СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению для учащихся с ОВЗ (8 вид).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по природоведению разработана для учащихся 5 класса с ОВЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению для учащихся с ОВЗ (8 вид).»






Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14


«Согласовано»

Руководитель ШМО

Игашева Е.Н./____________/

ФИО

Протокол № ___

от « » августа 2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №14»

/______________/И.П. Шаргина

ФИО

«29» августа _2018_г.


«Утверждено»

приказом директора

МАОУ «СОШ №14»

от «30» августа 2018г. № 142-О





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Природоведение»

уровень коррекционного обучения, 5 класс

Количество часов всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Программа разработана на основе

учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЗ «Владос», Москва, 2001г.


Составитель

А. В. Орлова,

учитель природоведения




г. Тобольск

2018-2019 учебный год


1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п;

3. Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №14, утвержденное приказом директора № 142-О от 30.08.2018г.;

4. Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении;

5. Основная образовательная программа начального или основного общего образования МАОУ СОШ №14.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЗ «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: Т.М. Лифанова «Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», М.: Просвещение, 2013г.

Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся и способствует их умственному развитию.

Содержание курса биологии направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся.

Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

Основные направления коррекционной работы:

1.Коррекция фонематического слуха, орфографической зоркости.

2.Коррекция артикуляционного аппарата.

3.Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.Коррекция мышц мелкой моторики.

5.Коррекция познавательных процессов.

Технологии обучения:

- коррекционно-развивающие технологии обучения

- дифференцированное обучение;

- повторение, закрепление пройденного материала.

- личностно-ориентированное обучение.

- обучение с применением элементов арттерапии.

- обучение с применением элементов культуровоспитывающей технологии

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и неживой природой, влияние на нее.

В рамках курса «Природоведения» отведено 10 % на изучение вопросов профилактики наркомании и табакокурения, основы безопасности жизнедеятельности. Обучение природоведению рассчитано на один урок в неделю, всего в год 34 часа, 1 час в неделю; практических, самостоятельных работ – 10; экскурсий – 1 раз в месяц.

Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока-зачёта, урока – игры, урока – презентации, заочной экскурсии, устного журнала, урока - путешествия. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, практические и лабораторные работы.

Виды и формы контроля образовательного процесса:

Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционное обучение; активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения); проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Формы контроля достижений учащихся: контрольный диктант; словарный диктант; другие виды диктантов; тестовые задания; работа с раздаточным материалом.

Виды контроля достижений учащихся: самоконтроль; контроль учителя.

Результаты освоения учебного предмета учащимися:

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Изобразительное искусство. Зарисовки растений, животных, предметов неживой природы.

Русский язык. Проверка правильности написания биологических терминов.


2. Общая характеристика учебного предмета

Природоведение по своему содержанию является предметом естественно – научного цикла. Поэтому ведущее место в его проведении должны занимать методы: наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений, а также организации таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения.

Важным принципом природоведения является краеведческий. Формирование понятий по природоведению предполагает общение учащихся с учителем и между собой, создание основ для экологического, эстетического, патриотического воспитания и отбор конкретных объектов и явлений природы для изучения с учетом данной местности.

В 5 классе отводится место изучению организма человека и охране его здоровья. Особое внимание при изучении данной темы нужно уделить представлению организма человека как единого целого, соблюдению личной и общественной гигиены и тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по предметам:

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической кар те (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение предмета « природоведение» в 5 классе отводится ­34 часа из расчета 1 ч в неделю.

Количество часов:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

16 ч

16ч

20 ч

16 ч

1 полугодие 32 часа

2 полугодие 36 часов

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу.

  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально – нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


5. Результаты освоения учебного предмета

«Природоведение» 5 класс.

Личностные результаты:

    • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

    • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающиеся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

    • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

    • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития эстетических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

    • установка на безопасный образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.

