I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. 7 класс.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них теории | Из них практики |
1. | I четверть. Вводное занятие. | 4 | 1 | 3 |
2. | Фугование. | 20 | 5 | 15 |
3. | Хранение и сушка древесины. | 8 | 4 | 4 |
4. | Геометрическая резьба по дереву. | 28 | 3 | 25 |
5. | Практическое повторение. | 24 | 4 | 20 |
6. | Самостоятельная работа. | 6 | | 6 |
5. | II четверть Вводное занятие. | 4 | 1 | 3 |
6. | Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4. | 20 | 4 | 16 |
7. | Непрозрачная отделка столярного изделия. | 8 | 2 | 6 |
8. | Токарные работы. | 16 | 4 | 12 |
9. | Практическое повторение. | 18 | 2 | 16 |
10. | Самостоятельная работа. | 4 | | 4 |
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них теории | Из них практики |
1. | III четверть. Вводное занятие. | | | |
2. | Обработка деталей из древесины твердых пород. | 16 | 6 | 10 |
3. | Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 | 16 | 4 | 12 |
4. | Круглые лесоматериалы. | 8 | 8 | - |
5. | Практическое повторение. | 56 | - | 56 |
6. | IV четверть Вводное занятие. | 4 | 1 | 3 |
7. | Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 | 20 | 4 | 16 |
8. | Свойства древесины. | 8 | 2 | 6 |
9. | Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. | 16 | 4 | 12 |
10. | Практическое повторение. | 24 | - | 24 |
11. | Контрольная работа. | 8 | - | 8 |
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма контроля |
1. | I четверть Вводное занятие | 4 | |
2 | Фугование. | 20 | |
2.1 | Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Правила безопасной работы при фуговании. | 4 | |
2.2 | Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требование к заточке. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. | 4 | |
2.3 | Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Фугование кромок делянок. | 8 | |
2.4 | Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия. | 4 | тест |
3. | Хранение и сушка древесины. | 8 | |
3.1 | Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. | 4 | |
3.2 | Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. | 4 | тест |
4. | Геометрическая резьба по дереву. | 28 | |
4.1 | Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. | 4 | |
4.2 | Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников. | 4 | |
4.3 | Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. | 8 | |
4.4 | Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. | 8 | |
4.5 | Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. | 4 | тест |
5. | Практическое повторение. | 24 | |
Наименование разделов и тем | Всего часов | Форма контроля |
III четверть Вводное занятие | | |
Обработка деталей из древесины твердых пород. | 16 | |
Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. | 4 | Фронтальный опрос |
Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. | 4 | Устный опрос |
Резец столярного инструмента: угол заточки. Сталь (качество). | 4 | Фронтальный опрос |
Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков. | 4 | Тест |
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 | 16 | |
Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности. | 4 | Фронтальный опрос Практическая работа |
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем. | 4 | Тест Практическая работа |
Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем. | 8 | Практическая работа |
Круглые лесоматериалы. | 8 | |
Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых материалов. Способы распиловки бревен. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. | 4 | Устный опрос |
Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. | 4 | Устный опрос |
Практическое повторение. | 56 | |
Изготовление табурета, фоторамки, стула со спинкой. | | Практическая работа |
Всего III четверть: | 100 | |
IV четверть. Вводное занятие. | 4 | |
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 | 20 | |
Угловое ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1 | 4 | Устный опрос Практическая работа |
Соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. | 4 | Устный опрос Практическая работа |
Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение. | 4 | Устный опрос Практическая работа |
Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. | 4 | Практическая работа |
Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений. | 4 | Тест Практическая работа |
Свойства древесины | 8 | |
Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро- и теплопроводность. | 4 | Устный опрос Практическая работа |
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию). | 4 | Тест Практическая работа |
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки | 16 | |
Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжение поверхности разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия. | 4 | Фронтальный опрос Практическая работа |
Сверло: виды, пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. | 4 | Фронтальный опрос Практическая работа |
Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра. | 4 | Фронтальный опрос Практическая работа |
Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником. | 4 | Тест Практическая работа |
Практическое повторение. | 24 | |
Изготовление аптечки, ручки для ножовки. | | Практическая работа |
Контрольная работа | 8 | |
Изготовление 3-4х изделий по выбору. | | |
Всего IV четверть: | 80 | |
Итого: | 340 | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание программного материала | ЗУН | Коррекционное воздействие. | Примеча-ние. |
Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | | I четверть. Вводное занятие. |
4час | План работы на четверть. Повторение пройденного в 6 классе. | Запись в тетради. | Знать правила безопасности тру-да при ручной обработке древе-сины. | Развитие внимания, памяти и устной речи. | |
2. | Фугование. 20 час | |
2.1 | | -Фугование | 4час | Фугование: назначе-ние, сравнение со строганием рубан-ком, приемы работы. Правила безопасной работы при фуговании. | Работа с учебником. | Знать назначение фугования. | Развитие тех-нического мыш-ления, памяти. | |
2.2 | | -Инструменты для фугования. | 4час | Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назна-чение, требование к заточке. | Разборка и сбор-ка полуфуганка. Подготовка по-луфуганка к работе. | Уметь разбирать и собирать полуфуганок. | Освоение и закрепление тру-довых умений и навыков. | |
2.3 | | -Фугование деталей щитового изделия. | 8час | Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. | Фугование кромок делянок. | Уметь фуговать. | Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики. | |
2.4 |
| -Сборка щитового изделия.
