СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по проффесиональной подготовке "Оператор ЭВМ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по проффесиональной подготовке "Оператор ЭВМ" 34 ч

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по проффесиональной подготовке "Оператор ЭВМ"»

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57»



Согласовано

Руководитель ШМО

___________ /Русанова Т.Л./

Протокол № __

от «__» __________ 2016 г.

Согласовано

зам.директора по УВР

____________ /Балуева Е.В./


«___» ____________ 2016 г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №57»

___________ /Жербанова Г.Н./


«___» _____________ 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Шумиловой Ольги Юрьевны, б/к

Ф.И.О., категория


по профессиональной подготовке «Оператор ЭВМ» , 10 класс


предмет, класс и т.д.





















Улан-Удэ



2016 - 2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая учебная программа является адаптивной и разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • «Типового положения о межшкольных учебных комбинатах» от 23.12.02 № 919 и от 01.02.2005 № 049, утвержденное постановлением правительства РФ от 30.12.99 № 1437;

  • Постановления Министерства здравоохранения РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов»;

  • Государственного стандарта Российской Федерации ОСТ 9 ПО 02.1.9-2002;

  • Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 № 3997;

  • Закона «Об образовании Ростовской области»;

  • Концепсии профильного обучения на старшей ступени общего образования;

  • Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93) настоящего стандарта на профессию с учетом примерной учебно-программной документации Института развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации;

  • Устава муниципального образовательного учреждения для детей «Мальчевский МУК».


Цели:


Цели курса соответствуют целям и ожидаемым результатам 11 летнего образования : «Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества», а именно программа призвана:

- помогать развитию у учащихся ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, учебно-технологической компетенции;

- учитывать индивидуальные особенности и интересы учащихся;

- развивать творческую самостоятельность, критичность мышления;

- развивать учебную мотивацию;

- способствовать профессиональной ориентации.

Поэтому реализация данной программы по курсу «Оператор ЭВМ» позволит подготовить ученика к жизни, работе, учебе, и выполнить в определенной степени задачу, поставленную государством перед образованием по формированию конкурентоспособной личности

Таким образом цель направлена на реализацию главного принципа образования – приоритет развития личности, личностно- ориентированное обучение и воспитание учащихся.


Задачи:


Образовательные:


  • научить навыкам работы с компьютером;

  • преодолеть психологический барьер человека перед компьютером;

  • развивать логическое мышление, память;

  • научить чётко излагать свои мысли;

  • овладеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя;

  • формировать алгоритмический подход к решению задач.


Воспитательные:


  • формирование культуры поведения;

  • профессиональная ориентация подростков в выборе будущих профессий ;

  • воспитание коммуникационных качеств;

  • воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы, сплочённости;

  • воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи;

  • воспитание умения довести начатое дело до конца.


Развивающие:


  • развитие логического мышления;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие терпения и усидчивости при усвоении новых знаний;

В качестве главного направления обучения по данной профессии учебная программа определяет:

  • Реализацию программы профессиональной подготовки учащихся 10 классов;

  • Развитие системы предпрофильного и профильного образования;

  • Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

В соответствии с перечнем профессий начального профессионального образования профессия «Оператор электронно-вычислительных машин» относится к 2-ей ступени квалификации.

Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, 1 час в неделю. Данный режим работы обеспечивает выполнение учебного плана в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане. Учебный план обеспечивает условия для самовыражения и самоопределения учащихся, удовлетворяет потребностям и интересам учащихся и их родителей, обеспечивает преемственность между начальным и общим профессиональным образованием, готовит учащихся к поступлению в колледжи и вузы.

Методическое обеспечение учебного плана включает в себя разнообразные инструкционные карты по всем дисциплинам курса, тестовые задания на бумажном носителе и в виде интерактивных тестовых задач, кроссворды по отдельным темам, компьютерные файлы с задачами разного уровня сложности, компьютерные презентации, видеоуроки, возможность прохождения тестов и изучения тем курса в режиме on-line. Кабинет, в котором проходят занятия, имеет широкополосное подключение к Интернету.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по теории


1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.


2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).


3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.


К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.


4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.


Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.


Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.


Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.


5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).


6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ


Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:


- оценка «5» выставляется, если ученик:


- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;


- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;


- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;


- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;


- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;


- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.


Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


- оценка «4» выставляется, если:


ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:


- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;


- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.



Критерии оценки умений учащихся по

лабораторно-практическим работам


Примерные нормы оценок выполнения учащимися

практических заданий и лабораторных работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

 творчески планирует выполнение работы;

 самостоятельно и полностью использует знания программного

материала;

 правильно и аккуратно выполняет задание;

 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными

пособиями, компьютером и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

 правильно планирует выполнение работы;

 самостоятельно использует знания программного материала;

 в основном правильно и аккуратно выполняет задание;

 умеет пользоваться справочной литературой, наглядными

пособиями, компьютером и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

 допускает ошибки при планировании выполнения работы;

 не может самостоятельно использовать значительную часть

знаний программного материала;

 допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

 затрудняется самостоятельно использовать справочную

литературу, наглядные пособия, компьютер и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

 не может правильно спланировать выполнение работы;

 не может использовать знания программного материала;

 допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

 не может самостоятельно использовать справочную литературу,

наглядные пособия, компьютер и другие средства.


Оператор ЭВМ должен уметь выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • Ведение процесса обработки информации на ЭВМ.

  • Выполнение ввода-вывода информации с носителей данных, каналов связи

  • Подготовка к работе вычисли­тельной техники и периферий­ных устройств. Ведение установленной доку­ментации.

  • Работа с клавиатурой.

  • Работа в основных операцион­ных системах, осуществление их загрузки и управления.

  • Работа в программах - оболочках (файловые менеджеры пользователя), выполнение основных операций с файлами и каталогами.

  • Управление работой текстовых редакторов.

  • Работа с электронными табли­цами, ведение обработки тек­стовой и цифровой информа­ции в них.

  • Работа с базами данных. Ввод, редактирование и оформление информации.

  • Владение правовыми аспекта­ми информационной деятель­ности

  • Соблюдение санитарно - гигиенических требований, норм и правил по охране труда.

  • Поддержка санитарного со­стояния оборудования и рабо­чих мест в соответствии с нор­мами.

  • Анализ экономической информации, необходимой для ориентации в своей профессиоальной деятельности.

  • Осуществление поддержки, своевременной модернизации и смены версий программно­го обеспечения.



Учебно-тематический план (10 класс)


Модуль

Всего часов



В том числе


теория

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

1

Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности.

2

2



2

Текстовый редактор Word

9

4

4

1

3

Электронные таблицы Excel

13

6

6

1

4

Базы данных в среде Access

10

5

4

1


Всего:

34

18

13

3



  1. Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности (2 ч)

Ознакомление обучающихся с рабочим местом, режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка.

Правила и нормы безопасного труда. Требования безопасно­сти, предъявляемые при эксплуатации вычислительной и оргтех­ники. Требования, предъявляемые к личной гигиене.

  1. Выполнение работ в текстовом редакторе (9ч)

Запуск и выход из программы, Работа с окнами. Работа с системным меню, панелями инструментов, полосами прокрутки.

Создание текстового файла, редактирование, форматирова­ние, сохранение, вывод на печать.

Просмотр текстового документа в разных режимах. Мас­штабирование. Выделение, добавление копирование и удаление участков текста.

Работа с меню "Вид" и работа с линейкой. Установка пара­метров страницы.

Работа с меню "Сервис".

Использование различных шрифтов, работа с колонтитула­ми. Установка абзацного отступа. Расположение абзаца по цен­тру. Нумерация строк. Буквица.

Создание, редактирование, форматирование, удаление таб­лиц. Вычисляемые таблицы.

Работа с макрокомандами. Режим рисования с использова­нием различных инструментов. Обрамление, сплошная заливка, заполнение узором. Перемещение геометрических объектов.


  1. Работа с электронными таблицами (13 ч)

Ввод и редактирование данных с помощью электронных таблиц.

Адрес ячеек (абсолютный и относительный). Меню. На­стройка.

Работа с форматом ячеек.

Работа с меню "Параметры", "Сервис" Работа, "Вид". Деле­ние окна документа.

Внесение пустых строк и столбцов. Копирование ячеек. Ав­тозаполнение. Автоматическая нумерация.

Составление формул. Копирование. Расчеты.

Клавиши перемещения, горячие клавиши, использование мыши при выделении ячеек.

