СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению для 5 класса коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная адаптированная программа по природоведению для обучающихся 5 класса ООО обучающихся с НОДА, составленная на основе Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению для 5 класса коррекционной школы»



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат №13

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата




Согласовано Утверждаю

Зам.дир. по УВР Директор

______________ Дусеева З.Н. _______________ Кириллова А.М.






Рабочая программа



по учебному предмету «природоведение»


для класса


учителя высшей квалификационной категории


Бакировой Эльмиры Нурфаизовны



2019-2024 учебные года


(с изменениями и дополнениями)








Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО

_________ /Ибрагимова Н.А./

«_____» ________ 2019 г.





Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по природоведению ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата адресована всем заинтересованным сторонам и направлена на удовлетворение потребностей в качественном образовании на основе совместного согласования позиций по решению актуальных образовательных проблем: обучающимся 5 класса со сложной структурой дефекта; родителям для информирования о целях, содержании, организации, предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности; педагогам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы, принятия управленческих решений, регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. В Программе предусмотрены виды работ, направленные на развитие и коррекцию речи, памяти, внимания, временных представлений, пространственного восприятия, восполнение интеллектуальной недостаточности путем выполнения практических и творческих заданий. Также предусматриваются индивидуальные и разноуровневые задания. Данный подход в изучении предмета «Природоведение» позволяет обучающимся усвоить учебный материал с наименьшими психологическими нагрузками, что является необходимым условием при обучении детей с диагнозом ДЦП.

Особенность по отношению к ФКГОС ООО и СОО. Образовательная программа по природоведению для обучающихся 5 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В данном классе обучаются учащиеся с основным диагнозом ДЦП, из них дети с интеллектуальными нарушениями, с СНР различной степени, с нарушением письма, речи, зрения, слуха и внимания. С учетом вышеперечисленных осложнений основного диагноза (НОДА) и индивидуальных особенностей развития обучающихся составлена настоящая адаптированная рабочая программа, предусматривающая обучение по курсу предмета «Природоведение».

Образовательная (предметная) область: естествознание. Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей: формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов

  • Кроссвордов

  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)

  • Перфокарт

  • Интерактивных перфокарт.

  • Практических работ.

При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя.

Отметка «5» ставится ученику, если он:

Понимает задание с второго – третьего раза, осуществляет перенос заданий на другой материал. Помощь стимулирующая. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать ответ, привести пример из прослушанного текста. Допускает незначительные неточности, оговорки, не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик, в основном, последователен в изложении учебного материала. Может сделать правильный выбор из альтернативного вопроса. Ориентируется на карте с незначительной помощью учителя. Практическую работу выполняет с незначительной помощью учителя. Возможна рефлексия урока (с помощью учителя).

Отметка «4»:

Обнаруживает понимание пройденного материала. Понимает задание с третьего-четвертого раза, принимает помощь (направляющую), адекватно использует дидактический материал. Осуществляет перенос задания на другом материале, но воспринимает его как новое. Дает ответы, отражающие понимание смысла задания. Делает ошибки при формулировании отдельных понятий и применении полученных знаний в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Ориентируется на карте с помощью учителя. Практическую работу выполняет с помощью учителя, допуская незначительные ошибки. Рефлексия урока возможна с помощью учителя.

Отметка «3»:

Обнаруживает понимание отдельных компонентов учебной темы. Может с помощью наводящих вопросов учителя сделать выбор из двух-трех альтернативных вариантов ответа. Последовательность событий отражает с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи, не замечает их и самостоятельно не исправляет. Нуждается в постоянной помощи учителя. Перенос задания на другой материал осуществляет с 4-5-ой попытки. Не ориентируется на карте, практическую работу выполняет только с помощью учителя. К адекватной рефлексии не способен.

Используемая в тексте программы система условных обозначений:

ДЦП - детский церебральный паралич - собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. 

СНР – системное недоразвитие речи.

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.

НОДА - нарушения опорно-двигательного аппарата.

