СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по проектной деятельности 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по проектной деятельности в 9 классе позволит подготовит выпускников к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по проектной деятельности 9 класс»


Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Ивановская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №22




УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30 августа 2018 года

протокол № 1

Председатель педсовета

______ Шепелева Н.Ф.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Проектная деятельность»

основное общее образование, 9 класс

1 год

Количество часов: 34ч.



Учителя: Бочарова Софья Александровна

Ежебокова Наталья Анатольевна


на 2018-2019 учебный год


Программа разработана в соответствии с ФГОС

















I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Целью программы курса «Проектной деятельности» является формирование

основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и

познавательной деятельности посредством метода проектов.


Образовательные задачи:

  • сформировать систему базовых знаний по созданию исследовательского проекта;

    • научить составлять план и осуществлять деятельность по решению заданной проблемы с помощью учителя, самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности;

    • привить навык использования информационных источников и средств ИКТ при выполнении индивидуальных или коллективных проектов и в учебной деятельности.


Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к значимым общечеловеческим ценностям (социальному партнерству, толерантности, диалогу);

  • воспитывать способность к методической работе и самоорганизации.


Развивающие задачи:

  • развивать гибкость и оригинальность мышления;

  • развивать коммуникативные навыки,

  • развить гибкую самооценку.


Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами


Курс основы проектной деятельности на ступени основного общего образования направлен на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Программа имеет интеллектуально - познавательное направление.

Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.


Место предмета в учебном плане

По учебному плану на изучение данного курса отводится 34 часа


Формы организации образовательного процесса.

Основная форма обучения является урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.



Технологии обучения.

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как: здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

  • Самостоятельная работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт.

  • Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.

  • Самостоятельная и коллективная деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.


Виды и формы и методы контроля


Формой оценки достижения результатов освоения программы является выполнение реферата и презентация проектного продукта.


Формы контроля: индивидуальный контроль.


Методы: устный опрос, самостоятельная, практическая работы, тестирование, оформление паспорта проекта защита проекта


Результаты обучения: приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.







II. СОДЕРЖАНИЕ.

Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Курс «Основы проектной деятельности» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей: «От проблемы к цели», «Работа с информационными источниками», «Создание публикаций», «Использование ИКТ в работе над проектом», «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление», «Анализ результатов работы».

Учебный модуль «От проблемы - к цели» нацелен не на освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.

Направление работы учителя определяется психолого-педагогическими особенностями возраста подростков 7-8 классов и имеет целью формирование умений работать над проблемой.

Учебный модуль «Работа с информационными источниками» предназначен не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для решения проблемы.

Учебный модуль «Создание публикаций» помогает учащимся разобраться с видами публикаций, научиться грамотно их составлять и оформлять.

Учебный модуль «Использование ИКТ в работе над проектом» позволяет сформировать пользовательские навыки, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы.

Учебный модуль «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление» развивает у учащихся навыки самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете. Это способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции.

Учебный модуль «Анализ результатов работы» предназначен для формирования у учащихся умений оценивать результат и процесс своей деятельности. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.


Введение в образовательную программу

Что такое «проектная деятельность»?

Определение проектной деятельности.

Цель и содержание. Задачи курса.

Основоположник Дж. Дьюи.

Развитие проектной деятельности в России и за рубежом.

Виды проектов и их особенности.

Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.

Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- виды проектов;

- классификацию проектов

- особенности и структуру информационного проекта.


От проблемы - к цели

Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.

Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.

«Дневник исследователя».Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.

Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.

Практическая работа № 1

Составление дневника исследования.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- методы анализа проблемной ситуации,

- методы постановки цели, формирования задач.

Уметь:

    • формулировать цель на основании заданной проблемы;

    • выстраивать в хронологической последовательности действия (шаги) для достижения поставленной цели;



Работа с информационными источниками

Виды информационных источников.Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.

Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.

Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

    • виды информационных источников;

    • способы обработки информации;

    • виды публикаций;

Уметь:

    • пользоваться различными видами информационных источников;

    • искать информацию по заданному параметру;

    • сопоставлять информацию из разных источников;


Создание публикаций

Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.

Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.

Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.

Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.

Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.

Практическая работа№ 2

Составление тезисов.


Требования к уровню подготовки:

Знать:

    • виды публикаций;

    • основные правила написания реферата и тезисов;

- требования к оформлению реферата;

- критерии оценивания реферата.

Уметь:

    • оформлять продукт исследовательской деятельности в форме реферата;

- составлять тезисы.

Представление информации

Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок

Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.

Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

    • нормы публичного выступления;

    • методы оформления портфолио, ссылок.

Уметь:

- оформлять портфолио;

- оформлять ссылки и численные данные.



Презентация продукта.


Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.

Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).

Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Публичное выступление. Представление работ.

Практическая работа № 3

Составление вопросов к реферату.

Конференция.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- формы передачи информации;

- допустимые речевые обороты;

- методы привлечения внимания в аудитории.

Уметь:

- составлять текст к публичному выступлению;

- составлять вопросы к реферату;

- создавать статичную презентацию в качестве поддержки к выступлению

Анализ результатов работы

Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

- способы оценивания проекта.

Уметь:

    • оценивать сильные и слабые стороны проекта на основании известных характеристик.





