Оформление внешнего вида таблицы.

Использование таблицы в качестве базы данных. Сортировка.

Поиск и внесение в таблицу встроенных функций при по­мощи мастера функций.

Создание таблиц сложной структуры.


  1. Работа с базой данных (10 ч)

Создание новой базы данных и работа с ней.

Построение таблицы с художественным оформлением при помощи мастера. Модификация структуры таблицы. Создание отчета с-помощью мастера. Конструктор отчета. Печать отчета.

Создание формы. Введение записей в форму. Организация по­иска. Создание и применение фильтра. Создание нового поля в таб­лице. Вставка элемента управления в форму. Использование нового элемента управления.

Организация работы с данными. Установка связей между таблицами. Создание подчиненной формы.

Применение фильтра к сортировке данных. Копирование таблицы.

Консультации, подведение итогов

Консультации по изученному материалу, продолжению про­фессионального образования, трудоустройству.

Подведение итогов теоретического обучения (беседа, тесто­вый контроль и др.)




Календарно-тематический план (10 класс)



По плану

фактически

Тема

Всего

часов

Требования к ЗУН

Введение

1-2.




Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности.

2

знать: в чем состоят цели и задачи изучения профессии «Оператор ЭВМ»; из каких разделов состоит предметная область информатики, ТБ

Текстовый редактор Word (9 ч)

3



Текстовый процессор Word. Характеристики, назначение, применение, основные элементы окна. Панели инструментов. Методы представления документов. Ввод и редактирование текстов


1


Знать:

- текстовые редакторы и текстовые процессоры;

- разновидности, применение, свойства текстового процессора

Word;

- характеристики, назначение, применение, основные элементы

окна;

- панели инструментов; методы представления документов;

- ввод и редактирование текстов;

- маркированные и нумерованные списки.



Уметь:


- пользоваться панелью инструментов текстового редактора;

- создавать таблицы;

- создавать формы и бланки;

- вводить и редактировать формулы;

- создавать колонтитулы и нумеровать страницы;

- предварительно просматривать и печатать документы.








4.



Определение вида и начертания шрифта

Специальные шрифтовые эффекты.

Разрядка и сжатие шрифта. Анимация. Цветовое выделение текста


1

5.



Выравнивание и формат абзаца.

Задание отступов с помощью линейки.

Задание интервала между строками. Задание позиций табуляции. Маркированные и нумерованные списки . Формат маркеров и номеров

1

6.



Проверка и замена текста. Поиск и замена текста. Проверка орфографии и грамматики.

Команда Тезаурус.

1

7



Создание и редактирование таблиц. Текст в таблицах. Форматирование текста. Добавление и удаление строк и столбцов таблицы. Объединение и разбиение ячеек.

1

8.



Границы и заливка. Автоформат таблицы. Создание форм и бланков. Проектирование форм. Поля формы.

1

9.



Формат страницы. Создание колонтитулов и нумерация страниц. «Висячие строки», перенос слов, разбивка на страницы.

1

10



Колонки. Ввод и редактирование текста в колонках. Структура колонок, разрывы в колонках. Предварительный просмотр и печать документов.

1

11



Обобщение и систематизация знаний . Контроль

1

Работа с электронными таблицами (13 ч)

12



Электронные таблицы. Назначение, возможности, область применения. Структура документа Excel.

1

Знать:

  • способы работы с электронными таблицами

  • способы форматирования таблиц

  • приемы управления данными

Уметь:

  • форматировать информацию в таблицах

  • пользоваться графическими возможностями MS Excel

  • составлять формулы в MS Excel

  • строить сложные диаграммы и графики в MS Excel

  • настраивать параметры печати и принтера

  • управлять данными в MS Excel

13



Операции с ячейками. Использование простых формул

1

14



Формулы со сложными вычислениями.

1

15



Ввод формул с функциями

1

16



Абсолютная и относительная адресация ячеек.

1

17



Создание диаграмм. Круговая диаграмма.


1

18



Многорядные диаграммы.

1

19



Графики и диаграммы с областями.

(конспект)

1

20



Правка и форматирование диаграмм.


1

21



Поиск ошибок и их исправление. Защита от ошибок при вводе данных.



1

22



Совместное использование документов. Общая работа с книгой.



1

23



Обмен данными между приложениями Word и Excel. Слияние документов.