УМК- учебно – методический комплекс.



Общая характеристика учебного предмета, курса


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. – Сб.1.- 224 с.

- Учебного плана ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

- Положения о рабочей программе педагога ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-   развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-   применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Основными задачами курса « Природоведение » являются:

  1. расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

  2. обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно – практической и продуктивной деятельности;

  3. систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

  4. уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

  5. улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

  6. активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

  7. систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Основные технологии:

  • технология развивающего обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • игровая технология;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология разноуровневого обучения;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

  • информационные технологии.

Методы и формы обучения. Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.

Одной из задач курса « Природоведение » является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.

Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы,      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.

В  процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.

При изучении растительного и животного мира в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.

Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

   Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на 34 учебных недель (в соответствии с расписанием)

5в класс – 1 час в неделю – 34 часа в год.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических и исторических знаний. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.


Требования к результатам освоения АООП


Результаты освоения АООП оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования.

Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших АООП.

Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя:

требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты);

требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни:

1) знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде;

2) использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач;

3) развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром природы.


Предполагаемые результаты:

Практика взаимодействия с окружающим миром:

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются умения:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

  • пересказывать материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

  • понимать и устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

  • что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

  • чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

  • устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.









Содержание тем учебного курса «Природоведение»

5 «В» класс – 34 часа


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Вселенная

2

Небесные тела: Планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам, просмотр слайдов, презентаций, видеоматериалов

Беседа, опрос

Наш дом - Земля

7

Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва. Полезные ископаемые. Свойства воды. Вода в природе. Воды суши. Сезонные изменения. Моря и океаны. Использование и охрана воды.

Устный опрос, задания по карточкам, ответы на уроке, практические работы, беседа, записи в тетрадях, пересказ, словарная работа, работа с рисунками и иллюстрациям

Растительный мир Земли

6

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие и культурные кустарники. Декоративные и лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений.

Экскурсии для закрепления понятий о деревьях, кустарниках, травах. Видах деревьев.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам, просмотр слайдов, презентаций, видеоматериалов

Опрос, задания по карточкам, ответы на уроке, практические работы, беседа, пересказ, словарная работа, работа с рисунками и иллюстрациям

Животный мир Земли

7

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные. Насекомые. Рыбы. птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки. Кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам, просмотр слайдов, презентаций, видеоматериалов

Опрос, задания по карточкам, ответы на уроке, практические работы, беседа, пересказ, словарная работа, работа с рисунками и иллюстрациям

Человек

5

Как устроен и как работает наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.

Работа с таблицами, текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам, просмотр слайдов, презентаций.

Опрос, задания по карточкам, ответы на уроке, практические работы, беседа, пересказ, словарная работа, работа с рисунками и иллюстрациями

Есть на Земле страна Россия

6

Россия – Родина моя. Население и народы России. Москва – столица России. Санкт-Петербург. Города России. Золотое кольцо России. Растительный и животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники. Наш город.

Заочная экскурсия по городам России, заповедникам и заказникам. Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам.

Опрос, задания по карточкам, ответы на уроке, практические работы, беседа, пересказ, словарная работа, работа с рисунками и иллюстрациями

Итоговое обобщение

1

Обобщение всего курса «Природоведение»

Ответы на вопросы

Опрос





















Календарно-тематическое планирование

по природоведению в 5 «В» классе


№ п/п

Дата

Тема урока

Материалы к уроку


Вселенная (2 часа)

1


Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система

Ученики, рабочие принадлежности. Иллюстрации, глобус, слова, задание на доске

2


Исследование космоса

Видеофрагмент иллюстрации, слова

Наш дом – Земля (7 часов)

3


Планета Земля

Дидактический материал, наглядность, слова

4


Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле

Презентация

5


Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Поверхность суши. Горы

Дидактический материал, наглядность, слова

6


Почва. Полезные ископаемые.

Дидактический материал, макеты, фотографии, слова. Коллекция П.И., схема на доске

7


Свойства воды. Практическая работа 1. Определение состояний воды. Вода в природе.

