СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по столярному делу для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по столярному делу составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида         ( Составители: С. Л. Мирский, Б. А. Журавлёв и др.). Курс построен на основе линейной концепции. Вид образовательной программы – базовая.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по столярному делу для 7 класса»

I. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. 7 класс.

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них теории

Из них практики

1.

I четверть.

Вводное занятие.

4


1


3

2.

Фугование.

20

5

15

3.

Хранение и сушка древесины.

8

4

4

4.

Геометрическая резьба по дереву.

28

3

25

5.

Практическое повторение.

24

4

20

6.

Самостоятельная работа.

6

6

5.

II четверть

Вводное занятие.


4


1


3

6.

Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4.

20

4

16

7.

Непрозрачная отделка столярного изделия.

8

2

6

8.

Токарные работы.

16

4

12

9.

Практическое повторение.

18

2

16

10.

Самостоятельная работа.

4


4















п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них теории

Из них практики

1.

III четверть.

Вводное занятие.



2.

Обработка деталей из древесины твердых пород.

16

6

10

3.

Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2

16

4

12

4.

Круглые лесоматериалы.

8

8

-

5.

Практическое повторение.

56

-

56

6.

IV четверть

Вводное занятие.


4


1


3

7.

Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2

20

4

16

8.

Свойства древесины.

8

2

6

9.

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки.

16

4

12

10.

Практическое повторение.

24

-

24

11.

Контрольная работа.

8

-

8

















II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля


1.

I четверть

Вводное занятие

4


2

Фугование.

20


2.1

Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Правила безопасной работы при фуговании.

4


2.2

Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требование к заточке. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе.

4


2.3

Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Фугование кромок делянок.

8


2.4

Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.

4

тест

3.

Хранение и сушка древесины.

8


3.1

Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка.

4


3.2

Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.

4

тест

4.

Геометрическая резьба по дереву.

28


4.1

Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.

4


4.2

Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.

4


4.3

Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия.

8


4.4

Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора.

8


4.5

Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.

4

тест

5.

Практическое повторение.

24








































Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

III четверть

Вводное занятие


Обработка деталей из древесины твердых пород.

16


Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень.

4

Фронтальный опрос

Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом.

4

Устный опрос

Резец столярного инструмента: угол заточки. Сталь (качество).

4

Фронтальный опрос

Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

4

Тест

Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2

16


Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.

4

Фронтальный опрос

Практическая работа

Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.

4

Тест

Практическая работа

Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.

8

Практическая работа

Круглые лесоматериалы.

8


Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых материалов. Способы распиловки бревен. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию.


4

Устный опрос

Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека.

4

Устный опрос

Практическое повторение.

56


Изготовление табурета, фоторамки, стула со спинкой.


Практическая работа

Всего III четверть:

100


IV четверть.

Вводное занятие.


4


Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2

20


Угловое ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1

4

Устный опрос

Практическая работа

Соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение.

4

Устный опрос

Практическая работа

Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.

4

Устный опрос

Практическая работа

Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону.

4

Практическая работа

Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.

4

Тест

Практическая работа

Свойства древесины

8


Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро- и теплопроводность.

4

Устный опрос

Практическая работа

Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).



4

Тест

Практическая работа

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки

16


Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжение поверхности разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.

4

Фронтальный опрос

Практическая работа

Сверло: виды, пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла.

4

Фронтальный опрос

Практическая работа

Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.

4

Фронтальный опрос

Практическая работа

Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.

4

Тест

Практическая работа

Практическое повторение.

24


Изготовление аптечки, ручки для ножовки.

Практическая работа

Контрольная работа

8


Изготовление 3-4х изделий по выбору.


Всего IV четверть:

80


Итого:

340






































III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Примеча-ние.


Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.


I четверть.

Вводное занятие.



4час

План работы на четверть. Повторение пройденного в 6 классе.

Запись в тетради.


Знать правила безопасности тру-да при ручной обработке древе-сины.

Развитие внимания, памяти и устной речи.


2.

Фугование. 20 час


2.1


-Фугование


4час

Фугование: назначе-ние, сравнение со строганием рубан-ком, приемы работы. Правила безопасной работы при фуговании.

Работа с учебником.


Знать назначение фугования.


Развитие тех-нического мыш-ления, памяти.


2.2


-Инструменты для фугования.

4час

Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назна-чение, требование к заточке.


Разборка и сбор-ка полуфуганка. Подготовка по-луфуганка к работе.