Предметные результаты:

    • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;

    • сформированности уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;

    • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись. измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Развитие жизненной компетенции:

- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умение пользоваться личными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки и т. п.), созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог.

- Овладение социально-бытовыми умениями (уметь ориентироваться в школьном расписании занятий), используемыми в повседневной жизни.

- Овладение навыками коммуникации (умение задать вопрос, обратиться с просьбой), способность сотрудничать с учителем, сверстниками.

- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно- пространственной организации (использовать вещи в соответствии с их функциями, адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих).

- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей (знать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса в семье, в школе, в транспорте, в магазине)

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания знаний и умений обучающихся по триместрам и по итогам года.

6. Содержание учебного предмета

«Природоведение» 5 класс.

Окружающий нас мир.

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.

Природа пашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).

Сезонные изменения в природе.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воз духа).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

 Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Природа нашей Родины. Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа.

Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, оси на, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения и животные луга

Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения и животные болота.

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана здоровья человека.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

Охрана природы и экология.

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

Повторение пройденного.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонно го календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Критерии и нормы оценки знаний и умений:

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, взаимосвязей. Умеет ставить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; формулирует точное определение основных понятий.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного материала. Дает полный и правильный ответ; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя. Ответ подтверждает конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий недостаточно четкие. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.


7. Основные виды деятельности учащихся на уроке.

- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

- работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями.

- индивидуальная работа в рабочих тетрадях.

- заполнение таблицы.

- составление схем.

- зарисовка природных объектов и явлений.

- элементарные навыки оказания первой помощи при ушибе и растяжении.

- работа с компасом по определению сторон горизонта.

8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Природоведение».

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Учебники:

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Учебник для ОУ, 5 класс.-М.: Дрофа, 2008.

Дополнительный учебник для 5-6 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I и II вида.

2. Захарова Т. М., Николаева Л.В. Природоведение. - М.: Просвещение, 1989.

Методические пособия

Долгачева В.С. Обучение общественно-полезному труду в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях I и II вида: Комнатное цветоводство: Пособие для педагогов и воспитателей. - М: «Владос», 2006.

1. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ Козачек Т. В. - М.: Учитель, 2014.

2. Хлебосолова О.А., Ерошина Г.Ю. Методическое пособие к учебнику «Природоведение».- М: «Владос», 2006.

Печатные пособия

1. Ориентирование на местности.

2. Полезные ископаемые.

3. Растительный и животный мир полей, лугов, водоёмов.

4. Природа и труд людей северной части России.

5. Зона тайги. Растительный и животный мир. Труд людей.

6. Зона смешанных лесов.

7. Зона степей. Растительный и животный мир. Занятие населения.

8. Зона пустынь.

9. Горы. Крым. Кавказ. Урал. Карпаты.

10. Охрана природы.

11. Строение организма человека. Охрана здоровья.

12. Гнатишин, В.Н. Атлас для школьников. Кемеровская область / В.Н. Гнатишин Кемерово: «Просвещение-регион», 2002 – 36с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.crosswmds.net/-livingthmgs/-

  2. http://www.aquaria.ru/

Оборудование

1. Электронные образовательные ресурсы: «Школа цифрового века», уроки

дистанционного обучения «е-КМ-школа».

2. Физическая карта полушарий.

3. Физическая карта России.

4. Коллекция « Полезные ископаемые».

Технические средства обучения:

  1. Классная доска

  2. Компьютер.

Оборудование класса:

  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

  2. Стол учительский с тумбой.

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  4. Магниты



Календарно-тематический план по природоведению, 5 класс

урока

Главы, темы уроков

Кол-во часов


Методическое обеспечение уроков

Дата


I четверть

16

Виды и формы контроля

Проверка рабочих тетрадей

Домашнее задание

5 «в»

план

5 «в»

факт

Небесные тела: планеты, звезды.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 4-5, читать, пересказ, вопросы

05.09

05.09

Солнце. Солнечная система.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С.6-8, читать, пересказ,

вопросы

06.09

06.09

Исследование космоса.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 9-11, читать, вопросы

12.09

12.09

Планета Земля.

