СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по проектной и исследовательской деятельности 11 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по проектной и исследовательской деятельности 11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ИМЕНИ В.А.УВАРОВА


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2021 года протокол № 1

Председатель педсовета _______________ О.В.Глебова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по проектной и исследовательской деятельности

(указать учебный предмет, курс)




Уровень образования (класс): среднее общее образование (11 класс)

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов: 34 часа

Учитель: Кравченко Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 с изменениями и дополнениями)

с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 14, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1), рабочей программы воспитания, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1)


Рабочая программа составлена на основе примерной авторской программы по основам проектно-исследовательской деятельности для основного общего образования. Программа «Проектная учебная деятельность» разработана на основании сборника «Обучение для будущего» Е.Н. Ястребцевой и сборника «Проектная деятельность учащихся 9-11 классы» Э. С. Ларина.




Место курса в образовательном процессе

Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные из предыдущего опыта технологии не могу быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов. Разных масштабов, ответственности, стоимости, последовательности. Часть этих работ проводится не осознанно, но обойтись без них, на современном этапе невозможно. При этом сам выбор цели единственно правильных и приемлемых решений в данных условиях часто бывает важной частью проекта.

Одной из важной функций курса информатики является формирование учащихся умений по использованию современных информационных технологий в практической деятельности. Нашим учащимся предстоит после школы попасть в информационное общество, где много компьютерной техники и др. сложной аппаратуры. Поэтому, используя элективные курсы нужно постараться, подготовить учащихся к умению решать свои жизненные проблемы, используя накопленные знания и учения на уроках информатики.

Новый технологический этап развития общества характеризуется появлением совершенно новых технологий и постоянным совершенствованием уже имеющихся. В связи с этим человеку в течение жизни приходится несколько раз кардинально менять направления и содержание своей профессиональной деятельности, неотрываясь от социальной реальности и реализуя свой потенциал применительно к требованиям рынка труда. В настоящее время работник, кроме профессинальных знаний на высоком уровне, должен соблюдать целым комплексом личностных качеств технологического характера - работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде и т.д. Для человека в современном обществе также становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Поэтому в настоящее время наиболее актуальными задачами образования становятся формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию и перемене труда.

Одним из направлений поиска решений этих задач является деятельный подход к обучению и, в частности, использование проектного метода, позволяющего научить приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоя­тельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов.


Пояснительная записка


Среднее (полное) образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной, информационной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Элективный курс «Проектная деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации проектной и научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Цель курса - обучение основам проектной деятельности. Задачи курса:

  • сформировать навыки отбора информации и выбора формы ее представления;

  • способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;

  • сформировать личность, способную к самообразованию, саморазвитию; основы технико-технологических и дизайнерских знаний; общетрудовые и специальные умения, основы трудовой и информационной культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

  • развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;

  • повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;

  • создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов;

  • обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.

Назначение элективного курса «Проектная деятельность» - приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств, формирование навыка коллективной и индивидуальной реализации информационных проектов и информационной деятельности в различных сферах человеческой деятельности, востребованных на рынке труда.

Данный курс направлен на выработку устойчивых навыков использования компьютерных технологий при проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания. При выполнении проекта учащиеся оказываются в трудных жизненных ситуациях, преодолевая, их они приобретают знания, и умения которые выходят за рамки школьного материала. Одной из важных характеристик при проектной деятельности это правильно грамотно оформить, свою работу используя современные компьютерные технологии. Одной из этих технологий является программа Power Point. С помощью этой программы учащиеся могут оформить свой проект или любое выступления на конференциях, семинарах т т.д. В последнее время актуально стало пользоваться презентацией, где учащиеся могут показать свои знания и умения грамотно пользоваться компьютерными технологиями в любых сферах деятельности.

