Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Ивановская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №22
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2018 года
протокол № 1
Председатель педсовета
______ Шепелева Н.Ф.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Проектная деятельность»
основное общее образование, 9 класс
1 год
Количество часов: 34ч.
Учителя: Бочарова Софья Александровна
Ежебокова Наталья Анатольевна
на 2018-2019 учебный год
Программа разработана в соответствии с ФГОС
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Целью программы курса «Проектной деятельности» является формирование
основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной деятельности посредством метода проектов.
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
воспитывать уважение к значимым общечеловеческим ценностям (социальному партнерству, толерантности, диалогу);
воспитывать способность к методической работе и самоорганизации.
Развивающие задачи:
развивать гибкость и оригинальность мышления;
развивать коммуникативные навыки,
развить гибкую самооценку.
Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Курс основы проектной деятельности на ступени основного общего образования направлен на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Программа имеет интеллектуально - познавательное направление.
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение данного курса отводится 34 часа
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения является урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.
Технологии обучения.
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как: здоровьесберегающие технологии, информационно- коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Самостоятельная работа с источниками информации, обобщение и систематизация полученной информации, интегрирование ее в личный опыт.
Проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
Самостоятельная и коллективная деятельности, включение своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Виды и формы и методы контроля
Формой оценки достижения результатов освоения программы является выполнение реферата и презентация проектного продукта.
Формы контроля: индивидуальный контроль.
Методы: устный опрос, самостоятельная, практическая работы, тестирование, оформление паспорта проекта защита проекта
Результаты обучения: приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарт.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
II. СОДЕРЖАНИЕ.
Под проектом в данной программе подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а также как технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Курс «Основы проектной деятельности» не является систематическим и сквозным, а состоит из отдельных модулей: «От проблемы к цели», «Работа с информационными источниками», «Создание публикаций», «Использование ИКТ в работе над проектом», «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление», «Анализ результатов работы».
Учебный модуль «От проблемы - к цели» нацелен не на освоение знаний о том, как можно решать проблему, а на освоение таких способов деятельности, как анализ ситуации и анализ проблемы, постановка цели, анализ ресурсов, планирование деятельности, учет рисков и других. Эти способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевой компетентности учащегося по решению проблем.
Направление работы учителя определяется психолого-педагогическими особенностями возраста подростков 7-8 классов и имеет целью формирование умений работать над проблемой.
Учебный модуль «Работа с информационными источниками» предназначен не только для выработки навыков поиска информации в справочной литературе вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащийся получил опыт поиска информации, необходимой для решения проблемы.
Учебный модуль «Создание публикаций» помогает учащимся разобраться с видами публикаций, научиться грамотно их составлять и оформлять.
Учебный модуль «Использование ИКТ в работе над проектом» позволяет сформировать пользовательские навыки, являющиеся неотъемлемым элементом функциональной грамотности. Это достигается не через рутинные упражнения, а через осознанное применение уже известных программных продуктов к результатам своей работы.
Учебный модуль «Презентация продукта. Основы риторики и публичное выступление» развивает у учащихся навыки самопрезентации, публичного выступления, умения представить свою точку зрения или результаты собственного труда в наиболее выгодном свете. Это способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
Учебный модуль «Анализ результатов работы» предназначен для формирования у учащихся умений оценивать результат и процесс своей деятельности. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Введение в образовательную программу
Что такое «проектная деятельность»?
Определение проектной деятельности.
Цель и содержание. Задачи курса.
Основоположник Дж. Дьюи.
Развитие проектной деятельности в России и за рубежом.
Виды проектов и их особенности.
Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- виды проектов;
- классификацию проектов
- особенности и структуру информационного проекта.
От проблемы - к цели
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, приследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.
«Дневник исследователя».Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом.
Практическая работа № 1
Составление дневника исследования.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- методы анализа проблемной ситуации,
- методы постановки цели, формирования задач.
Уметь:
Работа с информационными источниками
Виды информационных источников.Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
Уметь:
пользоваться различными видами информационных источников;
искать информацию по заданному параметру;
сопоставлять информацию из разных источников;
Создание публикаций
Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия.
Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции.
Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.
Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.
Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания.
Практическая работа№ 2
Составление тезисов.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- требования к оформлению реферата;
- критерии оценивания реферата.
Уметь:
- составлять тезисы.
Представление информации
Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок
Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.
Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
Уметь:
- оформлять портфолио;
- оформлять ссылки и численные данные.
Презентация продукта.
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.
Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Представление работ.
Практическая работа № 3
Составление вопросов к реферату.
Конференция.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- формы передачи информации;
- допустимые речевые обороты;
- методы привлечения внимания в аудитории.
Уметь:
- составлять текст к публичному выступлению;
- составлять вопросы к реферату;
- создавать статичную презентацию в качестве поддержки к выступлению
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- способы оценивания проекта.