1

Рисунок планеты

+

С.12-13, читать, вопрос 1-4

13.09

13.09

Воздух. Состав воздуха.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 14-15, вопрос 1- 4

19.09

19.09

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Тест «Солнечная система»

+

С. 16-17, вопрос 1-5

20.09

20.09

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

1

Рисунок оврага

+

С.18-19, вопросы, пересказ

26.09

26.09

Поверхность суши. Горы.

1

Изготовление макета горы

+

С. 20 – 21, читать, вопросы

27.09

27.09

Почва в природе.

1

Тест «Мир пироды»


+

С. 22-24, читать, пересказ, вопросы

03.10

03.10

Полезные ископаемые и их значение.

1

Рисунок «Полезные ископаемые»

+

С. 24 – 27, вопросы, сообщение

04.10

04.10

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

1

Сообщение

+

С. 28-30, вопросы, пересказ, рисунок

10.10

10.10

Свойства воды.

1

Демонстрация опыта

+

С. 31 – 34, читать, вопросы

11.10

11.10

Вода в природе.

1

Рисунок

+

С. 34-37, вопросы, пересказ, рисунок

17.10

17.10

Воды суши: ручьи, реки.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 37 – 40, читать, вопросы

18.10

18.10

Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 40 – 43, пересказ, вопросы

24.10

24.10

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

Тест «Вода в природе»

+

С. 43 – 46, читать, вопрос 6,7

25.10

25.10


II четверть

16






Разнообразие растительного мира.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 47-49, читать, вопросы, пересказ

07.11


Среда обитания растений.

1

Сообщение

+

С. 50 – 53, читать, вопросы

08.11


Части растения.

1

Зарисовка в тетрадь

+

С. 54-56, вопросы, пересказ

14.11


Охрана здоровья. Вред курения.

1

Зарисовка в тетрадь

+

Рисунок о вреде курения

15.11


Деревья, кустарники, травы.

1

Тест «Строение растения»

+

С.56-58, пересказ, вопросы

21.11


Лиственные деревья.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 59-61, вопросы, пересказ

22.11


Хвойные деревья.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 62 – 64, читать, вопрос 7,8

28.11


Дикорастущие и культурные кустарники.

1

Экскурсия «Кустарники нашего края»

+

С.64-67, вопросы, пересказ

29.11


Травы и их использование.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 67 – 69, читать, вопросы

05.12


Декоративные растения.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 70 – 72, читать, вопросы

06.12


Лекарственные растения.

1

Экскурсия «Лекарственные растения нашего края».

+

С. 73-75, вопросы, пересказ

12.12


Комнатные растения.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С. 75 – 77, вопросы, рисунок

13.12


Охрана растений

1

Рисунки

+

С. 78-80, вопросы, пересказ

19.12


Охрана здоровья человека «Детский алкоголизм»

1

Рисунки

+

Рисунок «Вред алкоголя»

20.12


Обобщающий урок «Растительный мир»

1

Тест «Растительный мир»

+

С. 78 – 80, читать, вопросы

26.12


Охрана здоровья человека «Мы против наркотиков»

1

Зарисовка в тетрадь «Мир против наркотиков»

+

Рисунок «Мир против наркотиков»

27.12



III четверть

20






Разнообразие животного мира.

1

Рисунки

+

С. 81-83, вопросы, пересказ

16.01


Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 83 – 85, читать, вопросы

17.01


Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

1

Рисунки

+

С. 86-88, вопросы, пересказ, рисунок

23.01


Насекомые и их значение.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 89 – 90, читать, вопросы

24.01


Рыбы и их строение.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 91 – 93, пересказ, сообщение

30.01


Многообразие птиц.