Уметь разбирать и собирать полуфуганок.

Освоение и закрепление тру-довых умений и навыков.


2.3


-Фугование деталей щитового изделия.


8час

Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия.



Фугование кромок делянок.


Уметь фуговать.


Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.


2.4




-Сборка щитового изделия.








4час

Технические требования к точности выполнения щитового изделия.


Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.

Уметь пользоваться ваймой.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.




3.

Хранение и сушка древесины. 8 час.

3.1






- Хранение и сушка древесины.


Значение правиль-ного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка.


Работа с учебником.

Запись в тетради.




Знать способы хранения и сушки древесины.


Развитие тех-нического мыш-ления, памяти.





-Складирование пиломатериалов.


Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.

Укладывание материала в штабель

Уметь правильно складировать материал.

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.


4.

Геометрическая резьба по дереву. 28час


4.1


-Резьба по дереву.





4час

Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.

Упражнения в резьбе по дереву.

Уметь правильно закреплять заготовку.

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.


4.2


- Геометрический орнамент.

4час

Виды орнаментов, последователь-ность действий при вырезании треугольников.

Упражнения по вырезанию треугольников.

Уметь вырезать треугольники.

Освоение новых приемов работы.


4.3


- Нанесение рисунка на поверхность изделия.



8час

Правила нанесения рисунка на поверхность изделия.

Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия.

Уметь наносить рисунок.

Развитие художественного вкуса.


4.4


-Вырезание геометрического орнамента.






8час

Правила безопасной работы при резьбе по дереву.

Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора.

Уметь вырезать геометрический орнамент.

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.


4.5


- Отделка изделий.

4час

Правила безопасной работы при работе с анилиновыми красителями и лаками

Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.

Уметь отделывать изделия.

Освоение новых приемов работы.


5.

Практическое повторение. 24 часов.


5.1


- Изготовление и украшение набора разделочных досок.







Уметь украшать столярное изделие разными видами отделки.

Развитие художественного вкуса. Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.





6.

Самостоятельная работа. 6 час.


6.1.


- Украшение резьбой ранее сделанных изделий.






Уметь самостоятельно украсить изделие.


Развитие самостоятельности технического мышления и творчества.









III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс.

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Приме-

чание.


Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Технология обработки древесины и элементы техники. Изготовление изделий из древесины (пиломатериалов)

1.










II четверть.

-Вводное занятие.




4 час.

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской.

Запись в тетради.


Знать правила безопасности труда и пожарной безопасности при ручной обработке древесины.


Развитие внимания, памяти и устной речи.


2.

Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4.


2.1


-Понятие шерохова-тость обработан-ной поверхности детали.


4час.

Неровность поверхности: виды, причины, устранение.


Работа с учебником. Запись в тетради.

Иметь понятие о шероховатости обработанной поверхности.


Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.



2.2


-Шерхебель.



4час.

Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком.


Строгание шерхебелем и рубанком.



Уметь строгать шерхебелем. Знать его устройство.



Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



2.3


-Шиповая пила.


4час.

Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.



Пиление шиповой пилой.



Уметь работать шиповой пилой.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.






2.4


-Соединение УК-4












4час.

Применение, конструктивные особенности. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.

Анализ чертежа соединения.




Уметь ориентироваться в чертежах.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.




2.5


-Выполнение соединения УК-4

4час

Разметка соединения УК-4. Долбление глухого гнезда. Изготовление шипа. Спиливание шипа на полупотемок. Сборка соединения на клею.

Долбление глухого гнезда. Изготовление шипа. Спиливание шипа на полупотемок. Сборка соединения на клею.

Уметь выполнять соединение УК-4

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.






3.

Непрозрачная отделка столярного изделия. 8час.


3.1


-Отделка столярного изделия.

4час


Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.


Работа с учебником. Запись в тетради.


Знать назначение непрозрачной отделки.




Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.







3.2


- Шпатлевка.

4час.

Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.



Шпатлевание углублений, трещин, торцов.


Уметь отделывать изделие под покраску.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



4. Токарные работы. 16час.


4.1


-Токарный станок по дереву.

4час

Устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.



Работа с учебником. Запись в тетради.


Знать устройство токарного станка.

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.


4.2


-Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения.

4час

Устройство, применение, правила безопасного обращения.

Организация рабочего места. Предваритель-ная обработка заготовки.

