СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по Природоведению 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по Природоведению. Программа предназначена для учащихся с ОВЗ (ЛУО) 6 класс VIII вид. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по Природоведению 6 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»


_________________Л.И. Чичерина

_____________________________









АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Природоведение»

основного общего образования

для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость)

(вариант 1)

ученика 6 класса

Мирошникова Вячеслава






Составитель:

учитель индивидуального обучения

Лукинова Наталья Владимировна












2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по природоведению составлена на основе:

1. Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II, от 25.11.2017 № 195-II, от 02.02.2018 № 212-II, от 06.09.2018 № 263-II)

2. Закон от 30. 09.2016 № 128-II «Об образовании»;

3. Закон от 24.09.2014 № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;

4. Закон от 28.10.2014 № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики»;

5. Закон от 29.04.2016 № 90-II «О государственном гимне Луганской Народной Республики».

6. Закон от 08.05.2015 № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

7. Закон от 30.06.2015 № 51-II «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики»;

8. Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 № 706/01/10/16 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан»;

9. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы»;

10. Приказ МОН ЛНР № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении специального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся с ОВЗ Луганской Народной Республики»

11. Приказ №564-од от 23.07.2021 "Об организованном начале 2021-2022 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики"

12. Приказ МОН ЛНР №610-од от 23.08.2021 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2021-2022 учебном году в образовательных организациях Луганской Народной Республики»

13. Приказ МОН ЛНР №611-од от 23.08.2021 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2021-2022 учебном году в образовательных организациях Луганской Народной Республики»

14. Приказ МОН ЛНР №724-од 05.08.2020 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию специальных государственных образовательных стандартов»

15. Устав государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Восхождение»

16. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

17. Индивидуального учебного плана Мирошникова Вячеслава на 2021 – 2022 учебный год ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение».


В работе используется учебник: Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / А.И. Никишов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.


Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Шестиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем — естествознания.

Биология как учебный предмет включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.



Целью данной программы является:

- Развитие учащегося с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения систематических знаний о природе;

- формирование образного и аналитического мышления;

- развитие кругозора и словаря учащегося.


Основными задачами преподавания биологии являются:

1) сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

5) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.


Преподавание биологии в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.


Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

- коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности;

- повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

- компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

- коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).


Коррекционная направленность обучения на уроках предполагает:

- максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьника;

- взаимосвязь речевой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);

- неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

- замедленность обучения;

- подачу учебного материала малыми порциями;

- максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;

- предварение изучения нового материала пропедевтикой;

- руководство над действиями школьника вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;


Принципы обучения:

- коррекционно – речевой направленности;

- доступности обучения;

- систематичности и последовательности;

- наглядности в обучении.


Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

• разноуровневого и дифференцированного подхода;

• здоровьесберегающие;

• игровые;

• личностно-ориентированные;

• информационно-коммуникативные.


Наглядность: демонстрационные таблицы, предметные картинки, технические средства обучения, видеофильмы, презентации, мячи (резиновые, рифленые, твердые), пробки от пластиковых бутылок, шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения и (или) раскрашивания, штрихования, разрезные картинки, рабочая тетрадь.


Общая характеристика учебного предмета.

В процессе знакомства с неживой природой у учащегося развивается наблюдательность, речь и мышление, учащийся устанавливает простейшие причинно-следственные отношения.

Учащийся получает знания по неживой природе; у него формируется представление о мире, который окружает человека.

В 6 классе учащийся узнает: чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Программа 6 класса состоит из 5-ти разделов: «Природа», «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые» и «Почва».

Раздел «Природа». Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.

В разделе «Вода» рассматриваются свойства воды, даются сведения о растворимых и нерастворимых веществах и растворах, некоторые данные о состоянии воды в природе, о температуры воды и ее измерении.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2. Растворение соли, сахара в воде.

3. Очистка мутной воды.

4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

5. Определение текучести воды.

Раздел «Воздух» охватывает сведения об основных физических свойствах воздуха и его составе. Здесь, как и в предыдущем разделе, наряду с изучением свойств воздуха предусматривается ознакомление учащегося с использованием этих свойств в быту и технике. При изучении состава воздуха учащийся знакомятся только с кислородом и углекислым газом, со свойствами этих газов. В отношении азота можно ограничиться сообщением о том, что этот газ входит в состав воздуха и что в воздухе его содержится гораздо больше, чем любого другого газа.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Раздел «Полезные ископаемые» включает изучение полезных ископаемых, применяемых в строительстве (песок, глина, известняки), горючие полезные ископаемые (торф, уголь, нефть, природный газ), полезные ископаемые для получения минеральных удобрений (калийная соль, фосфориты), полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Изучаются их свойства (твердость, цвет, запах, отношение к воде и др.), а также применение в разных отраслях хозяйства, способы охраны и рационального использования полезных ископаемых и предметов, получаемых из них.