1

Рисунок

+

С. 93 – 95, читать, вопросы

31.01


Звери, их характеристика.

1

Таблица

+

С. 95 – 97, вопросы, рисунок

06.02


Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

1

Рисунки животных

+

С. 98-100, вопросы, пересказ

07.02


Уход за животными в живом уголке.

1

Рисунки животных

+

С. 100-102, вопросы, пересказ

13.02


Певчие птицы. Птицы живого уголка.

1

Рисунки птиц

+

С. 103-104, вопросы, пересказ, рисунок

14.02


Аквариумные рыбки.

1

Рисунки рыб

+

С. 104-107, вопросы, пересказ, рисунок

20.02


Породы собак.

1

Рисунки собак

+

С. 107-109, вопросы, пересказ, рисунок

21.02


Охрана здоровья человека «Путешествие в историю ПДД»

1

Рисунки «ПДД»

+

Рисунки «ПДД»

27.02


Домашние кошки.

1

Рисунки кошек

+

С. 109-111, вопросы, пересказ, рисунок

28.02


Охрана животных. Заповедники и заказники.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 111-113, вопросы, пересказ, рисунок

06.03


Как устроен наш организм.

1

Рисунок

+

С. 114-117, вопросы, пересказ, рисунок

07.03


Как работает наш организм.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 118 – 119, читать, вопросы

13.03


Здоровье человека.

1

Тетр. для сам. работы (задание 34-36)

+

С. 120-123, вопросы, пересказ, рисунок

14.03


Осанка. Нарушение осанки.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 123 – 125, пересказ, вопросы

20.03


Органы чувств.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 126 – 128, читать, вопросы

21.03



IV четверть

16






Здоровое питание.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 129 – 131, вопросы, рисунок

03.04


Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 132 – 134, читать, вопросы

04.04


Оказание первой медицинской помощи.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 135-138, вопросы, пересказ, рисунок

10.04


Россия – Родина моя.

1

Видеофильм

+

С. 139-144, вопросы, пересказ, рисунок

11.04


Охрана здоровья человека «Без болезней круглый год»

1

Рисунки «Со спортом дружить - здоровым быть»

+

Рисунки «Со спортом дружить - здоровым быть»

17.04


Население и народы России.

1

Рисунки

+

С. 144-146, читать, вопрос 10,11

18.04


Москва – столица России.

1

Рисунки

+

С. 147-149, читать, вопросы

24.04


Санкт – Петербург – северная столица.

1

Сообщение

+

С. 148 – 151, вопросы, сообщение

25.04


Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 152 – 154, читать, вопросы

02.05


Города России. Новосибирск, Владивосток.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 154 – 156, пересказ, вопросы

08.05


Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 157 – 159, вопросы, сообщение

15.05


Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 160 – 162, вопросы, корссворд

16.05


Растительный мир России.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 162 – 164, читать, вопросы

22.05


Животный мир России.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 165 – 168, пересказ, вопросы

23.05


Охрана природы. Заповедники и заказники.

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 169 – 171, читать, вопросы

29.05


Обобщающий урок по теме «Россия»

1

Работа в рабочей тетради

+

С. 172, вопросы 1- 3

30.05




































Календарно-тематический план по природоведению, 5 класс (домашнее обучение)

урока

Главы, темы уроков

Кол-во часов


Методическое обеспечение уроков

Дата


I четверть

7

Виды и формы контроля

Проверка рабочих тетрадей

Домашнее задание

Дроботько Андрей

Небесные тела: планеты, звезды.

1


+

С. 4-5, читать, пересказ, вопросы

11.09

Солнце. Солнечная система.

1

Работа в рабочих тетрадях

+

С.6-8, читать, пересказ,

вопросы

18.09

Планета Земля.

1

Рисунок планеты

+

С.12-13, читать, вопрос 1-4

25.09

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Тест «Солнечная система»

+

С. 16-17, вопрос 1-5

02.10

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы.

