СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа

по природоведению

5 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Кормёжка имени Ф.П. Полынина»

Балаковского района Саратовской области





«Согласовано»

Руководитель МО

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________/Братчикова Л.Б./

Протокол № _______

от « ____» __________2020г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/Колонцова О.В./

« ____ » _________ 2020г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина

________/Ульянова М.А./

Приказ № _____от ______ 2020г.






Адаптированная рабочая программа

по природоведению

5 класс

(индивидуальное обучение)

на 2020-2021 учебный год

Майоровой Светланы Юрьевны











Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «28» августа2020г.



2. Пояснительная записка

По программе для учащихся с легкой умственной отсталостью занимается индивидуально ученица 5 класса___________. Программа адаптирована к психолого-педагогическим особенностям ученика. В учебном плане на изучение природоведения выделено 2 часа в неделю, всего 70 часов. Учебник Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение.5 класс: учебник для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобраз. программы. – М.: Просвещение, 2015г.

При планировании учебно-методической работы, разработке рабочей программы учитывалось следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нор-мативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой, издательский центр «ВЛАДОС».

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просещение, 2018. – 310 с.;

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Изучение природоведения в 5 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

  • формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;

  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);

  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

  • методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

  • методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

  • методов исследования (наблюдение, анкетирование).

Критерии оценивания предметных результатов

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты

Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Оценка умений проводить наблюдения

Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.

Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.

Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:

Личностные учебные действия

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

  • уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

  • оказывать помощь сверстникам и взрослым;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;

  • использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.






3.Учебно-тематический план

  1. «Введение» (2 ч)

  2. Раздел 2. «Вселенная» (7 ч)

  3. Воздух (9 ч.)

  4. Полезные ископаемые (14 ч.)

  5. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (7 ч.)

  6. Горючие полезные ископаемые (2 ч.)

  7. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).

  8. Вода (14 ч.)

  9. Поверхность суши. Почва (6 ч.)

  10. Экскурсии (1ч)

  11. Есть на земле страна Россия (14 ч.)

  12. Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия» (4 ч.)











































4.Требования к уровню подготовки обучающихся.

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, фор­ми­ро­ва­ние и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нра­вственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

1) формирование интереса к изучению природоведения;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.

В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Минимальный уровень: 

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;

  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

  • выделение существенных признаков групп объектов;

  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.













































5.Календарно-тематическое планирование.

Учебник. Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение.5 класс: учебник для образоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобраз. программы. – М.: Просвещение, 2015г.

№п/п

Содержание учебного материала (с указанием практических, лабораторных, контрольных, самостоятельных работ)

Дата проведения урока

корректировка

Что такое природоведение?

01.09


Живая и неживая природа

02.09


Небесные тела: планеты, звезды

08.09


Солнце. Солнечная система

09.09


Исследование космоса

15.09


Полеты в космос

16.09


Смена дня и ночи

22.09


Смена времен года

23.09


Экскурсия «Осенние явления в природе»

29.09


Планета Земля

30.09


Воздух вокруг нас. Значение воздуха

09.10


Свойства воздуха

07.10


Давление и движение воздуха

13.10


Измерение температуры воздуха. Термометр

14.10


Движение воздуха в природе. Ветер

20.10


Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

21.10


Состав воздуха. Углекислый газ и азот

04.11


Значение и охрана воздуха

10.11


Обобщение и итоговый контроль по теме «Воздух»

11.11


Полезные ископаемые

17.11


Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

18.11


Гранит, известняк

24.11


Песок, глина

25.11


Горючие полезные ископаемые. Торф

01.12


Каменный уголь. Свойства, добыча, использование

02.12


Нефть: внешний вид и свойства

08.12


Добыча и использование нефти

09.12


Природный газ. Правила обращения с газом в быту

15.12


Черные металлы. Сталь. Чугун

16.12


Цветные металлы

22.12


Благородные (драгоценные) металлы

23.12


Охрана полезных ископаемых

12.01


Повторение и итоговый контроль по теме «Полезные ископаемые»

12.01


Экскурсия «Зимние явления в природе»

19.01


Вода в природе, ее значение

20.01


Свойства воды

26.01


Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода

27.01


Очистка мутной воды

02.02


Три состояния воды

03.02


Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании воды

09.02


Свойства воды. Лабораторная работа

10.02


Работа воды в природе. Использование и охрана воды

16.02


Повторение и итоговый контроль по теме «Вода»

17.02


Вода в природе

23.02


Воды суши: родники, ручьи, реки

24.02


Озера, болота, пруды

02.03


Моря и океаны. Использование и охрана воды

03.03


Равнины, холмы, овраги

09.03


Горы

10.03


Почва. Состав почвы

16.03


Разнообразие почв

17.03


Обработка почвы

23.03


Охрана почвы

06.04


Повторение и итоговый контроль по теме «Поверхность суши. Почва»

07.04


Место Росси на земном шаре.

13.04


Моря и океаны омывающие берега России

14.04


Горы и равнины нашей страны

20.04


Реки и озера России

21.04


Экскурсия «Весенние явления в природе»

27.04


Москва-столица России

28.04


Санкт -Петербург

04.05


Города Золотого кольца

05.05


Города Сибири и Дальнего Востока

11.05


Омская область

12.05


Город Омск

18.05


Население и народы России

19.05


Повторение и итоговый контроль по теме «Есть на земле страна Россия»

25.05


Экскурсия «неживая и живая природа»

26.05


Итоговый контроль

28.05


Итоговое повторение

31.05




6. Список литературы.

  1. Лифанова Т.М., Дубровина О.В.: Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.

  4. Природоведение. 5 класс. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Лифанова Т. М., Соломина Е. Н – М.: Просвещение, 2019.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.

  7. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

  9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Интернет-ресурсы:

  1. Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps 

  2. Географические карты - http://www.planetolog.ru/ 

  3. Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

  4. География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)

  5. История географии - http://traditio.ru/wiki/География 

  6. Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!