Профильный труд
(подготовка младшего обслуживающего персонала) в 8 классе (обучение на дому)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года №273.
Основой для реализации данного плана являются Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (Сборник № 2), г. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014г.
Программа предусматривает обучение учащегося выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия, уделяется внимание этике поведения. Для учащегося 8 класса с легкой степенью умственной отсталости для отработки общетрудовых умений, дается подробное объяснение заданий, практический показ приемов и этапов работы, предлагаемые образцы для подражания. В процессе обучения учащийся изучает пошив ножных полотенец, порядок и этапы уборки с соблюдением техники безопасности, уход за растениями.
Целями изучения данного предмета является:
ознакомление обучающегося с трудовыми процессами и содержанием труда на предприятии;
формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений;
формирование у обучающихся, воспитанников с ОВЗ основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать со сверстниками в учебном процессе;
осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки обучающегося к сознательному выбору профессии;
укрепление физического и духовного здоровья обучающегося.
В процессе работы на уроках профильного труда решаются следующие задачи:
учить самостоятельно выполнять трудовые задания;
работать над коррекцией и развитием личностных качеств обучающегося, сформировать знания о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойства материалов;
формировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии.
2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимся.
Программа по домоводству включает следующие разделы:
I раздел - Уборка помещений на производственном предприятии.
В данном разделе учащейся знакомится с работой уборщицы, с ее обязанностями и основными требованиями; изучают распорядок дня работы на производственных предприятиях, правила безопасности при уборке цехов.
II раздел - Уборка санитарных узлов.
В этом разделе учащейся изучает устройство санузлов; знакомится с планом уборки санузлов и с приспособлениями, необходимыми для обработки саноборудования, с дезинфицирующими средствами и правилами безопасного применения хлорной извести.
III раздел - Стирка белья.
В данном разделе учащейся знакомится с организацией работы в прачечной, с видами стиральных машин и их устройством. Учится сортировать белье для стирки и подбирать необходимые моющие средства для определенного вида белья.
IV раздел - Влажно-тепловая обработка изделий из ткани.
Учащейся знакомится с видами электрических утюгов, с режимами утюжки изделий, с правилами безопасного использования электрооборудования.
V раздел - Подкрахмаливание и антиэлектрическая обработка ткани.
Данный раздел знакомит со свойствами накрахмаленных изделий из ткани; средствами, применяемыми для подкрахмаливания; правилами безопасности со средствами для подкрахмаливания, а так же с антиэлектростатиками, применяемыми при стирке.
VI раздел - Личная гигиена медицинского персонала.
В этом разделе учащейся знакомится со значением личной гигиены для медицинского персонала; коротко изучают наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания.
VII раздел - Изготовление перевязочного материала.
В данном разделе учащейся получает знания о видах перевязочного материала, о его назначении, практически изготавливают салфетки для перевязок и тампоны.
VIII раздел - Ежедневная уборка помещений, открытых для доступа посетителей в лечебно-профилактическом учреждении.
Данный раздел раскрывает значение уборки в лечебных учреждениях, знакомит со средствами для влажной уборки пола, правилами при взаимоотношениях с больными.
IX раздел - Общие требования к уходу за больными.
X раздел - Работа младшего медперсонала в поликлинике.
В этом разделе учащейся знакомится со структурой поликлиники, с внутренним распорядком работы данного учреждения, с обязанностями санитарки.
XI раздел - Внешний вид медицинского персонала.
В разделе дается общее представление о деонтологии, о долге медицинского работника перед больными.
В разделе даются сведения о требованиях, предъявляемых к внешнему виду работника медицинского учреждения, о спецодежде и видах ее ремонта.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» имеется предмет профильный труд.
На изучение данного предмета отводится 1часа в неделю.
По учебному плану на курс профильного труда отводится 34 часа.
I четв.- ч III четв.- ч II четв.- ч IV четв.- ч Год - ч
4.Планируемые результаты освоения программы.
Основные требования к знаниям, умениям учащегося
Учащийся должен знать:
правила санитарии по содержанию помещения;
правила личной гигиены;
правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;
правила безопасного обращения с электрооборудованием.
Учащийся должен уметь:
стирать белье и складывать его после утюжки;
обрабатывать спецодежду;
ухаживать за руками;
выполнять раскрой перевязочного материала;
убирать холлы и коридоры в поликлинике.