| 4час | Технические требования к точности выполнения щитового изделия. | Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия. | Уметь пользоваться ваймой. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
3. | Хранение и сушка древесины. 8 час. |
3.1 |
| - Хранение и сушка древесины. | | Значение правиль-ного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать способы хранения и сушки древесины. | Развитие тех-нического мыш-ления, памяти. | |
| | -Складирование пиломатериалов. | | Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. | Укладывание материала в штабель | Уметь правильно складировать материал. | Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики. | |
4. | Геометрическая резьба по дереву. 28час | |
4.1 | | -Резьба по дереву.
| 4час | Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. | Упражнения в резьбе по дереву. | Уметь правильно закреплять заготовку. | Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики. | |
4.2 | | - Геометрический орнамент. | 4час | Виды орнаментов, последователь-ность действий при вырезании треугольников. | Упражнения по вырезанию треугольников. | Уметь вырезать треугольники. | Освоение новых приемов работы. | |
4.3 | | - Нанесение рисунка на поверхность изделия.
| 8час | Правила нанесения рисунка на поверхность изделия. | Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. | Уметь наносить рисунок. | Развитие художественного вкуса. | |
4.4 | | -Вырезание геометрического орнамента.
| 8час | Правила безопасной работы при резьбе по дереву. | Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. | Уметь вырезать геометрический орнамент. | Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики. | |
4.5 | | - Отделка изделий. | 4час | Правила безопасной работы при работе с анилиновыми красителями и лаками | Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. | Уметь отделывать изделия. | Освоение новых приемов работы. | |
5. | Практическое повторение. 24 часов. | |
5.1 | | - Изготовление и украшение набора разделочных досок. | | |
| Уметь украшать столярное изделие разными видами отделки. | Развитие художественного вкуса. Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.
| |
6. | Самостоятельная работа. 6 час. | |
6.1. | | - Украшение резьбой ранее сделанных изделий. | | | | Уметь самостоятельно украсить изделие. | Развитие самостоятельности технического мышления и творчества. | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание программного материала | ЗУН | Коррекционное воздействие. | Приме- чание. |
Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Технология обработки древесины и элементы техники. Изготовление изделий из древесины (пиломатериалов) |
1. |
| II четверть. -Вводное занятие. |
4 час. | План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. | Запись в тетради. | Знать правила безопасности труда и пожарной безопасности при ручной обработке древесины. | Развитие внимания, памяти и устной речи. | |
2. | Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4. | |
2.1 | | -Понятие шерохова-тость обработан-ной поверхности детали. | 4час. | Неровность поверхности: виды, причины, устранение. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Иметь понятие о шероховатости обработанной поверхности. | Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся. | |
2.2 | | -Шерхебель. | 4час. | Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. | Строгание шерхебелем и рубанком. | Уметь строгать шерхебелем. Знать его устройство. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
2.3 | | -Шиповая пила. | 4час. | Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила. | Пиление шиповой пилой. | Уметь работать шиповой пилой. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.
| |
2.4 | | -Соединение УК-4
| 4час. | Применение, конструктивные особенности. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева. | Анализ чертежа соединения. | Уметь ориентироваться в чертежах. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
2.5 | | -Выполнение соединения УК-4 | 4час | Разметка соединения УК-4. Долбление глухого гнезда. Изготовление шипа. Спиливание шипа на полупотемок. Сборка соединения на клею. | Долбление глухого гнезда. Изготовление шипа. Спиливание шипа на полупотемок. Сборка соединения на клею. | Уметь выполнять соединение УК-4 | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.
| |
3. | Непрозрачная отделка столярного изделия. 8час. | |
3.1 | | -Отделка столярного изделия. | 4час | Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать назначение непрозрачной отделки.
| Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.
| |
3.2 | | - Шпатлевка. | 4час. | Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске. | Шпатлевание углублений, трещин, торцов. | Уметь отделывать изделие под покраску. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
4. Токарные работы. 16час. | |
4.1 | | -Токарный станок по дереву. | 4час | Устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать устройство токарного станка. | Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора. | |
4.2 | | -Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения. | 4час | Устройство, применение, правила безопасного обращения. | Организация рабочего места. Предваритель-ная обработка заготовки. | Знать виды резцов и их назначение. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
4.3 | | -Кронциркуль (штангенциркуль) | 4час | Назначение, применение. | Крепление заготовки в центрах и в заколотку. | Уметь пользоваться кронциркулем. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
4.4 | | -Работа на токарном станке. | 4час | Основные правила электробезопасно-сти.
| Черновая и чистовая обра-ботка цилин-дра. Шлифова-ние шкуркой в прихвате. Отре-зание изделия резцом. | Уметь работать на токарном станке. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
5. | Практическое повторение. 18час. | |
5.1 | | -Изготовление изделий по заказу работников школы. | 18час. | | | Уметь ориентироваться в трудовом задании. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
6. | Самостоятельная работа. 4 час. | |
6.1. | | -Изготовление изделий, содержащих точеные детали. | 4час. | | | Уметь самосто-ятельно сплани-ровать и выпол-нить задание учителя. | Развитие само-стоятельности, технического мышления и творчества. | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание программного материала | ЗУН | Коррекционное воздействие. | Приме- чание. |
Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Технология обработки древесины и элементы техники. Изготовление изделий из древесины (пиломатериалов) |
1. | | III четверть. Вводное занятие. | 4 час | План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. | Запись в тетради. | Знать правила безопасности труда и пожарной безопасности при ручной обработке древесины. | Развитие внимания, памяти и устной речи. | |
2. | Обработка деталей из древесины твердых пород. 16 час | |
2.1 | | Лиственные твердые породы дерева. | 4час. | Береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать листвен-ные твердые породы дерева.
| Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся. | |
2.2 | | Технические характеристики каждой породы. | 4час. | Твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать технические характеристики каждой породы. | Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся. | |
2.3 | | Резец столярного инструмента. | 4час. | Сталь (качество). Угол заточки резцов столярных инструментов. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать правила и приемы заточки стамесок, долот. | Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся. | |
2.4 | | Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков. | 4час. | Требования к материалу для ручки инструменты. | Знать приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков. | Уметь выбрать заготовку согласно требованию к материалу. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков | |
3. | Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2. 16 час | |
3.1 | | Инструменты для строгания профильной поверхности. | 4час | Применение бруска с профильной поверхностью. Механическая обработка профильной поверхности. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать, где применяются профильные бруски. | Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся. | |
3.2 | | Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. | 4час. | Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
| Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. | Знать названия инструментов, их назначение и устройство. Уметь подготавливать зензубель и фальцгобель к работе. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
3.3 | | Выполнение соединения УК-2. | 8час | Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. | Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем. | Приобрести первичные навыки в изготовлении соединения УК-2. Знать приёмы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
4. Круглые лесоматериалы. 8 час | |
4.1 | | Бревна, кряжи, чураки. | 4час | Хранение круглых материалов. Способы распиловки бревен. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать название круглых лесоматериалов, их хранение. Иметь понятие: о стойкости разных пород древесины к различным поражениям, о способах защиты. Знать способы распиловки бревен. | Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора. | |
4.2 | | Защита древесины от гниения с помощью химикатов. | 4час | Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Иметь элементарные знания о способах защиты от химических средств. | Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора. | |
5. | Практическое повторение. 56 час | |
5.1 | | Изготовление табурета, фоторамки, стула со спинкой. | | | | Уметь ориентироваться в трудовом задании. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание программного материала | ЗУН | Коррекционное воздействие. | Примеча-ние. |
Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | | IV четверть. Вводное занятие. |
4час | | Запись в тетради. | Знать правила безопасности тру-да при ручной обработке древе-сины. | Развитие внимания, памяти и устной речи. | |
2. | Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 20 час. | |
2.1 | | Угловое ящичное соединение. | 4час | Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1 | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать элементы ящичного соединения. | Развитие тех-нического мыш-ления, памяти. | |
2.2 | | Соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2.
