СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по профориентации (9-11 классы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по профориентации (9-11 классы)»

МБОУ – средняя общеобразовательная школа №38

с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла

302026,г. Орёл, ул. Черкасская, д.81, тел. 74-75-22










Программа

по профессиональной ориентации школьников










Авторы программы:


Королева Е.В., педагог-психолог




















Программа

по профессиональной ориентации школьников


Актуальность проблемы

Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры.
«Все профессии хороши, выбирай на вкус...». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен.

Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.

Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.

Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.

Актуальность, проблемы:

  • Отсутствие систематизированного подхода к профориентации в школе – систематизация методической литературы и координации работы всех заинтересованных структур.

  • Нацеленность работы педагогического коллектива школы только на учебный и воспитательный процесс и в ряде случаев даже игнорирование профориентации в школе.

  • Большая загруженность учебной программы у выпускников: 6-урочная система, обилие факультативов, дополнительное образование – музыкальные, спортивные и др. школы.

  • Информированность учащихся по профориентации.

  • Психологическая незрелость, отсутствие у учащихся серьезного подхода к выбору профессии.

  • Неспособность части выпускников к моменту получения аттестатов профессионально самоопределиться. 



Программа по профориентации 8-11 классов



Цели программы:

  1. Построение четкой системы профориентационной работы с учащимися, начиная с начальной школы.

  2. Формирование комплексного подхода к профессиональному самоопределению старшеклассников

  3. Предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации.

  4. Личностное развитие учащихся.

  5. Формирование способности соотносить свои индивидуально-психические особенности и возможности с требованиями выбираемого профиля и выбираемой профессии.


Задачи:

  • Координация деятельности всех заинтересованных структур.

  • Профпросвещение

  • Профконсультирование.

  • Психологическая поддержка.

  • Совмещение учебного процесса с профориентационной работой. 

Программа по профориентации 8-9 классов включает в себя:

  1. Профориентационная работы: групповые и индивидуальные справочно-информационные, профориентационные, психологические консультации, диагностика по профориентации.

  2. Тренинги, профориентационные классные часы, интегрированные уроки.

  3. Родительское собрания.

  4. Психологическая поддержка.

Направления деятельности в рамках реализации программ

  1. Тестирование, диагностика 

Цель - определение интересов, склонностей, способностей, сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

  1. Профессиональное просвещение 


Цель - Ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями общества в квалификационных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения региональным рынком образовательных услуг, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, предоставление учащимся информации о профессиональных учебных заведениях.

Включает в себя:

  • Индивидуальные и групповые справочно-информационные консультации (лекции, беседы, профориентационные игры);

  • Семинары, направленные на ознакомление с наиболее перспективными востребованными профессиями на рынке труда;

  • Оформление справочно-информационных стендов;

  1. Профессиональное консультирование


Цель - основная задача включается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. 

Профессиональная консультация - это система мер, предназначенных для оказания действенной помощи в трудовом самоопределении подростков. Они является одним из важнейших компонентов системы профориентации, включающей целенаправленное общественное и психолого-педагогическое воздействие на молодежь при подготовке к сознательному выбору профессии, служит решению триединой задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор.

Виды профконсультации: групповая и индивидуальная.

Групповая может проводиться в различных формах тестирование, тренинг, лекция. Индивидуальная проводится в форме тестирования, которое можно разбить на следующие этапы: беседа, выбор теста, процесс тестирования, результат тестирования, обсуждение результатов и вопросы.

  1. Тренинги личного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, креативности. 

  2. Профессиональная адаптация. Ролевые, имитационные, профориентационные игры.

  3. Психологическая поддержка - Система социально-психологических способов и методов , способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

  4. Психологическая поддержка осуществляется в целях: 


  • * психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;

    * предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях. 

    Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствия полного разрешения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей. 

    Психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы и персоналом и семейные консультации; 
    Психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных проблем неблагополучия и социально-психических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;

  • Психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Программа профориентации 8-11 класс


Мероприятия

Форма проведения

Сроки

Ответ-ственные

Предполагаемый результат Примечание

1. Организационно-методическая работа

1.1.Составление и утверждение плана

работы


Сентябрь - 5 часов

Администрация школы

Педагог-психолог


1.2 Подготовка и участие в родительских собраниях, Изготовление раздаточного материала для диагностических, коррекционных и развивающих занятий. Подсчет результатов по диагностическим данным.



В соответствии с планом работы школы – 5 часов

Зам.дир.

по УВР

Педагог-психолог


1.3.Аналитическая работа

по запросу

педагогов,

родителей, администрации.

Подбор коррекционных упражнений и методик на основе диагностических данных для учащихся, учителей, родителей.

По ситуации.

В течение года.

Определение учебно-воспитательных методов воздействия.

Разрешение конфликтных ситуаций.


1.4 Подготовка материалов и презентаций для выступлений на родительских собраниях и педагогический советах. Подготовка материалов для индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями и учителями. Заполнение протоколов при консультационной работе с родителями, детьми и учителями.