5. Тематический план по профильному труду в 8 классе
№ | Программный материал | Кол- во | Сроки | Наглядность | Словарь | Практическая работа |
I. | Уборка помещений на производственном предприятии | | | | | |
1. | Значение уборки помещений для производительной работы цеха. Основные требования к уборке. | 1 | | Книга о предприятиях г. Калачинска | производительный труд | Определение значимости уборки производственных цехов. |
2. | Время, отведённое на уборку. Правила безопасности при уборке цехов. | 1 | | | | Определение времени для уборки помещений, составление памятки. |
II. | Уборка санитарных узлов. | | | | | |
3. | Санузел: причина необходимости повышенной чистоты. Устройство санузлов. | 1 | | Плакат по теме | санузел | |
4. | Спецодежда для уборки санузлов. | 1 | | Образцы спецодежды | | Подбор спецодежды для уборки санузлов. |
5. | Средства для обеззараживания санузлов | 1 | | Образцы средств для обработки санузлов | средства, инвентарь, правила, чистка | Подбор средств для обработки санузлов. |
6. | Устройство унитазов. Засор унитаза: причины и следствия. Приспособления для обработки саноборудования | 1 | | Образец унитаза Образцы приспособлений (вантуз, щётка). | клозетная чаша структура | зарисовать унитаз, подписать части. Правила пользования вантузом, щёткой |
III. | Стирка белья | | | | | |
7. | Организация работы в прачечной | 1 | | Обязанности машиниста по стирке белья | кастелянша | Приём белья у кастелянши. |
8. | Виды стиральных машин, их устройство Устройство центрифуги. Отжим белья | 1 | | Правила безопасной работы на центрифуге | центрифуга | |
9 | Моющие, отбеливающие и дезинфицирующие средства. | 1 | | Образцы моющих, дезинфицирующих, отбеливающих средств | дезинфекция | Правила пользования моющими, отбеливающими и дезинфицирующими средствами. |
10 | Взвешивание белья. | 1 | | Таблица по определению веса белья | взвешивание | |
11 | Сортировка белья для стирки по виду тканей, по назначению и цвету. | 1 | | Таблица сортировки белья по виду тканей | сортировка | сортировка белья |
12 | Взвешивание белья. Выбор режима стирки | | | Таблица по определению веса белья | взвешивание | Взвешивание белья. |
IV. | Влажно-тепловая обработка изделий из ткани. | | | | | |
13 | Назначение влажно-тепловой обработки тканевых изделий. | 1 | | Образцы тепловых обработок изделий | приутюживание, заутюживание, разутюживание | Правила безопасной работы с электроприборами. Режимы влажно-тепловой обработки утюга. |
14 | Электрический утюг: виды, устройство, назначение. | 1 | | Образцы утюгов, правила техники безопасности | | зарисовать устройство утюга |
15 | Виды неисправности утюга и меры по их предотвращению. | 1 | | | | |
16 | Режимы влажно-тепловой обработки в соответствии с видом ткани | 1 | | | режим | установка терморегулятором теплового режима утюжки |
17 | Правила безопасности при утюжке. Приспособления для утюжки изделий. | 1 | | Правила безопасного пользования утюгом | | |
V. | Подкрахмаливание и антиэлектрическая обработка ткани. | | | | | |
18 | Изделия, для которых применяется подкрахмаливание. Средства для подкрахмаливания тканей. | 1 | | Крахмал, сахар, желатин | подкрахмаливание антиэлектростатиче-ская обработка | Определение степени |
19 | Ткани, способные наэлектризовываться. Антиэлектростатики, применяемые при стирке. Техника безопасности | 1 | | | | |
VI. | Личная гигиена медицинского персонала. | | | | | |
20 | Значение личной гигиены для медицинского персонала. Самооценка состояния здоровья. | 1 | | Инструкции | гигиена, персонал | Самооценка состояния здоровья. |
21 | Инфекционные заболевания. Виды, признаки и профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | | Карточки по теме | инфекция | Признаки заболевания |
22 | Уход за руками: стрижка ногтей, мытьё рук щёткой. Смазывание рук кремами, спиртоглицериновыми смесями. | | | Ножницы, щётка Виды кремов, спиртоглицериновая смесь | стрижка гигиена спиртоглицериновая смесь | Смазывание рук кремами. Уход за руками. |
