Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом:
- Федерального Закона « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 28.10.2015г. №08-1786);
- ООП НОО МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Устава школы;
- учебного плана МБОУ «Каратузская СОШ», годового календарного графика школы на 2019 -2020 учебный год, утверждённых приказом № 03-02-288 от 30.08.2019г.;
- примерной программы «Я – исследователь».
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
На проектную деятельность в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 68 часов.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
- смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее ;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах ;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов;
• создадутся у учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | план | факт | Примечание |
1 | Что такое исследование? | 1 | | | |
2 | Как задавать вопросы? | 1 | | | |
3 | Как выбрать тему исследования? | 1 | | | |
4 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | | | |
5 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 1 | | | |
6 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | | | |
7 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | 1 | | | |
8 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 1 | | | |
9 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | 1 | | | |
10 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 1 | | | |
11 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | 1 | | | |
12 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 1 | | | |
13 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 1 | | | |
14 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 1 | | | |
15 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 1 | | | |
16 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 1 | | | |
17 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 1 | | | |
18 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | | | |
19 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | | | |
20 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 1 | | | |
21 | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | | | |
22 | Цели и задачи исследования. | 1 | | | |
23 | Учимся выделять гипотезы. | 1 | | | |
24-25 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 2 | | | |
26-27 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | | | |
28-29 | Сбор материала для исследования. | 2 | | | |
30-31 | Обобщение полученных данных. | 2 | | | |
32 | Как подготовить результат исследования. | 1 | | | |
33-34 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 2 | | | |
35-36 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 2 | | | |
37 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 1 | | | |
38 | Какими могут быть проекты? | 1 | | | |
39 | Как подготовить сообщение. | 1 | | | |
40 | Как подготовить сообщение. | 1 | | | |
41 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 1 | | | |
42 | Планирование работы. | 1 | | | |
43 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 1 | | | |
44 | Обучение анкетированию, социальному опросу. | 1 | | | |
45-46 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | | | |
47 | Анализ прочитанной литературы | 1 | | | |
48 | Исследование объектов. | 1 | | | |
49 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 1 | | | |
50 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 1 | | | |
51-52 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 2 | | | |
53-54 | Оформление работы. | 2 | | | |
55-56-57 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 3 | | | |
58 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 1 | | | |
59 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 | | | |
60 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Работа в библиотеке с каталогами. | 1 | | | |
61 | Культура мышления. Работа в библиотеке с каталогами. | 1 | | | |
62 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 1 | | | |
63 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 1 | | | |
64 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 1 | | | |
65 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 1 | | | |
66 67 | Защита исследования перед одноклассниками. | 2 | | | |
68 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 | | | |