В течение года

Педагог-психолог


1.5.Изучение и освоение методик, литературы.



В течение года.


Педагог-психолог


2 Психологическое просвещение



2.1. Профориентация школьников 9-11 классов.

Родитель-

ское

собрание, беседа.

Родители, уч-ся 9-11-х

классов

Март – 3 часа

Кл.рук.

9 классов

Педагог-психолог

Дать знания о существующих профессиях, выявить у учащихся познавательный интерес в той или иной областях знаний, дать рекомендации при осуществлении первичного профессионального самоопределения.

Приложение

2.2. Развитие самосознания у учащихся средней и старшей школы. «Профессия педагог-психолог»

Мозговой штурм, лекции, беседа, тренинг, выступление на классных часах.

Учащиеся

7-9 классов

В течение

учебного года – 10 часов

Педагог-психолог

Повысить психологическую культуру учащихся, сформировать навыки и умения в общении, стрессоустойчивости, предотвратить антисоциальные действия со стороны учащихся. Приложение 2

2.3. Профилактика влияния СМИ на сознание детей – «Негативное влияние СМИ на развитие детей» «Компьютер и школьник»


Родители

1-4 классов

В течение

учебного года – 5 часов

Педагог-психолог

Формирование психологической грамотности.

Приложение 21


2.4 Родительское собрание.

Темы:

«Что значит - выбрать профессию?»

«Первые итоги»

«Программа предпрофильной подготовки школьника»

«Развитие ребенка во внеурочной деятельности»

«Когда не поздно выбирать профессию?»

«Особенности запроса района и области на профессии»

«Образовательные услуги, предоставляемые районом, областью».



Родители, сентябрь, декабрь, апрель.

Педагог-психолог, классный руководитель

Формирование психологической грамотности.

Приложение 3

3 Психолого-педагогическая диагностика

3.1 Диагностика межличностных отношений, характерологических особенностей. Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметны кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей

тестирова-ние,

анкети-рование

Учащиеся 1-4, 7-9-х

классов

Январь - 4 часа

Педагог-психолог

Изучить взаимоотношения в коллективе, выявить лидеров в коллективе, латентные группы и т.д.. Повышение психологической грамотности.

3.2. Выявление индивидуально- психологических особенностей учащихся.
Исследование профинтересов, намерений и профмотивов учащихся. «Выбор профессии», ШТУР,

методика «Карта интересов» (Голомшток Е.А.), методика «ДДО» (Климов Е.А.), опросник профессиональных склонностей, типа мышления, методика «Профиль»

3.7.1 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся к ЕГЭ. Методики: «моральная устойчивость», «Умеете ли вы себя контролировать», «Мое самочувствие»





тестирова-ние,

беседы

Учащиеся 8,9,11-х

классов

Март – 6 часов

Педагог-психолог

Помощь в первичном профессиональном самоопределении жизненного пути, образовательного маршрута.

4 Групповая коррекционно-развивающая работа

4.1. Тренинг развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. (Андрей Геннадьевич Грецов Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание).




Классный час, лекторий.

7-8 классы

Декабрь, январь, февраль -32 часа

Педагог-психолог. Классный руководитель.

Изучение личностных характеристик учащимися. Повысить психологическую культуру учащихся, дать знания в различных областях психологии.

Приложение 13

4.2

Цикл занятий по развитию
исследовательской и творческой
мотивации у детей
младшего школьного возраста


Групповые занятия

3-4 классы,

Октябрь-февраль-11 часов

Педагог-психолог

Развитие навыков самопознания и самоанализа.

Актуализирование знаний учащихся по психологии межличностных отношений.

Приложение 14

4.3. Психология самоопределения.

Групповая работа.

9-11е классы, 34 часа

Всего – 113 часа.

Сентябрь – май.

Педагог-психолог

Выбор личного образовательного маршрута, ознакомление с миром профессий, профессиональное самоопределение.

Приложение 15

5 Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

5.1. Развивающие занятия


Игровые занятия

Учащиеся начальной школы

В течение года


Педагог-психолог

Улучшение качества внимания, памяти развитие словесно-логического и творческого мышления, зрительно пространственной ориентации, мелкой моторики.

5.4.Индивидуально- развивающая работа с учащимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов). 

Индивидуальные занятия,

беседы

Учащиеся 1-11 классов


В течение года

Педагог-психолог

Социализация учащихся

6 Психологическое консультирование

6.1.Проведение консультаций для родителей, учащихся, педагогов.

Индивидуальные беседы

Учащиеся, родители, педагоги.

Педагог-психолог

Ознакомление с результатами диагностик, планирование дальнейшей работы

с отдельными учащимися и с классом. Корректировка взаимоотношений:

родитель - ребенок – учитель.

Приложение 19

6.2. Профориентационное консультирование уч-ся.

Групповая, индивидуальная консультация

Учащиеся, в течение года.

Педагог-психолог

Выбор личного образовательного маршрута, ознакомление с миром профессий, профессиональное самоопределение.

Приложение 24























ПРИЛОЖЕНИЕ


















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!