯ
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К. Тарантино, X. Кейтель, Дж. Клуни ;ParamountFilms. – М.: Премьер-видеофильм, 2002. – 1 вк.– Фильм вышел на экраны в 1999 г.
INTERNET-ИСТОЧНИКИ
Безопасность и ваш бизнес// http://www.dist–cons.ru/modules/security/ main.htm.
Белоусов А. Организация информационной безопасности субъектов хозяйственной деятельности// http://www.crime–research.ru/articles/Belousov0504.
Бендиков, М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития// Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 2// http://www.dis.ru/manag/arhiv/2000/2/2.html.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос.энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем.требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640×480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. Материалы помещены в контейнер 20×14 см.