| 4час | Конструкция, сходство и различие видов, применение. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать виды ящичных соединений, их конструкцию и различие, применение. | Освоение и закрепление тру-довых умений и навыков. | |
2.3 | | Шпунтубель. Малка и транспортир. | 4час | Устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение. | Работа с учебником. Запись в тетради. Практическая работа. | Уметь работать шпунтубелем и уметь его настраивать. | Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики. | |
2.4 | | Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. | 4час | Приемы разметки шипов и проушин ящичных соединений. | Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. | Уметь размечать ящичное соединение при помощи разных приспособлений. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
2.5 | | Выполнение ящичных соединений
| 4час | Последовательность выполнения ящичного соединения. | Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений. | Уметь выполнять угловое ящичное соединение. | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
3. | Свойства древесины 8 час. |
3.1 |
| Древесина. | | Внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро- и теплопроводность. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать основные свойства древесины. | Развитие тех-нического мыш-ления, памяти. | |
| | Основные механические и технологические свойства древесины. | | Механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), техно-логические свойства (твердость, способность удерживать метал-лические крепления, износостойкость). | Работа с учебником. Запись в тетради. | Знать основные механические свойства древесины. Знать основные технологические свойства древесины. | Развитие внимания, памяти и устной речи. | |
4. | Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки 16 час. | |
4.1 | | Выпуклая и вогнутая поверхности.
| 4час | Сопряжение по-верхности разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и нес-квозное отвер-стия. | Работа с учебником. Запись в тетради. | Иметь понятие о выпуклой и вогнутой поверхности. | Развитие тех-нического мыш-ления, памяти. | |
4.2 | | Сверло. Зенкеры простой и комбинированный. | 4час | Виды, пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. | Заточка спирального сверла. | Знать и различать виды сверел. Знать их устройство и уметь ими пользоваться. Уметь Затачивать спиральное сверло. | Освоение новых приемов работы. | |
4.3 | | Обозначение радиусных кривых на чертеже. | 4час | Соотношение радиуса и диаметра. | Выполнение чертежей. | Уметь читать и выполнять чертежи. | Развитие технического мышления, памяти и устной речи, расширение кругозора. | |
4.4 | | Разметка деталей криволинейной формы.
| 4час | С помощью циркуля и по шаблону. | Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
| Уметь сверлить точно по раз-метке. Уметь об-рабатывать гнезда с помощью ста-мески и напиль-ника. | Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики. | |
5. | Практическое повторение. 24 часов. | |
5.1 | | Изготовление аптечки, ручки для ножовки. | | |
| | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
6. | Контрольная работа. 8 час. | |
6.1. | | По выбору учителя 3 или 4 изделия. | | | | | Освоение и закрепление трудовых умений и навыков. | |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по столярному делу составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ( Составители: С. Л. Мирский, Б. А. Журавлёв и др.). Курс построен на основе линейной концепции. Вид образовательной программы – базовая.
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.
Цель трудового обучения – подготовка учащихся к самостоятельному выполнению, после окончания школы, несложных работ на предприятиях и подготовка их к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
В процессе трудовой подготовки учащихся должны решаться следующие задачи:
- обучение общетрудовым политехническим знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии;
- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;
- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;
- формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
- прививать любовь к родному краю ,изучать историю народного искусства на примере изделий мастеров Бурятии .
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др предметах.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи, планировать последовательности выполнения трудовых операций, оценивание результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально- технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменить темы. Время на изучения тем не регламентируется по аналогичным причинам.
На занятиях учащиеся овладевают трудовыми умениями, которые подразделяются на несколько групп.
I группа – умение планирования, определение цели и задач своего и коллективного труда;
материалов, приспособлений, инструментов, инвентаря, необходимых для работы; видов соединения и способы скрепления деталей;
последовательности обработки и порядка трудовых действий; определение размеров и форм изделия.
II группа – умения обработки: приемы и способы ручной обработки материалов, их отделки;
хватка инструмента и рабочая поза при работе;
овладение приемами работы инструментами в приспособлениях,
на станках и машинах; сборка, подгонка и монтаж изделия.
III группа – умения контроля и самоконтроля: определение годности изделия (размеры, формы, точность, качество);
проверка точности выполнения своих трудовых действий и приемов обработки;
определение соответствия образцу.
IV группа – организационные умения: подготовка и содержание в порядке своего рабочего места;
экономное расходование материалов;
уход за инструментами и инвентарем;
умение работать индивидуально и коллективно с разделением труда в паре, в звене, в бригаде, в классе;
умение работать безопасно, без нарушений правил;
умение выполнять работу в срок и качественно.
На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.