При подборе практического и теоретического материала для проектов желательно сотрудничать с учителями географии, биологии, физики математики и т.д. Осуществление проектной деятельности позволяет:

  • обеспечивать условия, способствующие саморазвитию обучаемого;

  • учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;

  • организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемого;

  • комплексно использовать в процессе обучения средства информационно - комму­никационных технологий;

  • на практике примерять теоретические знания при выполнении проекта;

  • осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;

  • воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;

  • формировать деловые качества личности;

  • развивать инициативу и творческие способности;

  • формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, день­гам, времени;

  • способствовать самоопределению учащихся в выборе будущей профессиональной деятельности;

  • развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;

  • увеличивать объем изученного материала, повышать активность познавательной деятельности;

  • формировать учебные навыки - такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;

  • активизировать процесс обучения на основе мотивации деятельности, поэтапной организации труда, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков, экспертной оценки проделанной работы;

  • реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Выполненный самостоятельно, на основании личного опыта проект - лучшая основа для достижения воспитательных целей, так как в процессе выполнения проекта у школьника формируется самостоятельность и активная осмысленность.

Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.

Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получения учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.

Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самореализации, желания делать свою работу качественно.

Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современным образованием. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т.е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты.

С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у обучаемых способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых.

Проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

В программе рассматриваются различные виды проектов: информационные и творческие. Все виды проектов имеют общие разделы: исследовательский этап, защита проекта, оформление пояснительной записки и т.д., но в то же время имеются и отличия.

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 11 -х классов и рассчитана на 34 часа.

Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать: объект, исследование, проблема, дело. Проект должен интегрировать знания и умения учащихся, полученные ими при изучении различных учебных дисциплин на разных этапах обучения.

В качестве форм активизации познавательной и трудовой деятельности учащихся используются проблемное обучение, коллективные и индивидуальные формы работы. Для обучения определенным навыкам работы, развития общих навыков проектирования и приобретения необходимых знаний учащихся выполняют упражнения в рабочей тетради - короткие, сфокусированные на определенной проблеме практические задания. Упражнения используются как отдельные виды деятельности или как часть проектов, выполняются в процессе реализации проекта.

Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков проектировочной деятельности с целью корректировки методики обучения. При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выявляются на публичной защите проектов.

В соответствии с учебным планом на проектную деятельность отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов в 11 классе.



Тематическое планирование



темы


Содержание учебного материала


Примечания

1

Введение в предмет. ТБ.


2

Типология проектов


3

Виды проектной деятельности.


4

Возможности использования проектов


5

Поиск и анализ проблем


6

Использование ИКТ


7

Презентация проекта


8

Оформление слайдов.


9

Структура проектной работы


10

Погружение в проект


11

Изучение и исследование проблемы


12

Виды исследовательских работ


13

Общая схема хода научного исследования


14

Основные понятия научно-исследовательской работы


15

Методы научного познания


16

Методы исследования


17

Методы исследования


18

Методы исследования


19

Этапы работы ученика в процессе исследования


20

Требования к оформлению работы


21

Работа над проектом


22

Работа над проектом


23

Работа над проектом


24

Работа над проектом


25

Работа над проектом


26

Работа над проектом


27

Работа над проектом


28

Работа над проектом


29

Работа над проектом


30

Подготовка доклада.


31

Подготовка к защите проекта.


32

Подготовка к защите проекта.


33

Публичная защита проекта.


34

Публичная защита проекта.








Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входят:

  1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности. М:Баласс,2011

  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2007.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.

  5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.

  6. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. - 2001 .-№ 1. - С 105-107.

  7. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович//Завуч.-2001. -№ 1. - С. 102-105.

  8. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5. - С. 51-60

  9. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000. Ю.Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель- М.:Бином,2002. Н.Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель -М.:Бином,2006

    1. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель - М.:Бином, 2002.

    2. Ларина Э.С. Информатика 9-11 классы проектная деятельность учащихся. Волгоград 2009г

    3. Ястребцева Е.Н. «Обучение для будущего». M.:Intel Corporation2003 г.

      СОГЛАСОВАНО

      Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от 23.08.2021 г. № 1

      ___________ А.В.Трухачева


      СОГЛАСОВАНО

      Заместитель директора по УВР

      ____________Т.Н.Караева

      30 августа 2021 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!