1

Изготовление макеты горы

+

С.18-21, вопросы, пересказ

09.10

Почва в природе.

1

Тест «Мир пироды»

(дн. набл., с.12-13)

+

С. 22-24, читать, пересказ, вопросы

16.10

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

1

Зарисовка (дн. набл., с.25)

+

С. 24-30, вопросы, пересказ, рисунок

23.10


II четверть

8





Разнообразие растительного мира.

1

Тетр. для сам. работы (задание 10,11)

+

С. 47-49, читать, вопросы, пересказ

06.11

Части растения.

1

Зарисовка в тетрадь

+

С. 54-56, вопросы, пересказ

13.11

Охрана здоровья. Вред курения.

1

Зарисовка в тетрадь

+

Рисунок о вреде курения

20.11

Деревья, кустарники, травы.

1

Тест «Строение растения»

+

С.56-58, пересказ, вопросы

27.11

Лиственные и хвойные деревья.

1

Тетр. для сам. работы (задание 17)

+

С. 59-64, вопросы, пересказ

04.12

Дикорастущие и культурные кустарники.

1

Экскурсия «Кустарники нашего края»

+

С.64-67, вопросы, пересказ

11.12

Лекарственные растения.

1

Экскурсия «Лекарственные растения нашего края».

+

С. 73-75, вопросы, пересказ

18.12

Охрана растений

1

Рисунки

+

С. 78-80, вопросы, пересказ

25.12


III четверть

9





Охрана здоровья человека «Мы против наркотиков»

1

Зарисовка в тетрадь «Мир против наркотиков»

+

Рисунок «Мир против наркотиков»

15.01

Разнообразие животного мира.

1

Рисунки

+

С. 81-83, вопросы, пересказ

22.01

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

1

Рисунки

+

С. 86-88, вопросы, пересказ, рисунок

29.01

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

1

Рисунки животных

+

С. 98-100, вопросы, пересказ

05.02

Уход за животными в живом уголке.

1

Рисунки животных

+

С. 100-102, вопросы, пересказ

12.02

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

1

Рисунки птиц

+

С. 103-104, вопросы, пересказ, рисунок

19.02

Аквариумные рыбки.

1

Рисунки рыб

+

С. 104-107, вопросы, пересказ, рисунок

26.02

Породы собак.

1

Рисунки собак

+

С. 107-109, вопросы, пересказ, рисунок

05.03

Охрана здоровья человека «Путешествие в историю ПДД.»

1

Рисунки «ПДД»

+

Рисунки «ПДД»

12.03

Домашние кошки.

1

Тест «Животные»

+

С. 109-111, вопросы, пересказ, рисунок

19.03


IV четверть






Охрана животных. Заповедники и заказники.

1

Тетр. для сам. работы (задание 38)

+

С. 111-113, вопросы, пересказ, рисунок

02.04

Как устроен наш организм.

1

Рисунок

+

С. 114-117, вопросы, пересказ, рисунок

09.04

Здоровье человека.

1

Тетр. для сам. работы (задание 34-36)

+

С. 120-123, вопросы, пересказ, рисунок

16.04

Оказание первой медицинской помощи.

1

Тетр. для сам. работы (задание 34-36)

+

С. 135-138, вопросы, пересказ, рисунок

23.04

Россия – Родина моя.

1

Видеофильм

+

С. 139-144, вопросы, пересказ, рисунок

30.04

Охрана здоровья человека «Без болезней круглый год»

1

Рисунки «Со спортом дружить - здоровым быть»

+

Рисунки «Со спортом дружить - здоровым быть»

07.05

Население и народы России.

1

Рисунки

+

С. 144-146, читать, вопрос 10,11

14.05

Москва – столица России.

1

Рисунки

+

С. 147-149, читать, вопросы

21.05

Обобщающий урок «Российская Федерация»

1

Рисунки

+

Рисунок

28.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!