Уметь:
3 . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в образовательную программу | Тема 1. Из истории метода проетов. Тема2. Что такое «проектная деятельность»? Тема 3. Виды проектов и их особенности. Тема 4 Классификация проектов. | 4 |
2 | От проблемы - к цели | Тема 1. Постановка проблемы. Тема 2. Выбор темы информационного проекта. Тема 3. Целеполагание. Тема 4. Планирование деятельности. Тема 5. «Дневник исследователя». . | 5 |
5 | Работа с информационными источниками | Тема 1. Виды информационных источников. Тема 2. Работа с каталогами . Тема 3. Работа со справочной литературой. Тема 4. Использование электронных энциклопедий. Тема 5. Работа со статистическим материалом. | 5 |
4 | Создание публикаций | Тема 1. Виды публикаций. Тема 2. Реферат. Структура реферата. Тема 3. Оформлению реферата. Тема 4. Критерии оценивания реферата. Тема 5. Тезисы. | 5 |
5 | Представление информации | Тема 1. Оформление портфолио. Тема 2. Содержание информации. Тема 3. Оформление ссылок . Тема 4 Библиографические правила цитирование источников. Тема 5 Дизайн информации. | 5 |
6 | Презентация продукта. | Тема 1. Формы презентации. Тема 2. Составление текста к публичному выступлению. Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим. Тема 4. Допустимые речевые обороты . Тема 5. Методы привлечения внимания в аудитории. Тема 6. Работа с вопросами. Тема 7. Публичное выступление. Представление работ. | 7 |
7 | Анализ результатов работы | Тема 1. Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания работ. Тема 2. Кретерии и процедура оценивания. Тема 3. Оценка. Самооценка. | 3 |
| Итого | | 34 |
5 . ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Литература для учителя:
Альтшулер Г.С. Найди идею. – М., Просвещение, 1985.
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание, 1980.
Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995.
Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севостьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
Веселов П.В. Аксиомы делового письма. – М., 1993.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. – М., 1985.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М.,1996.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
Еемерен Ф.Х., Роб Гроотендорст. Аргументация, коммуникация и ошибки. – СПб., 1992.
Ефимова О.В., Морозов В.В., Угринович Н.Д. Курс компьютерных технологий с основами информатики. – М.: ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.
Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984.
Конфликт и общение. – Кишинев, 1998.
Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.
Круглова О.С. Технология проектного обучения// Завуч. – 1999. – №6. – С.90-94.
Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании// Директор школы. – 1999. – №2. – С.71-76.
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М.: Просвещение, 1981.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. – Пермь, 1991.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.
Предраг М. Как проводить деловую беседу. – М., 1987.
Радомский В.М. Методы развития творческой активности: Учебное пособие. – Самара, 1994.
Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Гурилов Н.К. Опросы населения. – М.: Финансы и статистика, 1984.
Русский язык и культура общения для деловых людей/ Под ред. О.Б.Сиротининой. – Саратов: Слово, 1997.
Сандерс Ф. Основные экономические понятия. Структура преподавания. – М.: Аспект Пресс, 1995.
Стернин И.А. Русский язык делового общения: Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995.
Фишер Роджер, Браун Скотт. Путь к совместному успеху: Как построить взаимоотношения в процессе переговоров. – Спб., 1997.
Хейне П. Экономический способ мышления. – М.: Аспект Пресс, 1994.
Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М., 1996.
Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.
Шмелькова Л.В. Цель – проективно-технологическая компетентность педагога// Школьные технологии. – 2002. – №4.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.
Литература для учащихся:
Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога и респондента. – М.: Высшая школа, 1989.
Введенская Л.А. Деловая риторика. Мастерство публичного выступления, искусство спора, риторическое самообразование. – М.: Март, 2001.
Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.
Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 2003.
Методы сбора информации в социологических исследования/ Под ред. В.Г.Андреенкова, О.М.Масловой. В 2-х кн. – М., Наука, 1990.
Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Дрофа, 2001.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1991.
Пиз А. Язык жестов – Как читать мысли людей по их позам, мимике, жестам. – М.: ПАРАДОКС, 1992.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Шкатова Л.А. Этикетные формы делового общения: Методическая разработка. – Челябинск, 1992.
Экспертные оценки в социологических исследованиях. – Киев: Наукова Думка, 1990.
Левина О.Г. Организация научно - исследовательской деятельности. Методическое пособие для учащихся.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2003.-16с.
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. – 368с.
Письменные работы в высшем учебном заведении (реферат, доклад, контрольная работа) общие требования и правила оформления./ Под ред. В.М. Тютюнник – Тамбов: «Нобелистика», 2006.- 28с.
Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Т.1.-Киев: Наукова думка,1982-215с.
Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2003.-112 с.
Для реализации программы «Основы проектной деятельности» необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, медиапроектор, классная доска, мел. | -Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет - Диагностические методики для определения уровня сформированности ключевых компетенций. |