МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ИМЕНИ В.А.УВАРОВА
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2021 года протокол № 1
Председатель педсовета _______________ О.В.Глебова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по проектной и исследовательской деятельности
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс): среднее общее образование (10 класс)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов: 34 часоа
Учитель: Кравченко Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 с изменениями и дополнениями)
с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 14, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1), рабочей программы воспитания, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1)
Планируемые результаты освоения курса «Проектная и исследовательская деятельность»
10 класс
Личностными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
умение воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
формирование и развитие компетентности в области в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенций); приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий при обучении;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
формирование научного мировоззрения; умение пользоваться методами научного познания природы: проводить наблюдения, строить модели, отыскивать и; планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты исследования;
знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
навыки систематизации полученных данных;
оценка достоверности полученных результатов;
умение сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
навыки работы с дополнительной литературой.
умение вести индивидуальный архив;
умение пользоваться коллективными архивами на машинном носителе информации;
умение работать с одним из редакторов текста (набор и редактирование текста, вставка, замена, проверка орфографии, работа с двумя файлами, работа с редактором формул);
умение пользоваться текстовым и графическим редактором для оформления результатов экспериментов, подготовки собственных отчетов и статей;
умение работать с редактором электронных презентаций;
знакомство с устройством компьютерной сети (локальной и глобальной), с работой программ-браузеров;
овладение навыками поиска и сохранения информации (тексты, рисунки, ссылки) в глобальной сети ;
знание этикета работы в компьютерной сети.
Содержание программы
10 класс
34 часа, 1 час в неделю
Тема 1 «Подготовка к началу работы». 9 часов
Индивидуальный проект.
Выбор темы и формулировка проблемы.
Требования к структуре проектной и исследовательской работы.
Формулировка цели, создание методических материалов.
Задачи, создание методических материалов.
Гипотеза. Создание методических материалов.
Актуальность исследования или проекта.
Объект и предмет исследования. Обсуждение и выбор тем исследования.
Тема 2. Работа над проектом или исследованием. 7 часов
Структура проектной и исследовательской работы.
Методы исследования. Планирование работы.
Работа с теоретической частью. Работа с практической частью.
Эксперимент познания в действии. Аннотация к работе
Тема 3. Методы исследования. 6 часов
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Работа в библиотеке с каталогами.
Поиск информации в сети Интернет
Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Анализ прочитанной литературы. Работа с текстом. Смысловое чтение.
Тема 4. Представление результатов исследования. 10 часов
Работа в текстовом редакторе Microsoft Word.
Требования к печатному варианту работы
Анализ, сопоставление, выводы.
Оформление титульного листа. Нумерация страниц и создание содержания.
Создание таблиц. Создание диаграмм и графиков.
Работа с редактором Microsoft Power Point. Требования к оформлению презентации. Вставка рисунков, таблиц, видео в презентацию.
Тема 5. Представление проекта или исследования. 2 часа
Как сделать сообщение о результатах исследования. Ораторское искусство.
Тематическое планирование.
10 класс
Раздел, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Тема 1. Подготовка к началу работы Индивидуальный проект. Выбор темы и формулировка проблемы. Требования к структуре проектной и исследовательской работы. Формулировка цели, создание методических материалов. Задачи, создание методических материалов. Гипотеза. Создание методических материалов. Актуальность исследования или проекта. Объект и предмет исследования. Обсуждение и выбор тем исследования. | 9 | Познавательные УУД: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Личностные УУД: -вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях. |
. Тема 2. Работа над проектом или исследованием. Структура проектной и исследовательской работы. Методы исследования Планирование работы. Работа с теоретической частью. Работа с практической частью. Эксперимент познания в действии. Аннотация к работе. | 7 | Познавательные УУД: – анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); |
Тема 3. Методы исследования. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Поиск информации в сети Интернет Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. Работа с текстом. Смысловое чтение. | 6 | Познавательные УУД: – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности;– планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; цельюцелью;правлять ошибки; – оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); Личностные УУД: – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. |
Тема 4. Представление результатов исследования. Работа в текстовом редакторе Microsoft Word. Требования к печатному варианту работы Анализ, сопоставление, выводы. Оформление титульного листа. Нумерация страниц и создание содержания. Создание таблиц. Создание диаграмм и графиков. Работа с редактором Microsoft Power Point. Требования к оформлению презентации. Вставка рисунков, таблиц, видео в презентацию. | 10 | Познавательные УУД: – анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; – оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); Личностные УУД: – аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; |
Тема 5. Представление проекта или исследования. Как сделать сообщение о результатах исследования. Ораторское искусство. . | 2 | Познавательные УУД: – устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности;– находить и исправлять ошибки; – оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; Личностные УУД: – аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; |
ИТОГО | 34 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от 23.08.2021 г. № 1 ___________ А.В.Трухачева | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Т.Н.Караева 30 августа 2021 г. |