Дидактический материал, наглядность, слова. Чайник, вода, разные формы посуды, иллюстрация, лед

8


Воды суши: ручьи, реки. Практическая работа 2. Строение реки. Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Схема, иллюстрации, слайды

9


Моря и океаны. Использование и охрана воды.

Иллюстрации, слайды, видеофрагмент

Растительный мир Земли (6 часов)

10


Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений

Дидактический материал, иллюстрации, видеофрагмент

11


Части растения. Практическая работа 3. Определение частей растения.

Дидактический материал, иллюстрации, слайды

12


Деревья, кустарники травы.

Дидактический материал, иллюстрации, гербарии растений

13


Комнатные растения. Практическая работа 4. Уход за комнатными растениями

Гербарии, иллюстрации

14


Охрана растений

Гербарии, иллюстрации

15


Обобщающее повторение по теме «Наш дом Земля. Растительный мир Земли»

Вопросы для повторения

Животный мир Земли (7 часов)

16


Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Видеофрагмент, иллюстрации

17


Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

Дидактический материал, иллюстрации, видеофрагмент

18


Насекомые. Рыбы.

Дидактический материал, иллюстрации, видеофрагмент

19


Птицы. Звери.

Дидактический материал, иллюстрации, видеофрагмент

20


Животные рядом с человеком. Уход за животными в живом уголке. Практическая работа 5. Уход за животными

Дидактический материал, иллюстрации, видеофрагмент

21


Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки

Дидактический материал, иллюстрации, видеофрагмент

22


Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники.

Дидактический материал, иллюстрации, видеофрагмент

Человек (5 часов)

23


Как устроен наш организм. Как работает наш организм.

Таблица, схема на доске, иллюстрации

24


Здоровье человека. Осанка.

Презентация, иллюстрации

25


Органы чувств. Здоровое питание.

Презентация

26


Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

Презентация, слайды

27


Оказание первой медицинской помощи. Практическая работа 6. Первая медицинская помощь

Оборудование для практической работы, медицинская аптечка

Есть на Земле страна Россия (6 часов)

28


Россия – Родина моя. Население и народы России.

Презентация, иллюстрации, фотографии, слайды

29


Москва – столица России. Санкт-Петербург.

Слайды, иллюстрации

30


Города России.

Презентация, иллюстрации, фотографии, слайды

31


Золотое кольцо России.

Презентация, иллюстрации, слайды

32


Растительный мир России. Животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники.

Презентация, иллюстрации

33


Наш город

Презентация, иллюстрации

Итоговое обобщение (1 час)

34


Итоговое обобщение

Вопросы


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. В.Миронов. Детская энциклопедия: Месяцеслов. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.

  2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2016

  3. О.А. Хлебосолова. Дневник наблюдений по природоведению для классов.


Сайты Интернет:

  1. Каталог сайтов по географии

-http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926

  1. География http://www.geografia.ru/

  2. http://www.tourua.com/ru/maps

  3. http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

  4. http://traditio.ru/wiki/География

  5. http://www.planetolog.ru/

  6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml

  7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/

http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!


Дидактический материал:

  1. Государственная символика РФ;

  2. Иллюстрации;

  3. Инструктивные карточки;

  4. Календарь природы;

2. Памятки.

3. Тесты по разделам курса.

Оборудование и приборы:

  1. Гербарии и коллекции природных материалов;

  2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

  3. Учебные презентации.

  4. Ноутбук








Приложения к программе


Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса. Также оценивается практическая работа. Темы практических работ перечислены в календарно-тематическом планировании. Письменный опрос и выполнение самостоятельных заданий проводится на основе дидактического материала.


Примеры работ


ГОРЫ


Самые высокие участки земной поверхности




Большие понижения между горами




ГОРНЫЕ ДОЛИНЫ



ГОРНЫЕ ДОЛИНЫ



УЩЕЛЬЕ


Глубокие и узкие понижения между горами



Большие понижения между горами



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!