Знать виды резцов и их назначение.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


4.3


-Кронциркуль (штангенциркуль)

4час

Назначение, применение.

Крепление заготовки в центрах и в заколотку.

Уметь пользоваться кронциркулем.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


4.4


-Работа на токарном станке.

4час

Основные правила электробезопасно-сти.






Черновая и чистовая обра-ботка цилин-дра. Шлифова-ние шкуркой в прихвате. Отре-зание изделия резцом.

Уметь работать на токарном станке.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


5.

Практическое повторение. 18час.


5.1


-Изготовление изделий по заказу работников школы.

18час.



Уметь ориентироваться в трудовом задании.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


6.

Самостоятельная работа. 4 час.


6.1.


-Изготовление изделий, содержащих точеные детали.


4час.










Уметь самосто-ятельно сплани-ровать и выпол-нить задание учителя.


Развитие само-стоятельности, технического мышления и творчества.



III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс.

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Приме-

чание.


Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Технология обработки древесины и элементы техники. Изготовление изделий из древесины (пиломатериалов)

1.


III четверть.

Вводное занятие.

4 час

План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской.

Запись в тетради.

Знать правила безопасности труда и пожарной безопасности при ручной обработке древесины.

Развитие внимания, памяти и устной речи.


2.

Обработка деталей из древесины твердых пород. 16 час


2.1


Лиственные твердые породы дерева.



4час.

Береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень.



Работа с учебником. Запись в тетради.

Знать листвен-ные твердые породы дерева.




Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.


2.2


Технические характеристики каждой породы.



4час.

Твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом.

Работа с учебником. Запись в тетради.



Знать технические характеристики каждой породы.



Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.


2.3


Резец столярного инструмента.

4час.

Сталь (качество).

Угол заточки резцов столярных инструментов.

Работа с учебником. Запись в тетради.

Знать правила и приемы заточки стамесок, долот.



Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.


2.4


Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

4час.

Требования к материалу для ручки инструменты.

Знать приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

Уметь выбрать заготовку согласно требованию к материалу.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков


3.

Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2. 16 час


3.1


Инструменты для строгания профильной поверхности.

4час

Применение бруска с профильной поверхностью. Механическая обработка профильной поверхности.

Работа с учебником. Запись в тетради.

Знать, где применяются профильные бруски.

Развитие внимания, памяти, расширение кругозора учащихся.


3.2


Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля.

4час.

Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.





Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля.


Знать названия инструментов, их назначение и устройство. Уметь подготавливать зензубель и фальцгобель к работе.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.3


Выполнение соединения УК-2.

8час

Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями.

Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.

Приобрести первичные навыки в изготовлении соединения

УК-2.

Знать приёмы разметки соединения деталей с профильными поверхностями.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.



4. Круглые лесоматериалы. 8 час


4.1


Бревна, кряжи, чураки.

4час

Хранение круглых материалов. Способы распиловки бревен. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию.

Работа с учебником. Запись в тетради.


Знать название круглых лесоматериалов, их хранение.

Иметь понятие: о стойкости разных пород древесины к различным поражениям, о способах защиты.

Знать способы распиловки бревен.

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.


4.2


Защита древесины от гниения с помощью химикатов.

4час

Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека.

Работа с учебником. Запись в тетради.


Иметь элементарные знания о способах защиты от химических средств.

Развитие внимания памяти, устной речи, расширение кругозора.


5.

Практическое повторение. 56 час


5.1


Изготовление табурета, фоторамки, стула со спинкой.





Уметь ориентироваться в трудовом задании.

Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Содержание программного материала

ЗУН

Коррекционное воздействие.

Примеча-ние.


Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.


IV четверть.

Вводное занятие.



4час


Запись в тетради.


Знать правила безопасности тру-да при ручной обработке древе-сины.

Развитие внимания, памяти и устной речи.


2.

Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 20 час.



2.1


Угловое ящичное соединение.

4час

Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1

Работа с учебником. Запись в тетради.

Знать элементы ящичного соединения.

Развитие тех-нического мыш-ления, памяти.


2.2


Соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2.




4час

Конструкция, сходство и различие видов, применение.

Работа с учебником. Запись в тетради.

Знать виды ящичных соединений, их конструкцию и различие, применение.

Освоение и закрепление тру-довых умений и навыков.


2.3


Шпунтубель. Малка и транспортир.

4час

Устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.