3 . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

Тема

Кол-во часов

1

Введение в образовательную программу

Тема 1. Из истории метода проетов.

Тема2. Что такое «проектная деятельность»?

Тема 3. Виды проектов и их особенности.

Тема 4 Классификация проектов.

4

2

От проблемы - к цели

Тема 1. Постановка проблемы.

Тема 2. Выбор темы информационного проекта.

Тема 3. Целеполагание.

Тема 4. Планирование деятельности.

Тема 5. «Дневник исследователя».

.

5

5

Работа с информационными источниками

Тема 1. Виды информационных источников.

Тема 2. Работа с каталогами .

Тема 3. Работа со справочной литературой.

Тема 4. Использование электронных энциклопедий.

Тема 5. Работа со статистическим материалом.



5

4

Создание публикаций

Тема 1. Виды публикаций.

Тема 2. Реферат. Структура реферата.

Тема 3. Оформлению реферата.

Тема 4. Критерии оценивания реферата.

Тема 5. Тезисы.

5

5

Представление информации

Тема 1. Оформление портфолио.

Тема 2. Содержание информации.

Тема 3. Оформление ссылок .

Тема 4 Библиографические правила цитирование источников.

Тема 5 Дизайн информации.

5

6

Презентация продукта.


Тема 1. Формы презентации.

Тема 2. Составление текста к публичному выступлению.

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим.

Тема 4. Допустимые речевые обороты .

Тема 5. Методы привлечения внимания в аудитории.

Тема 6. Работа с вопросами.

Тема 7. Публичное выступление. Представление работ.

7

7

Анализ результатов работы

Тема 1. Понятия «отметка», «оценка», «контроль».

Способы оценивания работ.

Тема 2. Кретерии и процедура оценивания.

Тема 3. Оценка. Самооценка.


3


Итого


34











5 . ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.



Литература для учителя:


  1. Альтшулер Г.С. Найди идею. – М., Просвещение, 1985.

  2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание, 1980.

  1. Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995.

  1. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.

  1. Веселов П.В. Аксиомы делового письма. – М., 1993.

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.

  3. Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М., 1985.

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.,1996.

  5. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.

  1. Еемерен Ф.Х., Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. – СПб., 1992.

  2. Ефимова О.В., Морозов В.В., Угринович Н.Д. Курс компьютерных технологий с основами информатики. – М.: ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

  3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.

  4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

  5. Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984.

  6. Конфликт и общение. – Кишинев, 1998.

  7. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.

  8. Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч. – 1999. – №6. – С.90-94.

  9. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании// Директор школы. – 1999. – №2. – С.71-76.

  10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  11. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М.: Просвещение, 1981.

  12. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

  13. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991.

  14. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.

  15. Предраг М. Как проводить деловую беседу. – М., 1987.

  16. Радомский В.М. Методы развития творческой активности: Учебное пособие. – Самара, 1994.

  17. Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Гурилов Н.К. Опросы населения. – М.: Финансы и статистика, 1984.

  18. Русский язык и культура общения для деловых людей/ Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: Слово, 1997.

  19. Сандерс Ф. Основные экономические понятия. Структура преподавания. – М.: Аспект Пресс, 1995.

  20. Стернин И.А. Русский язык делового общения: Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995.

  21. Фишер Роджер, Браун Скотт. Путь к совместному успеху: Как построить взаимоотношения в процессе переговоров. – Спб., 1997.

  22. Хейне П. Экономический способ мышления. – М.: Аспект Пресс, 1994.

  23. Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М., 1996.

  24. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.

  25. Шмелькова Л.В. Цель – проективно-технологическая компетентность педагога// Школьные технологии. – 2002. – №4.

  26. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.


Литература для учащихся:

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.

  2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога и респондента. – М.: Высшая школа, 1989.

  3. Введенская Л.А. Деловая риторика. Мастерство публичного выступления, искусство спора, риторическое самообразование. – М.: Март, 2001.

  4. Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.

  6. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 2003.

  7. Методы сбора информации в социологических исследования/ Под ред. В.Г.Андреенкова, О.М.Масловой. В 2-х кн. – М., Наука, 1990.

  8. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Дрофа, 2001.

  9. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1991.

  10. Пиз А. Язык жестов – Как читать мысли людей по их позам, мимике, жестам. – М.: ПАРАДОКС, 1992.

  11. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

  12. Шкатова Л.А. Этикетные формы делового общения: Методическая разработка. – Челябинск, 1992.

  13. Экспертные оценки в социологических исследованиях. – Киев: Наукова Думка, 1990.

  14. Левина О.Г. Организация научно - исследовательской деятельности. Методическое пособие для учащихся.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2003.-16с.

  15. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. – 368с.

  16. Письменные работы в высшем учебном заведении (реферат, доклад, контрольная работа) общие требования и правила оформления./ Под ред. В.М. Тютюнник – Тамбов: «Нобелистика», 2006.- 28с.

  17. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Т.1.-Киев: Наукова думка,1982-215с.

  18. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2003.-112 с.





Для реализации программы «Основы проектной деятельности» необходимо:


Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, медиапроектор, классная доска, мел.

-Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

- Диагностические методики для определения уровня сформированности ключевых компетенций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!