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли.

Раздел «Почва» включает изучение строения почвы, ее состава, роли перегноя, песка, глины, воздуха, воды для плодородия почвы. Изучается различие почв по составу, роль человека в обработке почвы, охрана почв.

Демонстрация опытов:

1. Выделение воздуха и воды из почвы.

2. Обнаружение в почве песка и глины.

3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.


Основные требования к званиям и умениям учащегося.

Учащийся должен знать:

  • отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

  • характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

  • некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.


Учащийся должен уметь:

  • обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Индивидуальный учебный план Мирошникова Вячеслава на 2021 – 2022 учебный год предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Природоведение». В 6 классе – 2 часа/неделю, 68 часов в течение учебного года.


Основное содержание программы


Учебно-тематический план


Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

2

1

Природа

3

2

Вода

17

3

Воздух

15

4

Полезные ископаемые

21

5

Почва

12


Всего

68























Календарно-тематическое планирование

по предмету «Природоведение»

Мирошникова Вячеслава

6 класс

на 2021/2022 учебный год


п/п

урока в теме

Тема урока

Дата проведения


Примеч.

По плану

По факту



Тема 1. Природа

(3 часа)




1

1

Неживая и живая природа

02.09



2

2

Твердые тела, жидкости и газы

07.09



3

3

Для чего изучают природу

09.09





Тема 2. Вода

(17 часов)




4

1

Вода в природе

14.09



5

2

Вода – жидкость


16.09



6

3

Температура воды и ее измерение



7

4

Измерение уровня воды при нагревании и охлаждении

21.09



8

5

Изменение состояния воды при замерзании

23.09



9

6

Лед – твердое тело



10

7

Превращение воды в пар

Кипение воды

28.09



ТЕМА

11

8

Три состояния воды в природе

30.09



12

9

Вода – растворитель

05.10



13

10

Водные растворы и их использование

07.10



14

11

Водные растворы в природе

12.10



15

12

Нерастворимые в воде вещества

14.10



16

13

Чистая и мутная вода

19.10



17

14

Питьевая вода

21.10



18

15

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

02.11



19

16

Охрана воды



20

17

Что мы узнали о воде

09.11



ТЕМА



Тема 3. Воздух

(15 часов)




21

1

Воздух в природе

11.11



22

2

Воздух занимает место

16.11



23

3

Воздух сжимаем и упруг

18.11



24

4

Воздух – плохой проводник тепла

23.11



25

5

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

25.11



26

6

Теплый воздух легче холодного

30.11



ТЕМА

27

7

Движение воздуха в природе

02.12



28

8

Состав воздуха

07.12



29

9

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека

09.12



30

10

Углекислый газ

14.12



31

11

Применение углекислого газа

16.12



32

12

Значение воздуха

21.12



33

13

Чистый и загрязненный воздух

23.12



ТЕМА

34

14

Охрана труда

11.01



35

15

Что мы узнали о воздухе

13.01





Тема 4. Полезные ископаемые

(21 час)




36

1

Что такое полезные ископаемые

18.01



37

2

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

20.01



38

3

Гранит

25.01



39

4

Известняки

27.01



40

5

Песок и глина

01.02



41

6

Горючие полезные ископаемые

03.02



42

7

Торф

08.02



ТЕМА

43

8

Каменный уголь

10.02



44

9

Нефть

15.02



45

10

Природный газ

17.02



46

11

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

22.02



47

12

Калийная соль

24.02



48

13

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения

01.03



49

14

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

03.03



50

15

Железные руды

10.03



51

16

Черные металлы. Чугун

15.03



ТЕМА

52

17

Сталь

17.03



53

18

Медная и алюминиевая руды

29.03



54

19

Алюминий

31.03



55

20

Медь и олово

05.04



56

21

Что мы узнали о полезных ископаемых

07.04





Тема 5. Почва

(12 часов)




57

1

Что называют почвой

12.04



58

2

Состав почвы

14.04



59

3

Перегной – органическая часть почвы

19.04



ТЕМА

60

4

Песок и глина – минеральная часть почвы

21.04



61

5

Минеральные соли в почве

26.04



62

6

Различие почв по их составу

28.04



63

7

Как проходит вода в разные почвы

03.05



64

8

Испарение воды из почвы

05.05



65

9

Весенняя (предпосевная) обработка почвы

10.05



66

10

Осенняя (основная) обработка почвы

17.05



67

11

Охрана почв

19.05



ТЕМА

68

12

Что мы узнали о почве. Повторительно-обобщающий урок

24.05




РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

учителей индивидуального обучения

№ _____ от __.__.2021г


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________________

«____» ______________ 2021 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!