(конспект)

1

24



Обобщение и систематизация знаний . Контроль

1

Работа с базой данных (10 ч)

25



Базы данных. Виды, назначение, область применения. СУБД Access.

1

Знать:


Определение БД, СУБД, область примения БД,

типы СУБД и БД.


Структуру БД, цель и назначение СУБД Access,

назначение таблиц, форм, запросов, отчетов.


Уметь:

- создавать и проектировать БД,

- пользоваться СУБД Access для обработки БД;

- создавать формы любой степени сложности,

- связывать таблицы все виды запросов, отчеты.


26



Структура базы данных.

1

27



Проектирование базы данных.


1

28



Цель и назначение СУБД Access


1

29



Таблицы.


1

30



Формы.


1

31



Формы на базе нескольких таблиц

(конспект)

1

32



Запросы на выборку.

1

33



Создание отчетов.


1

34



Обобщение и систематизация знаний. Контроль

1

Перечень используемой литературы


Основная литература:

1. С.В. Кисилев, В.П. Куранов «Оператор ЭВМ» М-«Академия» 2003 г.

2. «Стандарт российской федерации: профессия оператор электронно- вычислительных машин»

  1. Н.Угринович «Информатика и информационные технологии» Бином- 2003 г.


Дополнительная литература:

1. Леонтьев В.П. «Новейшая энциклопедия профессионального компьютера» М-

Олма-Пресс 2003 г.

2. Дж. Куртер, А. Маркви «OFFICE 2000» Питер -2001 г.

3. Корпорация Microsoft «Приступая к работе с Windows» 1998 г.

4. С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев «Windows лаборатория мастера» М-АСТпресс

2001 г.

5. С.Симонович, Г.Евсеев «Windows 98 полный справочник в вопросах и ответах» М-

АСТпресс 2001 г

6. С.Симонович, Г.Евсеев «Практическая информатика» М-АСТпресс 2000 г.

7. С.Симонович «Общая информатика 5-9 класс» М-АСТпресс 2001 г

8. С.Симонович, Г.Евсеев «Специальная информатика» М-АСТпресс 2001 г.

9. С.Симонович, Г.Евсеев «INTERNET» М-АСТпресс 2001 г

10. Леонтьев В.П. «Карманный справочник по персональному компьютеру» М-Олма-

Пресс 2003 г

11. В.Э. Фигурнов «IBM PC для пользователя» М-ИНФРА-М 1998 г

12. Р.Д. Китов «Редактор электронных таблиц Excel» Ростов-на-Дону 2002 г.

13. Р.Д. Китов «Оформление учебных иллюстраций» Ростов-на-Дону 2002 г.

14. И. Семакин, Е. Хеннер «Информатика 10-11 кл» М-Бином 2003 г.




























Методическое обеспечение курса


  • Intel Celeron 433/IDE 7 GB Segate/15" LG Studioworks/CD-ROM IDE LG 52X/FDD 3,5"/RIVA VANTA LT 64 MB-10 HIT

  • Модем D-Link DFM-560E+

  • Сканер Hewlett Packard ScanJet 3300C

  • Принтера Canon LBP 2900 и МФУ Samsung CD-диски:

  • «Практический курс Excel»

  • «Практический курс Word»

  • «Практический курс Access»

  • «Федерация Интернет-образования»

  • «DOCTOR.exe. Скорая компьютерная помощь»

  • «Reanimator»

  • «OFFICE XP. Профессиональный выпуск»

  • «Media Content»

  • «Использование Microsoft Office в школе»


Раздаточный материал
  • «Электронные таблицы Excel»

  • «Текстовый процессор Word»

  • «СУБД Access»

  • «Файловые менеджеры»

  • «Архивация данных. Программы архиваторы»

  • «Операционная система Windows»

  • Тесты:

  • «Электронные таблицы Excel»

  • «Текстовый процессор Word»

  • «СУБД Access»

  • «Операционная система Windows»

  • Тесты за весь курс обучения (электронный вариант)

Сетевые образовательные ресурсы


  • http://www.klyaksa.net

  • http://www.Web-Silver.ru

  • http://www.Metod-Kopilka.ru

  • http://www. ABalleng.ru

  • http://www. SchoolBase.ru

  • http://www.videouroki.net



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!