Работа с учебником. Запись в тетради. Практическая работа.

Уметь работать шпунтубелем и уметь его настраивать.

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.


2.4


Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником.

4час

Приемы разметки шипов и проушин ящичных соединений.

Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону.

Уметь размечать ящичное соединение при помощи разных приспособлений.



Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


2.5


Выполнение ящичных соединений


















4час

Последовательность выполнения ящичного соединения.

Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.

Уметь выполнять угловое ящичное соединение.


Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


3.

Свойства древесины 8 час.

3.1






Древесина.


Внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро- и теплопроводность.

Работа с учебником.

Запись в тетради.

Знать основные свойства древесины.


Развитие тех-нического мыш-ления, памяти.





Основные механические и технологические свойства древесины.


Механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), техно-логические свойства (твердость, способность удерживать метал-лические крепления, износостойкость).

Работа с учебником.

Запись в тетради.

Знать основные механические свойства древесины.

Знать основные технологические свойства древесины.


Развитие внимания, памяти и устной речи.


4.

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки 16 час.


4.1


Выпуклая и вогнутая поверхности.





4час

Сопряжение по-верхности разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и нес-квозное отвер-стия.

Работа с учебником.

Запись в тетради.


Иметь понятие о выпуклой и вогнутой поверхности.


Развитие тех-нического мыш-ления, памяти.



4.2


Сверло. Зенкеры простой и комбинированный.

4час

Виды, пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство.

Заточка спирального сверла.

Знать и различать виды сверел. Знать их устройство и уметь ими пользоваться. Уметь

Затачивать спиральное сверло.


Освоение новых приемов работы.


4.3


Обозначение радиусных кривых на чертеже.


4час

Соотношение радиуса и диаметра.


Выполнение чертежей.

Уметь читать и выполнять чертежи.


Развитие технического мышления, памяти

и устной речи, расширение кругозора.


4.4


Разметка деталей криволинейной формы.














4час

С помощью циркуля и по шаблону.

Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.



Уметь сверлить точно по раз-метке. Уметь об-рабатывать гнезда с помощью ста-мески и напиль-ника.

Развитие точности, аккуратности и мелкой моторики.


5.

Практическое повторение. 24 часов.


5.1


Изготовление аптечки, ручки для ножовки.







Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.


6.

Контрольная работа. 8 час.


6.1.


По выбору учителя 3 или 4 изделия.






Освоение и закрепление трудовых умений и навыков.




Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по столярному делу составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ( Составители: С. Л. Мирский, Б. А. Журавлёв и др.). Курс построен на основе линейной концепции. Вид образовательной программы – базовая.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.

Цель трудового обучения – подготовка учащихся к самостоятельному выполнению, после окончания школы, несложных работ на предприятиях и подготовка их к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

В процессе трудовой подготовки учащихся должны решаться следующие задачи:

- обучение общетрудовым политехническим знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии;

- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;

- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;

- формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;

- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;

- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.

- прививать любовь к родному краю ,изучать историю народного искусства на примере изделий мастеров Бурятии .

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др предметах.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи, планировать последовательности выполнения трудовых операций, оценивание результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально- технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменить темы. Время на изучения тем не регламентируется по аналогичным причинам.

На занятиях учащиеся овладевают трудовыми умениями, которые подразделяются на несколько групп.

I группа – умение планирования, определение цели и задач своего и коллективного труда;

материалов, приспособлений, инструментов, инвентаря, необходимых для работы; видов соединения и способы скрепления деталей;

последовательности обработки и порядка трудовых действий; определение размеров и форм изделия.

II группа – умения обработки: приемы и способы ручной обработки материалов, их отделки;

хватка инструмента и рабочая поза при работе;

овладение приемами работы инструментами в приспособлениях,

на станках и машинах; сборка, подгонка и монтаж изделия.

III группа – умения контроля и самоконтроля: определение годности изделия (размеры, формы, точность, качество);

проверка точности выполнения своих трудовых действий и приемов обработки;

определение соответствия образцу.

IV группа – организационные умения: подготовка и содержание в порядке своего рабочего места;

экономное расходование материалов;

уход за инструментами и инвентарем;

умение работать индивидуально и коллективно с разделением труда в паре, в звене, в бригаде, в классе;

умение работать безопасно, без нарушений правил;

умение выполнять работу в срок и качественно.

На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!