СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по проектной деятельности 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по проектной деятельности 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»»






Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учётом:

- Федерального Закона « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 28.10.2015г. №08-1786);

- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»;

- Устава школы;

- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2019 -2020 учебный год, утверждённых приказом № 03-02-288 от 30.08.2019г.;

- примерной программы «Я – исследователь».

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Место «Проектной деятельности» в учебном плане.

На проектную деятельность в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 68 часов.


Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.




Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия


Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

- смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее ;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах ;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов;

•         создадутся у учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт

Примечание

1

Что такое исследование?

1




2

Как задавать вопросы?

1




3

Как выбрать тему исследования?

1




4

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

1




5

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

1




6

Наблюдение как способ выявления проблем.

1




7

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

1




8

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

1




9

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

1




10

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

1




11

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

1




12

Обоснованный выбор способа выполнения задания

1




13

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

1




14

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

1




15

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

1




16

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

1




17

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

1




18

Анализ исследовательской деятельности.

1





19

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1




20

Как задавать вопросы? Банк идей.

1




21

Тема, предмет, объект исследования.

1




22

Цели и задачи исследования.

1




23

Учимся выделять гипотезы.

1




24-25

Организация исследования. (практическое занятие.)

2





26-27

Наблюдение и наблюдательность.

Наблюдение как способ выявления проблем.

2





28-29

Сбор материала для исследования.

2




30-31

Обобщение полученных данных.

2




32

Как подготовить результат исследования.

1




33-34

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

2




35-36

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2






37

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1




38

Какими могут быть проекты?

1




39

Как подготовить сообщение.

1




40

Как подготовить сообщение.

1




41

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1




42

Планирование работы.

1




43

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

1




44

Обучение анкетированию, социальному опросу.

1




45-46

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2




47

Анализ прочитанной литературы

1




48

Исследование объектов.

1




49

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1




50

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1




51-52

Как сделать сообщение о результатах исследования

2




53-54

Оформление работы.

2




55-56-57

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

3




58

Мини конференция по итогам собственных исследований

1




59

Анализ исследовательской деятельности.

1





60

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Работа в библиотеке с каталогами.

1




61

Культура мышления. Работа в библиотеке с каталогами.

1




62

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

1




63

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

1






64

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

1




65

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

1




66

67

Защита исследования перед одноклассниками.

2




68

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1