23 | Виды спецодежды медицинских работников. Оценка состояния спецодежды Уход за спецодеждой. Подготовка спецодежды к стирке. Стирка спецодежды. Сушка, утюжка спецодежды. Мелкий ремонт спецодежды. | 1 | | Образцы спецодежды Образцы спецодежды Правила безопасной работы утюгом | спецодежда уход состояние спецодежда | Уход за спецодеждой. Стирка спецодежды. Мелкий ремонт спецодежды. |
VII. | Изготовление перевязочного материала. | | | | | |
24 | Виды и назначение перевязочного материала. | 1 | | Инструкции | перевязочный материал | Знакомство с назначением перевязочного материала и требованиями к его изготовлению. |
25 | Гигиенические требования к изготовлению перевязочного материала. Раскрой марли на бинты. Изготовление тампонов Складывание салфеток. | 1 | | План работы Марля, образцы бинтов Образцы тампонов Образцы салфеток | гигиена раскрой требования тампон салфетка | Раскрой марли на бинты. Изготовление тампонов Складывание салфеток |
VIII. | Ежедневная уборка помещений, открытых для доступа посетителей в лечебно-профилактическом учреждении. | | | | | |
26 | Значение уборки, требования к выполнению уборочных работ в лечебно-профилактических учреждениях. Моющие и дезинфицирующие средства для уборки помещений. | 1 | | Карточки по теме Образцы моющих и дезинфицирующих средств | учреждение требования лечебная профилактика моющие и дезинфицирующие средства | Уборка помещений. Моющие и дезинфицирующие средства для уборки помещений. |
27 | Составление плана работы по уборке помещений. Этические правила при взаимоотношении с больными. | 1 | | План выполнения работы. Карточки по теме | план помещение этика взаимоотношения | Мытьё панелей. |
28 | Правила освобождения и размораживания холодильника от продуктов в лечебном учреждении. Мытьё холодильника. Моющие средства для мытья холодильника. Сушка холодильника. | 1 | | Правила пользования холодильником Карточки по теме. Моющие средства. Проветривание | размораживание холодильник холодильник моющие средства сушка | Мытьё, сушка холодильника. |
29 | Уборка помещений с использованием моющих, дезинфицирующих средств. | 1 | | Моющие средства | инвентарь | |
IX. | Общие требования к уходу за больным. | | | | | |
30 | Общее представление о деонтологии. Этическое отношение врача к больному. Долг медицинского работника перед больным, ответственность за состояние больного. Возможный контакт санитарки с больным, её поведение в этом случае. Разбор конкретных примеров из практики санитарки. | 1 | | Пособия по теме Правила поведения Инструкции Карточки с примерами контактных случаев | деонтология этика долг ответственность санитарка контакт | Взаимоотношени я медперсонала с больными. Уход за больным Беседа об уважении к больному, ответственности за его состояние. |
X. | Работа младшего медицинского персонала в поликлинике. | | | | | |
31 | Структура поликлиники. Внутренний распорядок, назначение подразделений. Обязанности санитарки терапевтического отделения. | 1 | | Схема «Структура поликлиники» Внутренний распорядок | поликлиника терапевтическое отделение | Знакомство с распорядком рабочего дня подразделений. Взаимоотношения медперсонала с больными. |
32 | Подклеивание медицинских карт в регистратуре. Помощь в разносе амбулаторных карт. Раскладка карт по алфавиту. | 1 | | Порядок работы Образцы амбулаторных карт | амбулаторная карта амбулатория карта | Разнос амбулаторных карт по кабинетам. Раскладка карт по алфавиту. |
33 | Чистка, мытьё, сушка лабораторной посуды. Уборка холлов. Уборка коридоров. | 1 | | Карточки-задания План работы | алфавит лабораторная посуда | Чистка, мытьё, сушка лабораторной посуды. |
XI. | Внешний вид медперсонала. | | | | | |
34 | Спецодежда: правила выдачи и сроки носки. Виды ремонта спецодежды. | 1 | | Образцы отремонтированных изделий | спецодежда | Выполнение ремонтных работ |
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- учебное пособие под редакцией М.А.Ушакова «Раздаточный материал по технологии (электротехника 5-9 классы) 2005 г, пособия к программе «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко 2003-2007 гг..
7. Материально-технические средства
1.ЭОР.
2. Наглядно дидактический материал по темам: « Профессии», « Орудия труда»